Система образования в Российской Федерации. Финансирование образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Принципиальной особенностью образовательной политики в большинстве развитых стран 60-х гг. XX века становится приоритетность финансирования системы образования, признание ее сферой национальных интересов. В значительной степени этому способствовали внушительные успехи СССР в области ядерных технологий, космических исследований и достижения советской системы образования.

Содержание

. Введение 4

2. Система образования РФ и ее элементы: 6

2.1. Дошкольные учреждения образования 7

2.2. Общеобразовательные учреждения 10

2.3. Профессиональные учреждения образования 11

2.4. Специальные учреждения образования 16

3. Система финансирования образования в Российской Федерации 18

4. Сметно-бюджетное финансирование учреждений образования

Расчетные показатели и порядок планирования бюджетных

средств на содержание учреждений образования. 22

5. Национальный проект – «Образование» 35

6. Заключение 37

7. Список используемой литературы 40

Работа содержит 1 файл

введение.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

    Кср = (К1 М1 + К2 М2) / 12,

    где Кср – среднегодовой контингент; К1 – контингент на начало планируемого года; М1 – число месяцев функционирования учреждения с переходящим контингентом на начало года; К2 – контингент планируемого года; М2 число месяцев функционирования учреждения с новым контингентом на конец года. 

    Расчет  среднегодовых величин может  также производиться суммированием  показателей на каждое 1-е число  месяца и делением полученной суммы  на 12. При расчете среднегодового числа воспитанников по школьным образовательным учреждениям этот метод предпочтительней, так как позволяет более точно определить требуемый контингент.

    Технологию  определения потребности в бюджетных средствах рассмотрим на примере средней городской общеобразовательной школы, так как расходы по этому типу учреждений занимают наибольший удельный вес в структуре затрат на образование. Производственные показатели по школе определяются по группам классов: Ι-ΙΙΙ (ΙV), V-IX, X-XI. Эти данные приводятся в смете на две даты – на 1 января и на 1 сентября планируемого года, а также в  среднегодовом исчислении. Число учащихся на 1 января принимается по фактическому состоянию на последнюю отчетную дату. Численность учащихся на 1 сентября планируемого года определяется в соответствии с планом приема и выпуска учащихся. Число детей, поступающих в планируемом году в первые классы, устанавливается по данным специального учета. Следует учитывать и такую особенность комплектования школ: основная часть первоклассников осваивает программу начальной школы за 3 года и сразу переводится в V класс; 4 года учатся в начальной школе дети, начинающие обучение с 6 лет. Число учащихся в последующих классах обычно планируется на уровне выпуска V классов и т.д. Исключение составляет планирование контингентов X классов. При определении численности учащихся этих классов учитывается, что часть выпускников IX классов общеобразовательных школ продолжит образование в других типах учебных заведений.

    В настоящее время предельная наполняемость  классов установлена в количестве 25 учащихся. В зависимости от недостатков умственного или физического развития  детей формируются отдельные классы или открываются специальные школы с меньшей наполняемостью.

    Данные  о числе классов и учащихся в них приводятся в смете по следующей форме:

Классы На 1 января На 1 сентября
классов учащихся классов учащихся
I 3 77 3 78
II 3 76 3 77
III 4 109 3 76
Итого по I-III классам 10 262 9 231
V 3 80 4 109
VI 3 83 3 80
VII 3 74 3 83
VIII 2 57 3 74
IX 2 51 2 57
Итого по V-IX классам 13 345 15 403
X 2 54 2 52
XI 2 50 2 54
Итого по X-XI классам 4 104 4 106
Всего по школе 27 711 28 740
Группы  продленного дня 4 100 4 100

     

    Одни  из важнейших сетевых показателей, используемых в процессе планирования расходов общеобразовательных школ, - педагогические ставки. Число педагогических ставок рассчитывается на базе двух показателей – числа часов учебных заведений и нормы учебной нагрузки учителей в неделю. Базисный учебный план РФ устанавливает предельно допустимую нагрузку на учащихся в часах при пяти- и шестидневной учебной неделе. При пятидневной она составляет в I-III классах – 22 часа, V – 28, VI – 29, VII – 31, VIII-IX – 32, в X-XI – 36 часов. Норма учебной нагрузки учителя на ставку заработной платы установлена для начальной школы – 20 часов в неделю, для старших классов – 18 часов в неделю. Поэтому число педагогических ставок определяется отдельно по группам классов.5 Общее число учебных занятий по каждой группе классов в неделю определяется как произведение количества классов и числа часов на один класс. Количество педагогических ставок рассчитывается как частное общего числа часов учебных занятий в неделю по каждой группе классов и установленной нормы учебной нагрузки учителя.

