Гуманизм как принцип права и юридической ответственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является всестороннее исследование гуманизма, как одного из принципов права и уголовной политики, выявление его сущности, содержания, значения, а также актуальных проблем реализации при назначении наказания.
Указанная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
- проведение всестороннего анализа гуманизма как этической и
философской категории;
- путем анализа законодательной дефиниции принципа гуманизма выявление его уголовно-правовой природы и специфических свойств;
- определение места и роли принципа гуманизма в системе принципов уголовной политики;
- раскрытие особенностей реализации принципа гуманизма при назначении наказания в отношении несовершеннолетних;
- выработку рекомендаций по совершенствованию действующего уголовного законодательства и практики его применения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика правовых принципов, гуманизм как
философская, нравственная и правовая категория……………………………..5
1.1. Правовые принципы и принципы права……………………………………5
1.2. Гуманизм, как философская, нравственная и правовая категория…….12
Глава 2. Гуманизм как принцип права и юридической ответственности…..18
2.1. Гуманизм права, как один из основополагающих принципов
конституционного права Российской Федерации……………………………18
2.2. Гуманизм юридической ответственности, как один из составных
элементов гуманизма права………………………………………………….….23
Заключение…………………………………………………………………...…..32
Список использованной литературы……………………………………...……34

Работа содержит 1 файл

ГУМАНИЗМ КАК ПРИНЦИП ПРАВА2.docx

— 70.35 Кб (Скачать)

Можно было бы сказать, эта этика  гуманизма – опять же терпимость, компромиссный этический минимум: признание каждым индивидом общих  всем простых ценностей жизни  и, постольку, добрососедства в качестве если не высших для себя, то непреложных  в отношении к другим; как таких, которыми невозможно жертвовать никаким  иным этическим ценностям или  идеалам – ни патриотическим, ни религиозным, ни каким-либо еще... Но этика, по природе своей, есть дело совести и потому – требование не минимума, а максимума. Что до этического максимума гуманизма, то это – максимум той же терпимости: сострадательность ко всякому, вопреки любым возможным различиям, разногласиям, верам. Это и безусловное предпочтение духа моральных правил, сострадательности, их букве, самим правилам, – отвержение всякого формализма, фарисейства. В общем, этика гуманизма, весь ее максимум – человечность.

 

Глава 2. Гуманизм как принцип права  и юридической ответственности

 

2.1. Гуманизм права, как один из основополагающих принципов конституционного права Российской Федерации

 

До 90-х годов XX века существующие точки  зрения на проблему гуманизма в отечественной  правовой литературе выражались в определенном направлении. Можно сказать, что  взгляды ученых по данному вопросу  принципиально не различались, причем они не только совпадали, но и дополняли  друг друга. Гуманизм как высший нравственно-правовой принцип, по мнению ученых, находил  свое выражение в том, что любое  применение закона, любое правовое решение исходило из интересов человека. Более того, гуманизм - это человеколюбие не только к одному индивиду, а прежде всего ко всем членам общества.

Конституция РФ, принятая в 1993 г., провозгласила становление и развитие правового государства в новых экономических и политических условиях. Ее положения потребовали переосмысления многих понятий и ценностей, в том числе и по правам человека, которые нашли свое дальнейшее развитие в «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», провозгласившей приоритетное значение развития личности, общества и государства.

Одним из важнейших конституционно-правовых принципов является принцип гуманизма. Этот принцип прослеживается в целом ряде статей и провозглашает признание человека высшей ценностью, а его права и свободы неотчуждаемыми и принадлежащими ему от рождения. В соответствии с данным принципом, государство обязано признавать, соблюдать, защищать права человека и гражданина. В Конституции также дан перечень таких прав. Это и запрещение пыток и насилия, жестокого обращения, охрана достоинства личности государством (ст.21), право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), забота о материнстве, детстве и семье со стороны государства (п.1 ст.38), гарантия социального обеспечения по возрасту (п.1 ст.39), провозглашение России социальным государством, что означает для него обязанность создавать условия для достойной жизни и свободного развития человека (ст.7) и т.д.

В уголовном праве означает, что  наказание и иные меры уголовно-правового  характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут причинять  физические страдания или унижать  человеческое достоинство.

Гуманизм права - один из важнейших принципов права, выражающийся в признании человека как высшей ценности, закреплении и обеспечении его прав, свобод, законных интересов, достоинства личности, условий свободного всестороннего развития и стимулирования подлинно человеческих отношений между людьми

Гуманизм в переводе с латинского означает «человечный», «человеческий». Это, прежде всего, признание человека как личности, индивида, его прав на свободное развитие, утверждение  блага человека как критерия оценки общественных отношений. Гуманизм отражает нравственную позицию общества, выражающую признание ценности человека как  личности (индивида), уважение его достоинства, стремление к его благу как  цели общественного развития. Принцип  гуманизма вытекает из основ конституционного строя России, в которых провозглашается  приоритет человеческой личности. Как  гласит ст. 2 Конституции РФ, «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или  унижающему человеческое достоинство  обращению или наказанию» (ч. 2 ст. 21 Конституции РФ), – это не что иное, как нормативное закрепление одного из проявлений принципа гуманизма. Этот принцип при реформировании законодательства нашел свое закрепление в ч. 2 ст. 7 УК РФ и ст. 8 УИК РФ и в других нормативно-правовых актах. Например, гуманизм выступает: принципом содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; принципом деятельности милиции. Правоприменительная практика в своих решениях часто обращается к понятию гуманизма.

Демократический политический режим, кроме народовластия, включает в  себя широкую систему прав и свобод, принадлежащих человеку и гражданину, гарантии их реализации. Согласно общепризнанным принципам и нормам международного права Конституция не только увеличила  количество прав и свобод, но и произвела  определенную переориентацию в приоритетах  этих прав, поставив на первое место  те из них, которые связаны непосредственно  с личностью человека. Важным конституционным  положением является закрепление неотчуждаемости прав и свобод от человека и принадлежность их каждому от рождения. Провозглашая равенство всех перед законом, гарантируя равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, происхождения и других обстоятельств (ст. 19), Конституция гарантирует и контроль за их реализацией. Важен и закрепляемый Конституцией и имеющий также всеобщий характер принцип, гласящий, что «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» (ст. 17).10

В признании человека, его прав и свобод высшей ценностью (ст. 2 Конституции  Российской Федерации) выражен гуманистический  принцип конституционного строя  России. Таким образом, гуманизм провозглашается  важнейшим качественным признаком  государства, его экономической, правовой систем, идеологии, основополагающим принципом  деятельности всех органов власти и  местного самоуправления, предприятий  и учреждений, руководящей идеей, определяющей поведение каждой конкретной личности и его взаимоотношения  с гражданским обществом.

В советских конституциях последних  лет присутствовала иная гуманистическая  формула: высшей ценностью объявлялись  материальные и духовные потребности  людей, что, однако, далеко не всегда реализовывалось  на практике. Конституция России, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года на первый план выдвигает человека как самостоятельную, суверенную личность, способную позаботиться о самой  себе. Для этого человеку предоставляются  общепризнанные права и свободы, а государство берет на себя обязанность  гарантировать их.

Советское конституционное право  крайне неохотно использовало термины  «человек», «права и свободы человека». Ибо, как справедливо указывает  Е.А. Лукашева, «права и свободы индивида - важнейший противовес всесилию государственной власти, призванный обеспечить ее ограничение и самоограничение». Напротив, до недавнего времени на первое место выносились коллективные ценности, подчинение интересов каждого конкретного человека интересам общества и государства. Конституция Российской Федерации 1993 года провозглашает высшей ценностью именно человека, вне зависимости от его правовой связи с государством, участия в производстве и распределении материальных благ. В этом отношении термин «человек» в праве тождественен понятиям «личность», «индивид», хотя философское понимание этих слов несколько различно.

Соответственно, права и свободы  человека принадлежат в равной мере всем членам гражданского общества, они  складываются объективно и «существуют  еще до государственного их признания».

Принцип гуманизма постепенно находит  отражение во всей правовой системе  России. В соответствии с ним построена  глава 2 Конституции Российской Федерации, открывают которую личные права  и свободы человека, то есть права  и свободы, принадлежащие каждому  индивиду с момента его рождения и в равной мере. В то же время  не противоречит принципу гуманизма, а, наоборот, в полной мере соответствует  ему предоставление льгот и преимуществ  отдельным людям, которые в силу объективных причин не могут в равной мере с другими индивидами воспользоваться жизненными благами. Речь идет об инвалидах, ветеранах, беженцах, вынужденных переселенцах и т.д.

Понятие «высшая ценность» в  большей мере нравственное, а не юридическое. Однако будучи закрепленным в Конституции, оно становится правовой нормой, то есть правилом поведения, обязательным для всех. Но это не традиционная правовая норма, а, скорее, норма-принцип. Принцип, который при решении  любого вопроса требует отдавать приоритет именно личности, ее правам и свободам, даже когда так называемая «целесообразность» подсказывает иной вариант поведения.В этой связи недопустим самосуд по отношению к лицу, совершившему преступление, недопустимы пытки и жестокое, унижающее человеческое достоинство обращение с обвиняемым ради скорейшего расследования уголовного дела, недопустимо вмешательство в личную и частную жизнь, исходя из неких нравственных установок.11

Следует также учитывать, что понятия  «человек», «права и свободы человека»  подразумевают не только временной  отрезок с момента рождения до момента смерти человека. В отдельных  случаях законодательство предусматривает  юридическую защиту прав и свобод еще не родившегося ребенка (например, наследственные правоотношения), а  также умершего человека (защита чести, доброго имени).

