Состав и структура доходов и расходов государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 10:06, реферат

Описание работы

Финансовые отношения многообразны, поскольку существует множество субъектов рынка, каждому из которых нужны денежные средства для решения своих хозяйственных задач. Однако в этом многообразии движения денежных ресурсов формируется определенная соподчиненность и взаимозависимость их друг от друга. К примеру, государственная казна может постоянно пополняться, если финансы предприятий характеризуются рентабельностью и поэтому могут обеспечить оплату налогов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3

Сущность государственных доходов и расходов……………………..4
Классификация государственных доходов и расходов……………..13
3. Состав и структура доходов и расходов государственного

бюджета.......................................................................................................21

Заключение………………………………………………………………..25

Список литературы……………………………………………………….27

Работа содержит 1 файл

готовый на печать.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

  Финансирование культуры и искусства включает содержание библиотек, клубов, домов культуры, музеев и выставок, театров, филармоний, музыкальных коллективов, ансамблей, киностудий; они финансируются из бюджета, а также средств предприятий, общественных организаций. Ряд учреждений культуры и искусства находится на хозрасчете (театры, цирки) и по ним устанавливаются сумма дотаций из бюджета на величину расходов, не покрываемых собственными доходами.

     Расходы на содержание средств массовой информации в Республике Казахстан направляются на финансирование государственного радиовещания, телевидения, издательств, газет и журналов, в которых государство выступает как учредитель.

      3. Расходы на социальную защиту  населения. Данная группа расходов  занимает наибольший удельный  вес в системе государственных расходов. В условиях перехода к рыночным отношениям расходы на социальную защиту населения становятся приоритетными и возрастают в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги, а также в результате инфляции и обесценения денег.

  Социальная защита представляет собой систему приоритетов и механизмов их реализации через государственные и иные институты, для обеспечения гарантированного гражданам уровня нормальной жизнедеятельности в соответствии с конкретными условиями общественного развития. Этот уровень зависит от состояния социально-экономического развития общества, величин валового внутреннего продукта, накопленного национального богатства и характера их распределения, от эффективности работы механизмов реализации системы.

  Финансовое выражение социальной защиты проявляется в перераспределительных отношениях, связанных с формированием и использованием специальных денежных фондов, из которых производятся различные социальные выплаты населению.

       Основой для расчета размеров  минимальных социальных выплат, служит размер среднедушевого потребительского бюджета. Для этого рассчитываются стоимость и состав минимальной потребительской корзины по основным продуктам питания, одежды, медикаментов, топлива, набора услуг, необходимых для семьи. Размер минимального потребительского бюджета периодически пересматривается в связи с изменением уровня цен и переутверждается представительным органом.

       Социальные расходы осуществляются  через Государственный центр  по выплате пенсий, Государственный  накопительный пенсионный фонд, включенный в настоящее время в государственный бюджет, социальные фонды или фонды потребления хозяйствующих субъектов. Выплаты производятся органами социальной защиты населения, хозяйствующими субъектами, организациями непроизводственной сферы. На предприятиях и в организациях социальное страхование отслеживают профсоюзные комитеты.

      4. Расходы на оборону. Каждое  государство должно поддерживать  свою обороноспособность, которая  является одной из важнейших  государственных функций. Вооруженные силы являются обязательным элементом структуры самостоятельного государства. До создания всеобъемлющей системы международной безопасности страна будет вести военное строительство и совершенствовать вооруженные силы. В их составе - сухопутные войска, военно-воздушные силы, войска противовоздушной обороны, военно-морские части, а также соединения и части обеспечения и обслуживания.

       Централизация руководства и  управления в Министерстве обороны  Республики Казахстан требует  соответствующей централизации финансовых ресурсов, направляемых на оборону. Поэтому расходы на оборону финансируются преимущественно из республиканского бюджета (около 80%).

       Финансовое обеспечение обороны  включает:

 а)  финансирование вооруженных сил;

б) затраты  на разработку, производство и приобретение вооружений, военной техники, продукции производственно-технического назначения;

в) научные  исследования и разработки оборонного характера;

г) капитальное  строительство военных объектов (аэродромов, полигонов, баз, мест дислокаций воинских частей и подразделений и т.д.);

д) обязательное государственное личное страхование  военнослужащих;

 е)  долевое участие в содержании  совместных вооруженных сил и  военных объектов при формировании  военно-политических союзов нескольких  государств.

  Исходными данными для планирования расходов на оборону являются планы боевой и политической подготовки, материальные и хозяйственные планы, штаты, численность личного состава, нормы материального и денежного довольствия, цены на предметы военных поставок. При планировании расходов используются материальные и денежные нормы. При сводном финансовом планировании применяются комбинированные нормы, а при сопоставлении смет финансирования воинских частей -индивидуальные финансовые нормы.

  Расходы на оборону рассматриваются правительством в составе республиканского бюджета, а Парламент принимает закон о республиканском бюджете на соответствующий год, где расходы на оборону утверждаются отдельной функциональной группой. Органы финансовой службы в военных округах и в воинских частях, учебных заведениях и других организациях осуществляют контроль за расходованием денежных средств на содержание армии.

      5. Расходы на управление. Система  органов государственного управления  представляет собой совокупность  законодательных, исполнительных и представительных органов всех уровней, а также аппарата хозяйственного управления.

     Расходы на содержание органов охраны общественного  порядка и безопасности включают содержание органов Министерства внутренних дел, Комитета национальной безопасности, внутренних войск, судебных органов, прокуратуры, финансовой полиции, органов по борьбе с наркоманией и наркобизнесом.

     Центральный орган государственного управления, осуществляющий руководство соответствующей  отраслью, -министерство, ведомство (агентство, комитет, комиссия и др.). Они руководят подчиненными им хозяйствующими субъектами, объединениями, организациями и учреждениями непосредственно или через находящиеся в их ведении хозяйственные подразделения (департаменты, управления).

  В последнее время создан ряд новых систем межотраслевого, отраслевого и территориального управления: национальные компании, концерны, ассоциации, компании, общества и т.д. с разной степенью централизации функций.

Оптимальной схемой хозяйственного управления считается двух звенная система управления, основным звеном которой в сфере материального производства выступает предприятие.

     Расходы на содержание аппарата управления государственных  хозяйствующих субъектов включаются в издержки производства и отражаются в себестоимости продукции, а их координирующих органов - за счет отчислений от дохода, остающегося в распоряжении хозяйствующих субъектов после уплаты первоочередных платежей (согласно заключенным договорам о разделении полномочий и функций управления).

       Расходы на содержание органов  государственного управления ежегодно  утверждаются в составе расходов  бюджетов всех уровней - от  республиканского до местных.  Бюджетные средства расходуются  в соответствии с утвержденной  сметой, которая является основным  документом, определяющим объем расходов учреждения, целевое направление средств и их поквартальное распределение.

       В соответствии с экономической  классификацией в состав расходов  на содержание аппарата управления  входят: текущие расходы (расходы  на товары и услуги, в т.ч. заработная плата, компенсационные и прочие денежные выплаты; выплата вознаграждения (интереса); субсидии и др. текущие трансфертные платежи); капитальные расходы; предоставление кредитов, долевое участие и финансирование

       Главными документами, определяющими расходы на содержание аппарата управления, являются штатное расписание и смета расходов.

     Органы  управления, предприятия, организации  и учреждения при формировании штатного расписания руководствуются типовыми структурами, типовыми штатами, нормативами численности, схемами должностных окладов работников аппарата управления, ставками их заработной платы и нормами по другим видам расходов.

       В расходах предусмотрена функциональная, экономическая и ведомственная  классификации.

     Согласно функциональной классификации расходы подразделяются на пять разделов: функциональная группа, подфункция, государственное учреждение - администратор программ, программа, подпрограмма. Сочетание названных уровней образует код функциональной классификации расходов.

     Функциональная классификация представляет развернутую характеристику видов деятельности, мероприятий и участников бюджетных отношений.

Экономическая классификация расходов распределяет их по экономическим признакам по четырем разделам: категория, класс, подкласс, специфика. Категория включает: текущие расходы, капитальные расходы, предоставление кредитов, финансирование. Класс, подкласс и специфика уточняют назначение и характер расходов, например, в текущих расходах: расходы на товары и услуги - заработная плата рабочих и служащих - основная заработная плата и служащих4.

  При исполнении бюджета используется сочетание функциональной и экономической классификаций в виде перекрестной классификации, включающей основные подразделения обеих классификаций. 
 

      3. Состав и структура доходов и расходов государственного бюджета 

     Подробный состав и структура доходов и  расходов государственного бюджета  определяются бюджетной классификацией. Бюджетная классификация - это систематизированная  группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам, заложенная в основу всей бюджетной деятельности финансовых органов государства.

  Бюджетная классификация обеспечивает тесную связь бюджета с планами, прогнозами и программами экономического и социального развития государства, с финансовыми планами министерств и ведомств, организаций и учреждений; позволяет объединить индивидуальные сметы и финансовые планы в сводные сметы и планы, обеспечивает увязку между сводными планами и бюджетной росписью.

     До 1996 г. бюджетная классификация содержала следующие структурные подразделения: раздел, параграф, статью, главу.

       Однако применяемая долгое время  классификация перестала отвечать  современным требованиям прогнозирования,  учета и контроля бюджетных  средств, а также осуществления  бюджетного процесса.

Поэтому с 1996г. она заменена на новую, соответствующую  международным стандартам. Поступления  в бюджет классифицируются по четырем  подразделениям: категория, класс, подкласс, специфика. Категории включают: налоговые  поступления; доходы от операций с капиталом; полученные официальные трансферты; погашение кредитов, выданных из бюджета; общее финансирование; движение остатков бюджетных средств.

     Остальные подразделения характеризуют доходы в порядке все большей детализации  доходных источников. Например, в налоговых поступлениях класс означает налоговую группу, подкласс - вид налога, специфика- конкретного плательщика или объекта налога.

  Состав и структура доходов и расходов зависят от направлений осуществления бюджетной и налоговой политики государства, осуществляемой в конкретных социально-экономических и исторических условиях. При этом государство использует приемлемые в определенных условиях формы и методы формирования доходов и осуществления расходов.

     Структура государственного бюджета строится на основе бюджетной классификации и включает семь частей:

I. Доходы.

II. Полученные  официальные трансферты (гранты).

III. Погашение  кредитов, выданных из бюджета.

IV. Расходы.

V. Кредитование.

VI. Дефицит  (профицит) бюджета.

VII. Финансирование (дефицита (использование профицита) бюджета).

  В свою очередь доходы подразделяются на:

- налоговые  поступления;

- неналоговые  поступления;

- доходы  от операций с капиталом.

     Эти три основные категории бюджетных  поступлений дополняются частью (и одновременно категорией) полученные официальные трансферты, то есть средств, полученных как от нижестоящих органов государственного управления (текущие и капитальные), субвенции и бюджетные изъятия, так и средств из-за границы на безвозвратной основе (гранты).

Информация о работе Состав и структура доходов и расходов государственного бюджета