Система образования в Российской Федерации. Финансирование образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Принципиальной особенностью образовательной политики в большинстве развитых стран 60-х гг. XX века становится приоритетность финансирования системы образования, признание ее сферой национальных интересов. В значительной степени этому способствовали внушительные успехи СССР в области ядерных технологий, космических исследований и достижения советской системы образования.

Содержание

. Введение 4

2. Система образования РФ и ее элементы: 6

2.1. Дошкольные учреждения образования 7

2.2. Общеобразовательные учреждения 10

2.3. Профессиональные учреждения образования 11

2.4. Специальные учреждения образования 16

3. Система финансирования образования в Российской Федерации 18

4. Сметно-бюджетное финансирование учреждений образования

Расчетные показатели и порядок планирования бюджетных

средств на содержание учреждений образования. 22

5. Национальный проект – «Образование» 35

6. Заключение 37

7. Список используемой литературы 40

Работа содержит 1 файл

введение.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

    Согласно  концепции модернизации образования государство вновь должно стать гарантом качества подготовки кадров, осуществляемой профессиональными образовательными учреждениями. В соответствии с требованиями народного хозяйства, культуры, аппарата управления, вооруженных сил и других сфер, в ближайшие годы предстоит существенное изменение содержания и структуры профессионального образования.

    В целях повышения уровня качества профессионального образования  будут осуществляться:

    1. прогнозирование  потребностей рынка труда и создание кооперации сети профессиональных образовательных учреждений и служб занятости;

    2. оптимизация  перечней профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка  кадров;

    3. структурная  и институциональная перестройка  профессионального образования, оптимизация сети его учреждений, отработка различных моделей интеграции начального и среднего, среднего и высшего профессионального образования, обеспечение реальной многоуровневости высшего образования, создание университетских комплексов;

    4. радикальное  улучшение материально-технической  базы профессиональных учебных  заведений;

    5. информатизация  образования  оптимизация методов  обучения, активное использование  технологий открытого образования;

    6. углубление  в высшей школе интеграционных и междисциплинарных программ, соединение их с прорывными высокими технологиями;

    7. интеграция  университетской, академической  и отраслевой науки;

    8. обеспечение  участия работодателей и других  социальных партнеров в решении   проблем профессионального образования, в том числе в разработке образовательных стандартов, согласующихся с современными квалификационными требованиями (профессиональными стандартами), в формировании заказа на подготовку специалистов, в контрактной подготовке кадров и проведении кадровой политики на уровне субъектов РФ.

    Естественно, что осуществление мероприятий  по модернизации профессионального  образования повлечет за собой рост финансовых ресурсов, направляемых в  сферу образования. 

Специальные учреждения образования.

      Для современной системы дошкольного общественного воспитания актуальными являются задачи реабилитации детей, коррекции их здоровья. Создаются специализированные учреждения, группы для детей с различными нарушениями здоровья, с нарушениями слуха, речи, зрения, с задержкой психического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с туберкулезной интоксикацией и т.п. Проявлением гуманного отношения к детям-инвалидам стало создание в дошкольных учреждениях групп, образовательная работа в которых поможет интеграции этих детей в общество.

      Дети-сироты и дети, оставшиеся без родительского  попечения, воспитываются в домах ребенка (до 3 лет), а затем - в детских домах, интернатах. Количество детей, нуждающихся в таких учреждениях, стремительно растет: по данным Министерства образования РФ, в 1997 г. их было 800 тыс. Имеющиеся детские дома переполнены; изыскиваются новые формы воспитания сирот фактических и социальных (при живых родителях, лишенных прав или возможности растить своих детей). Открываются приюты, организуется “шефство” взрослых над детьми, когда сирот берут в семьи на каникулы, на выходные дни. Создается институт патронажных семей: люди берут детей в свою семью, оформляются воспитателями детского дома и получают деньги на содержание ребенка и за свой труд родителей-воспитателей. Педагоги детского дома помогают родителям-воспитателям, делят с ними ответственность за жизнь, здоровье, воспитание сирот. Поиск новых форм организации воспитания детей-сирот идет в направлении отказа от казённых учреждений, приближения общественного воспитания к условиям семейного.

      В тяжёлые годы после второй мировой  войны в Европе осталось много детей-сирот. В 1949 г. австриец Герман Гмайнер открыл первую “детскую деревню” - детский дом семейного типа. В настоящее время по модели детского дома Г. Гмайнера в 130 странах созданы учреждения для сирот. Стратегия воспитания представляется следующим образом: сначала излечить душу и тело ребенка, потом развить и выучить его, а после - помочь утвердиться в обществе в соответствии с его возможностями и силами. “Мать деревни” (официальное название новой профессии) вместе с работой выбирает и судьбу. Она живет с детьми, воспитывает их и самостоятельно ведет хозяйство. У нее 6-8 ребят, это названые и родные братья и сестры. В деревне таких домов обычно 10-12. Директор деревни не столько контролирует, сколько помогает и распределяет финансы. А в остальном всё, как в семье. Дети ходят в обычную школу, лечатся в обычной поликлинике. В 1996 г. приняла своих воспитанников первая российская детская деревня в подмосковном Томилино. В Лаврове под Орлом, где работает школа по подготовке “матерей”, открывается вторая. Третья появится под Петербургом в г. Пушкине. 
 
 

3. Система финансирования  образования в  Российской Федерации.  

    Статья 43 Конституции РФ закрепляет право каждого гражданина на образование в государственных и муниципальных учреждениях. Вместе с тем, образование -  это та сфера, которая обеспечивает развитие не только личности, но и всей страны, ее конкурентоспособность в глобальном мире. Образование финансируется из бюджетов всех уровней бюджетной системы: федерального, субъектов Федерации и муниципальных образований.

