Шпаргалка по "Конституционному праву РФ"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 21:34, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционному праву РФ".

Работа содержит 1 файл

На экзамен по КПР.docx

— 121.03 Кб (Скачать)

Возрастной  ценз активного и пассивного ИП существенно  различ-ся (18 и 21- ГД,  35- президент). Различного рода ограничения устанавливает  ФЗ № 124 от 19.09.97 "Об осн. гарантиях  избират. прав и прав на участие в  референдуме РФ". Источники избират. права: Все источники КП в ~ содерж-ся избират. нормы. Два уровня избират. законодат. а) Фед. закон-во, касающееся выборов и референдумов на фед. уровне. Фед. закон-во, касающееся выборов и референдумов субъектов федерации. б) Закон-во субъектов, касающееся выборов и референдумов на уровне соответствующего субъекта и действующего на его терр-рии  местного самоупр-я.1) К РФ (ст. 3, 32, 81, 92, 102, 111, 84, 96, 97, 117 и др.) 2) ФЗ №124 … (см. выше) 19.09.1997. Противоречие: т.к. этот закон не явл-ся конституционным, а в К. не закреплены цензы на проживание избирающихся людей, то => … Например: Лебедь смог избраться и т.д., т.е. этот з-н не признают. 3) ФЗ №76 "О выборах Президента РФ"  4) ФЗ №90 "О выборах депутатов Гос. Думы РФ" от 09.06.1995. 5) ФКЗ №2, 1995 "О референдуме РФ". 6) ФЗ №138 23.11.96 "Об обеспечении Конституцией прав граждан РФ избирать и быть избранным в органы местного самоуправления". 7) обл.з-он "О референд." 94 г.,8) обл. з-он "О выборах губерн." 94 г.9) "Овыборах депут. законодат. собран. Св. обл." 95 г.

Принципы  избирательного права РФ

      Принципы  изб. права - это основополаг. идеи и начала, закрепленные в нормах К. РФ, К. и Уставах S РФ, в избирательном законод., на основании и в соответствии с ~ реализуются избират. права граждан. устанавливается и развивается КП институт избир. права, осуществ. избират. процесс. Принципы: П. свободных выборов; П. всеобщего избир. права; П. равного избир. права; П. прямого избирательного права П. тайного голосования; территориальный П. организации и проведения выборов и референдумов П. непосредственного участия граждан (избирателей) и их объединений в организации и проведении выборов и референдумов; П. выдвижения кандидатов на выборные должности в гос. органы и органы местного самоупр., либо непосредственно отдельными гражданами (петиционный принцип), либо группами граждан, либо избират. объединениями, избират. блоками; сочетание мажоритарного и пропорционального способов распределения депутатских мандатов.  Существовавший в советском избирательном праве принцип императивного мандата (то есть, наказы избирателей, отзыв депутата, его регулярная отчётность перед избирателями) в современном российском избирательном законодательстве отсутствует.

Избирательная система и избирательный процесс в РФ.

 Избират.  сист. в узком значении это способ распределения депутатских мандатов = кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей или др. управомоченных лиц. т.е. избират. система это установленный соотв. з-ми порядок определения результатов (итогов) голосования на выборах (мажоритарный, пропорциональный и смешанный - мажоритарно- пропорциональный.) В широком смысле  избират. система это порядок организации и проведения выборов в органы гос. власти и местного самоупр., закрепленный и регулируемый нормами избират. права, а также сложившейся практакой деятельности гос, муниципальных органов, общественных объединений и движений. избирательный процесс, это урегулир. з-ом и др. соц. нормами деятельность индивидов, органов, организаций и групп по подготовке и проведению выборов и референдумов. Она состоит из определ. стадий.  Избирательный процесс, связанный с выборами в органы гос. власти и местного самоупр., имеет ряд отличит. особенностей по сравнен. с процессом организации и проведения референдумов. Стадии. 1) организацион. (назначение даты проведен. выборов, образование избират. округов, избират. участков, формирован. избират. комиссий, составление списков избирателей и ознакомление с ними последних).2)  выдвижение и регистрация кандидатов. 3) предвыборная агитация.  4) голосование, подсчет голосов, установлен. результатов выборов и их опубликов.  5) (дополнит. стадия) повторное голосование , или второй тур голосования.  Кроме этого, законодат. РФ предусматривает возможность проведения повторных выборов или дополнит. выборов. их нельзя считать самост. стадией избират. процесса. При повторных выборах избирательный процесс проходит те же  стадии, что и при первичных, но только в усечённых по времени рамках.

