Бизнес на основе «ноу-хау»

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 20:47, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной курсовой работы выражена тем, что ноу-хау не пользуются такой правовой охраной как изобретения, промышленные образцы и товарные знаки. Поэтому обеспечение прав на ноу-хау заинтересованных лиц зависит прежде всего от правильно и четко сформулированных положений в договоре, а также от применения в случае необходимости мер юридической защиты на основе правил о недобросовестной конкуренции и других норм национального законодательства. Таким образом, договор между сторонами имеет решающее значение.

Содержание

Введение……………………………………..………………………….…..3
Определение «ноу-хау»……………………………………………...….5
2. Передача «ноу-хау» …..…………………...………………..…...……..7
3. Законодательство о «ноу-хау»…………….……………………………9
4. Бизнес на основе «ноу-хау»…………..………………………………..17
Заключение……………………………………..………………………….20
Список использованной литературы………………………

Работа содержит 1 файл

гражданское право.docx

— 40.97 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание:

Введение……………………………………..………………………….…..3

  1. Определение «ноу-хау»……………………………………………...….5

2.   Передача  «ноу-хау» …..…………………...………………..…...……..7

3. Законодательство  о «ноу-хау»…………….……………………………9

4. Бизнес на  основе «ноу-хау»…………..………………………………..17

Заключение……………………………………..………………………….20

Список использованной литературы………………………..………...…22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Наш век, по праву, называют веком информационным и информационных технологий. Это определение относится ко всем государствам, в т. ч. и России, и ко всему человечеству. Поэтому, в современном обществе «ноу-хау», как особый источник информации, играет важную роль для развития личности, общества и государства. А умелое обращение с этими знаниями может привести к благоприятным экономическим и иным последствиям.

     Одним из главных показателей цивилизованности общества во все времена было и  продолжает оставаться то, какое внимание уделяется в нем развитию науки, культуры и техники. От того, насколько  выражен интеллектуальный потенциал  общества, зависит, в конечном счете, и успех решения стоящих перед  ним экономических проблем. Ведь экономическое развитие страны во многом предопределяется состоянием инновационной  деятельности. Активная инновационная  работа невозможна без «ноу-хау» и интеллектуальной собственности и лицензионных договоров. У любой успешной компании есть свои оригинальные технологии, решения, знания, умения. Использование и сохранение в тайне этих «ноу-хау», собственно, и создает конкурентное преимущество одной компании над другой и позволяет удерживать и сохранять свои позиции на рынке.

    Актуальность  данной курсовой работы выражена тем, что ноу-хау не пользуются такой правовой охраной как изобретения, промышленные образцы и товарные знаки. Поэтому обеспечение прав на ноу-хау заинтересованных лиц зависит прежде всего от правильно и четко сформулированных положений в договоре, а также от применения в случае необходимости мер юридической защиты на основе правил о недобросовестной конкуренции и других норм национального законодательства. Таким образом, договор между сторонами имеет решающее значение.

    Особенность договора о передаче ноу-хау заключается  в том, что обе договаривающиеся стороны, заключающие соглашение, подвергаются определенному риску. Когда продавец предоставляет ноу-хау, он раскрывает принадлежащий ему секрет производства. Не исключено, что покупатель в будущем  раскроет этот секрет третьим лицам, и продавец потеряет преимущества, которые имел перед конкурентами. То же самое относится и к покупателю. Он не может знать, на какой период времени ноу-хау сохранит свою экономическую  и техническую ценность при быстром  развитии науки и техники. Если эта  ценность будет утрачена, продавец не получит полностью вознаграждение за передачу ноу-хау, которое выплачивается  ему по частям, а покупатель не получит  ожидаемой прибыли и, возможно, даже не возместит понесенных расходов.

     Целью и задачами данной курсовой работы и является раскрыть сущность понятия о «ноу-хау», составление на законодательном уровне договоров передачи «ноу-хау». 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Определение «ноу-хау».

     "Ноу-хау"-это полностью или частично конфиденциальные знания, включающие сведения технического, экономического, административного, финансового характера, использование которых обеспечивает определенные преимущества лицу, их получившему. «Ноу-хау», как термин, появился в США и в переводе с английского означает «знать, как» - разговорное сокращение от словосочетания «знать, как делать».

     «Ноу-хау» могут быть признаны любые сведения, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность из-за неизвестности их третьим лицам. В большинстве случаев объекты «ноу-хау» – это технические или организационные решения, на которые в силу тех или иных причин, правообладатель не получил патент. Причины этого могут быть различны, в том числе и необходимость раскрыть информацию о патенте после регистрации. Многие зарубежные компании предпочитают не патентовать новые изобретения, а передавать их в качестве «ноу-хау» на лицензионной основе. Обладателю «ноу-хау» принадлежит исключительное право его использования, включая продажу такого секрета. Но если другое лицо правомерно и независимо от обладателя «ноу-хау» получит сведения, составляющие такой секрет, то это лицо приобретает самостоятельное исключительное право на этот секрет производства. Исключительное право на секрет производства действует неограниченный срок, но только до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание. С момента утраты конфиденциальности соответствующих сведений исключительное право на секрет производства прекращается у всех правообладателей. Обязательным условием для признания сведений секретами производства, является наличие специальных мер по защите информации.

     Меры  по охране конфиденциальности информации должны включать в себя:

- перечень  секретной информации;

- порядок  обращения с секретной информацией  и порядок контроля за соблюдением  порядка обращения;

- порядок  учета лиц, получивших доступ  к секретной информации;

- порядок  нанесения на материальные носители (документы) с секретной информацией  грифа "Коммерческая тайна"  с указанием обладателя этой  информации. 

