Уголовная политика-основа борьбы с преступностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 13:42, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является исследование государственной политики борьбы с преступностью в современном обществе.

Содержание

Введение 3
1 Понятие, основные черты и признаки уголовно-правовой политики 6
1.1. Основные подходы к пониманию уголовной политики как
фактора борьбы с преступностью. 6
1.2. Задачи и функции уголовной политики 11
1.3. Структура уголовной политики 14
1.4. Стадии уголовной политики 23
1.5. Криминализация и пенализация деяний как основная форма
реализации уголовно-правовой политики 28
2 Проблемы реформирования уголовной (карательной) политики
на современном этапе 39
2.1. Содержание уголовной (карательной) политики и возможности
её корректировки 39
2.2. Основные направления политики в сфере укрепления
правопорядка и противодействия преступности 41
Заключение 56
Библиографический список 60
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Работа содержит 1 файл

Диплом УП.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

      Таким образом, под уголовной политикой  на всех этапах ее современного развития понимается именно государственная  политика борьбы с преступностью  в целом.

      Уголовная (криминальная) политика - объективно существующее социально-правовое явление, связанное с осуществлением специальных мер противодействия преступности. Она проявляется в определенных формах (законодательной, правоохранительной и судебной); в рамках уголовной политики выделяются ее направления (собственно уголовно-правовая, а также уголовно-процессуальная, правоохранительная, уголовно-исполнительная, криминологическая, криминалистическая)11.

      Об  этом же говорят и авторы книги "Правовая политика", специально выделяя и  рассматривая уголовно-правовую, уголовно-исполнительную, криминологическую, процессуально-правовую политику, правовую политику в сфере правосудия по уголовным делам и другие ее виды12.

      Следует заметить, что государственная политика борьбы с преступностью может  быть лишь уголовной, а осуществляется она лишь на правовой, в том числе уголовно-правовой основе и в правовых же формах. Термин "уголовная политика" не используется в отечественных и международных нормативных актах, что представляется не случайным. Дело в том, что понятие "уголовная политика" представляется все же не вполне правовым и реально отражающим суть формализованного в нем явления. Скорее оно выражает государственную политику противодействия преступности и объединяет не только правовые, но и социальные, экономические и иные методы воздействия на преступность.

      В международных соглашениях универсального характера (например, в Международной  конвенции о борьбе с финансированием  терроризма, в Шанхайской конвенции  о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом), Организацией Объединенных Наций при проведении семинаров, конгрессов по борьбе с преступлениями и обращению с правонарушителями используется термин "борьба с преступностью13. Он широко применяется и в российском законодательстве, в официальных документах, научных трудах по криминологии, в оперативно-розыскной деятельности, в военно-правовых актах14.

      Как видно из международных конвенций, законодательных актов, официальных  документов и научных работ, данный термин подразумевает разноплановую  деятельность правоохранительных органов  по выявлению, раскрытию, расследованию преступлений, а также по их предупреждению. А борьба как вид деятельности возможна только со стороны государственных органов, наделенных соответствующими правоохранительными функциями в установленном порядке.

      Объективно необходимая широкомасштабная государственная стратегия воздействия на преступность в стране предполагает планирование и осуществление научно обоснованной системы антикриминальных мероприятий на всех уровнях социальной организации. 
 

      1.2. Задачи  уголовной политики 
 

      Уголовная политика направлена на организацию  целенаправленного противодействия  преступности, сведения её состояния  и других показателей до уровня, допустимого объективными возможностями  общества.

      С этой целью она признана выполнять  следующие задачи:

      1. Изучать следственную и судебную  практику, социальную действительность  в целом, в том числе криминальную, выявлять новые закономерности  и тенденции, своевременно решать  задачи криминализации и декриминализации  деяний, вносить коррективы в  практику расследования и судебного рассмотрения дел, оперативно-розыскной и иной деятельности по раскрытию и расследованию преступлений, совершенствовать формы и методы предупреждения преступности.