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2 Конституции  Российской Федерации). Как видно, данное положение находится в самом  начале текста Основного закона страны. Тем самым признание, соблюдение и защита прав и свобод человека провозглашается важнейшей, основополагающей конституционной обязанностью и  ее исполнение возлагается на государство.В научной и учебной литературе принято различать термины «признание», «соблюдение» и «защита».

Признание означает, что права и  свободы не учреждаются государством, они естественны, существуют объективно, предусмотрены общепризнанными  нормами и принципами международного права, и долг государства - признать их, провозгласить основой деятельности всех государственных органов.

Соблюдение, по точному утверждению  М.В.Баглая, есть обязанность государственных органов «не только воздерживаться от любых действий, нарушающих или ущемляющих права и свободы, но и создавать условия для их реализации людьми».12

 

2.2. Гуманизм юридической ответственности, как один из составных элементов гуманизма права

 

Изменения, происходящие в Российской Федерации, обусловливают новое  содержание и значение принципа гуманизма  для юридической ответственности  как института права, что позволяет  расширить и конкретизировать исследуемый  принцип. Значение исследования принципа гуманизма для юридической ответственности предопределено многими причинами, одной из которых, и наиболее значимой, является то, что юридическая ответственность способна быть негуманной. Как известно, юридическая ответственность представляет собой меру государственного принуждения, а это, в свою очередь, всегда затрагивает интересы, права и свободы личности. Вследствие этого юридическая ответственность всегда связана с негативными последствиями для правонарушителя, способными ограничивать или лишать данное лицо определенных прав и свобод. Значит, в отношениях ответственности принимают участие две стороны: правонарушитель и государство в лице государственных органов и должностных лиц. При этом было бы ошибочно полагать, что эти стороны равны - государство всегда имеет преимущество. Осуществляя юридическую ответственность, уполномоченные на то лица, наделенные большим кругом прав и возможностей, в отдельных случаях могут нарушить закон, что способно причинить правонарушителю моральное и физическое страдание.  Поэтому, внедряя во все правовые сферы гуманизм, в первую очередь необходимо это делать в тех областях, которые в максимальной степени приближены к возможности причинения вреда личности, что со стороны государства является не только антигуманным, но и незаконным, если оно провозгласило себя правовым и законодательно закрепило на первом месте приоритет прав личности.

На сегодняшний день юридическая  ответственность должна соответствовать  общепринятым международным стандартам, а с помощью принципа гуманизма  гарантировать защиту чести, достоинства, прав и свобод не только правонарушителя. Учитывая, что различного рода посягательства как на отдельную личность, так и на государство влияют на жизнедеятельность общества, затрагивают права и интересы граждан, принцип гуманизма юридической ответственности в связи с этим обязан защищать потерпевшего и общество от произвола государственных органов и от противоправных действий рядовых членов общества.

Принцип гуманизма юридической ответственности играет большую роль в повседневной деятельности государственных органов, особенно органов внутренних дел, которые в силу специфики своей деятельности напрямую затрагивают не только права и свободы человека, но и его честь и репутацию.

Несмотря на то что проблеме гуманизма  юридической ответственности посвящен ряд работ в различных областях юридической науки, она не получила монографического оформления, большинство  работ носят частный характер, многие из которых написаны на уровне комментирования отдельных отраслевых норм. Недостаточная разработанность  проблемы гуманизма юридической ответственности в теоретическом аспекте отрицательно сказывается на работе государственных органов, в том числе и правоохранительных, что способно привести не только к правоприменительным ошибкам, но и к ослаблению всей правовой системы государства.

Данное положение дел свидетельствует  об отсутствии в настоящее время  в общей теории права полного  и всестороннего исследования принципа гуманизма, его места и роли в  системе принципов юридической  ответственности и значимости для  данного института права. Отмеченное свидетельствует о необходимости проведения научных исследований в сфере правовых отношений государства, общества и личности, особенно в проявлении принципа гуманизма не только со стороны государства по отношению к человеку, но и в юридической ответственности личности перед обществом и государством. Учитывая, что юридическая ответственность - это явление правовое, в котором отражены признаки целого права, необходимо трактовать понятие «принцип гуманизма юридической ответственности» через более общую категорию «принцип гуманизма права», поскольку гуманизм права в большей степени предопределяет собой содержание гуманизма юридической ответственности, а последний, в свою очередь, выступает выражением гуманизма права.

В области теории права познание проблемы гуманизма юридической  ответственности тесно связано  с уяснением исходных положений  о гуманизме права и его  проявлении в обществе, государстве. Сущность такого подхода объясняется  тем, что принцип гуманизма юридической  ответственности существует не изолированно, а базируется на гуманизме права  и соотносится с ним как часть с целым.13

Информация о работе Гуманизм как принцип права и юридической ответственности