Преступность несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 21:31, дипломная работа

Описание работы

Преступность несовершеннолетних традиционно привлекает вни-мание ученых и практических работников правоохранительных орга¬нов по многим причинам. Главное — это то, что лица, совершающие про-тивоправные действия в раннем возрасте, позже, как правило, значи¬тельно труднее поддаются исправлению и в итоге составляют основной резерв для взрослой и рецидивной преступности

Содержание

Введение
Глава 1. Общая характеристика преступности несовершеннолетних
1.1 Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних после 1945 г. и на современном этапе
1.2 Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних в региональном аспекте в современный период
Глава 2 Характеристика личности несовершеннолетнего преступника
2.1 Понятие личности несовершеннолетнего преступника. Уголовно – правовые характеристики личности несовершеннолетних преступников
2.2 Социально - демографические характеристики несовершеннолетних преступников
2.3 Нравственно-психологические характеристики личности несовершеннолетних преступников
Глава 3 Детерминанты преступности несовершеннолетних и ее предупреждение
3.1 Детерминанты преступности несовершеннолетних
3.2 Предупреждение преступности несовершеннолетних
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Диплом Преступность несовершеннолетних Криминология.doc

— 648.00 Кб (Скачать)

Итак, что же такое личность, если иметь в виду указанные ограничения? Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловле­ны, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки челове­ка, имеющие существенное значение для него самого и окружающих[23].

Преступность несовершеннолетних обусловлена взаим­ным влиянием отрицательных фактов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего. Чаще всего пре­ступление совершают так называемые «трудные», педаго­гически «запущенные» подростки. В ряде исследований отмечается, что для подростков-правонарушителей харак­терен низкий уровень развития познавательных и обще­ственных интересов. На формирование идеалов такого подростка чрезмерное влияние оказывают сверстники, особенно старшие по возрасту, имеющие опыт антисоци­ального поведения. У большинства таких подростков в структуре личности доминируют отрицательные качест­ва: лень, безволие, безответственность, конформизм, не­чуткость, агрессивность и т. п.

Как правило, для трудновоспитуемых подростков ха­рактерно отрицательное отношение к учебе, которое в конечном счете противопоставляет их коллективу клас­са, школы, училища и т. п. Начало этого противопоставле­ния лежит в мотивах учебной деятельности. Если для большинства детей в учебном процессе преобладают познавательные мо­тивы, то для проблемных подростков в этом же процессе преобладает мотив принуждения. Это усугубляет конфликтные отношения неуспеваю­щего подростка с коллективом класса и педагогами, порождая в его пове­дении явление негативизма и бравады.

В нормальных условиях процесс усвоения моральных и правовых норм поведения заканчивается в подростковом возрасте (к 14—16 годам). Это обстоятельство учитывается законодателем, который установил частич­ную уголовную ответственность (за убийство, кражи, грабежи, разбои, из­насилования и другие опасные преступления) с 14 лет и полную уголов­ную ответственность за все преступления, предусмотренные уголовными законами, — с 16 лет.

Личность «трудового» подростка прежде всего характеризуется низким уровнем социализации и отражает пробелы и недостатки в трех основных сферах его воспитания: в семье, в школе (ПТУ) и на производстве. С дру­гой стороны, на личность трудного подростка, как правило, излишне боль­шое влияние оказывает особая сфера — улица, двор, «уличная группа с от­рицательной направленностью».

Под трудновоспитуемостью прежде всего понимают негативизм и со­противление педагогическим воздействиям, которое может быть обуслов­лено самыми разнообразными причинами, далеко выходящими за рамки педагогической и социальной запущенности.

В процессе развития ребенок переживает определенные кризисные пе­риоды, характеризующиеся качественно новыми скачками в развитии его психики и организма, приводящие к формированию определенных психо­логических новообразований.

В силу характера преступности несовершеннолетних на первое место при изучении данного явления выдвигается проблема личности преступника. Успех профилактической деятельности органов внутренних дел во многом зависит от того насколько всесторонне и глубоко изучена личность несовершеннолетнего преступника. Можно было бы избежать многих ошибок, если бы практические органы в центр своего внимания и профессиональных усилий всегда ставили личность, а не только условия ее жизни или иные влияния на нее. Это в полной мере относится к несовершеннолетним преступникам.

Главное при рассмотрении личности несовершеннолетнего преступника -  возраст. С этим связаны определенные биологические, психологические и психические изменения в структуре личности. Как отмечал М.Н.Гернет, возрастом обусловлен определенный уровень развития сил, интеллекта, влечений, поскольку “физически” становится возможным совершение определенных преступлений". Процесс социализации человека начинается с раннего возраста.  По словам И.С.Кона, “человек с самого раннего детства начинает усваивать роли, которые формируют его личностные качества”[24]. В детстве человек складывается как общественное существо, у него развиваются интеллект, умение анализировать и обобщать окружающие явления, способность предвидеть возможные последствия своих поступков; вырабатываются волевые качества: настойчивость, целеустремленность, самоконтроль, активность, инициатива; формируются самосознание, чувство собственного достоинства, стремление к самостоятельности ­. Все это связано с криминологическим изучением личности несовершеннолетнего.

Возрастное изменение личности не является причиной и не увязывается однозначно с динамикой основных жизненных отношений. Сохранность основных жизненных отношений сочетается с изменчивостью личности на протяжении жизни под влиянием событий, обстоятельств и т.д. Кроме хронологического возраста, различают психологический, педагогический и физический возраст, причем все они между собой не совпадают, что приводит к внутренним конфликтам личности, которые могут иметь и криминогенный характер­. Вообще, “так называемого среднестатистического возраста реально не существует... Общие закономерности подросткового возраста проявляют себя через индивидуальные вариации, зависящие не только от окружающей среды и условий воспитания, но и от особенностей организма или личности”. Г.М.Миньковский предостерегает от возведения общевозрастных свойств несовершеннолетних в степень криминогенных "[25].

Обращение к характеристике личности несовершеннолетних, совершивших преступления, имеет своей задачей определение качеств и свойств, отличающих совершивших преступление от сверстников законопослушного поведения. В связи с этим прин­ципиальное значение имеет вопрос о роли общевозрастных осо­бенностей в правонарушающем поведении несовершеннолетних. Как известно, старшему подростковому и юношескому возрасту присущи неполнота сформированности собственных нравствен­ных установок, недостаток жизненного опыта, повышенная эмо­циональность, внушаемость, зависимость поведения от оценок ближайшего окружения. Рассмотрение возрастных особенностей как собственно криминогенных, способных породить преступ­ное поведение, безосновательно. И не только потому, что соот­ветствующие качества характерны для возрастной группы в це­лом, а преступления совершает лишь относительно небольшая ее часть. Отмеченные характеристики могут выражаться как в правомерных, так и в противоправных поступках. Определяю­щую роль здесь играет формирующаяся система ценностей лич­ности, собственная социальная практика, образцы поведения, усвоенные в семье и ближайшем окружении. Свойственные же возрасту особенности лишь усиливают значение средовых влияний, поскольку внутренняя сфера личности еще не сформирована окончательно.

Необходимо отметить, что значительно чаще, чем взрослые, несовершеннолетние совер­шают преступления в группе (примерно в 2 раза), что связано с типичностью для возраста в целом группового характера пове­дения. Поэтому наиболее характерно совершение преступлений со сверстниками, совместно проводящими свободное время. Та­кими группами совершается около 80% от общего числа группо­вых преступлений несовершеннолетних. Даже преступные груп­пы несовершеннолетних, объединенные сравнительно продол­жительной преступной деятельностью, имеющие определенную иерархию и другие признаки, присущие организованной преступ­ной группе, обычно трансформируются из досуговых группиро­вок сверстников[26].

Пожалуй, из совершаемых в группе преступлений ни одному из значимых в структуре преступности несовершеннолетних виду не может быть отдан приоритет: кражи, грабежи, разбои, изнаси­лования, хулиганство являются групповыми с равной частотой.

Около четверти преступлений совершается несовершенно­летними совместно со взрослыми. Однако взрослые соучастни­ки — часто почти сверстники самих несовершеннолетних. Вов­лечение же несовершеннолетних в преступную деятельность представляет собой особо высоколатентное явление и данными статистики отражается крайне редко.

Низкий, по сравнению с преступностью в целом, уровень ре­цидива среди несовершеннолетних традиционно отмечался в ли­тературе. При этом в качестве характеристики рецидива рассмат­ривался так называемый легальный рецидив. Его уровень в пре­ступности несовершеннолетних действительно невысок и ныне составляет около 5 — 7%. Однако если новое осуждение лица, ра­нее осуждавшегося за совершение преступления (легальный ре­цидив), в рамках 4-летнего возрастного периода (14—18 лет) сохраняет известную исключительность, то совершение нового преступления несовершеннолетним, ранее совершившим преступ­ление (рецидив в криминологическом смысле), напротив, явление, чрезвычайно распространенное. Достаточно типичным является совершение подростками многоэпизодных краж, грабежей, раз­боев. По отдельным делам число преступлений, совершенных несовершеннолетними и остающихся долгое время латентными, доходит до 30 — 50 и более. Нередко за менее тяжкими следует совершение преступления большей общественной опасности. По выборочным данным, около 70% осужденных за корыстные пре­ступления несовершеннолетних на момент привлечения к уго­ловной ответственности совершили несколько преступлений[27].

Таким образом, в центре внимания внутренней картины преступления подростка находится его личность, в процессе изучения которой необходимо выде­ление психологических детерминант антиобщественного поведения на различных этапах его формирования. Практика показывает, что знание психологических особенностей подростков способствует правильному решению задач расследования преступлений и их профилактики. Работники правоохранительных органов, используя эти знания, обес­печивают правильную диагностику личности несовершеннолетнего, ин­дивидуальный подход к нему, выбор и применение наиболее соответ­ствующих ситуации приемов профилактики и т. д.

Необходимо отметить, что личность трудного подростка прежде всего характеризуется низким уровнем социализации и отражает пробелы и недостатки в трех основных сферах его воспитания: в семье, в школе и на производстве. Кроме того, на личность трудного подростка, как правило, излишне большое влияние оказывает микросоциальное окружение: улица, двор, уличная группа с отрицательной на­правленностью.

 

2.2 Социально - демографические характеристики несовершеннолетних преступников

Среди совершивших преступления несовершеннолетних устойчиво преобладают лица старшей возрастной группы. Несмотря на отмеченное омоложе­ние преступности несовершеннолетних, доля 16 — 17-летних составляет около 2/3 от числа подростков, осужденных за совер­шение преступлений. Однако этот показатель не должен рассмат­риваться как ориентирующий сосредоточение предупредитель­ной деятельности именно на старших несовершеннолетних. Не­достатки в нравственном, правовом воспитании, профилактике правонарушений детей и младших подростков детерминируют, наряду с другими факторами, повышенную распространенность правонарушений уголовно-правовых норм в юношеской группе несовершеннолетних.

Доля лиц женского пола среди совершивших преступления несовершеннолетних сравнительно невысока: по данным МВД РФ, она составляет 7-9%. Неслучайно поэтому на практике преступность несовершеннолетних традиционно рассматривается как проблема юношеской преступности. Однако выборочные ис­следования обнаруживают в последние годы увеличение доли девушек, совершивших преступления; в ряде регионов она дос­тигает показателей, близких к доле женской преступности (до 15 — 20%). Причем несовершеннолетние женского пола ныне со­вершают не только такие «традиционные» для них преступле­ния, как кражи, мошенничество, но и все чаще становятся участ­ницами хулиганства, тяжких преступлений против личности, грабежей и разбоев, в том числе и в группах, состоящих исклю­чительно из лиц женского пола.

Изучение несовершеннолетних, совершивших преступления по месту жительства, показывает, что доля городских жителей среди них составляет 75%, а сельской местности - 25 %. Указанные различия зависят от социально-экономических условий, а также от традиций и обычаев, исторически сложившихся в деревне и в городе[28].

Более значительная доля несовершеннолетних преступников­ проживающих в городе, связана с ослаблением социального контроля, нерациональным использованием свободного времени, специфическими трудностями в обеспечении принципа неотвратимости наказания за совершенное преступление­. Однако на современном этапе процессы урбанизации, миграции сводят на нет различия между городом и деревней. Происходит интенсивное внедрение городского образа жизни в деревни, последние перерастают в поселки городского типа либо исчезают. В связи с этим наблюдается более быстрый рост сельской преступности по сравнению с городской, ­ кроме того­ все больше и больше селян совершают преступления в городе, что именуется “городской” преступностью.

Общая характеристика несовершеннолетних, совершивших преступ­ления в России, представлена в таблице 5.

Таблица 5

Характеристика несовершеннолетних, совершивших преступления в России[29]

 

1991

1992

1994

1996

1998

2000

2002

2004

Всего (абсолютное количество)

159461

188186

200954

192199

164787

175883

163316

143605

В том числе (%):

 

 

 

 

 

 

 

 

Мужчин

92,7

93,1

91,9

91,0

92,2

92,3

92,1

91,8

Женщин

7,3

6,9

8,1

9,0

7,8

7,7

7,9

8,2

14-15 лет

32,8

31,5

32,4

32,6

28,4

29,7

28,9

30,7

16-17 лет

67,2

68,5

67,6

67,4

71,6

70,3

71,1

69,3

Рабочие

32,9

20,0

11,8

8,8

5,5

5,4

5,7

5,1

Работники сельского хозяйства

2,1

1,9

1,1

0,4

0,6

0,8

0,7

0,5

Учащиеся

46,5

43,5

30,6

44,7

48,6

47,3

48,0

47,8

Лица без постоянного источника доходов

23,0

30,0

33,3

41,1

42,9

42,1

43,0

42,3

Безработные

-

-

2,3

2,7

3,2

3,0

2,9

3,1

Совершившие преступления в группе

68,4

68,0

65,0

60,9

64,3

65,1

63,8

63,2

В состоянии алкогольного опьянения

17,1

17,6

28,4

26,2

19,6

21,3

22,6

21,8

В состоянии наркотического опьянения

0,2

0,2

0,4

0,6

0,8

0,9

0,9

0,8

Информация о работе Преступность несовершеннолетних