      2. Формировать общественное правовое  сознание, позволяющее расширить социальную базу борьбы с преступностью, включать в неё не только профессиональные правоохранительные органы, но также общественные организации и отдельных граждан. На нынешнем этапе общественность полностью исключена из сферы противодействия преступности. Между тем международный опыт показывает, что в обществе с рыночной экономикой в борьбе с преступностью не обойтись без помощи населения. Например, в Германии, Англии и других странах криминальная  ситуация стабилизировалась лишь после того, как правоохранительные органы организовали сотрудничество с общественностью.

      Граждане  будут активно участвовать в  антикриминальной деятельности если будут  видеть принципиальную позицию и  заинтересованность в этом государственных  органов, знать государственную  программу противодействия преступности и место, отведенное в этой программе частным лицам. Формирование этих условий также охватывается содержанием уголовной политики.

      3. Создать государственные резервы,  необходимые для эффективного  управления противодействием преступностью. Эта деятельность не может осуществляться без соответствующей финансовой, материальной, технической и кадровой поддержки. Государство, разрабатывая уголовную политику, должно решать и вопросы соответствующего обеспечения мероприятий по его реализации.

      4. Уголовная политика тесно связана  с политической, экономической и  духовно-нравственной сферой жизни  общества. Противодействие преступности  строится на  изучении причин  и условий, способствующих преступности, а в их перечне главными  являются негативные политические, экономические и духовно-нравственные факторы. Определяя уголовную политику, государство должно в первую очередь заботиться о том, чтобы политика его имела социально ориентированную направленность, развивалась отечественная экономика, увеличивалось количество рабочих мест и сокращалась безработица, росли духовность и культура населения. Таким образом, уголовная политика позитивно влияет на все сферы общественной жизни, способствуя её прогрессивному развитию.

      5. Противодействие преступности имеет не только внутренний, но и международный аспект. На международной основе процветают терроризм, заказные убийства, торговля наркотиками и оружием, похищение людей, контрабанда и другие преступления. Уголовная политика учитывает международный аспект противодействия преступности и тем самым способствует стабилизации международных отношений.

      6. Уголовная политика способствует  развитию правовой системы России. Преступность- явление общесоциальное, она активно воздействует на  все сферы общественной жизни, регулируемые правом и должна приниматься во внимание в процессе правового регулирования общественных отношений. Поэтому правовой аспект борьбы с преступностью включает совершенствование не только уголовного и уголовно-процессуального, но и всего российского законодательства.

      7. Одна из основных задач уголовной  политики - мобилизация и координация  деятельности всех субъектов  противодействия преступности, в  первую очередь правоохранительных  и судебных органов. Одной из  причин ослабления борьбы с  преступностью является несогласованность, существующая между правоохранительными органами, другими органами власти государственной и местного самоуправления.

      8. Большое влияние уголовная политика  оказывает на развитие и координацию  наук, изучающих преступность, способы борьбы с нею: уголовное право, уголовно-исполнительное право, уголовный процесс, криминалистику и криминологию. Теория уголовной политики должна выполнять по отношению к ним методологическую функцию, разрабатывая общую стратегию и тактику противодействия преступности. К борьбе с преступностью привлекаются и другие науки: технические, педагогическая, медицинская, информатика и так далее. Уголовная политика способствует интеграции специальных уголовно-политических дисциплин с общенаучными и другими отраслевыми знаниями.

1.3. Структура уголовной  политики 
 

      Структуру уголовной политики образуют ее компоненты, формы и направления.

      Компонент уголовной политики - то, из чего состоит  уголовная политика в целом и каждый уголовно-политический акт в отдельности. Можно выделить два таких компонента: идеологический и исполнительный. Идеологический компонент уголовной политики включает отношение государства к преступности, его взгляд на природу и причины преступности и возможности противодействия ей на основе уголовного закона. Исполнительный компонент - это деятельность государства по управлению противодействием преступности, направленная на реализацию уголовно-политической идеологии.

