Основы бизнес-планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Анализ хозяйственной деятельности является научной базой принятия управленческих решений в бизнесе. Для их обоснования необходимо выявлять и прогнозировать существующие и потенциальные проблемы, производственные и финансовые риски, определять воздействие принимаемых решений на уровень рисков и доходов субъекта хозяйствования.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 164.29 Кб (Скачать)

Введение

 

Анализ  хозяйственной деятельности является научной базой принятия управленческих решений в бизнесе. Для их обоснования  необходимо выявлять и прогнозировать существующие и потенциальные проблемы, производственные и финансовые риски, определять воздействие принимаемых  решений на уровень рисков и доходов  субъекта хозяйствования.

В условиях рыночной экономики бизнес-планирование — это рабочий инструмент, используемый во всех видах предпринимательства, а бизнес-план является важным документом, который систематически обновляется. В него вносятся изменения в связи  с переменами, происходящими внутри предприятия (фирмы) и на рынке, где  оно функционирует [4, с.6].

Рыночная  экономика предъявляет к руководителям  достаточно высокие требования. Это  объясняется повышением конкуренции, а значит, и ответственности за проводимые и принимаемые решения, планы, идеи. Руководитель все чаще становится перед выбором: либо повышать свою долю персональной ответственности  и риска, либо распределить их между  партнерами, улучшив шансы на осуществимость своих планов, но снизив уровень  собственных притязаний на получение  выгоды. В любом случае риск должен быть оправдан.

Инструментом  к повышению степени осуществимости идей и проектов любого типа служит планирование. Любую сложную проблему можно разделить на более простые, а затем детализировать и рассмотреть  вероятность их осуществления [6, с.10]. Этот метод лежит в основе бизнес-планирования. Процесс бизнес-планирования сложный  и трудоемкий, поэтому нужны экономические  знания, навыки и опыт.

Мировая практика показывает, что большинство  предприятий терпят большие убытки только потому, что не предусмотрели  или неправильно прогнозировали изменения внешней среды и  не оценили своих возможностей. Планирование важно и для того, чтобы убедить партнеров и инвесторов в правильности выбранного пути, а для этого нужно, по крайней мере, ознакомить их с вашими планами. Естественно, что их будут волновать лишь гарантии и возможности своевременного и полного расчета с ними, а также получение выгоды. Партнеров по бизнесу интересует, какие цели бизнеса вы ставите и как они будут сочетаться с их собственными интересами, а потенциальных клиентов и конкурентов — то, в какой степени и каким образом ваша деятельность отразится на их бизнесе и что надо предпринять, чтобы избежать столкновения интересов. Задачу согласования интересов в бизнес-плане решить достаточно сложно, но сделать ее реально выполнимой еще сложнее. Поэтому бизнес-план рассматривает все проблемы сразу, с различных позиций и в разных вариантах [27, с.5].

Актуальность  выбранной темы обусловлена необходимостью планирования производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия. Финансовый план необходим как для внутрифирменного планирования, так и для обоснования получения средств из внешних источников.

Успех предприятия (фирмы) будет обеспечен в том  случае, если все имеющиеся ресурсы  будут направлены на достижение цели и использованы с максимальным эффектом, чему немало способствуют разработка и внедрение финансового плана [7, с.5].

Целью настоящей работы является анализ и разработка комплекса мероприятий по совершенствованию хозяйственной деятельности ОАО «РИТМ» ТПТА на основе использования финансового плана предприятия.

Для достижения поставленной цели были решены следующие  задачи:

  1. Исследование теоретической части и правовых основ бизнес-планирования;
  2. анализ финансового состояния предприятия и результативных показателей его коммерческой деятельности;
  3. разработка организационно-экономических мероприятий, направленных на совершенствование деятельности исследуемого предприятия.

Объектом  исследования данной работы является Открытое Акционерное Общество «Ритм» Тверское производство тормозной аппаратурыство, действующее в г. Тверь и занимающееся разработкой и производством тормозного оборудования для железнодорожного транспорта.

В качестве предмета исследования выступает система  финансового планирования хозяйственной деятельности предприятия.

Основными методами исследования служат все виды сравнительного анализа, а также  формализованные критерии, то есть коэффициенты и показатели, рассчитываемые по определенным формулам.

Практическая значимость работы состоит в том, что комплекс предлагаемых мероприятий, рассмотренных в рамках бизнес-планирования будет способствовать совершенствованию деятельности ОАО «РИТМ», что позволит добиться финансового оздоровления предприятия, увеличить ежедневную выручку, привлечь дополнительных клиентов и более полно удовлетворять их потребности.

Теоретическую основу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных авторов: Бурова И.С., Горемыкина В.А., Ляпунова С.И, Попова В.М., Сергеева А.А., а также Федеральные законы.

Методологическую  основу исследования составляет системный  подход, включающий исследование внешнего окружения и внутренних сторон изучаемого объекта. Системный подход, предполагающий учет философии менеджмента, методов  выживания на рынке, метода превращения  сложного в простое, восхождения  от абстрактного к конкретному, использования  принципов анализа и синтеза.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. НОРМАТИВНЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ

    1. Нормативно-правовые основы бизнес-планирования

 

Бизнес-план выступает основой бизнес-предложения  при переговорах с возможными инвесторами и будущими партнерами, используется при приглашении ключевых сотрудников, при подписании контрактов с персоналом фирмы. Он является не только внутренним документом фирмы, но и используется при установлении контактов. Это предъявляет определенные требования к его оформлению, форме  и структуре [10, с.52].

Он должен быть представлен в форме, позволяющей  заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела и  перспективах своего участия в нем. Поэтому не существует жестко регламентированной формы его представления и  структуры. Однако, как правило, в  нем предусматриваются разделы, в которых раскрывается основная идея и цели бизнеса, характеризуется  специфика продукта фирмы и удовлетворение им потребностей рынка, дается оценка рынка и устанавливается стратегия  поведения фирмы на определенных рыночных сегментах, определяются организационная  и производственная структуры, формируется  финансовый проект дела, включая стратегию  финансирования и предложения по инвестициям, описываются перспективы  роста фирмы. Объем и степень  конкретизации разделов плана определяется спецификой компании и области ее деятельности.

Бизнес-план, как официальный документ должен быть составлен в соответствии с  определенными требованиями. К финансовой части бизнес-плана требования по разработке особенно жесткие, так как неправильно составленный финансовый план и проведенные расчеты не дадут возможность получить объективную оценку эффективности инвестиционного проекта. Для получения кредита в банке на руки выдаются рекомендации по составлению бизнес-плана в соответствии с требованиями банка.

Расчеты, которые предстоит сделать в  финансовом плане, осуществляются с помощью специальных программ для составления бизнес-планов Project Expert или Альт-Инвест.

Необходимо  указать, какая программа использовалась при составлении финансового  раздела бизнес-плана, и каких  нормативов придерживались.

Эти нормативы, или условия, могут касаться следующих  ключевых моментов:

1) Цены.

Все расчеты  могут вестись как в текущих  ценах, так и в постоянных, с  учетом или без учета НДC.

При разработке бизнес-плана инвестиционного проекта  базовые расчеты осуществляются в постоянных ценах. Инфляция не учитывается. Текущие цены могут использоваться для анализа безубыточности проекта  и оценки риска.

При проведении расчетов в текущих ценах уровень инфляции, который необходимо учесть должен определяться по каждому конкретному региону и виду товара. Эти данные определяются службами статистики регионов.

Затраты на сырье и материалы, получение  дохода от реализации товаров, получение  кредитов – все финансовые операции, которые осуществляет фирма, должны быть учтены и осуществлены в национальной валюте.

2) Налоговое окружение.

Осуществляя свою деятельность в разных организационно-правовых формах, и попадая под разные критерии определения налогооблагаемой базы, предприятие будет платить разные виды налогов.

Эти налоги должны быть учтены и классифицированы, потому что от них не только зависит  весь процесс бухгалтерской политики и налогового учета, но и возможности  для предприятия в получении  различных льгот.

