Система образования в Российской Федерации. Финансирование образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Принципиальной особенностью образовательной политики в большинстве развитых стран 60-х гг. XX века становится приоритетность финансирования системы образования, признание ее сферой национальных интересов. В значительной степени этому способствовали внушительные успехи СССР в области ядерных технологий, космических исследований и достижения советской системы образования.

Содержание

. Введение 4

2. Система образования РФ и ее элементы: 6

2.1. Дошкольные учреждения образования 7

2.2. Общеобразовательные учреждения 10

2.3. Профессиональные учреждения образования 11

2.4. Специальные учреждения образования 16

3. Система финансирования образования в Российской Федерации 18

4. Сметно-бюджетное финансирование учреждений образования

Расчетные показатели и порядок планирования бюджетных

средств на содержание учреждений образования. 22

5. Национальный проект – «Образование» 35

6. Заключение 37

7. Список используемой литературы 40

Работа содержит 1 файл

введение.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

    Практика  обучения и воспитания подрастающего  поколения за последние десятилетия показала, что уровень этой работы не отвечает современным требованиям. Все это обусловило, как уже отмечалось, необходимость модернизации общего образования планируется:

    1. пересмотреть структуру и содержание общего образования, включая продолжительность обучения на каждой его ступени;
    2. разработать и ввести в действие государственные образовательные стандарты общего образования и вариативный базисный учебный план, позволяющий учитывать особенности регионов и возможности общеобразовательных учреждений;
    3. провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создать в образовательных учреждениях условия для укрепления здоровья обучающихся;
    4. отработать и внести гибкую систему профилей обучения в старшей школе, в том числе путем кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования;
    5. усилить роль дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, - экономики, истории, права, русского, родного и иностранных языков, улучшить профессиональную ориентацию и трудовое обучение, обеспечить всеобщую компьютерную грамотность;
    6. предусмотреть введение обязательного экзамена по иностранному языку за курс средней школы и обязательного экзамена по информационным технологиям за курс основной школы;
    7. организовать на селе систему «школьных автобусов»;
    8. разработать нормативно-правовую базу для развития новых типов общеобразовательных учреждений, в том числе образовательных центров и комплексов, а также учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей;
    9. обеспечить государственную поддержку школ для одаренных детей.

    В настоящее время перед общеобразовательными учреждениями стоят следующие задачи:

    1. Правильное комплектование классов  и укрупнение школьных учреждений;

    2. Осуществление мероприятий по организации политехнического обучения, профессиональной ориентации, оказанию помощи семьям в воспитании детей;

    3. Улучшение профессиональной подготовки  и профессиональной ориентации  учащихся старших классов;

    4. Развитие в школах групп продленного дня.

    Тенденция к «простому» составу семьи (т.е. отец, мать и дети), увеличение числа  женщин с высшим образованием и, следовательно, их большая занятость в общественной жизни обусловливают необходимость  развития в школах групп продленного дня, охватывающих как детей младшего школьного возраста, так и определенную часть подростков. Увеличение числа групп продленного дня имеет большое социальное значение. Социологические обследования показывают, что пребывание ребенка на режиме продленного дня увеличивает на 12-15% свободное время родителей. В группах продленного дня дети готовят уроки под наблюдением педагогов и воспитателей, что способствует повышению уровня их обучения и воспитания. Наличие в школе спортивных залов, музыкальных инструментов, столовой, комнат отдыха, игр и кружковых занятий, спортивного комплекса, соответствующего оборудования и инвентаря позволяет детям и подросткам развиваться гармонично. В дальнейшем эта форма воспитания детей, видимо, будет развиваться.

    Естественно, организация такой школы требует создания определенных условий: столовая, комнаты для отдыха, игр и кружковых занятий, спортивный комплекс, соответствующее оборудование и инвентарь. В связи с этим возрастают не только капитальные вложения на переоборудование помещений, но и затраты на приобретение инвентаря, а также и текущие расходы. Увеличивается фонд заработной платы педагогов, воспитателей и обслуживающего персонала. Возрастают учебные расходы, затраты на питание, приобретение мягкого инвентаря и оборудования и др. сравнительный анализ текущих расходов школы продленного (полного) дня и школы с таким же количеством классов и учеников, но работающей на обычном режиме, показал, что в школе продленного дня общие затраты на 50% выше. Однако преимущества школы продленного дня в воспитании детей очевидны. и расходы на содержание групп и школ продленного дня возрастут.