      Форма уголовной политики - то, в чем  политика проявляется. Существуют три таких формы: законодательная, правоохранительная и судебная. Каждая форма представляет собой соответствующий относительно самостоятельный способ реализации уголовной политики. Ведущей формой является законодательная, в которой основные идеи уголовной политики получают закрепление. Но сами по себе законы не способны противодействовать преступности, если они не подкреплены деятельностью правоохранительных и судебных органов, которые обеспечивают реализацию уголовной политики, выраженной в закона

      Под направлениями уголовной политики понимаются ее составные части, те конкретные сферы уголовно-политической деятельности, в которых осуществляется противодействие преступности.

      В уголовной политике выделяется несколько  основных направлений: уголовно-правовое, уголовно-исполнительное, уголовно-процессуальное, криминалистическое, криминологическое и правоприменительное. Кроме того, существует ряд направлений вспомогательного характера: кадровое, информационное, техническое, научное, которые сами по себе не образуют уголовную политику, но обеспечивают ее формирование и реализацию.

      Как и уголовная политика в целом, каждое из ее направлений имеет идеологическую и исполнительную части. Идеологический компонент образуют взгляды государства  на противодействие преступности теми средствами, которые представляют содержание данного направления, исполнительный компонент - деятельность по управлению данным направлением противодействия преступности.

      Из  всех направлений уголовной политики следует выделить в первую очередь уголовно-правовое. Уголовно-правовая политика является ведущей, поскольку она, определяя понятие, виды и составы преступлений, служит методологической основой для остальных направлений противодействия преступности. Сущность ее состоит в выработке уголовно-правовых норм, адекватно отражающих характер угроз, создаваемых общественно-опасными действиями (бездействием) людей и защищающих от них интересы личности, общества и государства.

      Содержание  уголовно-правовой политики образуют: официальные выраженные взгляды на преступность и возможности противодействия ей уголовно-правовыми средствами; деятельность, направленная на изучение преступности с целью осуществления контроля за происходящие в ней изменениями, отдельных сфер общественной жизни - для выявления новых по характеру общественно опасных деяний и существующего уголовного законодательства - для оценки его эффективности; разработка и принятие нового уголовного законодательства в соответствии новыми общественно-политическим и экономическим укладом жизни общества либо внесение в него изменений и дополнений, учитывающими изменения в общественной жизни и в преступности и повышающих эффективность уголовно-правового противодействия ей.

      Субъект уголовно-правовой политики - представительный и зако- нодательный орган РФ - Федеральное Собрание, работающее в составе двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. На эти палаты возлагается обязанность принимать Федеральные законы, в том числе уголовные. В число субъектов уголовно-правовой политики следует включить также и Президента РФ, от которого зависит решение вопроса подписании и обнародовании принятого закона (ст. 107 Конституции РФ)

      Объект  уголовно-правовой политики - жизненно важные интересы: личности, общества и  государства, нуждающееся в уголовно-правовой защите от общественно опасных посягательств, а также действующее уголовное законодательство, призванное осуществлять эту защиту.

      Способом  реализации уголовно-правовой политики служит кримина- лизация и декриминализация, пенализация и депенализация  деяний.

      Цель  уголовно-правовой политики состоит  в том, чтобы разработать уголовное  законодательство, адекватно отражающее потребности общества в защите от общественно опасных посягательств  личности, общества и государства. В  соответствии с этой целью уголовно-правовая политика включает задачи:

- формирование  представлений, взглядов на цели  и возможности противодействия  преступности в целом и отдельных  ее проявлений уголовно-правовыми  средствами;

- возможно  более полный учет интересов  личности, общества и государства, нуждающихся в защите от общественно опасных посягательств;

- возможно  более полное и четкое определение  и закрепление в уголовно правовой  норме признаков общественно  опасных деяний, образующих преступления;

Информация о работе Уголовная политика-основа борьбы с преступностью