Состав, структура и динамика доходов и расходов бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение сущности, экономического содержания и функций внебюджетного фонда социального страхования.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и особенности функционирования Фонда социального страхования РФ 6
1.1 Формирование, структура и управление фонда социального страхования РФ 6
1.2 Задачи Фонда социального страхования РФ 8
1.3 Функции Фонда социального страхования Российской Федерации 8
1.4 Средства Фонда 9
2. Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации 13
2.1 Анализ изменения структуры доходов фонда социального страхования РФ 13
2.2 Анализ изменения структуры расходов фонда социального страхования РФ 17
2.3 Анализ бюджетных показателей Фонда социального страхования РФ 19
3. Проблемы и пути совершенствования Фонда социального страхования РФ 25
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Приложения 34

Работа содержит 1 файл

состав, структура и динамика доходов и расходов бюджета фонда социального страхования российской федерации.doc

— 606.00 Кб (Скачать)

Министерство  финансов Российской Федерации 

Федеральное государственное  образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

Академия  бюджета и казначейства

Курсовая  работа

По  дисциплине:

бюджетная система российской федерации 
 
 
 

Студента:
Группы 

Тема: «Состав, структура и динамика доходов  и расходов бюджета Фонда социального  страхования Российской Федерации»

Факультет финансовый
Специальность финансы и кредит
Отделение очное
Научный руководитель:____________________________________
 
 
 
 
 
……………………………….

Дата  поступления

работы  на кафедру.

………………………………

Допуск  к защите.

Подпись преподавателя.

……………………………….

Защита  работы.

Оценка.

Подпись преподавателя,

 
 

Москва 2011 г.

 

Содержание

 

Введение

     Актуальность  рассматриваемой темы обусловлена  той  ролью, которую играет страхование  в жизни высокоразвитого рыночного  общества. В современных условиях страхование в России развивается по принципам, значительно отличающимся от тех, которые существовали шестьдесят лет назад. В соответствии с этим каждому человеку, не зависимо от того кем он является в современном обществе, необходимо понимать какую роль играет страхование и каким образом его можно использовать для защиты от возможных убытков в процессе хозяйственной деятельности и в личной жизни.

     Идея  об обязательном страховании рабочих  в России возникла в 1889 году: в Государственный совет был предложен проект закона об ответственности владельцев промышленных предприятий за увечье и смерть рабочих.

     Первое  послереволюционное положение о  социальном обеспечении трудящихся было принято в 1918 году. Оно гарантировало  обеспечение всех наемных работников независимо от характера труда пособиями  при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем. С 1922 года выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов.

     В 1929 году государственное социальное страхование обрело единый бюджет. А с 1931 года за счет соцстраховских средств начато финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных учреждениях (санатории, пансионаты, дома отдыха), а также финансирование детских оздоровительных лагерей.

     С 1 января 1991 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. С 1993 года Фонд становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации1

     Управление  системой обязательного социального  страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации.2

     Ныне  Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования.

     Фонд  социального страхования Российской Федерации является одним из государственных внебюджетных фондов, относящихся к единой бюджетной системе Российской Федерации. Бюджет Фонда, также как и других государственных внебюджетных фондов, не входит в состав консолидированного бюджета Российской Федерации и утверждается в форме самостоятельного федерального закона.

     В рамках своей деятельности Фонд осуществляет финансовое обеспечение расходов по обязательному социальному страхованию  на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также исполнению возложенных на Фонд государственных функций.

     С 1 января 2005 года на Фонд возложена задача по реализации федерального закона от 22.08.2004 122-ФЗ в части обеспечения граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета.

     В этом же году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12. 2004 года 771 "Об утверждении Правил обеспечения в 2005 году инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета"  на Фонд также возложена задача по обеспечению инвалидов, отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных) и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета.

     Отделения Фонда созданы на территориях  всех субъектов Российской Федерации.

     Фонд  организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого  ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.

     Целью данной работы является рассмотрение сущности, экономического содержания и функций внебюджетного фонда  социального страхования.

 

1. Сущность и особенности функционирования Фонда социального страхования РФ

1.1 Формирование, структура и управление фонда социального страхования РФ

     Государственные внебюджетные фонды являются составной  частью финансовой системы Российской Федерации. Правовой основой образования  государственных социальных целевых фондов являются, прежде всего, Конституция Российской Федерации и Бюджетный кодекс РФ. Одним из государственных социальных целевых фондов является фонд социального страхования Российской Федерации.

     Социальное  страхование – один из видов государственного материального обеспечения населения при наступлении нетрудоспособности по болезни и в других случаях. Социальное обеспечение народа во всех государствах – одна из важных задач правительства. Материальную базу осуществления данных прав составляет фонд социального страхования.

     Фонд  государственного социального страхования  создан в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации  независимых профсоюзов РСФСР от 25 декабря 1990 года «О совершенствовании  управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР». Впоследствии в него вносились изменения в целях усиления гарантий по социальному страхованию. Фонд начал действовать с 1 января 1991 года. До принятия постановления вопросы социального страхования находились в ведении профсоюзов.

     В настоящее время Фонд социального  страхования Российской Федерации  действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 года как  самостоятельное некоммерческое финансово-кредитное  учреждение. Положение о Фонде  социального страхования Российской Федерации утверждено постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 года № 101.

     Деятельность  фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным  законом «Об основах обязательного  социального страхования», а также иными законодательными и нормативными актами.

     Этот  фонд является автономным и строго целевым. Он создан в целях обеспечения  государственных гарантий в системе  социального страхования.

     Отделения данного фонда созданы во всех субъектах Федерации и в 14 отраслях народного хозяйства, имеющих межрегиональный характер (железнодорожного, морского).

     Управление  Фондом социального страхования  РФ возложено на правление фонда  и его председателя, который назначается  Правительством Российской Федерации.

     Фонд социального страхования Российской Федерации – централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения. Он создается страховым методом с обязательным участием средств предприятий.

     Денежные  средства и санаторно-курортные  учреждения фонда являются государственной собственностью.

     В Фонд социального страхования Российской Федерации входят следующие исполнительные органы:

  • региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации;
  • центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;
  • филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

     Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем. Для обеспечения  деятельности Фонда создается центральный  аппарат Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах - аппараты органов Фонда.

     При Фонде образуется правление, а при региональных и центральных отраслевых отделениях - координационные советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами.

1.2 Задачи Фонда социального  страхования РФ

     Основными задачами Фонда являются:

  1. Обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
  2. Участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования; осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;
  3. Разработка совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
  4. Организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
  5. Сотрудничество с аналогичными фондами других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

1.3 Функции Фонда  социального страхования  Российской Федерации

     Фонд  социального страхования Российской Федерации выполняет следующие функции:

  • концентрация денежных средств государства на социальное страхование;
  • обеспечение пособий гражданам по временной нетрудоспособности, беременности и родам;
  • оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников;
  • участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников и социального страхования;
  • частное финансирование санаториев-профилакториев, оздоровительных лагерей для детей.

1.4 Средства Фонда

     Средства  Фонда образуются за счет:

  • страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
  • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
  • страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
  • доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;
  • добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
  • ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
  • прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).

Информация о работе Состав, структура и динамика доходов и расходов бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации