Гуманизм как принцип права и юридической ответственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является всестороннее исследование гуманизма, как одного из принципов права и уголовной политики, выявление его сущности, содержания, значения, а также актуальных проблем реализации при назначении наказания.
Указанная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
- проведение всестороннего анализа гуманизма как этической и
философской категории;
- путем анализа законодательной дефиниции принципа гуманизма выявление его уголовно-правовой природы и специфических свойств;
- определение места и роли принципа гуманизма в системе принципов уголовной политики;
- раскрытие особенностей реализации принципа гуманизма при назначении наказания в отношении несовершеннолетних;
- выработку рекомендаций по совершенствованию действующего уголовного законодательства и практики его применения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика правовых принципов, гуманизм как
философская, нравственная и правовая категория……………………………..5
1.1. Правовые принципы и принципы права……………………………………5
1.2. Гуманизм, как философская, нравственная и правовая категория…….12
Глава 2. Гуманизм как принцип права и юридической ответственности…..18
2.1. Гуманизм права, как один из основополагающих принципов
конституционного права Российской Федерации……………………………18
2.2. Гуманизм юридической ответственности, как один из составных
элементов гуманизма права………………………………………………….….23
Заключение…………………………………………………………………...…..32
Список использованной литературы……………………………………...……34

Работа содержит 1 файл

ГУМАНИЗМ КАК ПРИНЦИП ПРАВА2.docx

— 70.35 Кб (Скачать)

Свобода и справедливость - извечные и самые важные и привлекательные стороны человеческого бытия, те идеи общественной жизни, к которым всегда стремилось и продолжает стремиться человечество.

Свобода - естественное и неотъемлемое свойство человека, определяющее его достойное существование и открывающее доступ к полноценной реализации всех естественных прав. Законы, произвольно ограничивающие свободу человека, «являются лишь позитивными законами и правами, и притом такими, которые противны разуму и абсолютному праву».4

Принцип справедливости самым тесным образом связан с идеями и требованиями естественного права и объективно пронизывает содержание позитивного  права современных демократических  государств. В этом смысле право  представляет собой не что иное, как закрепленную и реализованную  справедливость. Так, с принципом  справедливости сочетается конституционное  положение о том, что «основные  права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ч. 2 ст. 17).

  1. Гуманизм (человечность наказания преступника). Например, ст. 21 Конституции РФ: «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому обращению или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию». Принцип гуманизма предполагает установление в праве и применения принудительных мер, необходимых для защиты личности, общества и государства от преступных посягательств.
  2. Социальная направленность права (защитная). Например, ст. 37 Конституции РФ: право на безопасные условия труда, достойную оплату труда в случае нетрудоспособности, инвалидности.

Следует подчеркнуть, что та или  иная классификация принципов права  выполняет определенную роль. Склонность к той или иной классификации  принципов права определяется задачами права.

Специфика той или иной отрасли  права наиболее наглядно выражается в его принципах. Большинство  входящих в соответствующую отрасль  права «рядовых» норм формируется  под воздействием и в развитие того или иного принципа, либо группы принципов отрасли. Зная отраслевые принципы, квалифицированный юрист, может составить достаточно четкое представление и о большинстве «рядовых» норм конкретной отрасли права.

Итак, общеправовые принципы пронизывают всю национальную систему права данной страны. К таковым, в частности, относятся принципы гуманизма, равенства граждан перед законом, демократизма, законности, справедливости и др. Большинство из них закреплено в Конституции РФ и других отраслевых нормативно-правовых актах.

Таким образом, конституционные принципы - это выраженные в конституциях конкретных государств общие основополагающие начала, определяющие содержание общественных отношений, являющихся объектом конституционно-правового  регулирования, то есть, основы конституционного строя.

Поэтому конституционно-правовые нормы  сформулированы особым образом: среди  них множество норм-принципов, норм общеуказательного характера, норм-целей и других. Содержащиеся в Конституции нормы-принципы являются основополагающими идеями, то есть они служат той идеологической основой, на которой должно базироваться все российское законодательство. Такими нормами-принципами являются нормы, содержащие основополагающие идеи равенства, законности, демократизма и полновластия народа, гуманизма, государственного единства, идеологического многообразия и др.5

Таким образом, сущность и социальное назначение права раскрывается и конкретизируется в его принципах и функциях.

Принципы права – это исходные, определяющие идеи, положения, установки, которые составляют нравственную и организационную основу возникновения, развития и функционирования права. Принципы права есть то, на чем основаны формирование, динамика и действие права, что позволяет определить природу данного права как демократического или, напротив, тоталитарного.

 

1.2. Гуманизм, как философская, нравственная и правовая категория

 

Гуманизм (от лат. Humanus) - человечный принцип мировоззрения, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способностей к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье. В словаре русского языка С. И. Ожегов определил гуманизм как гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям6. То есть под гуманизмом признают ценность человека как личности, его право на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Под гуманизмом можно подразумевать  и обусловленную исторической необходимостью систему взглядов, в которой человек  признается самодавлеющей ценностью и самостоятельным субъектом своих действий и которая отражает потребности общества в таком человеке, а его развитие по законам собственной деятельности считается необходимым условием развития общества.

Не только заботливое отношение  к самому себе можно назвать гуманизмом, он в основном проявляется «вовне» — в отношении к другим людям. Человек устроен так, что он не может не находиться в контакте с другими людьми, в солидарности с ними и сострадании к ним, он всегда проявляет заботу о ближнем. Человек с рождения является носителем гуманистического начала, и если он действует вопреки всем установленным требованиям (например, проявляет чувство ненависти, вражды), то это уже «извращенная» личность.

Однако, прежде чем рассматривать сущность гуманизма как правового принципа, представляется важным кратко рассмотреть гуманизм как философскую категорию. С данной позиции гуманизм разработан в научной литературе достаточно широко.

В узком смысле, с хронологической  точки зрения, понятие гуманизм основано на определенном историческом моменте  развития цивилизации. В широком  смысле понятие гуманизм - это исторически  изменяющаяся система воззрений  на общество и человека, пронизанная  уважением к личности. В своем  развитии гуманизм как философское  течение развивался в несколько  этапов.

Само понятие гуманизма было известно еще в Древней Греции. Слова Хилона «познай самого себя» подтолкнули Сократа к изучению места человека в этом мире и осознания им своих собственных деяний. Для древних греков высшей ценностью была свобода человека, а права народа занимали отдельное место в исследованиях древнегреческих юристов. С помощью высказывания Протагора о том, что «мера всех вещей - человек, существующих, что они существуют, а не существующих, что они не существуют» можно и рассматривать античное гуманистическое наследие. Необходимо отметить, что древняя Греция является примером преодоления мифического и развития нового человека - человека морального. Стремление «очеловечить» все проблемы государственного и общественного устройства именно с этого момента проходит «красной линией» в европейской общественной мысли.

Далее, в эпоху средневековья  труды античных авторов преследовались и находились под жестким контролем  со стороны церкви и государства, но не столько из-за их безбожия, сколько  из-за уважительного отношения к  человеку и его правам. Начало этого  периода характеризуется тем, что  человек с точки зрения права  был бесправен. Человек считался существом внутренне противоречивым, жизненным смыслом которого являлась любовь к Богу, так как первый находился во власти последнего. Основные истоки современного понимания гуманизма следует искать в идеологии эпохи Возрождения (XV—XVI века), так как гуманизм - это лейтмотив этой эпохи, когда появилось учение о самодостаточности человеческой личности, утверждение достоинства человека в качестве высшей ценности. В эпоху Возрождения гуманизм представлял собой оформленное идейное движение, характерное для идеологии буржуазии, боровшейся против феодализма и теологических взглядов средневековья, и был тесно связан с прогрессивными материалистическими воззрениями. Ученые данной эпохи переняли слово «гуманизм» от Конфуция, при этом «смысл гуманизма они видели в любви к человеку, «любви ко всем». Гуманисты провозглашали свободу человеческой личности, выступали против религиозного аскетизма, за право человека на наслаждение и удовлетворение земных потребностей.

В XVIII веке гуманизм буржуазии достиг стадии «рассвета», он провозглашал свободу, равенство и братство, защищал  право людей на беспрепятственное  развитие их естественной природы. Большинство  представителей французского просветительства XVIII века провозгласили человека высшей ценностью, единственным существом  на земле, способным создать новые  ценности, кроме тех, которые даны природой, усовершенствовать действительность, облагородить себя и окружающий мир7.

И. Кант, «философ свободы», основой  для своей правовой теории взял свободу  воли, правовое равенство, нравственный закон, сущность которого сводилась  к следующему: «Относись ко всякому  человеку как к цели и никогда  как к средству». По его мнению, если и существует наука действительно  нужная человеку, то эта та, которая  способствует человеку подобающим образом  занять место в мире и из которой  можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком. В его  категорическом императиве (основном нравственном законе) была заложена поистине гуманистическая идея: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла быть принята за основу всеобщего законодательства», т. е. заключено требование не делать другому того, что не счел бы желательным для себя. Вершиной развития гуманизма можно назвать современное его понимание. Философия экзистенциализма, направляя деятельность ученых-философов на изучение личности человека, рассматривала гуманизм как центральную категорию. Так, делая акцент на уникальность каждого человека, Ж.П. Сартр говорил, что «это гуманизм, поскольку мы напоминаем человеку, что нет другого законодателя, кроме него самого ... показываем, что реализовать себя по-человечески человек может не путем погружения в самого себя, но и в поиске цели вовне...».8

Представитель философского течения  «радикальный гуманизм» Эрих Фромм говорил о самоценности и самодостаточности личности. Изучая политические режимы современности, он пришел к выводу, что тоталитарные режимы содержат в себе механизм бегства от свободы в форме подчинения внутренней свободы человека внешнему авторитету. В демократическом режиме наблюдается некое иное бегство от свободы — человек не подчиняется, а интегрируется в некой внешней силе. И, тем не менее, несмотря на различные ценности, присущие определенным этапам развития человечества, на сегодняшний день идея человеколюбия содержит в себе, хотя и с некоторыми изменениями, тот же смысл, что и во времена Конфуция.

Итак, в ходе философского анализа  понятия гуманизма необходимо обратить внимание на следующие основополагающие принципы гуманистического мировоззрения:

1. Признание человека, его прав  и свобод, жизни и достоинства  высшей категорией в системе  ценностей «... Пафос всякого гуманизма  - утверждение человека как высшего духовного существа».

2. Особая роль увеличения значений  свободы и ответственности, выбор  индивида превращаются в основу  развития общества.

3. Независимость от социального  положения, свобода и равенство  людей, признание поведения и  индивидуальных возможностей человека  независимыми по отношению к массам.

4. Постановка новых связей между  людьми, человеком и обществом,  при котором личность входит  в данную систему отношений  в соответствии со своими особенностями.9

Как философское понятие гуманизм выражается в социальных отношениях и связях, в его структуре раскрывается индивидуальное или «...Поведение, соответствующее  нравственным ценностям семейно-клановых коллективов и патриархальных общин. Нравственную основу родового человека составляет «почтительность к родителям  и уважительность к старшим братьям», а также справедливое отношение  между людьми, не связанными родственными узами...», общественное сознание, которое упорядочивает общественные отношения и все виды поведения. Проблема гуманизма, как говорится в философской литературе, это проблема человека, его сущности и назначения, его места в обществе, его свободы и социальных ценностей.

Гуманизм – всякое мировоззрение (жизненная позиция), исходящее из признания абсолютного достоинства человеческого естества (природы), – то есть:

а) признание человеческого достоинства  каждого уже как живого существа – имеющего свойственные всему живому и в частности виду homo потребности, способного, как все живое, страдать, и – тем самым и независимо ни от чего иного, вопреки, может быть, идеалам или даже самим божьим заповедям – заслуживающего сочувствия и сострадания; что называется гуманность, или человечность;

б) признание личного достоинства  каждого человека как существа по самой своей природе разумного  – homo sapiens, – способного опираться на собственный разум и потому самостоятельного, свободного; признание ценности разума вообще («вера в разум») и ценности свободы («вера в человека», в его способность обретать себя подлинного, совершенствоваться, именно через свободу – а не, скажем, через послушание Господу);

в) признание гражданского достоинства  личности как той неотъемлемой сферы, в которой властен, свободен каждый человек, хотя и зависящий по необходимости да и по природе (как «zoon politikon») от социума, – иначе говоря, признание неотъемлемых естественных прав человека в социуме и перед социумом; то же, что в истинном смысле слова правосознание.

Гуманизм – это компромиссный теоретический, этический и правовой минимум, гарантирующий разным людям (исповедующим разные ценности) базовые ценности жизни и добрососедства при свободе во всем, что их не исключает.

Информация о работе Гуманизм как принцип права и юридической ответственности