    Расходы на заработную плату планируются  отдельно по педагогическому, административно-хозяйственному и учебно-вспомогательному персоналу. Такой фонд оплаты труда называется тарифным. Кроме того, предусматривается надтарифный фонд заработной платы на установление доплат за дополнительные виды работы (проверку тетрадей, классное руководство и т.п.) и надбавок за высокое качество работы.

    Фонд  заработной платы учителей определяется исходя из количества педагогических ставок и средней ставки учителя  в месяц по тарификации. Тарификационные  списки позволяют определить общую сумму фонда заработной платы учителей за один месяц. Исходя из этих данных и зная число классов по группам на 1 января и 1 сентября, нетрудно рассчитать среднюю ставку учителя в месяц и фонд заработной платы за месяцы текущего и нового учебного года, приходящегося на планируемый финансовый год. Для определения средней ставки учителя месячный фонд заработной платы по каждой группе классов, установленный на базе тарификационного списка, делится на соответствующее этим группам классов количество педагогических ставок.

    Следует отметить, что на планируемый финансовый год по городским школам приходится 8,5 месяца текущего и 3,5 месяца нового учебного года, по сельским школам – соответственно 8 и 4 месяца, что обусловлено различиями в порядке выплаты заработной платы учителям городских и сельских школ (первым она выплачивается по частям два раза  месяц, вторым – полностью один раз в месяц).

    Фонд  заработной платы учебно-вспомогательного и административно-хозяйственного персонала определяется на основе штатного расписания школы и установленных должностных окладов. Число штатных единиц зависит от количества классов в школе и ее индивидуальных особенностей. По учреждениям, реализующим образовательные программы повышенного уровня (гимназии, лицеи), а также по школам с продленным днем обучения в штатное расписание вводятся дополнительные должности. Ранее по всем типам учреждений Министерство образования России утверждало типовые штаты. В настоящее время типовые штаты отменены, однако они все еще служат основой для выделения средств на оплату труда. После согласования с учредителем объема финансирования на зарплату учреждение самостоятельно определяет структуру управления деятельностью, штатное расписание, распределение должностных обязанностей. Расчет фонда оплаты труда по этой группе работников производится по определенной форме   (см. приложение 5)

    Сводные данные тарификационного списка по школе  сгруппированы в следующую таблицу:

Показатели I-III классы V-IX классы X-XI классы Итого по всем классам
Количество  педагогических ставок на класс6 1,390 2,231 1,958 5,579
Средняя ставка учителя в месяц, руб. 314,0 332,3 374,4 X
Количество  педагогических ставок на все классы на 1 января 13,900 29,003 7,832 50,735
Фонд  заработной платы в месяц в  период январь-август, руб. 4364,6 9637,7 2931,5 16933,8
Количество  педагогических ставок на все классы на 1 сентября 12,510 33,465 7,832 53,807
Фонд  заработной платы в месяц в  период сентябрь-декабрь, руб. 3928,1 11120,4 2931,5 17980,0
 

     Отдельно  в смете школы планируются  средства на оплату труда воспитателей групп продленного дня, на кружковую работу среди детей, на прочие виды заработной платы (например, за работу в районах Крайнего Севера, региональные доплаты, за обучение больных детей на дому и т.п.). Сводный расчет представлен ниже… 
 
 
 

    
Показатели Период

январь-

август

Период

сентябрь-

декабрь

Фонд  заработной платы в месяц:    
Педагогический  персонал (основной) 16 933,8 17 980,0
Воспитатели групп продленного дня 1 386,8 1 386,8
Педагоги  дополнительного образования (кружки) 535,1 535,1
Педагогический  персонал для обучения больных детей  на дому 7 811,2 7 811,2
Административно-Хозяйственный  и учебно-вспомогательный персонал 6 006,6 6 006,6
Итого тарифный фонд зарплаты 32 673,5 33 719,7
Надтарифный фонд зарплаты 10 891,2 11 239,9
Кроме того, региональные доплаты 3 613,7 3 613,7
Всего фонд зарплаты в месяц 47 178,4 48 573,3
Количество  месяцев  8,5 3,5
Фонд  оплаты труда в год 401 016,4 170 006,6
 

     При исчислении надтарифного фонда заработной платы применяется следующая  методика: тарифный фонд принимается за 75%, надтарифный по школам должен составлять не более 25%. Следовательно, чтобы исчислить объем, необходимо тарифный фонд разделить на 75% и умножить на 25%. Узаконенный норматив надтарифного фонда по каждому типу учреждений различен. Например, по учреждениям дополнительного образования он составляет 10%, по дошкольным учреждениям – 12%.

Информация о работе Система образования в Российской Федерации. Финансирование образования