Основы бизнес-планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Анализ хозяйственной деятельности является научной базой принятия управленческих решений в бизнесе. Для их обоснования необходимо выявлять и прогнозировать существующие и потенциальные проблемы, производственные и финансовые риски, определять воздействие принимаемых решений на уровень рисков и доходов субъекта хозяйствования.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 164.29 Кб (Скачать)

Если  предприниматель намереваетесь взять кредит в банке или у знакомых, необходимо составить таблицу о ежемесячных расчетах по кредитам (сумма кредита, погашенная сумма, остаток задолженности, уплата процентов, погашение кредита нарастающим итогом, уплата процентов нарастающим итогом).

Для дальнейшего  составления финансового плана  в части налогообложения бизнеса  необходимо определиться с системой налогообложения будущего предприятия (общий режим, упрощенная система или единый налог на вмененный доход). Общий режим налогообложения предполагает полный комплект налогов: налог на добавленную стоимость (НДС), единый социальный налог (ЕСН), страхование от несчастных случаев на производстве, транспортный налог, налог на имущество, земельный налог, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц (для индивидуальных предпринимателей). Упрощенная система налогообложения (УСН) и единый налог на вмененный доход (ЕНВД) освобождают предприятия от уплаты многих налогов (НДС, налог на имущество, налог на прибыль), однако ЕНВН разрешен только для определенных видов деятельности (перечень указан в главе 26.3 НК РФ), а для УСН тоже имеются ограничения (глава 26.2 НК РФ). Как указано выше, принятые недавно законы РФ разрешают использование для инновационных предприятий, создаваемых в соответствии с Законом № 217, льготную УСН в части уплаты страховых взносов (например, для периода 2012-2017 г.г. установлены следующие тарифы этих взносов: пенсионный фонд – 8%, фонд соцстраха – 2%, федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 4%, территориальный фонд обязательного медицинского страхования -0%). Поэтому целесообразно использовать УСН для создаваемого предприятия тем более, что в этом случае предприятие освобождается от ведения бухгалтерского учета и ведет учет в книге учета доходов и расходов.

Следующим шагом является составление проекта плана финансовых результатов деятельности предприятия для первого года работы (помесячно) (выручка от реализации, всего переменных затрат, всего постоянных затрат, проценты по кредиту, налоги, чистая прибыль) и плана движения денежных средств за этот же период: остаток денежных средств на начало месяца, всего поступлений (собственные средства, займы, кредиты, субсидии, поступления от реализации), всего расходов (капитальные затраты расходы организационного периода, переменные затраты, постоянные затраты, налоги, выплаты по кредитам и займам, прочие расходы) и остаток денежных средств на конец месяца.

Финансовый  план можно закончить расчетом показателей  эффективности проекта за первый год (чистая прибыль, рентабельность вложения личных средств, срок окупаемости вложения личных средств и др.)

 

 

    1. Теоретические основы бизнес-планирования

 

Бизнес-план представляет собой краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого  бизнеса (сделки). Он является важнейшим  инструментом при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяет  выбрать наиболее перспективные  решения и определить средства их достижения [20, с.7].

Бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Он описывает процесс функционирования предприятия, показывает, каким образом  его руководители собираются достичь  своих целей и задач. Хорошо разработанный  бизнес-план помогает предприятию расти, завоевывать новые позиции на рынке, где оно функционирует, составлять перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров  и услуг и выбирать рациональные способы их реализации. То есть в  нем описываются основные аспекты  будущего предприятия, с достаточной  полнотой анализируются проблемы, с  которыми оно столкнется (или не исключено, что столкнется) и самыми современными методами определяются способы  решения этих проблем. Таким образом, основная цель бизнес-плана - достижение разумного и выполнимого компромисса  между тем, чего фирма хочет и  чего может достичь. План призван  показать работникам и потенциальным  инвесторам целостность предлагаемого  курса, продемонстрировать, как одно вытекает из другого.

Разработка  бизнес-плана должна подчиняться  следующим основополагающим принципам:

  • гибкости, что дает возможность постоянно адаптировать план к изменениям среды, в которой функционирует данная фирма;
  • непрерывности, что предполагает "скользящий" характер планирования;
  • коммуникативности, что определяет координацию и интеграцию усилий, т.е. в расчетах плана все должно быть взаимосвязано и взаимозависимо;
  • интерактивности, что означает творческий характер планирования и неоднократную проработку уже составленных разделов плана;
  • многовариантности, позволяющей выбрать наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставленной цели;
  • участия, предусматривающего возможность вовлечения в процесс планирования всех участников будущей организации;
  • адекватности, т.е. отражения реальных проблем и самооценки в процессе планирования.

Целью разработки бизнес-плана является необходимость спланировать хозяйственную  деятельность предприятия на ближайший  и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями  получения необходимых ресурсов [9, с.11].

Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие  основные задачи:

  • определить конкретные направления деятельности предприятия, целевые рынки и место предприятия на этих рынках;
  • сформулировать долговременные и краткосрочные цели предприятия, стратегию и тактику их достижения; определить лиц, ответственных за реализацию стратегии;
  • выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям; оценить расходы по их созданию и реализации;
  • выявить соответствие имеющихся кадров предприятия и условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;
  • определить состав маркетинговых мероприятий предприятия по изучению рынка, рекламы, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;
  • оценить финансовое положение предприятия и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;
  • предусмотреть трудности, которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана. Как правило, бизнес-план разрабатывается на несколько лет (на три – пять) с разбивкой по годам. Данные на первый год даются с разбивкой по месяцам (кварталам), а на последующие годы – в годовом исчислении. В фирме может возникнуть ситуация, когда годовой бизнес-план уточняется и продлевается на следующий год.

Бизнес-план как официальный документ оформляется  в соответствии с требованиями потенциальных  инвесторов, партнеров по бизнесу и т.д. Для его составления необходимо привлечь обширный информационный материал, затрагивающий широкий круг вопросов о рынке, состоянии отрасли, новых технологиях, оборудовании [22, с.61]. Значительная часть этого материала не входит в окончательный официальный вариант бизнес-плана, но заслуживает внимания при предварительной разработке его рабочего варианта, в который включают все рабочие информационные материалы, сгруппированные по разделам официального бизнес-плана. Эти материалы могут иметь разнообразный характер (от описаний и формулировок идей до расчетов, оформленных в виде таблиц произвольного вида); они постоянно дополняются в процессе работы и используются при модернизации официального варианта бизнес-плана [11, с.82].

Не будет большим преувеличением назвать бизнес-план основой управления, как коммерческим проектом, так и  самим предприятием, осуществляющим этот проект. Ведь благодаря бизнес-плану  у руководства появляется редкая возможность взглянуть на собственное  предприятие как бы со стороны, может  быть, даже глазами придирчивого эксперта. Да и сам процесс разработки бизнес-плана, включающего детальный анализ экономических  и организационных вопросов, заставляет "собраться", мобилизоваться, сосредоточиться [5, с.38].

При составлении  бизнес-плана важна степень участия  в этом процессе самого предпринимателя. Личное участие руководителя в составлении  бизнес-плана настолько  существенно, что многие зарубежные банки и инвестиционные фонды отказываются вообще рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план был подготовлен консультантом со стороны, а руководитель лишь подписал его [19, с.55]. Это не значит, что нельзя пользоваться услугами консультантов. Наоборот, привлечение экспертов весьма приветствуется инвесторами. Но, включаясь в эту работу лично, предприниматель как бы моделирует свою будущую деятельность, проверяет целесообразность своего замысла, что повышает степень осуществления плана.

Предприятия, работающие в стабильной ситуации и  производящие продукты для достаточно устойчивого рынка при росте  объемов производства, разрабатывают  бизнес-план, направленный на совершенствование  производства и поиск путей снижения его издержек. Однако все эти предприятия  постоянно предусматривают мероприятия  по модернизации производимой ими продукции (услуг) и формируют их в виде локальных бизнес-планов.

Предприятия, выпускающие продукцию при постоянном риске, прежде всего систематически работают над бизнес-планами по освоению новых видов продукции, по переходу на новые поколения изделий и  т.д.

Если  предприятие, наметив значительный рост производства вновь осваиваемых  или традиционных продуктов, не имеет  достаточно собственных мощностей  для их производства, то оно может  пойти либо путем привлечения  капитальных вложений для создания новых мощностей, либо путем поиска партнеров, которым предприятие  даст изготовление определенных узлов, деталей, выполнение технологических  процессов, оно также разрабатывает  соответствующий бизнес-план [26, с.149]. Второй путь, как правило, обеспечивает ускоренное решение задач и требует  меньше средств. В этом случае уже  на стадии разработки бизнес-плана  определяют требования к будущему производству.

Бизнес-план дает объективное представление  о стратегии и тактике развития производства и организации производственной деятельности, способах продвижения  товара на рынок, прогнозирует цены, будущую  прибыль, основные финансово-экономические  результаты деятельности предприятия  и вместе с тем определяет так  называемые зоны риска, предлагает пути снижения этих рисков или, по крайней  мере, их влияние на будущую прибыль.

Особенностью  бизнес-плана как стратегического  документа является его сбалансированность по постановке задач с учетом реальных финансовых возможностей предприятия [21, с.205]. Чтобы бизнес-план был принят, он должен быть обеспечен необходимыми финансовыми ресурсами. Это в  значительной мере определяет характер проектов (концепций), которые изучаются  при разработке бизнес-плана. Включение  самого проекта в бизнес-план становится возможным лишь в том случае, если определены источники его финансирования.

Таким образом, бизнес-план используется независимо от сферы деятельности, масштабов, собственности  и организационно-правовой формы  предприятия. В любом случае решаются как внутренние, связанные с управлением  предприятием, так и внешние вопросы, обусловленные установлением контактов  и взаимоотношений с другими  предприятиями и организациями.

 

 

 

 

1.3 Финансовый план раздел бизнес-плана

 

Финансовый  план дает представление об источниках и размерах финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения производства, о направлениях использования средств, о размерах наличности, промежуточных и конечных результатах деятельности.

Структуру финансового плана можно представить следующим образом:

  • наличные на начало периода;
  • поступление денежных средств;
  • общая сумма денежной наличности;
  • денежные выплаты;
  • прирост или недостаток денежной наличности.

Финансовый  план просчитывается по результатам  прогноза производства и сбыта продукции. Здесь наряду с прогнозируемым движением  денежных потоков (поступлениям и выплатам) должно быть подробно описано текущее  финансовое состояние предприятия (при условии, что проект реализуется  на действующем предприятии). Обычно финансовый раздел представлен тремя  основными документами:

  • балансовой ведомостью. Балансовая ведомость представляет финансовые условия компании к определенной дате. Она детально описывает элементы собственности компании (активы) и величину обязательств (пассив). Она также показывает чистую стоимость компании и ее ликвидность. Этот документ необходимо составлять на 3-4 года вперед;
  • отчетом о прибылях и убытках. Стандартный отчет о прибылях и убытках показывает финансовую осуществимость данного бизнес-плана. Используя прогноз продаж и соответствующие ему производственные затраты, подготовить стандартный отчет о прибылях и убытках по крайней мере для первых трех лет. При этом приводится полный перечень допущений, сделанных при подготовке стандартного отчета о прибылях и убытках. В этот раздел бизнес-плана вносятся все основные моменты, которые могут дать снижение продаж от проектируемого уровня и чувствительность прибыли к этим моментам. В наиболее общем виде стандартный отчет о прибылях и убытках включает: стоимость реализованной продукции, себестоимость, валовую прибыль, производственные затраты, чистый доход или убытки;
  • отчетом о движении денежных средств. Это прогноз движения денежных потоков помесячно для первого года операций и поквартально, по крайней мере, для двух лет, детально выделив величину и время ожидаемых прихода и расхода наличности; определить потребности и сроки дополнительного финансирования и указать максимум потребности в оборотном капитале; показать, каким образом должно быть получено дополнительное финансирование (через акционерное финансирование, банковские займы, по линии краткосрочного банковского кредита), на каких условиях, как должны выплачиваться заемные средства.

Информация о работе Основы бизнес-планирования