Состав, структура и динамика доходов и расходов бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение сущности, экономического содержания и функций внебюджетного фонда социального страхования.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и особенности функционирования Фонда социального страхования РФ 6
1.1 Формирование, структура и управление фонда социального страхования РФ 6
1.2 Задачи Фонда социального страхования РФ 8
1.3 Функции Фонда социального страхования Российской Федерации 8
1.4 Средства Фонда 9
2. Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации 13
2.1 Анализ изменения структуры доходов фонда социального страхования РФ 13
2.2 Анализ изменения структуры расходов фонда социального страхования РФ 17
2.3 Анализ бюджетных показателей Фонда социального страхования РФ 19
3. Проблемы и пути совершенствования Фонда социального страхования РФ 25
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Приложения 34

Работа содержит 1 файл

состав, структура и динамика доходов и расходов бюджета фонда социального страхования российской федерации.doc

— 606.00 Кб (Скачать)
p align="justify">     Размер  единовременного пособия при  рождении ребенка в проведенных  расчетах принят на 2010 год в размере 10 989,0 рублей, на 2011 год – 11 868,0 рублей и на 2012 год – 12 699,0 рублей.

     При расчетах расходов на выплаты пособия  при рождении ребенка, единовременного  пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в  ранние сроки беременности, и социального  пособия на погребение применялось среднее значение районного коэффициента в размере 1,1.

     В соответствии с законопроектом, по статье бюджета "Единовременные страховые выплаты" сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на 2010 год установлена в размере 64 400 рублей. На 2011 год указанная сумма с учетом прогнозируемого индекса роста потребительских цен составила 69 600,0 рублей, на 2012 год – 74 500,0 рублей. При прогнозировании расходов на выплату единовременных страховых выплат на 2010 – 2012 годы принято количество выплат в соответствии с динамикой за ряд лет в размере 21,8 тыс. выплат без увеличения по годам планируемого периода.

     На  финансирование затрат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предполагается направить 199 338 566,2 тыс. рублей. Из них на пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 3 474 900,0 тыс. рублей, или 118,5% к уровню этих затрат по бюджету ФСС на 2010 год; единовременные страховые выплаты – 785 159,6 тыс. рублей, или 107,3%; ежемесячные страховые выплаты – 40 154 470,0 тыс. рублей, или 111,1%; расходы по доставке и пересылке страховых выплат – 462 617,8 тыс. рублей, или 106,2%; затраты на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию – 11 661 855,1 тыс. рублей, или 106,9 % к уровню 2010 года.

     По  статье бюджета "Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших, обеспечение предупредительных  мер по сокращению производственного  травматизма и профессиональных заболеваний" предусмотрены расходы на указанные цели на 2010 год в сумме 10 898 930,0 тыс. рублей (106,6% к бюджету 2009 года), на 2011 год - 11 661 855,1 тыс. рублей (106,9% к 2010 году) и на 2012 год - 11 895 371,1 тыс. рублей (102,0% к 2011 году).

     Фонд социального страхования осуществляет финансовое обеспечение предоставления инвалидам технических средств реабилитации и услуг, отдельным категориям граждан из числа ветеранов протезов (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедических изделий в пределах бюджетных ассигнований из федерального бюджета в сумме 8 495 300,6 тыс. рублей, включая административные расходы в сумме 745 938,2 тыс. рублей. В 2011 году бюджетные ассигнования предусмотрены в сумме 11 597 000,0 тыс. рублей, включая административные расходы в сумме 874 638,7 тыс. рублей, и в 2012 году - 11 597 000,0 тыс. рублей, включая административные расходы в сумме 885 159,7 тыс. рублей. 
 
 
 
 

 

3. Проблемы и пути совершенствования Фонда социального страхования РФ

     В условиях рыночных преобразований особое место занимают проблемы социального  обеспечения граждан. Социальное обеспечение связано с защитой со стороны общества в лице государства от рисков потери трудоспособности и безработицы, потери кормильца. Социальное страхование выступает одним из методов такой защиты. Реформирование в области социального обеспечения, и социального страхования в том числе, должно быть направлено на повышение социальной защищенности населения от возрастающих в условиях рынка рисков. С другой стороны, следует учитывать, что данная цель не должна противоречить стимулированию деловой активности и стабильности государственных финансов.

     В настоящее время Россия находится в стадии выхода из кризиса. В соответствии с этим, существует ряд трудностей с уплатой налогов и взносов. И в этой связи есть проблема: как сбалансировать доходы и расходы системы внебюджетных социальных фондов?

     Когда Департамента Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации начинал подготовку предложений по реформированию социального страхования, в том числе и вопросов сбалансированности бюджетов государственных социальных фондов, было принято решение, что их несбалансированность и наличие дефицита с кризисом никак не связаны. Вызваны они другими причинами.

     Дефицит бюджета Фонда социального страхования  носит системный характер, который  сразу проявился, как только начали отказываться от прямого ограничения размеров пособий. Его причина — в существовании специальных налоговых режимов, установленных в свое время в целях поддержки ряда страхователей, в том числе сельхозтоваропроизводителей, представителей малого бизнеса. Суть этих режимов в том, что страхователь осуществляет платежи в ФСС не от фонда оплаты труда, а в форме составной части специального налога — единого сельхозналога, единого налога на вмененный доход и т.п.

     Выплаты из ФСС застрахованные из этих организаций получают в полном объеме в соответствии с нормами российского законодательства. Хотя обеспечены эти выплаты платежами самих организаций менее чем на 50%. Следует отметить, что когда вводились нормы о льготном обложении этих категорий плательщиков, предполагалось, что речь будет идти о 3-5 млн человек, занятых на малых предприятиях. Но сейчас в подобных организациях, зачастую созданных вычленением отдельных участков крупных предприятий, занято гораздо больше — 13 млн человек, и каждый год прибавляется практически по миллиону. При этом число рабочих мест в стране не увеличилось — по-прежнему в экономике занято около 62 млн работников среднесписочного состава. Поэтому чем дольше эта ситуация сохранялась бы, тем дольше сохранялся бы и рос дисбаланс бюджета Фонда социального страхования.