    В сфере образования основные полномочия закреплены за органами государственной  власти субъектов Федерации и  органами местного самоуправления.

    Органами  государственной  власти  субъектов  Федерации обеспечивается предоставление дошкольного образования, общего образования и дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях (путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ, в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды, в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Федерации), а также начального профессионального и среднего профессионального образования (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях), которое обеспечивает подготовку рабочих кадров и специалистов для нужд региональных рынков труда, социальной поддержки  детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

    К полномочиям органов местного самоуправления отнесен вопрос организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного  образования на территории муниципального образования на территории муниципального образования, в части  расходов, организация отдыха детей в каникулярное время, опека и попечительство.

    За  федеральными органами государственной  власти в сфере образования закреплены полномочия профессионального образования, главным образом высшего и  послевузовского профессионального образования.

    При этом большая доля финансирования (79%)  приходится на консолидированные бюджеты субъектов Федерации, т.е. на бюджеты субъектов Федерации и муниципальных образований. Распределение бюджетных расходов на образование по разным уровням бюджетной системы предоставлено на рисунке 

(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

      Из российских региональных бюджетов  практически полностью финансируется  дошкольное (98%), общее среднее (100%) и начальное профессиональное  образование (87%).

    Бюджетное финансирование среднего профессионального образования и переподготовки и повышения квалификации на 47% осуществляется за счет средств федерального бюджета и на 57% - за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Федерации.

    Из  федерального бюджета в основном финансируется высшее профессиональное образование (95%). В 2007 г. расходы федерального бюджета на образование увеличилось на 31% и составили 278,5 млрд руб.

    Основной  целью государственной политики в сфере образования является повышение уровня его доступности  и качества для всех слоев населения независимо от происхождения, доходов и места жительства граждан.

    В 2005 г. доля студентов, принятых на обучение за счет бюджетов всех уровней, составила 44,7%, в 2006 г. она сократилась до 42,5%.

    В 2005/06 учебном году в РФ насчитывалось 655 государственных и муниципальных высших учебных заведений, в которых обучалось

6 млн  студентов. К 2009 г. численность  студентов за счет повышения  уровня доступности образования  будет на 1,7-2,6% выше, чем в 2005 г.  Россия прочно лидирует по  числу студентов высших учебных заведений (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

    Очевидно, что в условиях, когда прожиточный  минимум российских семей еще  весьма невысок, доступность обучения для многих семей в немалой  степени связана с размерами  стипендий, возможностью проживания в общежитиях и, как показали события в ряде ВУЗов страны – с приемлемостью цен в сфере общественного питания ВУЗов. Система организации образования – это комплекс, включающий и содержание помещений, и транспорт, и стоимость учебной литературы, и многое другое.

    С 1 сентября 2007 г. на 50% повышены стипендии  учащимся и студентам учебных  заведений начального, среднего и  высшего профессионального образования. В бюджете 2007 г. на эти цели предусмотрены  ассигнования в объеме 4,2 млрд руб.

    К 2008 г. планировалось увеличить обеспеченность общежитиями до 95% студентов государственных (и муниципальных) учреждений высшего образования. Этот показатель в 2004 г. составлял 83%,  а в 2005 г. – 84%.

    В 2007 г. 1,5 млрд руб. направлено на совершенствование  форм оценки качества образования, в том числе на основе привлечения к этому процессу общественных организаций. К 2008 г. планировалось на 25% по сравнению с 2005 г. увеличить количество общеобразовательных учреждений, имеющих институты общественного участия в управлении образованием.

    Проблема  повышения качества образования  на современном этапе неразрывно связана с необходимостью модернизации и перехода к инновационным методам  образования. Объем информации, которой  владеет наша цивилизация, удваивается  каждые пять лет, поэтому в настоящее время важно не столько получить определенные знания, сколько освоить новейшие алгоритмы получения и использования новой информации. Инновационное образование ориентировано на овладение базовыми компетенциями, позволяющими по мере необходимости приобретать знания самостоятельно. Оно предполагает интеграцию фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства, а также более тесную связь с практикой.

    Непременным условием качественного образования  является высокий уровень оплаты труда преподавателей.

    В 2005 г. среднемесячная начисленная (до налогообложения) заработная плата в целом по отрасли  равнялась 5477,9., что составляет 55,7% этого  показателя в промышленности. При  этом среднемесячная заработная плата  в ВУЗах РФ была на уровне 8510,1 руб. В региональном плане этот показатель колебался от 3557 руб. в Карачево-Черкесской Республике до 23 473 руб. в Ямало-Ненецком АО; в Москве он равен 11 750руб.

    Среднемесячная  заработная плата учителей общеобразовательных  школ в 2005 г. в России составила 4 911,3 руб., что на 27% больше, чем в 2004 г.

    С 2006 г. государственные органы поставили перед собой задачу повышения статуса педагогических кадров путем совершенствования механизмов оплаты труда, системы подготовки и повышения квалификации. На эти цели в

2007 г.  федеральный бюджет выделил 19,8 млрд руб., что на 16,5% больше, чем  в предшествующем году. С 2006 г. запланировано проводить ежегодный открытый конкурс для учителей, достигших определенного уровня педагогического мастерства; 10 тыс. педагогов-победителей получат денежные поощрения в 100 тыс.руб.

    Одной из наиболее важных проблем современного российского образования  остается сильнейшая диспропорция между потребностями экономики и выпуском для образовательных учреждений. По экспертным оценкам, 60-70% выпускников государственных ВУЗов не работают по специальности. При этом наибольший процент нетрудоспособных молодых специалистов – выпускники ВУЗов системы здравоохранения (до 30%), а наименьший – системы образования (9,8%).

Информация о работе Система образования в Российской Федерации. Финансирование образования