Преступность несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 21:31, дипломная работа

Описание работы

Преступность несовершеннолетних традиционно привлекает вни-мание ученых и практических работников правоохранительных орга¬нов по многим причинам. Главное — это то, что лица, совершающие про-тивоправные действия в раннем возрасте, позже, как правило, значи¬тельно труднее поддаются исправлению и в итоге составляют основной резерв для взрослой и рецидивной преступности

Содержание

Введение
Глава 1. Общая характеристика преступности несовершеннолетних
1.1 Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних после 1945 г. и на современном этапе
1.2 Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних в региональном аспекте в современный период
Глава 2 Характеристика личности несовершеннолетнего преступника
2.1 Понятие личности несовершеннолетнего преступника. Уголовно – правовые характеристики личности несовершеннолетних преступников
2.2 Социально - демографические характеристики несовершеннолетних преступников
2.3 Нравственно-психологические характеристики личности несовершеннолетних преступников
Глава 3 Детерминанты преступности несовершеннолетних и ее предупреждение
3.1 Детерминанты преступности несовершеннолетних
3.2 Предупреждение преступности несовершеннолетних
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Диплом Преступность несовершеннолетних Криминология.doc

— 648.00 Кб (Скачать)

 

По данным таблицы 5 построим рисунки 6-8.

Рисунок 6. Доля несовершеннолетних, совершивших преступления по половому признаку

 

Рисунок 7. Доля несовершеннолетних, совершивших преступления по возрасту

 

Рисунок 8. Доля несовершеннолетних, совершивших преступления по роду занятий

 

Из приведенных данных можно сделать вывод о том, что доля девушек среди несовер­шеннолетних преступников в России относительно стабильна — 7-9% без выраженной тенденции (доля женщин среди преступников всех воз­растов 11-15%). Доля 14-15-летних среди несовершеннолетних пре­ступников в России - 32,8% в начале 90-х гг. и 28-30% - в начале 21 века. Их криминальная активность, разумеется, ниже, чем 16-17-летних. Доля рабочих и работников сельского хозяйства среди подростков, так же как и среди всех лиц, совершивших преступления, неуклонно снижается, что легко объяснить сокращением этих категорий в населении страны.

Доля же лиц, не имеющих постоянного источника доходов, выросла с 1991 по 2004 г. с 23 до 42,3%. Таким образом, около половины подрост­ков, совершивших преступления в конце 90-х гг. относятся к числу «ис­ключенных».

В юридической литературе часто указывается на взаимосвязь образовательного уровня и личности преступника. По этому признаку можно судить о потенциальных возможностях личности несовершеннолетнего правонарушителя в исполнении им своих социальных функций, зависящих в определенной степени от уровня его культуры, интересов. Говоря об уровне образования несовершеннолетних преступников, надо заметить, что он более низкий, чем у сверстников.

Принципиально различается распространенность преступле­ний в группах несовершеннолетних, выделенных по роду занятий: среди учащихся школ она ниже примерно в 3,5 — 4 раза, чем среди обучающихся в ПТУ; примерно в 10 раз — чем среди ра­ботающих несовершеннолетних. Наивысшей преступной актив­ностью характеризуется группа неработающих и неучащихся, где преступления совершаются примерно каждым пятым. «Вклад» этой группы в преступность несовершеннолетних в настоящее время уже превысил соответствующий показатель не занятых общественно полезной деятельностью в преступности в целом[30].

Исследования экспертов[31] показывают, а практика правоохранительных органов по Центральному району г. Новокузнецка подтверждает[32], что именно неработающие и неучащиеся подростки обычно связаны с криминальной средой; ими совершается значительная часть тяжких, предумышленных преступлений несовершеннолетних; признанные до достижения 18 лет хроническими алкоголиками и наркоманами лица. как правило, нигде не работали и не учились. Вероятно, именно кри­минологический аспект проблемы незанятости несовершенно­летних способен привлечь к ней в ближайшее время серьезное внимание общества. Сегодня же можно отметить чрезвычайно высокую латентность, практическое отсутствие взаимного обме­на информацией по этому вопросу между субъектами воспита­ния и профилактики, низкую эффективность мер социальной помощи, контроля и предупреждения правонарушений среди не­учащихся и неработающих подростков.

Совершившие преступления несовершеннолетние проживают, как правило, в родительской семье. Сузившаяся в последние годы практика переезда подростков в крупные населенные пункты для учебы в ПТУ и работы в профилактическом отношении положи­тельна. Индивидуальная миграция несовершеннолетних снижает возможности воспитательного воздействия, социальный контроль, повышает риск негативных влияний на личность и поведение. Соответственно знание субъектами профилактики особенностей семейной ситуации подростков-правонарушителей, воспитатель­ных возможностей семьи, оказание помощи родителям (как и при­менение к ним в необходимых случаях предусмотренных зако­ном мер воздействия) значения никак не утрачивают.

В последние годы доля воспитывающихся в неполных семь­ях среди совершивших преступления сокращается, приближаясь к общестатистическим показателям. Типичной становится не структурная неполнота, а так называемое «семейное неблагопо­лучие» — недостатки воспитания, обусловленные личностными характеристиками и отношением к воспитательным обязаннос­тям со стороны родителей или заменяющих их лиц.

Особенности семейной ситуации, условий жизни и воспита­ния несовершеннолетних, находящихся в детских домах, интернатах, у родственников-опекунов, весьма специфичны. Про­филактические достижения практики в отношении этих групп более чем скромны, в то время как распространенность преступ­ности намного превышает общую среди несовершеннолетних. Так, по данным Прокуратуры РФ, в течение первого года после выхо­да из детского дома преступления совершают около 20% их вос­питанников5. В теоретическом плане проблема предупреждения преступности несовершеннолетних, проживающих вне родитель­ской семьи, также пока ожидает своих исследователей.

Таким образом, подводя итоги, можно сделать вывод о том, что с криминологической точки зрения, особое значение имеет изучение семейного положения несовершеннолетних преступников. Это вполне понятно, ибо в семье формируются социально значимые качества личности и свойственные ей оценочные критерии. Исследования показывают, что более 2/3 несовершеннолетних преступников воспитывались в семьях, где постоянно присутствовали ссоры, скандалы, взаимные оскорбления, пьянство и разврат. Каждого 8-10 рецидивиста, вставшего на преступный путь в раннем возрасте, в пьянство и совершение преступлений вовлекли родители, старшие братья, близкие родственники[33]. Кроме того, неблагополучная семья оказывает негативное влияние не только на собственных членов, но и на других подростков, с которыми дружат их дети. Таким образом, происходит процесс “заражения” подростков, не принадлежащих непосредственно к данной семье. Характерные особенности имеет и круг общения несовершеннолетних правонарушителей. В основном это - ранее судимые, злоупотребляющие спиртными напитками, наркотиками.

 

2.3 Нравственно-психологические характеристики личности несовершеннолетних преступников

Особенности нравственно-психологической характеристики по­зволяют определить типовые направления коррекции личности, содержание мер профилактики правонарушаюшего поведения несовершеннолетних. Несовершеннолетние, совершившие пре­ступления, как правило, характеризуются низкой успеваемостью, отсутствием интереса к учебе или работе, недобросовестным от­ношением к ним. Для значительной части учащихся-правонару­шителей характерны прогулы. По выборочным данным, хорошо успевали около 10% из них, примерно четверть были неуспеваю­щими. Однако исследования показывают, что причина обычно не в ограниченных возможностях усвоения учебного материала, а в отсутствии заинтересованности в получении образования или профессиональной подготовки. Для подростков правонарушающего поведения они не являются значимыми субъективно: от­сутствуют, как правило, и планы на будущее, обусловливающие стремление получить образование и специальность их законо­послушными сверстниками.

Субъективно более значимой сферой для несовершеннолет­них преступников является досуговая, соответственно свя­занная с ней деятельность оказывает более существенное фор­мирующее воздействие на личность, чем в нормотипе. При этом содержательная характеристика свободного времени отличает подростков, совершивших впоследствии преступления, от других сверстников: предпочтение отдается праздности. Характерной является неразвитость интересов, реализуемых в сфере досуга. Чтению, например, уделяют часть свободного времени около 2/3 законопослушных и менее 10% правонарушителей; техни­ческому творчеству, музыке, спорту — соответственно около 70% и 15 — 20%. Типична и неустойчивость интересов: даже занятие спортом, наиболее популярная из социально одобряемых форм досуговой деятельности среди несовершеннолетних правонару­шителей, имеет для них лишь кратковременную привлекатель­ность. Видимо, и экономические проблемы последних лет сокра­тили объем посещения несовершеннолетними кино, дискотек, спортивных секций. Выборочные данные показывают, что бес­цельное времяпрепровождение в кругу сверстников, часто свя­занное с потреблением спиртных напитков, не только сохраняет приоритет, но поглощает почти все свободное время. «Тусуемся» — так определили наиболее популярный вид досуга опро­шенные несовершеннолетние рассматриваемой группы[34]. Предше­ствующий совершению преступления опыт правонарушаюшего поведения обычно связан с бессодержательностью досуга, праздностью. Исследования указывают на их высокую распростра­ненность (до 70 — 80% совершивших впоследствии преступле­ния). Таким образом, механизм развития социально-негативной ориентации личности формируется у несовершеннолетних обыч­но не от внутренней потребности к определенным формам дея­тельности, а в обратном порядке: фактическое времяпрепровож­дение закрепляется в привычку, что формирует соответствую­щие потребности.»

Исследования отмечают у несовершеннолетних правонару­шителей развитость таких негативных свойств, как грубость, оз­лобленность, агрессивность, лживость, безответственность, отсут­ствие сострадания к другим. При этом характерным является не проявление одного из них, а наличие комплекса, свидетельству­ющее о нравственной деформации личности в целом.

Стремление к достижению успехов в учебной и производственной деятельности, общественной работе у правонарушителей замещено, как правило, досуговыми потребностями и интересами. Сама система оценок и предпочтений у  таких людей все больше ориентируется на эту сферу. Именно здесь фиксируются и гипертрофированные потребности, и интересы, связанные с погоней за модной одеждой, информацией, значимой для данной микросреды, и т.д.

