Шпаргалка по "Конституционному праву РФ"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 21:34, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционному праву РФ".

Работа содержит 1 файл

На экзамен по КПР.docx

— 121.03 Кб (Скачать)

2) Конст.  явл. основой, базой всей правотворческой  и законотворческой деятельности  соотв. S-в, т.к. нормы К. носят первичный, учредительный хар-р.

3) К.  характеризует особый порядок  принятия, внесения в нее поправок, изменений и дополнений. (Простой  закон принимается (изменяется) простым  большинством членов законодат.  органа, а Конст. поправки квалифицированным  большинством).

6. Порядок изменения  Конституции РФ.

Предложения о  паправках и изменениях К могут  вносить ПрезидентРФ, Сов. Фед., Гос. Дума, Правительство РФ, Зак. орг. субьектов  РФ. Главно не допустить изменения  К в коньюктурных соображения. Пересмотр- принятие новой К ( в том числе  измен. ключевых глав: 1- Основы К строя, 2- Права и свободы чел. и гр., 9- К поправки и пересмотр К). Пересмотр: 3/5 Сов. Фед. и Гос.Думы, созывается Конституционное  собрание, может подтвердить неизменность К или работать над изменениями, голосует 2/3 или референдум- 1/2 отголосовавших. Поправки- главы 2-8, ¾ Сов. Фед.и 2/3 Гос. Думы+ 2/3 в субьектах Фед+ подписание президентом и опубликование. Изменения- только к ст. 65, о саставе РФ. Обоюдное согласие.

7. Конституционный  строй: понятие,  элементы. Основы  конституционного  строя.

Конституционный строй — система социальных, экономических  и политико-правовых отношений, устанавливаемых  и охраняемых конституцией и другими  конституционно-правовыми актами государства.

Основной  нормой права, в которой закреплен  Конституционный строй государства  является Конституция.

Конституционный строй не следует отождествлять  с государственным строем. В отличие  от последнего он всегда предполагает наличие в государстве конституции.

Решение споров, связанных с конституционным  строем государства относятся к  исключительной компетенции Конституционного Суда.

Исключительные  признаки конституционного строя 

Необходимыми  признаками конституционного строя  являются:

народный  суверенитет — исключительное право  народа как основного носителя власти;

разделение  властей на законодательную, исполнительную, судебную;

нерушимость и неотчуждаемость общепризнанных прав и свобод человека — права  и свободы человека есть основной предмет обеспечения и защиты конституционного строя.

8. Конституционные  принципы, составляющие  основы конституционного  сторя РФ.

     Каждое  государство характеризуется определенными  чертами, в которых выражается его  специфика. Оно может быть демократическим  или тоталитарным, республикой или  монархией и т.д. совокупность таких  черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации  государства, или о государственном  строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным  строем. Таким образом, конституционный  строй – это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции.

     Первая  глава Конституции РФ, содержащая наиболее общие, отправные положения, называется «Основы конституционного строя». Понятие «Основы конституционного строя» является новым в российском конституционном праве. В юридической  литературе нет единого, общепризнанного  определения конституционного строя. Так, Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин  рассматривают конституционный  строй как «форму (способ) организации  государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство».1 Ограничение государственной власти правом имеет одной из целей создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества, являющегося неотъемлемым атрибутом конституционного государства. В учебнике М.В.Баглая под конституционным строем понимается «порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией».2 Авторы упомянутых определений ограничивают конституционный строй организацией только государства.

     Между тем, если обратиться к Конституции  РФ, то она закрепляет не только организацию  государства, но и организацию гражданского общества. В.Т. Кабышев пишет, что  это «система господствующих экономических  и социально-политических отношений  в их конституционной форме, воплощающих  суверенитет народа, свободы и  права человека и определяющих сущность общества в целом». Н.А. Михалёва понимает это как «общественный строй, в котором функционирует правовое государство с республиканской  формой правления, установлен демократический  политический режим, признаётся приоритетное положение личности, незыблемость частной  собственности, разделение властей, верховенство права и закона». Признавая ценность таких определений, следует отметить, что природу конституционного строя  нельзя отождествлять с политическим режимом, существующим в конкретной стране. Государство может быть далеко от идеалов демократии, верховенства права, но это не означает, что в нём не существует конституционный строй вообще.2 Наличие конституционного строя вытекает из народного суверенитета, предполагает право населения самостоятельно устанавливать форму организации жизни на принадлежащей территории. По мнению Мамонова В.В. конституционный строй – это система конституционных отношений, закреплённых народом в Конституции РФ и определяющих статус человека, форму государства, его политический режим, взаимоотношения между властями, положение в мировом сообществе.

     В юридической литературе не проводится чётких различий между категориями  «конституционный строй» и «основы  конституционного строя». Более того, указанные понятия фактически признаются тождественными с учётом круга общественных отношений, образующих конституционный  строй, и его правового закрепления. Основы конституционного строя включают в себя не все общественные отношения, составляющие суть конституционного строя, а лишь главные, ключевые общественные отношения, составляющие суть устройства общества и государства. Основополагающие принципы организации общества и  государства образуют как бы фундамент  конституционного строя. Эти нормы, содержащиеся в главе 1 Конституции  РФ, в научной литературе чаще всего  именуются нормами-принципами.

