Особенности производства дознания в виде протокольной формы подготовки материалов

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 22:55, дипломная работа

Описание работы

Цели и задачи исследования. Автор исследования выделяет следующие цели и задачи работы. Цель исследования заключается в изучении характеристик протокольной формы досудебной подготовки материалов, дознания и института дознания, производимого по материалам, собранным в протокольной форме, в частности, в определении специфики последнего и перспектив его развития. Задачи дипломного исследования заключаются в следующем:

Работа содержит 1 файл

Диплом - протокольн.форма.doc

— 267.00 Кб (Скачать)

      Дознание по протокольной форме  досудебной подготовки материалов  – это институт, применяемый по материалам, собранным в протокольной форме, при наличии установленных законом оснований и принятии соответствующего решения, осуществляемый по общим правилам уголовного судопроизводства за изъятиями, закрепленными в ст. 416 УПК РСФСР.

    Цель  дознания по материалам, собранным в протокольной форме состоит во всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств преступления, что следует, по мнению автора, из положений ч. 1 ст. 20 УПК РСФСР. Задачи же дознания по протокольной форме, как и задачи всего уголовного судопроизводства, предусмотрены в ст. 2 УПК РСФСР. Можно сказать, что указанная статья содержит общие задачи всех форм расследования преступлений. Однако у дознания, осуществляемого по материалам в протокольной форме, есть и частные задачи. Попробуем сформулировать их на основе анализа оснований для производства дознания по материалам, собранным в протокольной форме, которые предусмотрены в ч. 1 ст. 416 УПК РСФСР. Они состоят в установлении обстоятельств, имеющих значение для расследования преступления (получение необходимых материалов, установление места нахождения правонарушителя и обстоятельств, входящих в предмет доказывания) и позволяющих достичь  общих задач уголовного судопроизводства.

    Достижение  задач дознания по протокольной форме  связано  со знанием субъектами этой деятельности действующих законов и подзаконных актов, что также является основой законной деятельности любого учреждения, в том числе органов дознания. Однако условия соблюдения законности в деятельности органов дознания значительно шире. Так, наличие пробелов в законодательстве, возможность альтернативного восприятия правоприменителем одной и той же нормы влекут разнообразную практику применения положений закона. Отсюда, задача законодателя создавать оптимальные, эффективные и бесспорные по толкованию нормы закона, позволяющие достигать органом дознания поставленных перед ним целей.

    Протокольная  форма и связанное с ней  дознание, производимое по материалам, собранным в протокольной форме, претерпели за время их существования много изменений. Тем не менее наблюдается отсутствие должного внимания к рассматриваемому институту, как со стороны законодателя, так и со стороны ученых. Данная ситуация, в свою очередь, влечет возникновение неразрешенных вопросов у практиков. Причины ее видятся в отсутствии актов, разъясняющих положения ст. 416 УПК РСФСР, регламентирующей производство дознания по протокольной форме, в наличии решений Конституционного Суда РФ, направленных на регламентацию рассматриваемого института, которые опережают законодателя и создают законодательные пробелы, а также в отсутствии разработок, предложений, рекомендаций ученых – процессуалистов по данному виду деятельности. Указанные обстоятельства не могут не сказаться на содержании деятельности органов дознания при производстве дознания по протокольной форме в целом и на содержании данного параграфа в части анализа правовой основы организации и деятельности органов дознания.

    Правовое  регулирование дознания по протокольной форме базируется на совокупности источников организации и производства дознания. В частности, правовая основа дознания по протокольной форме – это совокупность законов и подзаконных актов, содержащих правила производства дознания. При этом важно отметить, что тема дипломного исследования позволяет отнести к правовой основе как акты, регулирующие производство дознания в виде протокольной формы в соответствии со ст. 416 УПК РСФСР, так и производство дознания, предусмотренного ст. 120 УПК РСФСР.

    К правовой основе организации дознания по протокольной форме можно отнести следующие основные источники.