Особенности преступности несовершеннолетних женского пола пока не нашли достаточного отражения в организации про­филактики. Между тем личностные характеристики преступниц имеют существенную специфику. По сравнению с совершившими преступления юношами, они, как правило, более скрытны, замкнуты, серьезно травмированы предшествующими жизненными обстоятельствами, при этом чаще изобретательно лживы, эгоистичны.

В отличие от личности с позитивными, одобряемыми обществом интересами и потребностями, развитие их у правонарушителей часто идет как бы в обратном направлении. Фактическое, в основном бесцельное, времяпрепровождение формирует соответствующий негативный интерес. Он закрепляется в привычках, которые, в свою очередь, ведут к формированию социально-негативных потребностей. Соответственно искаженному развитию потребностей на поведенческом уровне вырабатываются привычки к общественно опасным, противоправным способам их удовлетворения.

В среде несовершеннолетних правонарушителей признается допустимым нарушение уголовно-правового или любого другого правового запрета, если очень нужно, в том числе, если этого требуют интересы группы. Необходимость соблюдения требований закона соотносится главным образом со степенью вероятности наказания за допущенные нарушения.

Эмоциональная неуравновешенность, тщеславие, упрямство, нечувствительность к страданиям другим, агрессивность также можно отнести к наиболее распространенным характерологическим чертам несовершеннолетних преступников. При этом речь идет не о возрастных особенностях, которые были бы присущи основной массе подростков вообще, а именно о криминогенных сдвигах, деформациях в морально-эмоциональной, нравственной сферах, характерных именно для лиц, совершающих преступления[35].

Основной причиной более интенсивного возникновения и развития, психогенно обусловленных аномалий у несовершеннолетних правонарушителей являются неблагополучные условия их семейного воспитания, выражающиеся, в том числе и в наличии различных нервно-психических заболеваний у родителей, в их алкоголизме и пьянстве, противоправном и аморальном образе жизни, жестокости в семьях.

В качестве социально отягощенных дефектов психофизического и интеллектуального развития и состояния, имеющих более высокую степень распространенности среди несовершеннолетних преступников по сравнению с подростками, правонарушений не совершавшими, исследователями зафиксированы[36]:

      различные нарушения психофизического развития, происшедшие в период внутриутробного развития, родов, в младенческом и раннем детском возрастах;

      заболевание алкоголизмом;

      явление физического инфантилизма (вялость, быстрая утомляемость, пониженная работоспособность и т.д.) либо выраженное отставание в физическом развитии, включая дефекты внешнего вида;

      пониженный уровень интеллектуального развития, создающий трудности в общении со сверстниками, затрудняющий приобретение необходимой                 информации и социального опыта.

В абсолютном большинстве несовершеннолетний преступник - это лицо,  обладающее привычками склонностями, устойчивыми стереотипами антиобщественного поведения. Случайно совершают преступления из них единицы. Для остальных характерны[37]:

      постоянная демонстрация пренебрежения к нормам общепринятого поведения (сквернословие, появление в нетрезвом виде, приставание к гражданам, порча общественного имущества и т.д.);

      пристрастие к спиртным напиткам, к наркотикам, к азартным играм;

      бродяжничество, систематические побеги из дома;

      ранние половые связи, половая распущенность;

      виновное создание конфликтных ситуаций, постоянные ссоры в семье,                 терроризирование родителей и других членов семьи;

      привычка к присвоению всего, что плохо лежит, что можно безнаказанно отнять у слабого.

Полное представление о личности требует выявления и ее положительных сторон. Максимальное использование положи­тельного личностного потенциала необходимо и для достиже­ния целей перевоспитания. К нравственно-положительным ка­чествам, отмечаемым исследованиями у несовершеннолетних правонарушителей, относятся дружелюбие, отзывчивость, забот­ливость, проявляемые в отношениях с товарищами и некоторы­ми членами семьи. Однако при этом характерна избирательность их проявления, существенно сниженная распространенность по сравнению с обычными сверстниками.

Отклонения от нормы в психическом развитии отмечаются среди правонарушителей в несколько раз чаще, чем в возрастной группе в целом. Среди подростков правонарушаюшего поведе­ния преобладают лица с психопатическими чертами личности, задержкой в умственном развитии, страдающие неврозами, а не с тяжелыми и стойкими заболеваниями нервной системы. Значи­тельная часть заболеваний связана с неблагоприятными услови­ями жизни и воспитания либо существенно усугублена ими. Со­гласно данным медицинских и криминологических исследова­ний, в целом психические аномалии не предопределяют распо­ложенность к правонарушающему поведению конкретных ви­дов, они скорее являются основой для социально-психологичес­кой деформации личности. Хотя на индивидуальном уровне конфликтность, импульсивность поведения, связанные с заболе­ванием, могут иметь и решающее значение в совершении пре­ступления.

Информация о работе Преступность несовершеннолетних