     Поскольку конституционный строй РФ включает целую систему складывающихся общественных отношений, в его закреплении  участвуют не отдельные правовые нормы и даже не отдельные отрасли  права и законодательства, а все  отрасли российского права и  законодательства.

     Ведущее место среди правовых норм, регулирующих конституционный строй России, занимают нормы Конституции РФ, поскольку Конституция наделена высшей юридической силой и является базой текущего законодательства.

     Среди же норм Конституции определяющую роль играют нормы, закрепляющие устои российского  конституционного строя, в которых  выражается его гуманная сущность, принадлежность России к семье демократических  стран. Это нормы об основах конституционного строя, которые характеризуют РФ как конституционное государство.

     Иными словами, под основами конституционного строя РФ понимаются устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить Федерации характер конституционного государства.

     К основам конституционного строя, согласно Конституции РФ, относятся прежде всего основы, присущие каждому конституционному государству. В их число входят демократизм, выражающийся в народном суверенитете, разделении властей, идеологическом и  политическом многообразии, в признании  и гарантировании местного самоуправления, а также правовое государство, воплощением  которого и является конституционное  государство. Основу конституционного государства составляют и признание  им человека, его прав и свобод высшей ценностью, а также социальное рыночное хозяйство, в рамках которого главным  образом осуществляются производство и распределение товаров и благ.

     С этими основами неразрывно связаны  и такие основы конституционного строя, как социальное государство, главной задачей которого является претворение в жизнь закрепленных правом принципов социального равенства, и светское государство, дополняющее  принцип политического многообразия многообразием духовным.

     К основам конституционного строя, закрепленным Конституцией РФ, относятся и федерализм, суверенность Российского государства  и республиканская форма правления. Они не являются определяющими для  характеристики России как конституционного государства. Ведь конституционные  государства – и республики в  составе Российской Федерации, хотя они не федеративные и не суверенные государства. Многие конституционные  государства не являются и республиками (например, Великобритания, Дания, Япония). Включение федерализма, суверенности и республиканской формой правления  в число основ конституционного строя Российской Федерации вызвано  стремлением законодателя дать наиболее полную картину основных черт, характеризующих  российскую государственность. Однако это не означает, что данные основы никак не связаны с остальными принципами. Наоборот, в условиях Российской Федерации эти основы создают  наиболее благоприятную среду для  реализации всех принципов российской государственности.

     Каждый  конституционный принцип существует не сам по себе. Они конституируют  государство в совокупности и  поэтому должны рассматриваться  только во взаимосвязи. Конституционные  принципы могут дополнять и конкретизировать друг друга, а, следовательно, все они  находятся во взаимозависимости.

     Особенности правового регулирования основ  конституционного строя России закреплены в статье  16 Конституции РФ. Первая особенность состоит в том, что  правовые нормы Конституции РФ не могут противоречить  основам  конституционного строя. Вторая особенность  заключается в том, что согласно ст. 135 Конституции, если предложение о пересмотре главы 1 (как и глав 2 и 9) будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на  всенародное голосование.

     Основы  конституционного строя Российской Федерации как конституционный  институт – это обладающие наивысшей  юридической силой, систематизированные  нормы Конституции, которые закрепляют базирующиеся на демократических ценностях  и идеалах политические, экономические, социальные, идеологические устои российского  общества и государства. По мнению Бутусовой  Н.В., имеются основания для выделения  и конституционно-правового института  основ конституционного строя, который  помимо норм главы 1 Конституции включает в себя иные конституционные нормы, а также нормы законов, других источников конституционного права. Говоря  иначе, конституционно-правовой институт основ конституционного строя содержит нормы различной юридической  силы, где нормы Главы 1 Конституции  выполняют учредительную функцию, закрепляя устои общества и государства, а остальные нормы – функцию конкретизации соответствующих конституционных принципов.1

     Если  сгруппировать статьи главы 1 Конституции  по крупным рубрикам, то можно выделить четыре главных составляющих: политические основы конституционного строя; экономические  основы конституционного строя; социальные и духовные основы конституционного строя.

9. Принцип разделения  властей. Его закрепление  в конституции  РФ и практическая  реализация.

Разделение властей  — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые  друг от друга (но при необходимости  контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

Статья 10 Конституции  Российской Федерации закрепляет принцип  осуществления государственной  власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также  самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Речь идёт не о разделении абсолютно независимых  властей, а разделении единой государственной  власти (единство системы государственной  власти является одним из конституционных  принципов федерализма) на три самостоятельные  ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.

Согласно статье 11 Конституции РФ государственную  власть осуществляют Президент РФ (он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в системе федеральных органов  поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к  одной из основных ветвей власти), Федеральное  Собрание (парламент Российской Федерации, её законодательный и представительный орган, состоит из двух палат —  Совета Федерации и Государственной  Думы), Правительство Российской Федерации (возглавляет систему органов  исполнительной власти РФ), суды РФ —  Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие).

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву РФ"