Преступность несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 21:31, дипломная работа

Описание работы

Преступность несовершеннолетних традиционно привлекает вни-мание ученых и практических работников правоохранительных орга¬нов по многим причинам. Главное — это то, что лица, совершающие про-тивоправные действия в раннем возрасте, позже, как правило, значи¬тельно труднее поддаются исправлению и в итоге составляют основной резерв для взрослой и рецидивной преступности

Содержание

Введение
Глава 1. Общая характеристика преступности несовершеннолетних
1.1 Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних после 1945 г. и на современном этапе
1.2 Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних в региональном аспекте в современный период
Глава 2 Характеристика личности несовершеннолетнего преступника
2.1 Понятие личности несовершеннолетнего преступника. Уголовно – правовые характеристики личности несовершеннолетних преступников
2.2 Социально - демографические характеристики несовершеннолетних преступников
2.3 Нравственно-психологические характеристики личности несовершеннолетних преступников
Глава 3 Детерминанты преступности несовершеннолетних и ее предупреждение
3.1 Детерминанты преступности несовершеннолетних
3.2 Предупреждение преступности несовершеннолетних
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Диплом Преступность несовершеннолетних Криминология.doc

— 648.00 Кб (Скачать)

Значительная часть несовершеннолетних преступников страдает аномалиями психики (порядка 25%). Среди несовершеннолетних, совершающих насильственные преступления, эта доля многократно выше. Наиболее распространенными формами психических анома­лий являются психопатия, невропатические черты и патохарактерологические реакции (повышенная обидчивость, раздражительность, тревожность), пониженный уровень интеллектуального развития. Большинство психических аномалий подростков данной категории вызваны ненормальными условиями воспитания или родовыми трав­мами.

В силу специфики условий формирования личности и соб­ственной социальной практики дефекты правового сознания у со­вершивших преступления несовершеннолетних более распрост­ранены и глубоки, чем у законопослушных сверстников. Наиболее характерным является расхождение между известными им право­выми установлениями и собственным отношением к требовани­ям закона, к практике правового поведения. Так, большинство со­вершивших преступления подростков полагают допустимым на­рушение норм уголовного закона, оправдывая его объективными обстоятельствами, распространенностью правонарушающего по­ведения в обществе, а также низкой вероятностью наказания.

Неодобряемые обществом образцы поведения, негативные ка­чества личности выражены у совершивших преступления в раз­личной степени и достаточно многообразны. Информация о рас­пространенности отдельных типов правонарушителей имеет важ­ное значение для организации и проведения профилактической деятельности различных уровней.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, по характеру мотивации совершения преступлений авторами выделяются следующие типы несовершеннолетних преступников[38]:

- совершающие преступление из озорства, от скуки;

- совершившие преступление под влиянием сверстников, чтобы завоевать или упрочить авторитет;

- совершившие преступление под влиянием взрослых наставников;

- совершившие преступление в силу нужды;

- совершившие преступление при защите от посягательств взрослых.

Подводя итоги, необходимо отметить, что на мотивацию преступного поведения несовершеннолетних суще­ственный отпечаток накладывают особенности подростковой психи­ки: повышенная внушаемость по отношению к авторитетам и юноше­ский негативизм по отношению к лицам, пытающимся осуществить педагогическое воздействие. Среди несовершеннолетних, так же как и среди взрослых, встре­чаются достаточно опасные типы преступников: озлобленные, стре­мящиеся выместить на сверстниках или на гражданах, оказывающих­ся в беспомощном состоянии (в основном на пьяных), обиды, полученные в семье или школе.

 


Глава 3 Детерминанты преступности несовершеннолетних и ее           предупреждение

 

3.1 Детерминанты преступности несовершеннолетних

Причины преступности и условия, ей способствующие, объединяются общим термином детерминации преступности, т.е. объ­ективной зависимости причинной обусловленности ее от других явле­ний природы и общества[39].

Факторы, порождающие преступность в обществе, детерми­нируют и преступность несовершеннолетних. Механизм же их действия в отношении рассматриваемой возрастной группы спе­цифичен в силу общевозрастных психологических особеннос­тей, своеобразия социального статуса несовершеннолетних. Для этого возраста характерны неокончательная сформированность собственной системы ценностей, повышенная зависимость по­ведения от оценок и мнений ближайшего окружения, его эмо­циональность, неспособность критически оценить свои действия и поступки других.

