Уголовная политика-основа борьбы с преступностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 13:42, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является исследование государственной политики борьбы с преступностью в современном обществе.

Содержание

Введение 3
1 Понятие, основные черты и признаки уголовно-правовой политики 6
1.1. Основные подходы к пониманию уголовной политики как
фактора борьбы с преступностью. 6
1.2. Задачи и функции уголовной политики 11
1.3. Структура уголовной политики 14
1.4. Стадии уголовной политики 23
1.5. Криминализация и пенализация деяний как основная форма
реализации уголовно-правовой политики 28
2 Проблемы реформирования уголовной (карательной) политики
на современном этапе 39
2.1. Содержание уголовной (карательной) политики и возможности
её корректировки 39
2.2. Основные направления политики в сфере укрепления
правопорядка и противодействия преступности 41
Заключение 56
Библиографический список 60
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Работа содержит 1 файл

Диплом УП.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

При отсутствии хотя бы одного из названных факторов криминализация деяния окажется бесперспективной. Бели деяние признано преступлением и выявляются указанные факторы, необходимо либо декриминализировать деяние, либо принять меры к устранению этих факторов.

      С криминализацией связаны процессы пенализации и депенализации  деяния.

      Пенализация означает установление уголовной наказуемости деяния. Согласно ст. 2 УК РФ за совершение криминализованных деяний должны быть установлены виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера. Поскольку уголовная наказуемость - обязательный признак преступления, следует признать, что пенализация совпадает с криминализацией и образует его составную часть. Однако пенализация не сводится только к установлению наказания за совершение преступления, она включает также процесс внесения в систему наказаний и в санкции действующего уголовного законодательства изменений в направлении их ужесточения.

      Депенализация - процесс, обратный пенализации, он сводится к смягчению наказаний, устранению более строгих или введению более мягких видов наказаний, сокращению сроков наказаний. Полная депенализация, т.е. устранение уголовной наказуемости деяния совпадает с его декриминализацией.

      Пенализация (депенализация) не сводится только к изменению вида и размера наказаний. В соответствии со ст. 43 УК РФ наказание есть мера государственного принуждения, назначенная по приговору суда. Элементами принуждения являются не только характер лишений, образующих основу того или иного вида наказания, их объем (т.е. размер наказания), но также условия (режим) отбывания наказания, юридические последствия отбывания наказания, последствия уклонения от отбывания наказания, возможности освобождения от уголовной ответственности и условно-досрочного освобождения от наказания и другие обстоятельства, связанные с отбыванием наказания, облегчающие или ужесточающие это воздействие.

      Существует  ряд обстоятельств, предусмотренных  уголовным законом, ухудшающих или  смягчающих положение лица, отбывающего наказание, которые не охватываются понятиями пенализации и депенализации, поскольку являются производными не от наказания, а от других факторов. К таковым следует отнести, например, освобождение от отбытия наказания в связи с болезнью (ст. 81 УК РФ), основанием которого является не содержание наказания, а болезненное состояние осужденного; освобождение от ответственности и наказания в связи с истечением пятнадцатилетнего срока давности, за исключением ситуации, когда за совершенное преступление предусмотрены или назначены наказания в виде смертной казни или пожизненного лишения свободы (ст.ст. 78, 83 УК РФ), поскольку в этом случае наказание не влияет на принятие решения, имеет значение только общий давностный срок и др.

      Уголовное законодательство устанавливает за совершение преступлений не только наказания, но и иные меры уголовно-правового характера, которые также влияют на участь осужденного. К таким мерам следует отнести признание рецидива преступлений (ст. 18 УК РФ), применение принудительных мер медицинского характера (ст. 99 УК РФ), применение принудительных мер воспитательного характера к несовершеннолетним сужденным (ст. 90 УК РФ). Эти меры не связаны с наказанием и потому в пенализацию, равно как и в депенализацию не входят.

      Факторы, учитываемые при пенализации (депенализации) деяния, разнообразны и в полном объеме не фиксируемы Они включают существующие в обществе представления о возможностях наказания, соотношении преступления с наказанием, общественную нравственность, которая одобряет или не одобряет жестокость по отношению к преступникам, уровень рецидива преступлений, экономические возможности общества по исполнению того или иного вида наказания, пенитенциарный опыт других государств, собственный исторический опыт, данные педагогики и психологии, уровень, динамику и структуру преступности и многое другое.

      Более важное значение имеют принципы пенализации (депенализации) деяний. К ним следует отнести:

      так называемый принцип экономии репрессии. В соответствии с ним общество должно обходиться по возможности минимальными по строгости наказаниями, но достаточными для достижения целей наказания -исправления осужденных и предупреждения новых преступлений. Например, согласно ст. 60 УК РФ «более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершение преступления назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели наказания»;

соответствие  санкции характеру общественной опасности совершаемого преступления, личности виновного, его материальному положению, другим обстоятельствам;

      альтернативность  наказаний, создающая для суда возможность  выбора для осужденного наказания, соответствующего степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного;

      актуальность  наказания. Наказание или его строгость теряют или приобретают смысл в связи с наступлением каких-либо социально-значимых событий, например, истечением сроков давности, окончанием либо возникновением определенных явлений, в частности, войн или вооруженных конфликтов, изменениями в экономике, общественной нравственности или правосознании и т.д.;

      изменение назначенного наказания в зависимости  от последующего поведения осужденного. На этом принципе основываются такие  уголовно-правовые институты как рецидив преступления, назначение наказания по совокупности приговоров, условно-досрочное и досрочное освобождение от наказания, амнистия и помилование и другие, замена неотбытой части наказания более мягким видом и др.;

      гуманизм  наказания. Одно из требований гуманизма - обеспечение безопасности человека, в том числе и совершившего преступление. В соответствии с ним наказание назначается только судом, исключаются произвол органов власти и самосуд; оно не должно унижать честь и достоинство осужденного; по отбытии наказания в виде лишения свободы лицо должно быть готовым к свободной жизни. Гуманизм наказания проявляется в существенном ограничении смертной казни и пожизненного лишения свободы, в установлении предельного срока лишения свободы, позволяющего осужденному вернуться к продолжению правопослушной жизни; ограничении наказаний, применяемых к осужденным несовершеннолетним; возможности освобождения от наказания; учете судом не только личности виновного, но и интересов его семьи, в частности, ее материального положения (ч. 3 ст. 60 УК РФ), наличия малолетних детей (п. «г» ч 1 ст. 61 УК РФ), наличия у осужденной женщины состояния беременности или малолетнего ребенка (п. «в» ч. 1 ст. 61 УК РФ, ст. 82 УК РФ) и др.;

      дифференциация  наказаний в зависимости от характера общественной опасности преступления в санкциях статей Особенной части УК РФ и индивидуализация наказания судом при  вынесении обвинительного приговора. Индивидуализация наказания дополнят дифференциацию, в своей совокупности они отражают разнообразие способов принудительного воздействия государства на осужденного в соответствии с большим разнообразием совершаемых преступлений, лиц, их совершающих, и условий, при которых эти преступления совершаются. Арсенал наказаний никогда не сможет в точности отразить разнообразие криминальных ситуаций, однако он должен стремиться к этому идеалу;

      непризнание наказания исключительным средством  исправления осужденного и предупреждения новых преступлений. Наказание - лишь один из сдерживающих факторов, который  далеко не всегда срабатывает. Осужденный может пренебречь им, если более актуальными для него будут другие факторы: материальные, нравственные (точнее - безнравственные), политические, психологические и иные Наказание будет эффективным при создании для осужденного благоприятных условий жизни (наличие жилья, работы), улучшении социально-экономических, духовных, политических, культурных условий жизнедеятельности общества;

      справедливость  наказания. Наказание должно соответствовать  тяжести совершенного преступления. При этом преступление должно учитываться в том объеме, который доказан в установленном законом порядке Наказание в расчете на то, что преступник совершил более тяжкое преступление по сравнению с тем, которое доказано, недопустимо.

Изложенные  принципы должны учитываться как при установлении наказания в законе, так и при назначении наказания осужденному судом.

      В теории ставится вопрос о существовании  так называемой судебной пенализации  и депенализации преступлений. Речь идет о судебной практике назначения наказания, которая является связующим звеном между санкцией статьи и конкретной жизненной ситуацией, в которой преступление совершена Санкции Особенной части УК предусматривают максимальные по строгости и размеру наказания. Обстоятельства, на которые рассчитываются санкции в своем максимальном значении, могут в конкретных исторических условиях не встречаться, а если и существуют, то они дополняются другими, смягчающими обстоятельствами, в связи с чем суды могут назначать наказания ниже верхнего предела санкций, а в отдельных случаях — и ниже низшего. Формируется практика назначения типовых наказаний для типовых ситуаций совершения преступления, а также освобождения от наказания, которая и представляет процесс судебной депенализации. При повышении опасности совершаемых преступлений в связи с изменением конкретных исторических условий судебная практика будет реагировать увеличением строгости применяемого наказания, начинается судебная пенализация деяния. Она может осуществляться в рамках санкции статьи, однако потребности усиления борьбы с данным видом преступлений может повлечь повышение санкции, т.е. законодательную пенализацию.

      Анализ  изложенного выше правового материала  позволяет сделать вывод, что  вступление в действие Уголовного Кодекса 1996 года завершило большой этап в развитии российского уголовного законодательства. Качественные периоды этого этапа были разными, но в конечном итого можно утверждать, что основные тенденции криминализации и декриминализации были в разной мере учтены при разработке и  принятии нового Уголовного Кодекса Российской Федерации.

      Первая  из тенденций была связана с приведением  уголовного законодательства в соответствие с экономическими потребностями  общества.

      Вторая  тенденция связана с приведением  в соответствие российского уголовного законодательства с нормами международного права. В главе 34 Основной части УК предусмотрена ответственность за такие деяния, как призывы к войне, наемничество, геноцид, экоцид и другие. Положения международно-правовых документов, подписанные Россией, учтены и в других главах Уголовного Кодекса Российской Федерации.

      Третья  тенденция связана с необходимостью приведения уголовного законодательства в соответствие с криминологической  реальностью. За последние годы в  России отмечены неблагоприятные тенденции в групповой, рецидивной, корыстной, насильственной преступности. Особенно неблагоприятно выглядела ситуация с преступностью несовершеннолетних. Закон предусмотрел дифференциацию ответственности участников преступного сообщества в зависимости от выполняемой ими роли. Так же предусмотрена глава об особенностях уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

      Те  не менее приходится констатировать, что проблемы борьбы с преступными  проявлениями не могут быть решены путем эпизодического изменения уголовно-правовых норм и деятельности правоохранительных органов по их применению. Необходим комплекс мер, имеющих целевое назначение и воплощающихся в устойчивую политику. 
 
 
 
 
 
 
 

2 Проблемы реформирования  уголовной (карательной) политики 
на современном этапе

2.1. Содержание уголовной  (карательной) политики 
и возможности ее корректировки

 
 

      Карательная политика государства - явление многоаспектное. Она формулируется и закрепляется на законодательном уровне, но ее фактическое содержание в значительной мере определяется практикой применения нормативных предписаний. Следует подчеркнуть, что карательное воздействие на личность правонарушителя выражается не только и не главным образом в связи с назначением и исполнением определенного ему судом уголовного наказания. Карательная политика проявляется в разных направлениях. В уголовно-правовом аспекте она выражается в определении круга деяний, признаваемых преступными (объем криминализации и декриминализации правонарушений, разделение их на уголовные проступки и преступления и т. д.), в установлении возраста наступления уголовной ответственности (например, в Ирландии она наступает с семилетнего возраста), видов и системы наказаний, порядка назначения и освобождения от их отбывания (в том числе и разных видов досрочного освобождения) и в ряде других направлений.

      В уголовно-исполнительном аспекте карательное  воздействие состоит в установлении порядка и условий исполнения и отбывания тех или иных видов  наказаний, в определении количества и объема ограничений в правовом статусе осужденного.

Информация о работе Уголовная политика-основа борьбы с преступностью