  1. Конституция РФ 1993 года. Значение Основного закона страны применительно к уголовно-процессуальной деятельности состоит в том, что на высоком законодательном уровне устанавливаются права и свободы граждан, условия их ограничения. Например, она содержит правила ограничения прав граждан на неприкосновенность жилища, личности (ст. 23, 25), провозглашает права и свободы человека и гражданина, например, право на пользование родным языком (ст. 26), право на защиту (ст. 48, 49, 51). При этом в Конституции РФ содержатся значимые характеристики самого Основного закона страны. В частности, в ст. 15 указанного источника сказано: «Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие. Законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции РФ». В связи с чем, орган дознания должен непосредственно обращаться к Конституции РФ при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности.
  2. Иные законы России (помимо Конституции РФ). Среди которых основное место занимает УПК РСФСР. Указанный закон является специализированным источником, содержащим правила производства дознания. УПК РСФСР определяет задачи дознания, его сроки, перечисляет субъектов дознания, содержание данной деятельности, виды принимаемых решений и другие характеристики. Иные законы содержат нормы, направленные на регулирование уголовно-процессуальных отношений в части. Например, Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР» определяет значение разъяснений Пленума Верховного суда РФ для правоприменителей, в том числе для органов дознания. Уголовный кодекс РФ содержит характеристики деяний, относимых к категории преступлений, а также признаки преступлений, подведомственным органам дознания. После Основного закона страны иные законы выступают в качестве главного регулятора уголовно-процессуальных отношений.
  3. Постановления Пленума Верховного суда РФ, а именно Постановление № 8 Пленума Верховного суда РСФСР «О судебной практике рассмотрения уголовных дел с протокольной формой досудебной подготовки материалов» от 24 декабря 1985 года (в ред. Постановления Пленума № 11 от 21 декабря 1993 года). Значение постановлений Пленума Верховного суда РФ определяется его целью и юридической значимостью. Постановление Пленума Верховного суда РФ призвано разъяснить действующие нормы закона, но не создать новые. В соответствии со ст. 56 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР» разъяснения Пленума Верховного суда РФ являются обязательными для правоприменителей. Таким образом, акты суда призваны помочь органам дознания при применении норм законов. Рассматриваемые постановления носят, прежде всего, адресный характер, так как направлены суду. Однако в них содержится ряд важных положений для органов дознания. В частности, в п. 4 вышеуказанного постановления перечислены нарушения, позволяющие вернуть материалы для производства дознания, в п. 6 указаны правила производства дознания по протокольной форме.
  4. Внутриведомственные акты. Например, Наставление о деятельности служб и подразделений органов внутренних дел по предупреждению преступлений, утвержденное приказом МВД РФ № 390 от 6 августа 1993 года, Указание Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за производством протокольной формы досудебной подготовки материалов» от 23 декабря 1997 года. Задача внутриведомственных актов состоит в разъяснении и уточнении отдельных положений законов, при этом они направлены на совершенствование уголовного судопроизводства.
  5. Постановления Конституционного Суда РФ. Например, постановление от 28 ноября 1996 года по делу о проверке конституционности ст. 418 УПК РСФСР в связи с запросом Каратузского районного суда Красноярского края.38 Конституционный Суд РФ призван разрешать конституционные споры, в ходе чего он определяет соответствие Конституции РФ норм закона или закона в целом. При этом если норма закона признана не соответствующей Конституции РФ, то она не подлежит применению. Кроме того, в силу ч. 1, 2 ст. 79 Федерального конституционного закона РФ «О конституционном Суде РФ» постановления этого суда являются окончательными, не подлежат обжалованию, вступают в законную силу немедленно после их провозглашения и действуют непосредственно. Иные постановления Конституционного Суда РФ, касающиеся производства предварительного расследования в целом и дознания в частности также подлежат использованию органами дознания при осуществлении дознания по протокольной форме. Указанный вывод основан на анализе мнений ученых-процессуалистов. В частности, к.ю.н. Бобров В.К.  пишет: «указанное в

    п. 2  ч. 1 ст. 416 основание для производства дознания применяется судом и рассчитано, по существу, на те случаи, которые указаны в ст. 232 и связаны с обстоятельствами возвращения дела на дополнительное расследование».39 К числу указанных решений относится, например, постановление Конституционного Суда РФ № 7 от 20 апреля 1999 года по делу о проверке конституционности положений п. 1 и 3 ч. 1 ст. 232,ч.4 ст. 248и ч. 1 ст. 258 УПК РСФСР в связи с запросами Иркутского районного суда Иркутской области и Советского районного суда города Нижний Новгород.

  1. Международные договоры РФ. Международные договоры России являются составной частью правовой системы страны. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В них содержатся информация о правилах взаимодействия правоохранительных структур между собой, перечень основополагающих прав и свобод человека и гражданина.
  2. Акты органов исполнительной власти. Например, Указ Президента РФ № 328 от 30 марта 1998 года «О разработке единой государственной системы регистрации и учета преступлений». Они призваны регулировать отдельные направления деятельности правоохранительных структур, должны соответствовать законам и при этом обязательны для исполнения органами дознания.

   Таким образом, к источникам правовой регламентации дознания по протокольной форме относятся:

  1. Международные договоры РФ.
  2. Конституция РФ.
  3. Иные законы.
  4. Подзаконные акты.

    Рассмотрев  правовую основу дознания по протокольной форме, полагаем правильным выяснить в ходе дальнейшего анализа иные характеристики дознания по протокольной форме (основания его производства, субъекты принятия соответствующего решения, порядок, сроки), что будет предпринято в следующем параграфе.

§ 2. Основания, порядок и лица, возбуждающие дела по материалам протокольной формы

 

    Под основаниями производства дознания по материалам, собранным в протокольной форме, понимаются фактические данные, позволяющие принять соответствующее решение, а также совокупность оформляемых при этом документов.

    В соответствии с ч. 1 ст. 416 УПК РСФСР дознание по делам о преступлениях, перечисленных в статье 414 УПК РСФСР, производится органами дознания в следующих случаях:

  1. при возбуждении начальником органа дознания уголовного дела, если в десятидневный срок невозможно выяснить существенные обстоятельства совершения преступления;
  2. при возвращении судом дела для выяснения существенных дополнительных обстоятельств, если они не могут быть установлены в судебном заседании;
  3. при возвращении прокурором либо судом материалов для выяснения существенных дополнительных обстоятельств, необходимых для возбуждения уголовного дела.

    Приведенная норма позволяет выделить две  группы оснований для производства дознания по протокольной форме – фактические и процессуальные. Фактические основания – это совокупность фактических данных, позволяющих принять решение о производстве дознания в протокольной форме. Процессуальные основания – это процессуальные документы, фиксирующие решение о производстве дознания по протокольной форме при наличии установленных законом фактических данных.

    К числу фактических оснований  относится необходимость установления существенных обстоятельств. Причем в  ранее приведенной статье содержится упоминание о существенных обстоятельствах и о дополнительных существенных обстоятельствах применительно к разным субъектам принятия решения о производстве дознания (прокурор, суд, орган дознания), что влечет за собой несколько разные толкования рассматриваемых категорий.

    Невозможность выяснения существенных обстоятельств  совершенного преступления в десятидневный срок дает право начальнику органа дознания возбудить уголовное дело как к моменту истечения срока, установленного для протокольной формы подготовки материала, так и до окончания этого срока, когда ясно, что установить обстоятельства совершенного преступления и личность правонарушителя в определенный законом срок не представляется возможным.

    Невозможность выяснения существенных обстоятельств  совершения преступления, которая обуславливает  необходимость возбуждения уголовного дела и производства дознания, может выразиться:

      а) в отсутствии самого правонарушителя;

      б) в отсутствии данных, уличающих  конкретное лицо в совершении  преступления;

    в) в необходимости применения к  правонарушителю меры пресечения либо задержания;

    г) в отсутствии достаточных данных для определения квалификации содеянного;

    д) в необходимости установления очевидцев, в том числе и потерпевших, от совершенного преступления;

    е) в уклонении правонарушителя  от явки по вызовам.40

    Ученые-процессуалисты Белозеров Ю., Рябоконь В. констатируют, что к существенным обстоятельствам относятся: неустановление либо отсутствие самого правонарушителя; необходимость производства следственных действий (за исключением осмотра места происшествия); необходимость применения к правонарушителю меры пресечения либо уголовно-процессуального задержания; отсутствие ясности правовой квалификации деяния; совершение преступления, по которому производится досудебная подготовка материалов в протокольной форме в совокупности с преступлением, подлежащим расследованию в форме дознания или предварительного следствия; совершение преступления несовершеннолетним либо лицом, которое в силу своих физических или психических недостатков не может самостоятельно осуществлять свое право на защиту. Существенные обстоятельства совершенного преступления определяются рамками ст. 68 УПК РСФСР.41

    В. Дьяченко  относит к существенным обстоятельствам: отсутствие данных, уличающих  конкретное лицо в совершении преступления, наличие существенных противоречий в объяснениях участников; невозможность получения в десятидневный срок данных о правонарушителе.42

    В соответствии с методическими рекомендациями МВД РСФСР материалы протокольного производства могут быть возвращены как прокурором, так и судом, в случаях, во-первых, указанных в ст. 416 УПК РСФСР, во-вторых, вытекающих из общих правил уголовного судопроизводства, предусмотренных, в частности, ст. 232 УПК РСФСР:

  1. неполнота материалов, которая не может быть устранена в судебном заседании;
  2. существенные нарушения уголовно-процессуального закона в ходе подготовки материалов;
  3. наличие оснований для предъявления обвиняемому другого обвинения, связанного с ранее предъявленным, либо для изменения обвинения на более тяжкое или существенно отличающееся по фактическим обстоятельствам от обвинения, содержащегося в обвинительном заключении;
  4. наличие оснований для привлечения к уголовной ответственности по данному факту других лиц при невозможности выделить о них материалы в особое производство.43

    В соответствии с Постановлением Пленума  Верховного суда РСФСР № 8 от 24 декабря 1985 года «О судебной практике рассмотрения уголовных дел с протокольной формой досудебной подготовки материалов» судам следует иметь в виду, что существенные нарушения уголовно-процессуального закона, допущенные при протокольной форме досудебной подготовки материалов являются основанием к возвращению судом материалов для производства дознания или предварительного следствия. Под такими нарушениями следует понимать:

Информация о работе Особенности производства дознания в виде протокольной формы подготовки материалов