     С принятием нового законодательства о страховых взносах законодатель уравнял организации, ранее использовавшие специальные налоговые режимы, со всеми остальными плательщиками  и ввел переходный период для реализации этой нормы. Уже с 2011 года, когда норма начнет вводиться в действие, ситуация с поступлением доходов в бюджет ФСС начнет улучшаться. А к 2015 году, когда норма будет применяться в полном объеме, проблемы несбалансированности его бюджета в этой части уже не будет.

     Одно  из важных направлений социального  страхования, как известно, — страхование  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. По этому виду социального страхования  доходов для выполнения обязательств государства в принципе достаточно. Стоит что-то менять в системе тарификации?

     Формально оснований для беспокойства по поводу этого вида социального страхования  вроде бы нет — ведь бюджет здесь  сбалансирован и исполняется  даже с некоторым профицитом. Однако на деле без модернизации тарифной политики, изменения целей и задач социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не обойтись.

     Перемены  здесь нужны, и главное в них  — переориентация тарифной политики на позитивные задачи. Сегодня целью этого вида страхования по-прежнему остается обеспечение страховых выплат в возмещение вреда по факту возникших случаев причинения вреда жизни и здоровью работника. Такая цель ставилась при передаче этих выплат от предприятий фонду. А в перспективе целью страховщика должны также являться профилактика и предотвращение возникновения страховых случаев, особенно если речь идет о профессиональных заболеваниях, а также реабилитация пострадавших, имея в виду их возвращение к трудовой деятельности и активной жизни.

     Должны  измениться и классификация рисков, принципы их оценки. Сегодня оценка производится по двум показателям —  объему выплат по имеющимся страховым  случаям и размерам фонда оплаты труда по виду экономической деятельности. Чем больше фонд оплаты труда, тем ниже «риски», чем меньше, — тем выше. По этим же принципам производятся классификация рисков и установление страховых тарифов. Но фонд оплаты труда на деле никак не связан с условиями труда и их влиянием на жизнь и здоровье работника.

     Иными словами, целью модернизации тарифной политики в этой сфере социального страхования должны стать ее конкретизация и адресность.

     Принципы  тарификации в этом виде страхования следует пересмотреть — вплоть до того, чтобы устанавливать свои тарифы для каждого конкретного предприятия, с учетом того, какие вредные условия производства имеются на нем и что делается для того, чтобы эти условия не наносили непоправимый вред здоровью работников. Тем самым это побуждает работодателя к модернизации технологии, снижению вредности производства. При невозможности таких решений — к своевременному выводу работников с вредных производств.

     Недостатки  существуют также и в Законе о  Бюджете Фонда социального страхования, в частности Законом не предусмотрены бюджетные ассигнования на:

    • детский оздоровительный отдых и на оплату полной стоимости путевок, предоставляемых застрахованным гражданам для долечивания в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения;
    • расходы по проведению углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
    • осуществление мероприятий по обучению по охране труда отдельных категорий застрахованных и ассигнования для проведения научно-исследовательских работ по вопросам охраны труда.

     Счетная палата Российской Федерации в своем заключении на проект Федерального Закона "О Бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации" предлагает обратить внимание на необходимость рассмотрения и решения в ближайшей перспективе следующих вопросов:

     1. Рекомендовать Минздравсоцразвития России как координатору деятельности государственных внебюджетных фондов разработать методику прогнозирования объемов поступлений в Фонд страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

     2. В целях более обоснованного подхода к формированию показателей по объему поступлений страховых взносов на очередной финансовый год рекомендовать Фонду как главному администратору поступлений страховых взносов на основе представляемых страхователями расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам разработать форму отчетности о базе для начислений по страховым взносам, включающей, в том числе, информацию по распределению начисленной облагаемой базы по категориям плательщиков, а также объему выплат, не облагаемых страховыми взносами.

     В целях совершенствования процесса управления средствами бюджета Фонда  социального страхования РФ предполагается целесообразным рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», которые позволят Фонду финансировать расходы на разработку и обеспечение реализации системы мероприятий по снижению профессионального риска застрахованного по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и оптимизации страховых тарифов за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

     Также в целях реализации положений  статьи 8 Федерального закона «Об основах  обязательного социального страхования», предусматривающей страховое обеспечение  по виду обязательного социального  страхования «Оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей», следует найти возможность осуществления финансирования санаторно-курортного лечения работников. А также принять в целях законодательного обеспечения прав граждан в области санаторно-курортного лечения соответствующий федеральный закон.

     Немаловажным  аспектом совершенствования управления средствами бюджета Фонда являются возможности изменения налогового законодательства в части освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц пособий по временной нетрудоспособности.

     Кроме того, необходимо принять меры по разработке федерального закона, определяющего  статус Фонда с учетом современного состояния системы социального  страхования и перспектив ее развития. Именно потому, что, как уже сказано было ранее, отсутствие полноценной законодательной базы негативно сказывается на функционировании системы государственного социального страхования в целом.

 

Заключение

     Расширение  деятельности государства привело  к созданию значительного количества специальных фондов, многие из которых сохранили свою самостоятельность даже после создания государственного бюджета, основанного на объединении различных фондов. Среди них ведущую роль заняли государственные внебюджетные фонды.

     Обязательное  социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Информация о работе Состав, структура и динамика доходов и расходов бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации