Преступность несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 21:31, дипломная работа

Описание работы

Преступность несовершеннолетних традиционно привлекает вни-мание ученых и практических работников правоохранительных орга¬нов по многим причинам. Главное — это то, что лица, совершающие про-тивоправные действия в раннем возрасте, позже, как правило, значи¬тельно труднее поддаются исправлению и в итоге составляют основной резерв для взрослой и рецидивной преступности

Содержание

Введение
Глава 1. Общая характеристика преступности несовершеннолетних
1.1 Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних после 1945 г. и на современном этапе
1.2 Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних в региональном аспекте в современный период
Глава 2 Характеристика личности несовершеннолетнего преступника
2.1 Понятие личности несовершеннолетнего преступника. Уголовно – правовые характеристики личности несовершеннолетних преступников
2.2 Социально - демографические характеристики несовершеннолетних преступников
2.3 Нравственно-психологические характеристики личности несовершеннолетних преступников
Глава 3 Детерминанты преступности несовершеннолетних и ее предупреждение
3.1 Детерминанты преступности несовершеннолетних
3.2 Предупреждение преступности несовершеннолетних
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Диплом Преступность несовершеннолетних Криминология.doc

— 648.00 Кб (Скачать)

Для решения проблем устройства детей и подростков, лишившихся родительского попечения, развернута также сеть семейных детских домов, созданы социальные центры для оказания им необходимой по­мощи, законодательно определены возможности для помещения таких детей на определенный срок в приемные семьи.

Создана сеть специальных учебно-воспитательных учреждений от­крытого типа для лиц, которые не сумели адаптироваться в обычной школе, склонны к агрессии, бродяжничеству, не имеют нормального контакта с родителями, чьи семьи принадлежат к «группе риска» Кроме того, открыты и специальные (коррекционные) учреждения для несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии и совершивших общественно опасные деяния.

Однако число этих учреждений все еще явно не соответствует мас­штабам проблемы, количеству детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию. Сдерживают процессы дальнейшего развития и совершенствования сети данных учреждений, повышения их роли в улучшении социального обслуживания семьи и детей и неразвитость нормативно-правовой базы, недостаточность научно-методического обеспечения. Наблюдается явная недооценка, недопонимание роли этих учреждений и со стороны отдельных руководителей местных ор­ганов власти и управления.

Все это не позволяет осуществлять должным образом профилактику безнадзорности, бродяжничества детей и подростков, усиливает соци­альную напряженность, обрекает значительную часть детей на крими­нальный образ жизни, совершение преступлений.

В системе органов внутренних дел проведена реорганизация прием­ников-распределителей для несовершеннолетних. На их основе созда­ны центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органами внутренних дел. В районах и городах при отделах внутрен­них дел вместо ранее действовавших инспекций по делам несовершен­нолетних созданы подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Они в основном должны сосредото­чить свою деятельность на подростках, совершающих правонарушения, передав несвойственные им функции ранней профилактики органам социальной защиты.

Постепенно, начиная с 1992 г., идет реформирование уголовно-исполнительной системы. Несовершеннолетние, отбывающие наказание в колониях, получили право на длительные свидания с родными и близ­кими, на трудовой отпуск за пределами исправительного учреждения, на телефонные разговоры с родственниками, на право проживания вне территории и др.[60]

Одно из важнейших направлений борьбы с рецидивной преступнос­тью несовершеннолетних — обеспечение социальной адаптации под­ростков, которые возвращаются из специальных учебно-воспитатель­ных учреждений и воспитательных колоний. Справиться с этой пробле­мой не удается многие годы прежде всего потому, что среди лиц; поки­дающих эти учреждения, почти половина сироты и подростки, лишив­шиеся родительского попечения, которых никто не ждет, многим негде жить, не на что существовать. Практически неразрешимой стала и про­блема трудоустройства подростков, отбывших наказание Федеральные и региональные службы занятости населения уклоняются от рабо­ты с этой категорией подростков.

Рассматривая профилактику правонарушающего поведения несовершеннолетних в качестве элемента предупредительной де­ятельности в целом, правомерно использовать при анализе об­щекриминологические классификации мер профилактики. В со­ответствии с нашими задачами целесообразно обратиться к тем из них, которые позволяют определить последовательность реа­лизации предупредительных мер, масштаб их действия, уяснить роль и место ОВД в предупреждении правонарушающего пове­дения несовершеннолетних. Среди данных мер можно выделить общесоциальные и специальные меры.

К общесоциально значимым для профилактики преступ­ности несовершеннолетних мерам относятся не только те экономичес­кие, политические, культурно-воспитательные меры, которые пря­мо ориентированы на применение к рассматриваемой возраст­ной группе (такие как льготные условия трудоустройства молоде­жи, установление всеобщности обязательного обучения детей и подростков), но и меры, опосредованно достигающие этого эф­фекта, создающие условия для формирования молодого поколе­ния (например, меры, предусмотренные «Основными направле­ниями государственной семейной политики в РФ»). Выдвижение преступности в среде молодежи в число острейших обществен­ных проблем обусловливает первоочередную необходимость про­гноза криминологически значимых последствий общесоциальных мер различного содержания именно для этой возрастной группы.

Содержание специального (специально-криминологического) предуп­реждения образуют меры, непосредственно направленные на профи­лактику преступлений среди подростков. Они специально предназ­начены для воздействия на факторы, детерминирующие преступ­ность, на субъектов, совершивших преступления либо способных совершить их в будущем в силу присущих им личностных особен­ностей. Поскольку практика часто поставляет примеры ограничен­ного понимания содержания профилактики, важно подчеркнуть, что мерами воздействия на личность они не исчерпываются. Например, неэффективность мер индивидуального предупреждения зачастую бывает предопределена исключением из сферы влияния микросре­ды формирования личности. Комплекс мер специально-предупре­дительного уровня предусматривают, например, Указ Президента РФ от 06.09.1993 г. № 1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершен­нолетних, защите их прав», ФЗ № 120-ФЗ от 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

К мерам ранней профилактики относятся меры, направленные на предотвращение, заблаговременное предупреждение действия факторов, отрицательно влияющих на формирование личности и поведение подростков, устранение источников возможных негатив­ных влияний, компенсацию негативных последствий социальных процессов. Например, выявление неблагополучных в воспитательном отношении семей, компенсация недостатков семейного воспита­ния, помощь в бытовом, трудовом устройстве несовершеннолетних, обеспечение позитивной досуговой занятости.

Другую группу образуют меры собственно предупредитель­ного характера (непосредственно предупреждение). Их комплекс составляют мероприятия по целенаправленному воспитательно­му и перевоспитывающему воздействию на несовершеннолет­них, поведение которых уже свидетельствует об опасности со­вершения преступления в будущем, пресечению действий лиц, отрицательно влияющих на подростков, по устранению факто­ров, которые привели к нарушению несовершеннолетними мо­ральных и правовых норм. Сюда относятся, например, меры кон­троля за поведением подростков-правонарушителей со стороны подразделений ОВД по предупреждению правонарушений несо­вершеннолетних; меры, применяемые к родителям, отрицатель­но влияющим на детей или уклоняющимся от выполнения вос­питательных обязанностей; принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые судами, комиссиями по делам несовершеннолетних к подросткам-правонарушителям.

Третья группа — это меры, направленные на профилактику рецидива. Их цель — перевоспитывающее воздействие, контроль и социальная помощь несовершеннолетним, уже совершившим преступления, нейтрализация факторов социальной среды, спо­собствовавших совершению преступления. К таким мерам отно­сятся воспитательная деятельность ВК, контроль и помощь в бытовом, трудовом устройстве отбывшим наказание несовершен­нолетним, перевоспитывающее воздействие в отношении осуж­денных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Рассмотренная классификация мер специального предупреж­дения исходит из момента начала реализации мер, обусловлен­ного степенью деформации личности и поведения подростка. Раннее предупреждение при этом должно рассматриваться как самое перспективное, гуманное и экономичное направление профилактики преступности несовершеннолетних, оказывающее влияние и на будущие характеристики преступности в целом. К сожалению, на практике потенциал ранней профилактики оценен еще не полностью, в том числе и правоприменительны-ми органами. При этом усилия субъектов предупреждения в ос­новном концентрируются на выявлении криминогенных факто­ров и их преодолении. Обращение к факторам антикриминоген­ного свойства, способным упреждать отклонения в поведении, остается существенным резервом ранней профилактики[61].

Классификация мер предупреждения правонарушающего по­ведения несовершеннолетних по масштабу важна для уяснения их сущности и предназначения. Меры общего уровня призваны учитывать особенности социального статуса несовершеннолет­них в обществе, способствовать созданию оптимальных условий жизни и воспитания подрастающего поколения, надлежащей орга­низации предупреждения преступности и правонарушений под­ростков в государстве в целом. Меры, реализуемые в регионах, учитывают местную специфику характеристик преступности не­совершеннолетних, социально-экономического положения лиц молодежной возрастной группы, воспитательных условий. В на­стоящее время они начинают приобретать системный характер, реализуясь в рамках региональных программ по предупрежде­нию правонарушающего поведения несовершеннолетних и молодежи. Специфика механизма действия факторов, детерми­нирующих преступления несовершеннолетних, чрезвычайная зависимость их поведения от микросредовых воздействий обус­ловливают необходимость особого внимания к мерам, ориенти­рованным на действие в отношении малых социальных групп, прежде всего криминогенных групп несовершеннолетних, семей подростков-правонарушителей.

Меры индивидуального предупреждения направлены на профи­лактику правонарушающего поведения конкретного лица. Соответ­ственно они должны учитывать особенности личности, индивиду­альную специфику его жизненных обстоятельств. Успешность индивидуального предупреждения зависит от состояния профилак­тической деятельности в обществе в целом, регионе, коллективе, ма­лых группах. Но не менее важно и другое: как бы ни были совершен­ны меры более высоких уровней, каких бы затрат они ни стоили обществу, не будучи опосредованы индивидуально-предупредитель­ным звеном, они не дадут должного эффекта, так как могут просто не дойти до адресата, если специфические особенности личности, усло­вий жизнедеятельности конкретного лица не будут учтены.

Предупреждение правонарушающего поведения несовершен­нолетних осуществляется широким кругом субъектов. По роли, месту профилактического направления в их деятельности выде­ляют[62]:

1) субъектов, выполняющих функции предупреждения правонарушающего поведения несовершеннолетних в качестве од­ного из направлений более широкой социальной деятельно­сти;

2) субъектов, чья деятельность связана с воздействием на пре­ступность, в том числе и преступность несовершеннолетних, включая и профилактическое направление;

3) специализированных субъектов, содержание деятельности ко­торых образует именно предупреждение правонарушающего поведения лиц несовершеннолетнего возраста.

Функцию профилактики правонарушающего поведения не­совершеннолетних в ряду более широкой социальной деятельности на разных уровнях и в различных объемах выполняют органы власти и управления, учебно-воспитательные учрежде­ния, учреждения культуры, трудовые коллективы. Среди множе­ства субъектов такого рода особо следует выделить учебно-вос­питательные учреждения (школы, ПТУ и т. д.), осуществляющие предупреждение в процессе воспитания и обучения детей и под­ростков . Выше отмечалось, что при бесспорной взаимосвязи про­филактики с общим воспитанием проблем пока еще очень мно­го Отметим лишь отсутствие соответствующей нормативной базы, типичность слабого взаимодействия с другими, прежде всего со специализированным субъектами предупреждения правонаруше­ний среди несовершеннолетних.

Ко второй группе следует отнести органы суда, прокуратуры, внутренних дел, согласно полномочиям участвующие в профи­лактике преступности и правонарушений несовершеннолетних в различных формах и на разных уровнях. Приказ МВД России от 6 августа 1993 г. № 390 «Об утверждении нормативных актов в области регулирования деятельности ОВД по предупреж­дению преступлений» и прилагаемое к нему «Наставление о дея­тельности служб и подразделений органов внутренних дел по предупреждению правонарушений» предписывают прямое учас­тие в предупреждении правонарушающего поведения несовер­шеннолетних практически каждому из подразделений служб МВД. Подразделениям уголовного розыска — выявление подро­стков с устойчивым противоправным поведением, преступных группировок несовершеннолетних, лиц, вовлекающих их в пре­ступную деятельность; милиции общественной безопасности — пресечение правонарушающего поведения подростков на улице (патрульно-постовая служба), установление вовлекающих несо­вершеннолетних в пьянство, преступную деятельность (участко­вые инспектора милиции); следствию и дознанию — обеспече­ние предварительного расследования по делам несовершенно­летних, выступление с соответствующей информацией в печати, перед трудовыми, учебными коллективами и т. д. Поскольку пре­ступность несовершеннолетних является одним из существен­ных элементов преступности в целом, ее структура, динамика, уровень рассматриваются, согласно этому приказу, как один из критериев оценки деятельности органов внутренних дел[63].

В 3-ю группу — группу специализированных субъектов про­филактики правонарушающего поведения несовершеннолетних, входят такие как комиссии по делам несовершеннолетних, подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел, специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних с отклоняющимся поведе­нием и др. Их участие в профилактике правонарушений подростков различно, например, если комиссии по делам несовершеннолетних, напри­мер, занимаются всеми ее направлениями.

Деятельность каждого из субъектов этой группы имеет об­щегосударственную нормативную основу, регулируется и ведом­ственными актами, однако большинство из них было принято по сути в другую историческую эпоху, не основывается на совре­менных криминологических представлениях и объективно не может учитывать нынешние реалии: распространенность правонарушающего поведения, его общественную опасность, типич­ные особенности характеристики личности, поведения подрост­ков. Так, Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних было утверждено Указом Президиума Верховного Совета РСФСР в 1967г.; позже изменялось и дополнялось. Они создавались прежде всего как территориальные органы координации профи­лактики и правового воспитания. Впоследствии основное содер­жание их деятельности по преимуществу стало сводиться к при­менению в отношении несовершеннолетних принудительных воспитательных мер; другие функции либо частично компенси­ровались иными субъектами, либо оставались нереализованны­ми, причем преимущественно по объективным обстоятельствам. Однако и в современных условиях, когда очевидна неконститу­ционность внесудебного применения мер, связанных с серьез­ными правоограничениями, без гарантии права на защиту, необ­ходимость в обеспечении взаимодействия субъектов профилак­тики в регионах, помощи учебно-воспитательным учреждениям в организации предупреждения и ряд других функций комиссий значения не утрачивают. Переход профилактических функций к более широкому кругу государственных и негосударственных структур, к приоритету раннепрофилактических мер еще только начинается[64].

Деятельность подразделений по предупреждению правонаруше­ний несовершеннолетних строится по территориальному прин­ципу, она связана прежде всего с предупреждением рецидива и собственно профилактическим направлением, включает в себя также раннее предупреждение, пресечение антиобщественных по­ступков, правонарушений и преступлений подростков и детей. Ни одному из прочих субъектов профилактики правонарушаюшего поведения несовершеннолетних не вменяется столь значи­тельный объем, такое многообразие функций. Несмотря на об­щеизвестные недостатки, очевидность несовершенства «ведом­ственной» профилактики, на практике при ослаблении работы других субъектов, дублировании функций, их выполнение обыч­но становится задачей именно профессионалов, чрезвычайная многоплановость деятельности которых не может не отразиться на ее качественной стороне.

Информация о работе Преступность несовершеннолетних