Ломоносов и его ученики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 22:49, доклад

Описание работы

Обогащение науки и практики тесно связано с глубоким анализом социальных идей, накопленных человеческой цивилизацией в прошлые эпохи. Особый интерес в этом отношении представляет изучение творческого наследия М.В. Ломоносова. Гений, которого необходимо рассматривать на фоне развития мировой и русской культуры. Широко понимая назначение педагогики, М.В. Ломоносов считал ее неотъемлемой частью мировой и русской культуры. Формирование молодого поколения российского юношества в духе общечеловеческой нравственности, поощрения к познанию окружающего мира, научных и культурных ценностей – эти основополагающие ломоносовские идеи остаются актуальными и сегодня.

Работа содержит 1 файл

Эрендженов Мутул ЭК-14. ломоносов и его ученики.docx

— 18.74 Кб (Скачать)

Обогащение науки  и практики тесно связано с  глубоким анализом социальных идей, накопленных  человеческой цивилизацией в прошлые  эпохи. Особый интерес в этом отношении  представляет изучение творческого  наследия М.В. Ломоносова. Гений, которого необходимо рассматривать на фоне развития мировой и русской культуры. Широко понимая назначение педагогики, М.В. Ломоносов считал ее неотъемлемой частью мировой и русской культуры. Формирование молодого поколения российского  юношества в духе общечеловеческой нравственности, поощрения к познанию окружающего мира, научных и культурных ценностей – эти основополагающие ломоносовские идеи остаются актуальными и сегодня.

   Величайшая  заслуга М.В. Ломоносова состояла в  том, что он был одним из создателей химии как науки. Он положил в  основу химии точные начала. Ломоносов  ввел в химическую практику основные принципы количественного и качественного  анализа. Он считал, что уверенность  в результатах опытов зависит  от работы с чистыми химическими  веществами и реактивами. Огромной заслугой М.В. Ломоносова является создание первой в России химической лаборатории. Почти сразу же после возвращения  из Германии в 1742 г. Ломоносов обращается в Академию с прошением о постройке  лаборатории. В этой лаборатории  он провел большинство своих химических и физических опытов, составивших  славу русской науки.

   Велика  и никогда не изгладится в сознании нашего народа роль М.В. Ломоносова не только в развитии химии и физики, но и других отраслей естествознания. Выдающуюся роль он сыграл в развитии астрономии, географии, геологии и метеорологии. Он был одним из создателей астрономических  обсерваторий в России, организатором  многих географических экспедиций, наставником  целого поколения русских ученых.

   Ломоносов чрезвычайно много сделал и для  русской географической науки. Его  творческий гений с особой силой  сказался в постановке проблем географии  Северного Ледовитого и Тихого океанах.

   М.В. Ломоносов  был одним из создателей геологии. В своих трудах «Слово о рождении металлов от трясения земли» (1757г.), «Первые  основания металлургии или рудных дел» (1763г.) и «О слоях Земных», - Ломоносов  заложил основы геологической науки. В своем учении о Земле Ломоносов  исходил из признания того, что  наша планета имеет свою собственную  историю. По Ломоносову земля развивается, но и изменяется. Огромная заслуга  М.В. Ломоносова состояла в том, что  он не только заложил основы геологии, но фактически явился создателем горнорудного дела в России.

Велики и вклады учеников Ломоносова, одним из которых  является Барсов Антон Алексеевич –  профессор математики и красноречия.

