Преступность несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 21:31, дипломная работа

Описание работы

Преступность несовершеннолетних традиционно привлекает вни-мание ученых и практических работников правоохранительных орга¬нов по многим причинам. Главное — это то, что лица, совершающие про-тивоправные действия в раннем возрасте, позже, как правило, значи¬тельно труднее поддаются исправлению и в итоге составляют основной резерв для взрослой и рецидивной преступности

Содержание

Введение
Глава 1. Общая характеристика преступности несовершеннолетних
1.1 Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних после 1945 г. и на современном этапе
1.2 Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних в региональном аспекте в современный период
Глава 2 Характеристика личности несовершеннолетнего преступника
2.1 Понятие личности несовершеннолетнего преступника. Уголовно – правовые характеристики личности несовершеннолетних преступников
2.2 Социально - демографические характеристики несовершеннолетних преступников
2.3 Нравственно-психологические характеристики личности несовершеннолетних преступников
Глава 3 Детерминанты преступности несовершеннолетних и ее предупреждение
3.1 Детерминанты преступности несовершеннолетних
3.2 Предупреждение преступности несовершеннолетних
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Диплом Преступность несовершеннолетних Криминология.doc

— 648.00 Кб (Скачать)

Необходимо отметить, что делается в Кемеровской области для предупреждения преступности несовершеннолетних. В Кузбассе появилась целая сеть губернаторских учебных заведений: кадетские корпуса радиоэлектроники, МЧС, железнодорожный, женская гимназия, агролицей, где в основном учатся дети из малообеспеченных, неполных семей, дети-сироты.

Принята специальная областная программа профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; только в 2003 году на ее выполнение было вложено 15 млн рублей. В школах области создается институт преподавателей-воспитателей, в основном это работники милиции, которые следят за порядком. В профессионально-технические училища Кузбасса направлено 5,5 тысяч "трудных" ребят[65]. Некоторые из них не имеют даже семилетнего образования, но им предоставлена возможность получить рабочую специальность. Тысячи подростков стали участниками акций по борьбе с наркоманией, СПИДом, работе с осужденной молодежью и молодежью из так называемой группы риска. В ходе акций "Мама, найди меня", "Теплый дом" сотни ребятишек из детских домов обрели вторые семьи. В Кемерове действует бесплатная областная юридическая консультация для детей и родителей, где они могут получить разъяснения по любому вопросу семьи и ребенка.

На территории Кемеровской области действуют 52 комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав детей. Принят пакет областных законов, защищающих права семей, детей, опекунов. В соответствии с одним из таких законов в области начал действовать уполномоченный по правам ребенка. Впервые выпущена и вручена каждому первокласснику книга "Права ребенка и обязанности государства".

По данным департамента образования, на первое сентября 2004 года в Кузбассе насчитывалось 1383 ребенка, которые не смогли по разным причинам сесть за парты. Для них из областного и местных бюджетов были выделены средства на покупку одежды, обуви, учебников, школьных принадлежностей. В результате уже на первое декабря около 500 школьников из этой группы смогли регулярно ходить в школу. Кроме того, впервые в области все первоклассники в этом учебном году получили бесплатные наборы "Подарок первокласснику". Но, как подчеркнул губернатор Аман Тулеев, "мы находимся еще в самом начале решения этой огромной социальной проблемы"[66]. В регионе за 2002 год около 2,5 тысяч детей привлечены органами внутренних дел за бродяжничество, более 15 тысяч родителей были привлечены к ответственности за плохое воспитание детей. В Кузбассе действует сеть специальных детских заведений для беспризорников: приемники, приюты, распределители, дома-интернаты, но, к сожалению, их не хватает для всех безнадзорных детей. Поэтому сегодня принято решение расширить сеть подобных учреждений. Так, в 2002 году в Кузбассе была открыта специальная школа для "трудных" девочек[67].

С введением в Кемеровской области институтов Уполномоченного по правам ребенка и школьных уполномоченных милиции положение с правами ребенка в Кузбассе начало изменяться в лучшую сторону.

Как уже отмечалось, на сегодняшний момент в Кемеровской области действуют 52 комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП), работающие под руководством КДН и ЗП при администрации области, а также 48 учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе, 2 Центра временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей, 1 спецшкола, 1 спец ПТУ, 1 спецучреждение для несовершеннолетних органов образования, 41 спецучреждение для несовершеннолетних органов социальной защиты населения.

Областная КДН и ЗП при содействии Уполномоченного по правам ребенка в 2002 году впервые разработали программу «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Под выполнение программы выделено 88, 4 млн. рублей.

Финансирование программы позволило решить вопросы занятости несовершеннолетних, улучшения материально-технической базы органов и учреждений профилактики безнадзорности, организации транзитного центра в г. Кемерово, открыть государственное образовательное учреждение «Кузбасская школа-интернат», 3 социально-реабилитационных Центра для несовершеннолетних (2 – в Новокузнецке, 1 в Чебулинском районе)[68].

На 1.01.04 года в Кемеровской области не имеют закрепленного жилья около 6 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно постановлению Администрации Кемеровской области № 30 от 28.03.02 г. открыты специальные накопительные счета для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на  приобретение жилья и улучшение жилищных условий.

В ряде городов и районов за счет средств муниципальных бюджетов пособия опекунам на содержание детей-сирот увеличены с 950 рублей на детей до 7 лет до 1620 руб. (Беловский район) и 1990 рублей (г. Юрга), и с 1100 рублей на детей старше 7 лет до 1800 и 2530 рублей соответственно.

28 января 2002 года Губернатор Кемеровской области своим распоряжением № 48-р ввел институт школьных уполномоченных милиции, призванных осуществлять профилактику правонарушений в образовательных учреждениях. На сегодняшний день в области действует 107 уполномоченных, 100 содержатся за счет областного бюджета, 7 за счет муниципальных бюджетов[69].

В результате деятельности уполномоченных милиции преступность в школах снизилась в 2003 г. по сравнению с 2001 годом на 14, 8 %, число правонарушений на 25, 5 %, число общественно опасных деяний, совершенных учащимися на 18, 3 %. Число учащихся, возвращенных в школы для обучения, составило 516 человек. Направлено представлений и сообщений в органы профилактики правонарушений 1185. Выявлено фактов жестокого обращения с детьми – 71. Прочитано лекций, проведено бесед – 6866[70].

Необходимо отметить, что в современных условиях особое внимание уделяется проблеме создания системы ювенальной юстиции в интере­сах охраны прав несовершеннолетних, обеспечения наиболее эффек­тивного содействия их благополучию, сокращения использования в от­ношении них карательных санкций делает актуальной задачу создания специализированных судов по делам семьи и несовершеннолетних  Эти суды могли бы взять на себя как рассмотрение гражданских дел, связанных с воспитанием и содержанием детей (о расторжении брака, лишении родительских прав, установлении отцовства и т.п.), так и су­дебное разбирательство дел о преступлениях и административных пра­вонарушениях несовершеннолетних, а также дел о преступлениях взрослых лиц, в результате которых нарушается нормальное развитие и воспитание детей и подростков (вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность, доведение несовершеннолетних до состоя­ния опьянения и др.).

Таким образом, в качестве актуальных проблем совершен­ствования системы предупреждения  преступности несовершеннолетних могут быть выделены такие, как совершен­ствование нормативной базы, координации и взаимодействия субъектов профилактики, рационализация распределения функ­ций между ними, кадровое обеспечение, криминологическая и психолого-педагогическая подготовка лиц, участвующих в пре­дупредительной деятельности.

Сказанное позволяет заключить, что в настоящее время в стране предпринимаются действия по устранению наиболее негативных про­цессов и явлений, которые долгие годы существенно осложняли борьбу с преступностью, способствовали правонарушениям детей и подростков. Однако тот социальный результат, который в конечном итоге будет получен, зависит от многих обстоятельств.

Рассмотрение дел о преступлениях и иных правонарушениях несо­вершеннолетних характеризуется рядом особенностей, обусловленных требованиями закона и практическими рекомендациями, что является существенным аргументом в пользу создания специализированных судов по делам семьи и несовершеннолетних

Это дало бы возможность поднять в целом качество рассмотрения дел о правонарушениях несовершеннолетних, повысить уровень прово­димой профилактической работы, использовать гражданско-правовые средства в борьбе с детской беспризорностью, в решении проблем ран­него предупреждения преступлений несовершеннолетних и более четко ориентировать правосудие прежде всего на защиту их прав и ин­тересов.

 

 


Заключение

Несмотря на предпринятые в последние годы значительные изменения в уголовно-правовом законодательстве, рост качественных и количественных показателей (за исключение последних нескольких лет) преступности несовершеннолетних и, соответственно, необходимость адекватного реагирования на это, в том числе в уголовно-процессуальном плане, остается актуальным.

В настоящее время несовершеннолетние – одна из наиболее криминально пораженных категорий населения. И Кемеровская область не является исключением. Качественно изменилась характеристика самой преступности, которая отличается высокой степенью организованности. Групповой характер – это сегодня одна из специфических особенностей преступности несовершеннолетних. За последние годы доля несовершеннолетних, совершивших преступления в составе группы, стабильно растет. Статистические данные, приведенные в работе свидетельствуют о значительном росте числа дел с участием несовершеннолетних, осуждаемых за различные преступления, при этом подавляющее большинство осужденных подростков те или иные преступления совершали впервые. Однако значительным остается количество несовершеннолетних, которых ранее направляли в спецшколы и спецпрофтехучилища, освобождали от отбывания наказания, но они вновь совершали преступления. Совершению повторных преступлений способствует недостаточный контроль за последующим поведением несовершеннолетних, освобожденных из воспитательных колоний.

Необходимо отметить, что криминализация молодежной, в том числе и подростковой среды происходит на фоне таких негативных и потенциально опасных для генофонда нашего региона явлений, как распространение наркомании и токсикомании, приобретающих эпидемический характер.

К числу факторов, непосредственно влияющих на вовлечение несовершеннолетних в преступную среду, следует отнести растущую незанятость этой категории населения, безнадзорность, сиротство, распространение бродяжничества и попрошайничества.

К сожалению, до настоящего времени одной из наименее разработанных в криминологии несовершеннолетних является проблема контроля государства и общества над преступным поведением подростков. Явление преступности несовершеннолетних занимает особое место среди проблем криминологической этиологии и правовой феноменологии, что определяет специфику государственной политики в этой области. С одной стороны, цель такой политики -  защита прав и интересов несовершеннолетних, с другой – защита общества от преступных посягательств с их стороны. Представляется, что идеальной моделью суда, занимающегося несовершеннолетними, был бы суд межотраслевой судебной юрисдикции, решающий в комплексе вопросы судебной защиты прав несовершеннолетних и их юридической ответственности за совершенные проступки и преступления.

Государство располагает разнообразными средствами  реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних. К их числу могут быть отнесены: социальная профилактика, правовое сдерживание, криминологическая профилактика, виктимологическая профилактика, правовое предупреждение и др.

Было бы преждевременно говорить о том, что принимаемые меры способны обеспечить долгосрочный перелом в динамике преступности несовершеннолетних, но тенденции последних четырех лет позволяют сделать вывод о том, что количественные показатели преступности несовершеннолетних снижаются.

Но все же приведенные в работе данные показывают, что принимавшиеся все прежние годы меры по борьбе с преступностью данного контингента оказались явно недостаточными, чтобы изменить такое развитие событий.  К числу мер, которые позволят, по нашему мнению,  более эффективно воздействовать  на преступность несовершеннолетних относятся:

1. Коррекция государственной политики в сторону развития в ней социальной составляющей (в частности, политики в области укреп­ления семьи, материнства и детства, молодежной политики и т.д.).

2. Развитие системы государственных органов, выполняющих функции профилактики преступности несовершеннолетних: комис­сии по делам несовершеннолетних, специальные профилактические подразделения органов внутренних дел, участковые инспекторы, отде­лы по делам семьи и детей в органах местного управления, комитеты по делам молодежи и т.д. Главным направлением совершенствования деятельности этих органов является подбор и подготовка кадров, со­вершенствование методик работы, материальное обеспечение.

3. Государственное содействие общественным организациям, уча­ствующим в профилактике преступности несовершеннолетних. Улучшение координации усилий государственных и общественных организаций в воздействии на преступность несовершеннолетних.

4. Развитие сферы досуга, активное приобщение детей и подрост­ков к занятию физической культурой и спортом.

5. Организация правового и военно-патриотического воспитания подростков.

6. Улучшение подготовки учительских кадров в педвузах, ориен­тация их на выполнение воспитательных функций, сотрудничество с родителями, компенсацию недостатков и пороков семейного воспи­тания.

7. Увеличение удельного веса воспитательной составляющей в школьной деятельности. Распространение положительного опыта по созданию в школах специальных структур, специализирующихся на профилактике преступлений и правонарушений (завуч по правовому воспитанию), которые положительно зарекомендовали себя на прак­тике.

8. Формирование так называемой ювенальной юстиции, специа­лизирующейся на расследовании и судебном разбирательстве уголов­ных дел в отношении несовершеннолетних.

9. Профилактика физических и психических заболеваний детей, обеспечение гигиены беременности и предупреждение родовых травм. Государственное обеспечение новорожденных детским пита­нием. Профилактика пьянства и наркотизма как среди детей так и среди взрослых.

Информация о работе Преступность несовершеннолетних