31. Референдум в РФ: понятие, виды, правовое  регулирование.

Референдум  РФ - всенародное голосование граждан  РФ по законопроектам, действующим  законам и др. вопр. гос. значения. Реф.РФ наряду со свободными выборами явл. высшим непосредственным выражением власти народа, проводится на всей тер-рии  РФ на основе всеобщего равного и  прямого волеизъявления при тайном голосовании.Участие в реф. РФ явл. свободным, контроль за волеизъявлением  гражданина не допускается, никто не м.б. принужден к выражению своих  мнений и убеждений или отказу от них. Вопр, связанные с подготовкой  и проведен. реф.РФ, рассматриваются  избират. комиссиями, комиссиями по проведению реф.РФ, органами гос. власти и органами местного самоуправления На реф.РФ не м. выноситься вопросы: 1) D статуса S РФ; 2) досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ, СФ ФС, ГД ФС, о проведении досрочных выборов Президента РФ, ГД ФС, СФ ФС, либо об отсрочке таких выборов (формирования); 3) принятия и D фед. бюджета 4) введения, D и отмены фед. налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты; 6) амнистии и помилования. Вопр, выносимые на реф.РФ, не д. ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы и К. гарантии их реализации.

Законодат. о реф.РФ составляют К.РФ, настоящий  ФКЗ, др. ф.з. Положения ФКЗ "О рефер.РФ" м.б D только путем принятия ФКЗ.

32. Место Президента  РФ в системе  органов государственной  власти РФ.

Президент РФ как  глава государства занимает особое место в системе органов государственной  власти. По Конституции он прямо  не отнесен ни к одной из ветвей власти, обеспечивает их согласованное  функционирование.

      1. Конституционный статус президента  Российской Федерации

      Пост Президента появился в  России лишь в 1990-1991 гг. (вначале  в СССР, а затем в России  и других республиках). Был сделан  существенный шаг вперед по  изменению формы государства,  при котором учитывался опыт  зарубежных стран. В мире существуют  различные формы существования  института президентства, - от парламентских  до президентских республик.

      Конституция 1993 г. ознаменовала  новый этап в развитии президентства  в России. Президентская власть  была значительно усилена, а  законодательный орган приобрел  черты парламента. Президент стал  уже не просто главой исполнительной  власти, подотчетной Верховному  Совету, а главой государства.  Президент получает свои полномочия  от народа, и поэтому не подотчетен  никакому органу власти (за исключением  юридической ответственности за  государственную измену или тяжкое  преступление). Он обладает неприкосновенностью,  но должен осуществлять свои  полномочия в рамках Конституции.  Он же является гарантом исполнения  Конституционных норм, применяет  меры по охране суверенитета, независимости, государственной  и территориальной целостности.

      Президент имеет право принимать  нормативные указы, восполняя  пробелы законодательства. Он вправе  отрешить от должности высшее  должностное лицо субъекта РФ, внести в Думу законопроект  о роспуске законодательного (представительного)  органа субъекта РФ. Президент  может выступать в роли арбитра  по нормализации взаимоотношений  между различными ветвями власти  и государственными учреждениями.

      Взаимоотношения Федерального Собрания  с Президентом: он участвует  в законодательном процессе, подписывает  законы, обнародует их и обладает  правом вето, может досрочно распускать  Гос. Думу, но только в определенных  Конституцией случаях (ст. 111, 117), назначает выборы этой палаты. Глава государства, обладая большими  полномочиями, действенными средствами  влияния на деятельность палат  Федерального Собрания, вместе с  тем обязан соблюдать законы, не имеет права подменять Федеральное  Собрание. Государственные решения  по части вопросов для своего  принятия требуют согласования  позиций главы государства и  парламента, их скоординированных  действий. Законодательная деятельность  также протекает в тесном взаимодействии  с Президентом РФ, он является  ее непременным участником.

