Уголовная политика-основа борьбы с преступностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 13:42, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является исследование государственной политики борьбы с преступностью в современном обществе.

Содержание

Введение 3
1 Понятие, основные черты и признаки уголовно-правовой политики 6
1.1. Основные подходы к пониманию уголовной политики как
фактора борьбы с преступностью. 6
1.2. Задачи и функции уголовной политики 11
1.3. Структура уголовной политики 14
1.4. Стадии уголовной политики 23
1.5. Криминализация и пенализация деяний как основная форма
реализации уголовно-правовой политики 28
2 Проблемы реформирования уголовной (карательной) политики
на современном этапе 39
2.1. Содержание уголовной (карательной) политики и возможности
её корректировки 39
2.2. Основные направления политики в сфере укрепления
правопорядка и противодействия преступности 41
Заключение 56
Библиографический список 60
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Работа содержит 1 файл

Диплом УП.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

- дифференциация  уголовной ответственности в зависимости от характера общественной опасности совершаемых деяний;

-обеспечение  возможности индивидуализации ответственности  виновных в соответствии со  степенью опасности совершенных  деяний;

- определение  наказаний (санкций), в достаточной  мере отражающих характер общественной опасности преступлений;

- установление  иных мер уголовно-правового воздействия,  обеспечивающих задачу противодействия  преступлениям.

      Уголовно-исполнительная политика является в определённом смысле производной от уголовно-правовой, служит своеобразной формой реализации уголовно-правовой политики. Она имеет целью эффективное осуществление конкретных мер воздействия на лиц, совершавших преступления, которые установлены уголовным законом и определены судом, возвращение их к нормальной общественной жизни.

      Задачи  уголовно-исполнительной политики:

- формирование  представлений и взглядов на  возможности исправления и предупреждения новых преступлений со стороны лиц, осужденных за совершение преступлений, посредством применения к ним уголовного наказания и иных мер уголовно-правового воздействия;

- разработка  и создание уголовно-исполнительного  законодательства, в наибольшей  степени отвечающего уголовно-исполнительной  политике;

- организация  и управление деятельностью государственных  органов в области исполнения уголовного наказания и других мер уголовно-правового воздействия в соответствии с целями уголовно-исполнительной политики.

      Способом  реализации уголовно-исполнительной политики является создание режима отбывания  наказания и исполнения других видов уголовно-правового воздействия, обеспечивающего исправление осужденных и предупреждение совершения ими новых преступлений.

      Субъекты  уголовно-исполнительной политики:

законодательные органы РФ и Президент РФ, создающие  и обеспечивающие уголовно-исполнительное законодательство, Правительство, разрабатывающее мероприятия по осуществлению уголовно-исполнительного законодательства путем создания соответствующей нормативной документации и управления специализированными уголовно-исполнительными органами и другими государственными органами в целях обеспечения уголовно-исполнительной политики.

      Объект  уголовно-исполнительной политики —  деятельность законодательных и иных органов по разработке и осуществлению мероприятий, направленных на создание режима отбывания осужденными уголовного наказания и условий осуществления иных мер уголовно-правового воздействия, соответствующих задаче исправления виновных и предупреждения совершения ими новых преступлений.

      Уголовно-процессуальная политика — это уголовная политика, направленная на разработку законодательства, регулирующего деятельность органов расследования, прокуратуры и суда по расследованию и разрешению уголовных дел, обеспечение правосудия и управление уголовным процессом, т.е деятельностью по установлению истины, раскрытию преступлений, изобличению и привлечению виновных к ответственности, обеспечению гарантий от необоснованного осуждения граждан, ущемления законных прав и свобод граждан при производстве по уголовному делу.

      Содержание уголовно-процессуальной политики образуют:

- официальные  взгляды и представления на  систему уголовно-процессуальных  норм и гарантий обеспечения  истины и справедливости при  решении вопросов уголовной ответственности;

- разработка  уголовно-процессуального законодательства;

- управление  уголовно-процессуальной деятельностью  органов расследования и суда.

      Субъекты  уголовно-процессуальной политики:

- законодательные  органы, осуществляющие создание  уголовно-процессуального законодательства;

- высшие  органы судебной власти (Верховный суд РФ) и прокуратура РФ, осуществляющие руководство уголовно-процессуальной деятельностью.

      Объект  уголовно-процессуальной политики —  деятельность по созданию, совершенствованию и применению уголовно-процессуального законодательства, осуществляемого судебными органами, прокуратурой * органами расследования преступлений.

      Метод уголовно-процессуальной политики —  осуществление государственного контроля за действующим уголовно-процессуальным законодательством и практикой его применения, внесение в них необходимых изменений.

Криминалистическая  политика - уголовная политика в  сфере формирования взглядов на цели, способы и средства расследования (обнаружения, собирания, фиксации, исследования доказательств) и предупреждения преступлений и их реализации в деятельности органов расследования и суда в рамках уголовно-процессуального законодательства.

            Основная цель, задачи и содержание криминалистической политики:

- обеспечение  органов расследования преступлений  и судебных органов рекомендациями по эффективному раскрытию, расследованию и судебному рассмотрению преступлений с учетом требований уголовно-процессуальных законов;

- изучение  закономерностей и выявление  типовых ситуаций совершения преступлений;

- разработка  направлений совершенствования тактики, методики V технических средств, используемых в целях оперативного, объективной: и полного раскрытия преступлений, установления истины по уголовному делу;

- управление  процессами применения криминалистических  средств и приемов расследования преступлений и осуществления оперативно-розыскной деятельности.