Процессы и явления политического, экономического, идеологичес­кого, культурно-воспитательного, демографического, социально-пси­хологического характера, происходящие в обществе, главным образом и детерминируют поведение человека, определяют сущность и характер этого поведения. Названные процессы, определяя в самой общей форме условия жизни в обществе, придают своеобразие (в зависимости от кон­тингента, территории и т.п.) деятельности по обучению и воспитанию детей и подростков, формированию их личности, существенно влияют на характер межличностного общения граждан в семье и обществе При определенных условиях именно они детерминируют и такие негатив­ные явления, как повышенный уровень заболевания и смертности, раз­воды, жестокое обращение с окружающими людьми, самоубийства, пьянство, проституция, наркомания, которые входят в комплекс соци­альных факторов, обусловливающих отклоняющееся, в том числе пре­ступное поведение[40].

В России давно стало системой производить материальные затраты на развитие и воспитание, охрану здоровья детей и подростков по оста­точному принципу. Причем положение в данной сфере ежегодно ухуд­шается. Существенно уменьшены объемы бюджетного финансирова­ния на детские дошкольные и медицинские учреждения, общеобразо­вательные школы, число их катастрофически сокращается, помещения передаются коммерческим организациям. Кризис в экономике привел к тому, что отрасли обслуживающей сферы постоянно снижают объемы предоставляемых семьям социальных услуг. Они становятся практи­чески недоступными из-за их платности и роста цен. Дети не могут по­сещать клубы, спортивные секции, кружки, отдыхать в оздоровитель­ных лагерях и санаториях. В итоге их досуговая среда все чаще приобретает криминальные формы.  Растет заболеваемость детей и подростков. Только 14% из них сегод­ня практически здоровы, половина имеет значительные отклонения в состоянии здоровья, 35% страдают хроническими заболеваниями. Это существенно ограничивает возможности несовершеннолетних в выбо­ре профессии, самостоятельном и бытовом обустройстве, ведет к пси­хическим расстройствам и противоправному поведению Среди несо­вершеннолетних, осужденных в 2002 г. за совершение преступлений, более 23% имели отклонения в психическом здоровье, зафиксирован­ные медицинскими работниками[41].

Эти, как и ранее приведенные данные о явном неблагополучии, кри­зисе российского общества, доказывают, что несовершеннолетние ока­зались в положении, когда государство должным образом не может обеспечить реализацию их основного конституционного права на вы­живание и развитие.

Криминологами достаточно полно проанализирован криминоген­ный характер этих процессов. Они создают негативные условия для жизни, воспитания детей и подростков, для возникновения острых меж­личностных конфликтов граждан в семье и вне ее, и тем самым способствуют совершению преступлений несовершеннолетними, а также со­вершению преступлений против них. К их числу исследователи причин преступности относят также: значительную социальную дифференциацию населения по уровню материальной обеспеченности, социальному статусу (в том числе и по происхождению); нарушения принципов оп­латы труда и потребления денежных, иных материальных благ (жизнь не по средствам, низкая или уравнительная оплата труда и др.); разли­чия в характере и содержании обучения, воспитания, труда отдельных групп населения, определяющие как реальные различия их сегодняш­них позиций в жизни общества, так и различия этих позиций на бли­жайшую перспективу; процессы разрушения семей, сопровождающие­ся существенными изменениями традиционных родственных отноше­ний, в том числе по воспитанию детей; отягощенность алкоголизмом, нервно-психическими, хроническими заболеваниями отдельных групп населения, включая родителей, иных лиц, ответственных за воспитание детей и подростков, сопровождающиеся нагнетанием жестокости в межличностных отношениях; противоречия между субъективным стремлением детей и подростков к самостоятельности и объективным сужением ее реальных границ с помощью мер, применяемых институ­тами социализации (семьей, школой и др.); противоречия между духов­ными и особенно материальными потребностями граждан и реальными возможностями их удовлетворения; низкий уровень правовой культу­ры, значительные деформации нравственного и правового сознания отдельных групп населения; традиционное осуществление основных вос­питательных и профилактических функций лицами, не имеющими не­обходимой профессиональной подготовки в этой области; недостаточ­ное ресурсное и кадровое оснащение сферы жизнедеятельности обще­ства, специализированной для проведения целенаправленной работы по исправлению и перевоспитанию правонарушителей и др.[42]

Специфичность воздействия перечисленных, как и иных социаль­ных процессов и явлений, на поведение детей и подростков, а также на поведение взрослых в отношении несовершеннолетних заключается в более опосредованном через ближайшее окружение характере их пози­тивного и негативного влияния.

Необходимо отметить, что условия жизнедеятельности несовершеннолетних также от­личны от взрослых. Контакты с социальной средой сужены: семья, школа, дружеское окружение их почти исчерпывают. При этом не только родительская семья, но и учебный коллектив определяют­ся по общему правилу, не зависящими от самого подростка об­стоятельствами. Первичная социально-профессиональная диффе­ренциация (выбор продолжения обучения, вида и конкретного учебного заведения либо поступления на работу) во многом чаще всего определяется внешними обстоятельствами. Специфику воз­растного статуса дополняют и противоречивые социальные ожи­дания: ответственность, самостоятельность предполагаются при со­хранении материальной зависимости, роли воспитуемого[43].

Как известно, воздействие социальной среды на преступное поведение осуществляется как в сфере формирования личности, так и в условиях конкретной ситуации, определяющей превраще­ние возможности совершения преступления в действительность. При совершении преступлений отдельных видов и групп в правонарушающем поведении отдельных категорий несовершенно­летних значение обстоятельств ситуативного характера различно. Так, глубоко деморализованные, неоднократно совершавшие про­тивоправные поступки чаще сами создают ситуацию конфликта. Другой пример: известно, что немалая часть корыстных преступ­лений, совершаемых покинувшими семью или воспитательное учреждения несовершеннолетними младшей группы, совершает­ся для удовлетворения потребности в пище, теплой одежде, т. е. при существенной роли внешних, ситуативных факторов. Однако в целом в преступности несовершеннолетних, как уже отмечалось, роль обстоятельств ситуативного характера не является определя­ющей. Соответственно центром внимания субъектов профилак­тики должна быть сфера формирования личности.

В несовершеннолетнем возрасте преобладающее воздействие на личность оказывает микросреда (семейное окружение, друзья, приятельские компании). Воздействие на личность широкой со­циальной среды, институтов общества в целом существенно опосредуются ею. Данные исследований показывают, например, что предпочтение определенных форм досуга у несовершеннолетних правонарушителей зависит прежде всего не от собственного же­лания, а от выбора, сделанного ближайшим окружением, дружес­кой компанией; представление о досуге как праздности, о почти неразрывной связи свободного времени с употреблением алко­гольных напитков основывается на демонстрируемом в семей­ном окружении. Влияние микросреды дополняет воздействие воспитательно-образовательных учреждений (школы, ПТУ, тех­никума), длительные и непосредственные контакты с которыми поддерживает (или поддерживал) практически каждый несовер­шеннолетний, трудовых коллективов (в отношении работающих подростков). Семья, ближайшее окружение сверстников, школа не исчерпывают, конечно, связей с обществом ни одного конкретно­го лица несовершеннолетнего возраста, однако, по общему пра­вилу, личность каждого формируется под их воздействием[44].

Микросреда испытывает на себе влияние общества, являясь его частью. Однако в силу относительной обособленности, само­стоятельности она может культивировать нормы поведения, тра­диции, прививать навыки и привычки, отличные от одобряемых обществом. Такая микросреда рассматривается как криминоген­ная. Для несовершеннолетних правонарушающего поведения кон­такты с криминогенной средой типичны; до 90% совершивших преступления подростков ранее испытывали ее воздействие.

Ведущая роль в формировании личности несовершеннолет­них принадлежит семье. Ее влияние продолжительно, осуществля­ется с самого раннего детства, поэтому стереотипы поведения, нормы общения, принятая в семейном окружении система цен­ностей усваиваются очень прочно и приобретают обычно лично­стный характер.

При всем многообразии факторов семейного неблагополучия выделение обстоятельств, объективно затрудняющих воспитание (структурная неполнота семьи, материальные, жилищные пробле­мы и т. п.) и обусловленных личностной позицией родителей, их отношением к воспитанию (пьянство, скандалы, безразличное от­ношение к детям, отказ от выполнения воспитательных функций, правонарушающее поведение в быту) показывает, что собствен­но криминогенное значение имеют субъективные факторы, а объективные лишь способны усугубить их проявление.

Те или иные дефекты внутрисемейной обстановки имеют место в значительной части семей. Специфика же неблагополу­чия родительских семей несовершеннолетних правонарушителей состоит в том, что типичным является наличие комплекса взаи­мосвязанных негативных характеристик. Примерно в 40% этих семей способом разрешения внутренних конфликтов являются скандалы, драки; почти в 35% — злоупотребляют алкоголем; до 80 — не выполняют функции надзора за детьми; члены каждой четвертой семьи подростков-правонарушителей привлекались к уголовной ответственности[45].

Существенным отличием последних лет от предыдущих стало зна­чительное увеличение размеров социального сиротства детей, когда складывается обстановка, при которой они оказываются или чувствуют себя брошенными при живых родителях. Все чаще дает о себе знать так называемое скрытое сиротство, которое распространяется под влияни­ем ухудшения условий жизни значительной части семей, падения нрав­ственных устоев, следствием чего, в свою очередь, становится измене­ние отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей.

В итоге более 160 тыс. детей воспитывается сегодня в различных го­сударственных учреждениях и около 90% из них имеет родителей, ко­торые или уклоняются от выполнения своих обязанностей, или лишены родительских прав, либо находятся в местах лишения свободы. Каждый год выявляется дополнительно около 100—120 тыс. детей и подростков, оставшихся без попечения родителей.

Информация о работе Преступность несовершеннолетних