Есть  определенные льготы для предприятий  осуществляющих экспортные операции, есть льготы для предприятий малого бизнеса. Помимо видов и сумм налога, также необходимо определить и сроки их уплаты. Задержка в оплате налоговых и иных платежей приведет к уплате пени и штрафов.

3) Сроки реализации проекта.

Расчеты по проекту должны быть составлены на срок, который будет превышать  наступление точки окупаемости  на один год. Это очень важное условие, без которого невозможно определить экономическую эффективность проекта. Обычно расчеты делаются на 3-4 года, но реже на более долгий срок, поскольку сложно учесть все факторы, связанные с изменение объемов продаж, цен на продукцию. Жизненный цикл товара может завершиться еще раньше.

Если  проект не окупается в 2-3 года, то это  повод задуматься в необходимости  его реализации. Но крупные проекты  могут иметь срок окупаемости  в 5 и более лет.

4) Периодичность расчетов.

Расчеты за первый год осуществления инвестиционного  проекта даются с помесячной детализацией. Если в первый год не планируется  выход на проектную мощность, то с помесячной разбивкой расчеты  будут осуществляться до полного  освоения производственных мощностей. Следующий год после выхода на проектную мощность представлен  поквартальными расчетами. В последующие  периоды – годовыми прогнозами.

5) Платежи в иностранной валюте.

Все необходимые  платежи по экспортным и импортным операциям, которые осуществляются в рамках проекта, а также по привлечению заемного капитала, проводятся в валюте для внешнего рынка. Это могут быть доллары, евро или другие иностранные валюты.

Для их учета  в бизнес-плане необходимо осуществить  их пересчет в рубли по курсу ЦБ РФ, который действовал на момент расчета. Дата расчета и курс приводятся в  пометках к расчетам.

6) Определение экономической эффективности  проекта.

При расчете  экономической эффективности инвестиционного  проекта придерживаются методических рекомендаций по оценке эффективности  проектов. Эти методики даются Министерствами финансов и экономического развития РФ.

Необходимо  определить показатели, которые будут  учитываться при оценке проекта, методику их расчета.

7) Предполагаемые проценты по  кредиту.

Ставка  рефинансирования является ориентиром при определении процента по кредиту. Если процент за кредит превышает  ставку более чем на 10%, то это  свидетельствует о неправильном выборе банка кредитора.

Все перечисленные  нормативы являются основными и  могут быть дополнены в зависимости  от вида и величины проекта. Зная нормативы  и условия для проведения финансово-экономических  расчетов можно переходить к непосредственной работе над финансовым планом.

 

Раздел  бизнес-плана "Финансовый план и инвестиции" содержит информацию о том, когда и сколько средств потребуется для создания и развития прибыльного предприятия. Рекомендуется составить такой план для первого года работы предприятия с разбивкой помесячно.

Сначала следует определиться с источниками  финансирования (собственные средства, государственные субсидии, заемные  средства, иные источники).

Далее следует  составить смету затрат до получения  первых поступлений от реализации, которые могут включать: затраты, связанные с регистрацией предприятия (госпошлина за регистрацию, изготовление печати, открытие банковского счета, услуги нотариуса, формирование уставного капитала, оплата лицензий и.т.п.), затраты на организационно-техническую подготовку предприятия (выполнение проекта, услуги инспекций, сертификация товаров и услуг, аренда помещений и их ремонт, приобретение основного оборудования, инструмента и хозяйственных принадлежностей, транспортные расходы, приобретение сырья и материалов, зарплата персонала (с начислениями) до получения дохода, расходы на рекламу, приобретение канцелярских товаров, непредвиденные и другие виды расходов).

Из общего перечня вышеперечисленных доходов  и расходов желательно составить  еженедельный график доходов и расходов первого (организационного) этапа реализации проекта (обычно первого месяца).

Необходимо  выполнить расчет запасов сырья  в товарном и стоимостном выражении  для первого года помесячно (запас  в начале месяца, закупленное сырье, израсходованное сырье, остаток  на конец месяца). Если сырье поставлялось в кредит, следует составить таблицу  кредиторской задолженности перед  поставщиками на каждый месяц и план ее ликвидации (оплаты кредита).

Информация о работе Основы бизнес-планирования