Кроме должности  профессора, на Барсова было возлагаемо много посторонних обязанностей и поручений: он был инспектором студентов, издателем "Московских Ведомостей", цензором книг, печатавшихся в университетской типографии. По мысли И. И. Бецкого он сочинил "генеральный план" московского воспитательного дома, утвержденный в 1763 г.; по поручению комиссии 1767 г., собранной для сочинения нового уложения, Барсов написал проект "о дворянстве"; для занятий Екатерины II русскою историею, он, по поручению Шувалова (вместе с Чеботаревым) доставлял материалы, составленные частью из дословных выписок из летописей, а частью из пересказа их. Разные литературные общества избирали Барсова своим членом, и в трудах каждого из них он принимал деятельное участие; при учреждении в 1771 г. при московском университете "Вольного Российского Собрания", он был избран бессменным его секретарем и под его редакцией в течение 9 лет (1774—1783) издавался орган этого общества "Опыт трудов Вольного Российского Собрания при Имп. Московском Университете". В 1783 г. Барсов избран в члены Российской академии, как один из самых замечательных представителей русской литературы и науки. В 1789 г. основалось в Москве "Общество любителей учености", и Барсов, избран его председателем. Наконец, латинское общество в Иене избрало его своим почетным членом. Несмотря на огромное количество занятий по службе и по различным ученым поручениям, Барсов, благодаря своей неутомимой деятельности и энергии, находил время заниматься самым любимым своим предметом — русской грамматикой, над которой он работал с увлечением; его "Краткие правила российской грамматики" с 1771 по 1802 г. выдержали 10 изданий. Самым главным и замечательным трудом Барсова была "Обстоятельная российская грамматика", составленная им для народных училищ по поручению особой комиссии. Труд этот остался неизданным, не сохранилось даже и рукописи, представленной автором в Академию, а известен он лишь только по спискам, да и то не совсем полным, хранящимся в архиве московского университета и в публичной библиотеке. Барсов потратил на это сочинение много труда, он писал его с 1783 по 1785 г., но комиссия о народных, училищах не признала удобным внести эту грамматику в народных училищах, вероятно, вследствие массы подробностей, непригодных для низшей школы, а также за некоторые нововведения в орфографии. Тем не менее, в грамматике своей Барсов является достойным последователем и продолжателем Ломоносова и кроме основательного знакомства с европейскою филологическою литературою, обнаружил глубокое понимание родного языка.

Другой  и, пожалуй, самый любимый из учеников Ломоносова, блестящий поэт и переводчик Николай Никитич Поповский (1730–1760), ставший профессором философии  и элоквенции. Обучался в Московской Славяно-греко-латинской академии, откуда в числе десяти лучших учеников в 1748 г был отобран В К Тредиаковским для дальнейшего обучения в Петербургском академическом ун-те Особенные успехи проявил в изучении философских наук, в 1753 г получил звание магистра и после открытия Московского ун-та был назначен ректором университетской гимназии В день торжественного открытия Московского ун-та 26 апреля 1755 г П прочел на лат языке речь "О содержании, важности и круге философии", к-рой он начал свой курс лекций по философии В этом же году она на рус языке была издана Ломоносовым в "Ежемесячных сочинениях" Осн тезисом речи было утверждение, что "нет такой мысли, кою бы по-русски изъяснить было бы невозможно" В 1756 г П был избран проф элоквенции (красноречия), после чего обратился к одному из основателей Московского ун-та - графу И И Шувалову с дидактическим соч "Письмо о пользе наук и о воспитании во оных юношества" Особую известность П приобрел как переводчик с древн и европейских языков: "Письмо Горация Флакка о стихотворстве к Пизонам" (1753), "Мысли о воспитании" Дж Локка (в 2 ч, 1759-1760), "Опыт о человеке" А Попа (1757) Ряд речей П не были опубликованы и не сохранились: "Речь о несправедливом презрении нравоучительной философии, особливо у древних философов, прежде Сократа бывших" (1753), "Речь о преизяществе красноречия" (1756), "Речь о преимуществе монархии пред аристократией и демократией" (1758) В своих лекциях и соч П постоянно подчеркивал всеобщий характер философии уже в силу одного того, что от нее зависят все формы познания, она "мать всех наук и художеств" Особенно озабочен он был определением предмета философии Таковым, по его мнению, были главные законы всей Вселенной, благодаря к-рым самые сокровенные от простого понятия вещи в ясном виде показываются, самые отдаленные от очей наших действия натуры во всей своей подробности усматриваются и все, "что ни есть на земле и под землею", рассматривается как части чудного и великолепного храма, включающего Вселенную, земную природу и человека Важной проблемой для П была забота о формировании философской терминологии в России, в к-рой ввиду огромных земельных пространств нашему любопытству могут открыться "многообразные натуры действия" Если римляне могли заимствовать философскую терминологию у греков, то русские, считал он, вполне могут делать подобные заимствования и у греков, и у римлян, и у др философски развитых народов Важной характеристикой философствования П была попытка "сращения" философских понятий, усвоенных им в Славяно-греко-латинской академии, с комплексом естественно-научных представлений западноевропейской науки.

М.В. Ломоносов  разработал оригинальную педагогическую теорию, отличавшуюся заботой о человеке, опорой на национальные традиции. Самобытность первого русского академика как  педагога состоит в том, что он смело боролся со старыми представителями в педагогической области, разрабатывал и внедрял оригинальные идеи по воспитанию и образованию молодежи.

Информация о работе Ломоносов и его ученики