      Президент тесно связан с исполнительной  властью, но занимает по отношению  к ней верховное положение.  Он имеет решающие права по  назначению Председателя Правительства  и министров, может отменять  акты Правительства, принимать  решение о его отставке, право  председательствовать на заседаниях  Правительства. Он непосредственно  руководит деятельностью федеральных  органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних и иностранных дел,  является Верховным Главнокомандующим  и председателем Совета Безопасности  РФ. Он может приостанавливать  действие решений органов исполнительной  власти субъектов Федерации в  случае их противоречия Конституции  и федеральным законам.

      Компетенция Президента РФ

      В отношении органов исполнительной  власти Президент:

назначает с  согласия Думы Председателя Правительства  РФ, принимает решение о его  отставке;

осуществляет  руководство внешней политикой;

наделен большими полномочиями в сфере обороны  и безопасности:

является Верховным  Главнокомандующим;

формирует и  возглавляет Совет Безопасности РФ;

вводит чрезвычайное или военное положение.

Обладает полномочиями, связанными с организацией и деятельностью  законодательной власти:

назначает выборы и распускает Думу по установленным  законом причинам;

вносит законопроекты, назначает референдум.

В отношении  судебной власти и прокуратуры: представляет кандидатуры судей и Генерального прокурора Совету Федерации.

      Единолично Президент не осуществляет  законодательную власть, но обладает  правом законодательной инициативы, является необходимым участником  законодательного процесса, подписывает  и обнародует законы, наделен  правом вето. Он имеет право  в определенных случаях распускать  Государственную Думу или выражать  недоверие правительству, отправлять  его в отставку. Так при назначении  Председателя Правительства РФ  у президента имеется право  ее роспуска после трехкратного  отклонения предложенных Президентом  кандидатур.

33. Порядок избрания и вступление в должность Президента РФ .

      В соотв. с К. РФ и ФЗ № 76 «О выборах Президента РФ» последний избирается гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, сроком на четыре года.

      Выборы  Пр. РФ назначает СФ ФС РФ. День выборов - первое воскресенье после истечения срока, на ~ был избран предыдущ. Пр. РФ. Исчисление срока, на ~ был избран Пр. РФ. начинается со дня его избрания. Срок со дня назначения выборов до дня выборов - не менее 4 месяцев. Если СФ не назначит выборы Пр. РФ в указанные в К. сроки, выборы проводятся Центральной избир. комиссией РФ в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Президента РФ.

      Выборы  проводятся по всей терр. РФ. Право выдвижения кандидата на должность Пр. принадлежит избирателям, избирательным объединениям, избирательным блокам.

Требования  к кандидату:

  • д.б. гражданином РФ.
  • он должен обладать избирательными правами (д.б. дееспособным и не отбывать наказания в виде лишения свободы)
  • нижний предел возрастного ценза - 35 лет.
  • ценз оседлости - кандидат должен постоянно проживать на терр. РФ не менее 10 лет.
  • одно и тоже лицо не м. занимать должность Президента РФ боле двух сроков подряд.

      Кандидат  на должность Пр. РФ избранн при - более половины голосов избирателей (50 % + 1 голос). принявших участие в голосовании (но не менее половины внесенных в списки избирателей). Повторное голосование назначает Центризбирком РФ - по двум кандидатам, получившим наиб. число голосов. При повторном голосовании избран - получивший большее число голосов (но число голосов за него д.б. не менее числа голосов поданых против всех).

      Если  выборы признаны несостоявшимися (участвовало  менее половины избирателей из списков), недействительными (нарушение ФЗ), или  если ни один из кандидатов не был избран - СФ назначает повторные выборы.

      Избранный Пр. в соотв. с К. и ФЗ № 76 вступает в должность на 30 день со дня офиц. объявления результатов выборов.

При вступлении в должность Пр приносит присягу (в присутствии СФ, ГД и судей  К. Суда) - с этого момента Пр. вступает в должность.

34. Досрочное прекращение  полномочий Президента  РФ. Отрешение Президента  РФ от должности:  основания, конституционный  механизм.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву РФ"