    Претворение в жизнь перечисленных выше мероприятий  в области общего образования  вызовет увеличение, помимо капитальных  вложений и хозяйственных расходов, числа педагогов, воспитателей, обслуживающего персонала и, следовательно, расходов на заработную плату. Таким образом, совершенствование педагогического и воспитательного процесса, укрепление материально-технической базы учреждений общего образования приведет к росту бюджетных расходов на образование. 

      2.3. Профессиональные  учреждения образования. 

      В экономически развитом обществе система  подготовки кадров обеспечивает обучение всех специалистов высшей квалификации и от 60 до 80% рабочих. Таким образом, эта система, состоящая из трех направлений – профессиональное высшее образование, среднее и начальное профессиональное образование, - является главным элементом развития трудовых ресурсов. :

    Начальное профессиональное образование – это первая ступень подготовки рабочей силы. В различных профессиональных училищах даются не только рабочие навыки и профессии, но и общеобразовательные знания в пределах средней общеобразовательной школы. В 2004 г. число профессиональных училищ составило 3 843, в них обучалось 1,6 млн чел. Следует отметить, что число училищ уменьшается в связи с сокращением контингента детей и уменьшением потребности в рабочих. Так, число выпускников профессиональных училищ с 1994 по 2004 гг. сократилось для сельского хозяйства – на 40 тыс. финансирование профессиональных училищ в основном осуществляется за счет территориальных бюджетов. В 2004 г. из 11,2 млрд руб., выделенных на эти цели, 9,7 млрд руб. поступили из региональных бюджетов и 1,5 млрд из местных.

      Среднее профессиональное образование является важным элементом подготовки кадров. Среднее профессиональное образование ориентировано на подготовку на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования специалистов среднего звена для всех отраслей народного хозяйства. Среднее профессиональное образование может быть получено в среднем специальном учебном заведении (училище, колледже) или в высшем учебном заведении на первой ступени высшего профессионального образования.

    В 2004 г. в более чем 2,6 тыс. государственных лицеях и колледжах обучалось свыше 2,5 млн студентов. В последние годы наметилась тенденция к увеличению числа студентов. Финансирование средних профессиональных учебных заведений осуществляется примерно поровну из федерального и территориальных бюджетов. Из 14,6 млрд руб., направленных в 2004 г. на содержание средних специальных учебных заведений, 70% были выделены из региональных бюджетов. В последние годы увеличилась передача финансирования учреждений среднего профессионального образования с федерального на территориальные бюджеты.

      В последние годы возникла потребность  в переподготовке кадров, т. е. создании условий для получения новой или смежной специальности.

      Всем  образовательным учреждениям предоставляется  право оказывать дополнительные образовательные услуги населению при наличии лицензии на указанный вид деятельности. Дополнительные услуги могут быть платными, если они выходят за пределы обязательной образовательной работы с детьми, которая определяется учебным планом учреждения и программой, принятой для него в качестве основной. Так, на базе дошкольного учреждения дополнительно организуется обучение детей иностранным языкам, хореографии, ритмике, игре на музыкальных инструментах и т. д. Дополнительные образовательные услуги предоставляются не только воспитанникам данного учреждения, но и всем желающим.

      Учреждения  высшего профессионального  образования готовят специалистов высшей квалификации – это наиболее динамично развивающееся звено системы непрерывного образования, представленное следующими видами учебных заведений: университетами (они являются центрами фундаментальных научных исследований и осуществляют подготовку специалистов по разным профилям), академиями, институтами, консерваториями, высшими профессиональными школами. Реформирование высшей школы основано на введении многоступенчатой подготовки специалистов, которая реализуется по содержанию и срокам обучения преемственными общеобразовательными программами. По завершении обучения на каждой из ступеней выпускник получает диплом, который дает право заниматься профессиональной деятельностью или перейти к следующему этапу образования. Такая перестройка высшего образования дает возможность удовлетворить потребности страны в специалистах разного уровня квалификации.