     Международные соглашения и национальное законодательство обеспечивают защиту «ноу-хау», в частности, преследуется по закону: разглашение «ноу-хау» сохраняемого владельцем в тайне. Ответственность за разглашение «ноу-хау» одной из сторон контракта вытекает из Гражданского кодекса Р.Ф. о нанесении ущерба другой стороне в результате такого разглашения. В международной практике одной из юридических форм защиты интересов является договор о конфиденциальности, предусматривающий использование информации только в интересах представившей ее стороны и ответственность за несоблюдение этого положения. В случае установления фактов нарушения законодательства о «ноу-хау» потерпевшей стороне в судебном порядке возмещаются убытки. В соответствии с законом «ноу-хау» не относится к объектам интеллектуальной собственности. Дело в том, что ст. 138 ГК РФ дает понятие интеллектуальной собственности, а ст. 139 ГК РФ говорит о служебной и коммерческой тайне. «Ноу-хау» относится к коммерческой тайне.  
 

2. Передача «ноу-хау».

     Обычно  заключению договора о передаче «ноу-хау» предшествуют предварительные переговоры, в ходе которых чаще всего происходит раскрытие «ноу-хау».Поэтому продавцу «ноу-хау» рекомендуется перед началом переговоров заключить с предполагаемым покупателем договор о неразглашении им информации, составляющей «ноу-хау» и о неиспользовании «ноу-хау» в случае, если договор о его передаче не будет заключен (Гражданский кодекс РФ, ст. 420-453).

     При передаче «ноу-хау» обладатель может  передать информацию о разработке в  следующем объеме:

- опытные  образцы изделий; 

- машины  аппараты;

- отдельные  детали,

- инструмент, приспособления для обработки  и пр.;

- техническая  документация - формулы, расчеты,  планы, чертежи, результаты опытов, перечень и содержание проведенных  научно-исследовательских работ,  и их результаты;

- расчеты  применительно к данному производству  или технологии данные о качестве  материалов;

- учебные  планы для подготовки персонала; 

- инструкции, содержащие данные о конструкции,  изготовлении или использовании  продукта;

- производственный  опыт, описание технологий;

     - практические указания по дизайну,  технические рецепты, данные по  планированию и управлению производством  и т.д.

     При страховании информации, составляющей «ноу-хау» страховой полис оплачивается государством при условии соблюдения юридическими и физическими лицами законодательства, норм и правил в этой области, а также в случае принятия ими соответствующих мер по защите информации, составляющей для них «ноу-хау». Перечень сведений, составляющих «ноу-хау» определяется руководителем предприятия. Перечень сведений, которые не могут составлять «ноу-хау» определяется правительством страны. В деловой практике часто встречаются лицензии на право использования технических решений, не обеспеченных патентной охраной, то есть на использование секретов производства, которые не запатентованы их владельцами, их тоже, как правило, называют «ноу-хау». Для незапатентованных объектов, созданных при выполнении служебных обязанностей, следует руководствоваться трудовым договором, трудовым и гражданским кодексами.

    Договором определяются предмет сделки, его  цена, срок действия, время и место  исполнения договора, права и обязанности  сторон /включая передачу, прием, платежи  и сроки/, ответственность сторон в случае невыполнения обязательств, основания для освобождения от ответственности  или прекращения действия договора.

    В предмете договора определяются и описываются  точно и недвусмысленно все права  и сведения, которые предоставляются, объем этих прав, порядок и условия  их передачи и использования.

    В договор включается условие о  неразглашении ноу-хау как в  период срока действия договора, так  и после его окончания, что  должно гарантироваться лицензиатом. Часто в соглашениях оговаривается  порядок ознакомления сотрудников  лицензиата с ноу-хау во избежание  разглашения.

    Наиболее  характерным условием в лицензионных соглашениях, ограничивающим лицензиата в использовании ноу-хау, является обязанность:

    не  передавать приобретенные знания и  опыт третьей стороне в течение  срока действия соглашения и в  среднем до 5 лет после окончания  срока его действия;

    указывать в рекламных документах или на выпускаемой продукции, что она  изготовлена по лицензии другой фирмы,

    не  предоставлять сублицензий на ноу-хау, так как это может повлечь  его утрату.

3.Законодательство о «ноу-хау».

     Право на «ноу-хау», Гражданский Кодекс Российской Федерации, ч.4.

Статья 1470. Служебный секрет производства.

     1. Исключительное право на секрет  производства, созданный работником  в связи с выполнением своих  трудовых обязанностей или конкретного  задания работодателя (служебный  секрет производства), принадлежит  работодателю.

     2. Гражданин, которому в связи  с выполнением своих трудовых  обязанностей или конкретного  задания работодателя стал известен  секрет производства, обязан сохранять  конфиденциальность полученных  сведений до прекращения действия  исключительного права на секрет  производства.

Статья 1471. Секрет производства, полученный при  выполнении работ по договору.

     В случае, когда секрет производства получен при выполнении договора подряда, договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических  работ либо по государственному или  муниципальному контракту для государственных  или муниципальных нужд, исключительное право на такой секрет производства принадлежит подрядчику (исполнителю), если соответствующим договором (государственным  или муниципальным контрактом) не предусмотрено иное.

     В случае, когда секрет производства получен при выполнении работ  по договору, заключаемому главным  распорядителем или распорядителем бюджетных средств с федеральными государственными учреждениями, исключительное право на такой секрет производства принадлежит подрядчику (исполнителю), если договором не установлено, что  это право принадлежит Российской Федерации.

Информация о работе Бизнес на основе «ноу-хау»