Шпаргалка по "Конституционному праву РФ"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 21:34, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционному праву РФ".

Работа содержит 1 файл

На экзамен по КПР.docx

— 121.03 Кб (Скачать)

 культурных прав и свобод: 1) каждому гарантир. свобода литер., худ., научного, технич. и др. видов творчества, преподавания;2) интеллектуальная собственность охраняется з-ном и другие;

К. гарантии прав и свобод чел. и гражданина в сфере правосудия:

 Никто не м.б. лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем  судьей. к подсудности ~ оно отнесено з-ном; 2) каждому гарантир. право на получен. квалифицир. юр. помощи: в случаях, предусмотренных з-ом, юр. помощь оказывается бесплатно; 3) презумция невиновности; 4) обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность; 5) неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого:6) никто не м.б. повторно осужден за одно и то же преступление; 7) при осуществлен. правосудия нельзя use доказательств, полученных с нарушен. ф.з.; 8) никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг ~ опред. ф.з.; 9) гос. обеспечивает потерпевшему доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба и другие.

22. Конституционные  (основные) обязанности  граждан РФ (понятие,  виды).

 Каждый  чел д. нести К обязанности, выполнен. ~ необходимо для норм. развития общ. В отличие от прежней К новая К, 1) закрепляет лишь наиболее важные К обязанности, 2) не увязывает их столь жестко с К правами и свободами. К обязанностями  в РФ явл: - обязанность соблюдать К и з-ны РФ; сохранять природу и окруж среду, бережно относиться к природным богатствам;  платить налоги и сборы; заботиться о сохранении историч. и культ. наследия, беречь памятники истории и культ; защита Отечества, обязанность родителей заботиться о своих детях, воспитывать их и, соответственно, обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о трудоспособных родителях.

23. Правовой статус  иностранных граждан  и лиц без гражданства  в РФ.

К. (ст. 62 п.3) "Иностранные граждане, лица без Гр. пользуются в РФ правами  и несут обязанности наравне  с гражданами РФ, кроме случаев, установленных  ФЗ, или м/н договором РФ. Закона РФ о положении ин. Гр. и лиц  без Гр. нету. Есть закон 81г. "о  правовом положении ин. граждан в  СССР" Ин. граждане - это не граждане РФ  и имеющие док-ва своей принадлежности к Гр. иностранных гос-в. 1) Ин. гр. равны перед законом, независимо ни от чего, они обызаны соблюдать  К. РФ, ее законодательство. 2) постоянно  проживающие в РФ ин. гр. могут  работать на общих основаниях с гр. РФ. 3) Ин. гр. имеют право на отдых, охрану здоровья, пособия, пенсии, собственность, образование… 4) могут вступать в  профсоюзы, разл. общ. объединения… 5) Им гарантируется свобода совести, неприкосновенность личности, жилища 6) не обладают избират. правами. 7) не м. занимать гос. должности 8) не несут  воен. обязаностей 9) допускается передвижение по терр. РФ, выбор места жительства 10) м. устанавливаться ограничения  в интересах обеспечения гос. безопасности. 11) при совершении преступления в РФ подлежат ответственности на общих основаниях с гр. РФ. Эти  же положения распространяются и  на лиц без Гр., если иное не предусматр. законодат-вом, но они не затрагивают  привелегий и иммунитетов глав и  сотрудников ин. дипломатических  и консульских представительств, + других лиц, установленных законодат. и м/н договорами. Конст. (ст. 63) РФ предоставляет полит. убежище в  соотв. с общепризнаными нормами  м/н права. Сущ. указ президента от 95г. "Положение о порядке предоставления полит. убежища в РФ". Вопросы  о полит. убежище решаются президентом. Не допускается выдача лиц преследуемых за полит. убеждения и за действия не признаваемые в РФ преступлениями. За иные преступления выдача осущ. в  соответствии с ФЗ и иными преступлениями

24. Беженцы и вынужденные  переселенцы в  РФ: понятие, правовой  статус. Институт  политического убежища.

Беженец- Лицо не гражд. РФ, находится за пределами  страны пост. места жит. или г, покинул  эту страну в силу обаснованных пречин. Вынужденный переселенец- как правило  гражд. РФ, вынужденный переселится  из другой сроны народину или сменивший  субьект проживания в РФ. Получение  статуса- ходатайство. Льготы .субсидии, пенсии, жильё, упрощённый порядок принятия г( для беженцев). ВП-Обладают всей полнотой прав и обязонностей. Беженци- осутствие  полит. прав. и обязонности службы в ВС РФ, некоторые огран. передвиж и выбора места жительства. 

25. Понятие и форма  государственного  устройства РФ. Особенности  России как федеративного  государства.

Форма государственного устройства — способ территориальной  организации государства или  государств, образующих союз. Оно представляет собой внутреннее деление государства  на составные части — административно-территориальные  единицы, автономные политические образования  или суверенные государства. Она  отражает также характер взаимоотношений  государственного центра и отдельных  его частей. Сегодня различают  четыре основные формы государственного устройства: федеративное, унитарное, империя и конфедеративное.

Федерация —  это устойчивый союз государств, самостоятельных  в пределах распределения между  ними и центром компетенций, имеющих  собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и двойное  гражданство. Такое устройство объясняется  различием в этническом составе  населения государства, историческими  процессами и географическим положением. По своему устройству федерации очень  различны, но существует ряд характерных  признаков для большинства федераций. Федерация — это единое союзное  государство, состоящее как минимум  из двух единиц, в некоторых случаях  за ними признается статус относительно самостоятельных государств. Эти  составные государственные образования  называются субъектами федерации. Ими  могут являться штаты, республики, кантоны, земли, провинции и др. Субъекты федерации  частично обладают государственным  суверенитетом, частично делегируют его  центральным органам федерации, в их границах существует свое административно-территориальное  разделение. Также, субъекты федерации  могут включать в свой состав территориальные  и экстерриториальные автономии.

26. Принципы построения (гоударственного  устройства) РФ.

Статья 5 Конституции  РФ определяет основополагающие принципы, на которых строится российский федерализм.

Государственная целостность гарантируется тем, что государственный суверенитет  как верховенство и независимость  государственной власти на всей территории и в международных отношениях принадлежит только РФ, а не ее субъектам. Субъекты РФ не имеют права выхода из РФ.

1. Конституция  РФ не допускает какого-либо  иного носителя суверенитета  и источника власти, помимо многонационального  народа России, и, следовательно,  не предполагает какого-либо иного  государственного суверенитета, помимо  суверенитета РФ. Суверенитет РФ, в силу Конституции РФ, исключает  существование 2 уровней суверенных  властей, находящихся в единой  системе государственной власти, которые обладали бы верховенством  и независимостью, то есть не  допускает суверенитета ни республик,  ни иных субъектов РФ. Конституция  РФ связывает суверенитет РФ, ее конституционно-правовой статус  и полномочия, а также конституционно-правовой  статус и полномочия республик,  находящихся в составе РФ, не  с их волеизъявлением в порядке  договора, а с волеизъявлением  многонационального российского  народа - носителя и единственного  источника власти в РФ, который  реализуя принцип равноправия  и самоопределения народов, конституировал  возрожденную суверенную государственность  России как исторически сложившееся  государственное единство в ее  настоящем федеративном устройстве.

2. Территориальное  единство - РФ имеет свою территорию, складывающуюся из территории  ее субъектов, на эту территорию  распространяется суверенитет РФ. Под территорией понимается не  только ее сухопутная часть,  но также внутренние воды, территориальное  море, воздушное пространство над  территориями субъектов. Отношение  между территорией РФ и территорией  субъектов Федерации самое простое:  первая включает в себя территории  своих субъектов. Границы между  ними могут быть изменены только  с их взаимного согласия.

3. Единство государственной  власти - единство системы органов  государственной власти - в соответствии  со ст.77 Конституции РФ в пределах  ведения РФ и полномочий РФ  по предметам совместного ведения  РФ и ее субъектов федеральные  органы исполнительной власти  и органы исполнительной власти  субъектов РФ образуют единую  систему исполнительной власти  в РФ. В пределах единой системы  органов исполнительной власти  Президент РФ вправе приостанавливать  действия актов органов исполнительной  власти субъектов РФ в случае  противоречия этих актов Конституции  РФ и Федеральным законам, международным  обязательствам РФ или нарушения  прав и свобод человека и  гражданина до решения этого  вопроса соответствующим судом.