      Реформы в отечественном высшем образовании  начались в 1992 г. с принятием федерального Закона "Об образовании". Он узаконил новые для нас понятия: бакалавриат, магистратура, многоуровневая система. Но, не ломая сложившуюся систему, сохранил и включил в новую и старую, одноступенчатую систему подготовки специалистов, предоставляя вузам самим определяться - по какой программе готовить выпускников. Это, дав и вузам и студентам новые возможности внесло и некоторую сложность, связанную с необходимостью выбора.

      Уровни (или, как еще говорят, ступени) высшего  образования определены у нас принятым в 1996 г. федеральным Законом "О высшем профессиональном и послевузовском образовании". В соответствии с ним высшее образование включает три ступени:

      - первая ступень: неполное высшее со сроком обучения 2 года;

      - вторая ступень: базовое высшее (бакалавриат) со сроком обучения 4 года;

      - третья ступень - с ней дело  обстоит сложнее: к ней отнесена  и прежняя модель - "дипломированный специалист" со сроком подготовки 5 лет и новая - "магистр" со сроком подготовки 6 лет.

     Бакалавр  – это выпускник вуза, получивший базовое высшее образование (или, в  терминологии ГОС, образование по некоторому выбранному направлению). Звучит замысловато, но означает очень простую вещь - он получил фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации, он может занимать все те должности, для которых их квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования.

      В случае смены профессии, выпускник, имеющий диплом с квалификацией "специалист" получает именно второе высшее, а оно, по закону, всегда только платное. Бакалавр же, поступая в магистратуру иного профиля продолжает образование по программе третьего уровня - т.е. бесплатно (если пройдет по конкурсу на бюджетные места).

      На  большое число рабочих мест зарубежный работодатель приглашает просто бакалавров, не оговаривая даже направления подготовки. Т.к. для так называемой офисной работы ему нужен просто образованный человек, умеющий работать с информацией, с людьми, способный подготавливать всевозможные документы – этим требованиям и удовлетворяет человек со степенью бакалавра.

    В 2004 г. в стране действовали 662 государственных  и 409 негосударственных ВУЗов, где  соответственно обучались 5,8 млн и 1,0 млн студентов. Подавляющая часть студентов учится в государственных ВУЗах, и их обучение осуществляется за счет бюджетных средств.

    Главным источником финансирования высшей школы  является федеральный бюджет. Его  доля составляет 93%. На территориальные  бюджеты, главным образом региональные, приходится более 6% бюджетных ассигнований. В финансировании ВУЗов наметились две тенденции, первая заключается в стремлении передачи ВУЗов, готовящих специалистов регионального значения, в ведение субъектов РФ, а, следовательно, передача их финансирования на территориальные, в основном региональные бюджеты. Вторая тенденция выражается в увеличении контингента студентов, обучающихся на платной основе. Это ведет к снижению нагрузки на бюджетную систему.

    Переподготовка  и повышение квалификации входят в систему подготовки кадров, куда входят: институты и курсы повышения квалификации, аспирантура, ординатура, адъюнктура (повышение научной квалификации), а также для повышения профессиональной мобильности населения нужны постоянно действующие курсы, семинары. Важным стимулом повышения уровня последипломного образования является аттестация, которая проводится на основе экспертной оценки труда специалиста с целью присвоения ему более высокой категории или разряда по единой тарифной сетке.

      Особенно возрастает роль этого вида обучения в условиях научно-технической революции, в связи с изменениями в отраслевой структуре хозяйства, устареванием прежних и появлением новых специальностей.

    В целях достижения социальной стабильности в обществе, содержание таких учебных заведений все в большей мере берут на себя региональные и местные органы власти. В 2004 г. из федерального бюджета на эти цели было направлено 1,6 млрд руб., из территориальных – 3,0 млрд руб. основная часть (свыше 57%) приходится на региональные бюджеты.

Информация о работе Система образования в Российской Федерации. Финансирование образования