      Субъекты  криминалистической политики - руководящие  инстанции судебных и следственных органов, а также органов дознания.

      Объект  криминалистической политики — деятельность судебных и следственных органов, связанная с использованием криминалистической тактики и методики, а также специальной криминалистической техники при расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел.

      Метод криминалистической политики – изучение криминалистической деятельности, её эффективности, внесение соответствующих корректив в имеющийся арсенал криминалистических средств и способов расследования и судебного рассмотрения уголовных дел.

      Правоохранительная  и судебная политика - уголовная  политика, относящаяся к организации правоохранительных и судебных органов и управлению их деятельностью по противодействию преступности в пределах их компетенций.

      Основная  цель, задачи и содержание правоохранительной и судебной политики:

- реализация  требований уголовно-правовой и уголовно-процессуальной политики;

- формирование  практики применения уголовного  и уголовно-процессуального законодательства, в наибольшей степени отвечающей задачам и реальным возможностям противодействия преступности;

- разработка  предложений по совершенствованию уголовного и уголовно-процессуального законодательства, практики его применения.

      Субъекты  правоохранительной и судебной политики:

высшие  органы судебной власти, в первую очередь  Верховный Суд РФ, обобщающие и  формирующие судебную практику, вырабатывающие руководящие разъяснения для всей судебной системы и органов предварительного расследования, осуществляющие надзор и контроль за рассмотрением в судах уголовных дел;

      судебные  органы в части, касающейся контроля за законностью предварительного следствия;

      прокуратура, осуществляющая надзор за соблюдением  законности в деятельности следственных органов.

      Объект  правоохранительной и судебной политики — деятельность правоохранительных и судебных органов по осуществлению  оперативно-розыскных действий, дознания, предварительного следствия и правосудия.

      Метод осуществления политики: контроль и  выработка рекомендаций по совершенствованию правоохранительной и судебной деятельности.

      Криминологическая политика - уголовная политика, направленная на формирование идей о преступности, ее причинах, личности преступника, способах, возможностях предупреждения и методах изучения преступности и управление работой государственных органов по осуществлению этих идей.

      Цель  криминологической политики - разработка эффективных способов выявления причин и предупреждения преступлений, позволяющих удерживать преступность на уровне, соответствующем объективным возможностям общества противодействовать ей.

      Задачи  криминологической политики:

      формирование  и распространение идей и представлений  о действительной природе, причинах и состоянии преступности;

      выработка основ, приёмов и способов изучения преступности, её причин, личности преступника, а также определения мер предупреждения преступлений;

      разработка  форм управления субъектами предупреждения преступлений (органами государственной  власти и управления, воспитательными  и иными учреждениями и организациями) в целях осуществления стоящих перед ними задач по противодействию преступности.

      Субъектами  криминологической политики являются:

законодательные, органы власти, решающие некоторые  политически вопросы криминологического характера. В частности, УПК РСФСР ее держит нормы, требующие по каждому уголовному делу выявлять причины и условия, способствующие совершению преступлений и реагировать на них путем внесения соответствующих представлений. Эти положения следует отнести к криминологической политике, в них отражена идея законодательного закрепления требований по выявлению причин условий, способствующих совершению преступлений и официального реагирования на них следственных и судебных органов. Однако полного криминологического законодательства в России не существует, что не позволяет выразить всю полноту официальных взглядов на преступность, причины и условия, способствующие их совершению, способы предупреждения;

      Правительство РФ в соответствии со ст. 114 Конституции  РФ осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охран собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Следует признать, что Правительство не только осуществляет соответствующими силами и средствами указанные практические задачи, но и определяет уголовную политику, в том числе направленную на изучение преступности, ее причин и условий, мер предупреждения преступлений. В частности, Правительство разрабатывает различные программы борьбы с преступностью и отдельными преступными проявлениями в от дельных сферах общественной жизни, которые носят безусловно политический характер. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 600 от 17 мая 1996 г. была разработана Федеральная целевая программа по усилению борьбы с преступностью на 1996-1997 гг., в которой на основе исследования основных тенденций криминогенной ситуации в стране были выработаны направления усиления борьбы с преступностью.

      Однако, этот документ носит больше уголовно-политический чем криминолого-политический характер, в нем нет того, что образует кримино- логическую политику: взгляды и подходы к изучению преступности и её причин и определению мер по их устранению. Эти функции выполняет, главным образом, криминологическая наука. Актуальной остается проблема разработки криминологического законодательства и создания специального органа, который бы осуществлял управление процессами изучения и предупреждения действия причин преступности.

      Объекты криминологической политики характеризуются  большим разнообразием. Помимо судебных, прокурорских, следственных и иных правоохранительных органов, которые по своему назначению занимаются решением криминологических задач, проблемами предупреждения преступлений и иного противодействия им занимаются и другие государственные и негосударственные организации и учреждения, которые, таким образом, также входят в число таких объектов. 
 

1.4. Стадии уголовной  политики 
 

Уголовная политика проходит три стадии: формирования, представления и реализации. На стадии формирования происходит изучение преступности и связанных с нею социальных явлений, на основании чего возникает потребность в криминализации либо декриминализации отдельных деяний, внесении корректив в действующее законодательство и практику его применения, совершенствование существующих структуры, организации и форм противодействия преступности. При этом изучаются общественное мнение, выводы и предложения научно-исследовательских учреждений и отдельных ученых, качество правоохранительной практики, рекомендации практических органов, отношение различных партий, организаций, движений.

Информация о работе Уголовная политика-основа борьбы с преступностью