4. Юридическое  равноправие субъектов РФ - согласно  ст.5 Конституции РФ Россия состоит  из равноправных субъектов РФ, во взаимоотношениях с федеральными  органами государственной власти  все субъекты РФ между собой  равноправны. Равноправие означает  равные возможности в обладании  и осуществлении прав и обязанностей. Фактически различные субъекты  РФ обладают различными политическими,  экономическими правами.

5. Равноправие  и самоопределение народов в  РФ. Закрепляя принцип самоопределения  народов в РФ, законодатель имеет  в виду не самоопределение  их в виде собственного государства.  Данный принцип понимает под  понятием народ (население) субъект  РФ как территориально-политическую  общность.

6. Разграничение  предметов ведения и полномочий  между органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти субъектов РФ. Данный принцип  должен применяться при обязательном  соблюдении принципов - конституционности,  верховенства Конституции РФ  и федерального законодательства, равноправия субъектов РФ, соблюдения  прав и интересов субъектов  РФ, баланса интересов Федерации  и регионов, добровольности заключения  договоров и соглашений, обеспеченности  финансовыми, материально-техническими, природными, энергетическими и другими  ресурсами.

27. Конституционно-правовой  статус субъектов  РФ. Особенности статуса  отдельных видов  субъектов РФ.

Статус субъектов  федеративного государства определяется в зависимости от принципа, положенного  в основу федерации (территориальный  или национальный).

Территориальный принцип - субъектами государства являются определенные территории независимо от национальной принадлежности населения, там проживающего.

Национальный  принцип - предполагает наличие в  рамках определенной территории титульной  национальности наряду с другими, которая  дает название данному региону.

Субъект федерации - это ограниченно правоспособное образование, имеющее некоторые  черты государственности, входящее в единое федеративное государство. Субъекты РФ отвечают следующим критериям:

- не обладают  суверенитетом;

- не имеют  права на отделение или сецессию;

- граждане любого  субъекта РФ имеют равные основные  права и обязанности на территории  РФ;

- закон субъекта  РФ не может противоречить  ФЗ;

- перед лицом  федеральной власти субъекты  Федерации равны.

РФ - федеративное государство, сочетающее в себе субъекты, организованные как по национальному, так и по территориальному признаку (21 республика, 10 автономных округов, 1 автономная область = 32 национально-государственных  образования; 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения = 57 государственно-территориальных  образований) = 89 субъектов РФ.

Виды субъектов  РФ:

1.   Республики  в составе РФ - могут принимать  свои Конституции, устанавливать  наряду с русским свой государственный  язык и иметь свои государственные  символы (герб, флаг, гимн);

2.   Края, области,  города федерального значения  в составе РФ - принимают свои  уставы, учреждают свои органы  власти и могут иметь в своем  составе автономные округа;

3.   Автономные  округа и автономная область  в составе РФ - по их представлению  может  быть принят ФЗ об  автономной области, округе, находящемся  как в «двойном подчинении»  - и у России, и у субъекта, в  составе которого они находятся.

Изменение состава  РФ может происходить вследствие:

1)   Принятия  в РФ нового субъекта (иностранного  государства или его части);

2)   Образования  в ее составе нового субъекта  в результате:

объединения существующих субъектов;

вычленения из существующих субъектов новых самостоятельных  образований;

перехода из одного вида субъектов в другой;

изменения конституционно-правового  статуса субъекта

29, 30. Избирательное право  как институт конституционного  права РФ. Законодательства  о выборах в  РФ. Избирательная  система :понятие,  характеристика. Мажоритарная  и пропорциональная  избирательная система.

Избирательное право РФ: понятие  и источники.

      Избират. право в объективном смысле - один из КП институтов. Это сис-ма КПН, ~ опред-ют круг лиц, имеющих право избирать или быть избранными в органы гос. власти и органы местного самоуправления, участвующих в референдуме. А  так же эта сис-ма норм, ~ опр-ет порядок  орг-ции и проведения референдумов и выборов в РФ. Избират. право  в субъективном смысле,  выраж-ся в предоставлении каждому гражданина РФ возможности участия в выборов  органов гос. власти и органов  местного самоуправления, а также  в голосовании на референдуме  и включая в свое содержание два  элемента: 1) Пассивное избират. право - право быть избранным на выборные должности. 2) Активное избират. право - право избирать в органы гос-ва и  участвование в голосовании на референдуме.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву РФ"