Особенности производства дознания в виде протокольной формы подготовки материалов

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 22:55, дипломная работа

Описание работы

Цели и задачи исследования. Автор исследования выделяет следующие цели и задачи работы. Цель исследования заключается в изучении характеристик протокольной формы досудебной подготовки материалов, дознания и института дознания, производимого по материалам, собранным в протокольной форме, в частности, в определении специфики последнего и перспектив его развития. Задачи дипломного исследования заключаются в следующем:

Работа содержит 1 файл

Диплом - протокольн.форма.doc

— 267.00 Кб (Скачать)

    В российском уголовном процессе дискуссионен вопрос и о том, как характеризовать протокольную форму с точки зрения видов предварительного расследования. Так, по мнению проф. В.Баскова протокольная форма досудебной подготовки материалов не является разновидностью дознания или предварительного следствия.14 А. Гаврилов полагает, что эта форма расследования аналогична дознанию и предварительному следствию, а её результаты имеют ту же юридическую силу и что эту деятельность можно назвать проверочной деятельностью или просто уголовно-процессуальной проверкой.15 В. Дьяченко полагает, что протокольное производство представляет собой смешанную форму, включающую в себя элементы как возбуждения уголовного дела, так и предварительного расследования.16 С. Ефимичев, В. Шадрин считают, что протокольная форма является самостоятельной процессуальной формой досудебного исследования обстоятельств совершенного правонарушения.17 Н.  Колоколов полагает, что досудебное производство с полной уверенностью можно отнести к особой разновидности уголовно-процессуальной деятельности – новой форме предварительного расследования.18 На наш взгляд, протокольная форма досудебной подготовки материалов выступает в качестве одной из форм реагирования и расследования преступлений, ведь в ходе её осуществляется раскрытие преступления при соблюдении общих правил уголовного судопроизводства за некоторыми изъятиями.

    Итак, в параграфе рассмотрены понятие,  место протокольной формы в системе  форм предварительного расследования, дана её общая характеристика, далее важно выяснить  содержание общих черт и особенностей протокольной формы. Подводя итог рассмотренному материалу, приведем понятие  протокольного производства.

    Протокольная  форма досудебной подготовки материалов – это процессуальная деятельность органов дознания по установлению обстоятельств совершения преступлений, не представляющих большой общественной опасности и сложности в установлении обстоятельств дела.19

§ 2. Особенности  досудебной подготовки материалов в  протокольной форме

 

    Прежде  чем анализировать особенности досудебной подготовки материалов необходимо указать, что рассматриваемое производство подчиняется общим правилам уголовного судопроизводства.

    Итак, особенности производство в досудебной подготовки материалов сводятся к следующему.

    1. Целью сбора материалов в протокольной форме  является установление обстоятельств совершенного преступления и личности правонарушителя (ч.1 ст.415 УПК РСФСР). Однако правильным будет сказать, что при сборе материалов в протокольной форме орган дознания стремиться установить обстоятельства, входящие в предмет доказывания, предусмотренные в ст. 68 УПК РСФСР (событие преступления, участие лица в совершении преступления и мотивы преступления, обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности правонарушителя, характер и размер ущерба, причиненного преступлением, причины и условия, способствующие совершению преступления). Ведь при досудебной подготовке материалов работники органов дознания исходят из требований уголовно-процессуального закона о предмете и пределах доказывания.20 Выяснение этих обстоятельств позволит в целом установить истину по уголовному делу, а в частности решить вопрос о возбуждении уголовного дела по материалам протокольной формы или принять иное решение.

    2. Поводом к сбору материалов  в протокольной форме может служить любой источник, предусмотренный в ч.1 ст.108 УПК РСФСР (заявления и письма граждан, сообщения организаций, предприятий и должностных лиц,

заметки в печати, явка с повинной, непосредственное обнаружение признаков преступления органом дознания). При этом если в полученных материалах присутствуют данные позволяющие принять решение о производстве протокольной формы, то не следует проводить по ним проверку в порядке ст.109 УПК РСФСР.21

    3. Основаниями для сбора материалов  в протокольной форме являются:

  1. наличие преступления, предусмотренного в ст.414 УПК РСФСР;
  2. установление правонарушителя;
  3. отсутствие у правонарушителя качеств, исключающих производство протокольной формы, например, правонарушитель является несовершеннолетним;
  4. отсутствие обстоятельств, позволяющих исключить производство по делу, указанных в ст.5 УПК РСФСР;
  5. отсутствие оснований для применения мер принуждения, производства следственных действий.

    3. Протокольная форма досудебной  подготовки материалов должна  быть произведена в течение 10 дней. Началом  данного срока считается день регистрации в книге учета преступлений в дежурной части органа внутренних дел повода для сбора материалов в протокольной форме, если органом дознания выступает милиция. Однако поскольку при исчислении сроков сут-

ками  в соответствии со ст.103 УПК РСФСР  не берутся в расчет первые сутки, постольку исчисление сроков осуществления протокольной формы начинается со следующих суток. К сожалению УПК РСФСР не содержит указание на момент окончания протокольной формы. Но анализ статьи 415 УПК РСФСР по мнению автора позволяет сказать, что моментом окончания сбора материалов в протокольной форме является момент направления прокурору уголовного дела. Данный вывод основывается на том, что в ч.1 ст.415 УПК РСФСР предусмотрен десятидневный срок в течение которого орган дознания осуществляет необходимый комплекс действий по установлению и закреплению следов преступления, оформлению необходимых документов, а также на том, что прокурору предоставлен в соответствии с ч.5 ст.415 УПК РСФСР трехдневный срок для принятия решения. Приведенное мнение находит свое подтверждение в комментарии к УПК РСФСР.22 В случае если указанный срок не может быть соблюдён, то необходимо принять решение о возбуждении дела, поскольку данный срок не подлежит продлению.

    Полагаем  уместным в контексте рассмотренных  теоретических положений  привести пример из практики расследования преступлений. 5 апреля 2001 г. был зарегистрирован в книге учёта преступлений рапорт сотрудника отдела внутренних дел Промышленно района г. Ставрополя о том, что гр. Б. совершил преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 160 УК РФ. Заместитель начальника милиции общественной безопасности, рассмотрев указанный повод, принял по нему решение о производстве протокольной формы. В этот же день материал по поручению указанного начальника был принят к производству сотрудником отдела дознания. Сбор материалов в протокольной форме был осуществлён до 15 апреля 2001 года,  в этот день дознаватель составил протокол, заместитель начальника МОБ ОВД Промышленного района его утвердил и принял решение о возбуждении уголовного дела. 17 апреля дело поступило к прокурору Промышленного района г. Ставрополя, который санкционировал протокол в этот же день. 18 апреля 2001 года прокурор направил дело в суд для рассмотрения по существу.23 Таким образом, требования закона о сроках уголовного судопроизводства были соблюдены.

    5. Сбор материалов в протокольной  форме может быть осуществлен  путем проведения процессуальных действий, например, истребование характеристик, получение требований о судимостях, справок о состоянии здоровья, о семейном положении, актов медицинского освидетельствования, копий официальных документов, получение объяснений. При наличии сведений, что лицо систематически злоупотребляет спиртными напитками или наркотиками, должны быть приобщены документы, необходимые для решения вопроса о применении к нему принудительного лечения от алкоголизма и наркомании.  Объяснения могут быть получены от правонарушителя, пострадавших от преступления, специалистов, сведущих в различных областях науки, технике, искусстве и ремесле, близких родственников и иных законных представителей правонарушителя, лиц, знающих правонарушителя по работе или учёбе, иных знакомых, руководителей и иных должностных лиц организаций, учреждений. Закон не устанавливает форму и содержание объяснения. В нём должны найти отражение данные: о месте и времени получения объяснения, о должностном лице, его получившем, а также о лице, от которого получено объяснение. В объяснении подробно излагаются сведения о характере и обстоятельствах совершённого преступления, фиксируется уровень взаимоотношений опрашиваемого лица с правонарушителем. В конце объяснения делается отметка об ознакомлении опрашиваемого лица с объяснением, вносятся его дополнения и изменения или указывается, что таковых нет. Лицо, давшее объяснение, подписывает каждую страницу в отдельности. Последнюю страницу, кроме того, подписывает и должностное лицо, составившее объяснение.24 При этом опрашиваемые лица об уголовной

ответственности за отказ от дачи и за дачу заведомо ложных показаний не предупреждаются, но их необходимо предупредить об ответственности за заведомо ложный донос и разъяснить содержание ст.51 Конституции РФ.25 Вызов лица для дачи объяснений осуществляется в обычном порядке, повесткой, телеграммой, телефонограммой.  При необходимости орган дознания запрашивает различные справки (о семейном положении, о состоянии здоровья), акты (справки) медицинского освидетельствования, копии официальных документов (свидетельство о рождении, смерти, браке, усыновлении, опеке, лишении родительских прав, копии исполнительных листков).  При сборе материалов в протокольной форме нельзя проводить следственные действия, за исключением осмотра места происшествия (ч.2 ст.178 УПК РСФСР).

    В рамках протокольного производства нельзя применять большинство мер уголовно-процессуального принуждения. Например, недопустимо избрание мер пресечения, задержание лиц. В соответствии с ч.2 ст.415 УПК РСФСР у правонарушителя может быть отобрано обязательство являться по вызовам органов дознания и суда и сообщать о перемене места жительства, что выступает в качестве гарантии явки правонарушителя по вызовам органа дознания.

    6. При сборе материалов в протокольной  форме нет свидетелей, а есть  очевидцы, в наличии правонарушитель, а не подозреваемый или обвиняемый, действует пострадавший, а не потерпевший.

    7. Результаты проведенной работы  при сборе материалов в протокольной форме в итоге фиксируются в протоколе об обстоятельствах совершенного преступления, в котором указываются: время и место его составления, кем составлен, данные о личности правонарушителя, место и время совершения преступления, его способы, мотивы, последствия и другие существен-

ные обстоятельства, фактические данные, подтверждающие совершение преступления и виновность правонарушителя, квалификация преступления по статье УК РФ, данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ущерба. Таким образом, протокол носит комплексный характер. К протоколу прилагаются все материалы, а также список лиц, подлежащих вызову в суд. Указанные материалы направляются органу дознания. Орган дознания, рассмотрев материалы, может принять одно из следующих решений:

    1) возбудить уголовное дело (кроме  дел о преступлениях, предусмотренных статьями 115, 116, ч.1 ст.129 и ст.130 УК РФ),  сформулировать обвинение с указанием статьи УК РФ, предусматривающей данное преступление, о чем в протоколе делается соответствующая запись,

  1. отказать в возбуждении уголовного дела,
  2. возбудить уголовное дело  и направить материалы для производства дознания,
  3. возбудить уголовное дело и направить материалы по подследственности,
  4. направить материалы в суд, если в них содержатся данные о преступлениях, предусмотренных ст.115, 116, ч.1 ст.129 ст.130 УК РФ,
  5. направить материалы прокурору при наличии обстоятельств, указанных в ч.3 ст.27 УПК РСФСР.

    При принятии органом дознания решения  о возбуждении уголовного дела и  необходимости направления дела в суд, указанный субъект проводит все необходимые действия (ознакомление с материалами, разъяснение прав, сущности обвинения) и направляет дело прокурору. Лицу, в отношении которого возбуждено уголовное дело, разъясняются сущность обвинения и его право знакомиться со всеми материалами уголовного дела, иметь защитника, заявлять ходатайства и обжаловать действия органа дознания. Указанные права предусмотрены в ст. 415 УПК РСФСР. Однако, на наш взгляд, было бы неправильно ограничивать права правонарушителя только перечисленными выше. Ведь данное лицо в соответствии с УПК РСФСР также имеет право пользоваться иными правами, например, правом давать объяснения. О выполнении указанных действий делается отметка в протоколе, копия которого вручается данному лицу. В протокол вносятся ходатайства, заявленные правонарушителем, а также результаты их разрешения. Рассмотрение заявленных ходатайств осуществляется в соответствии со ст. 131 УПК РСФСР. Уголовное дело в прошитом, пронумерованном виде направляется прокурору.

    8.  Прокурор, рассмотрев уголовное  дело, принимает одно из следующих решений:

  1. о направлении уголовного дела в суд;
  2. о направлении уголовного дела для производства дознания или предварительного следствия;
  3. о прекращении уголовного дела.

    Приведем  пример из практики расследования преступлений. В отношении гр. Л., совершившей преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 200 УК РФ, по решению органа дознания была осуществлена протокольная форма. В ходе которой уполномоченное лицо осуществило необходимые действия и составило следующие документы: данные о личности правонарушителя, протокол разъяснения ему прав, рапорт, акт контрольной закупки, объяснения от правонарушителя, очевидцев, пострадавших, обязательство о явке правонарушителя по вызову, накладная на товар, трудовой договор, справки, копия паспорта, требование в информационный центр о судимостях, характеристика на правонарушителя. В результате проведённого производства был составлен протокол, как итоговый документ. Указанные материалы поступили органу дознания для проверки, который, признав законность  и достаточность проведённых действий, утвердил протокол и принял решение о возбуждении уголовного дела. После чего уголовное дело поступило прокурору, который, в свою очередь, осуществив прокурорскую проверку, пришёл к выводу о законности сбора материалов в протокольной форме и санкционировал протокол. Затем дело было направлено в суд с сопроводительным письмом прокурора.26  

Информация о работе Особенности производства дознания в виде протокольной формы подготовки материалов