Прокурорский надзор

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. На современном этапе развития, прокурорский надзор в стадии возбуждения уголовного дела претерпел существенные изменения, что связано как с реформированием судебной системы последних лет в целом, так и с изменением правового статуса прокурора на досудебных стадиях в частности. В настоящее время можно уже говорить о результатах реформы, выделяя как положительные, так и негативные стороны изменения процессуального статуса прокурора в стадии возбуждения уголовного дела.

Содержание

Введение
1. Роль и значение прокуратуры в обеспечении законности на досудебных стадиях уголовного судопроизводства
1.1. Прокуратура в системе государственных органов РФ и принципы организации ее деятельности
1.2. Значение прокуратуры на досудебных стадиях уголовного судопроизводства
2. Проблемы нормативно – правового и правоприменительного характера в осуществлении прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела
2.1. Проблемы нормативно – правового характера в осуществлении прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела
2.2. Актуальные проблемы правоприменительной практики в области прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела
3. Пути совершенствования прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела
3.1. Пути оптимизации организационной деятельности прокурора в стадии возбуждения уголовного дела
3.2. Совершенствование практического механизма надзора в стадии возбуждения уголовного дела
Заключение

Работа содержит 1 файл

прокурорский надзор 1599.doc

— 612.00 Кб (Скачать)

Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела только с согласия прокурора  до внесения поправок в 2007 г. в УПК РФ был достаточно спорным как для ученых, так и практических работников правоохранительных органов.

Большинство исследователей считали, что рассматриваемая норма служит серьезным препятствием для своевременного проведения следователем и дознавателем неотложных следственных действий, от быстроты и качества производства которых во многом зависит раскрытие преступления.

Практические работники, выехавшие на место происшествия, были поставлены в трудное положение. Следователь вынужден был ограничиваться проведением только осмотра места происшествия, затем он должен обращаться к прокурору за согласием на возбуждение уголовного дела, и только после получения такого согласия он получает право проводить все другие следственные действия. Без согласия прокурора проведение следственных действий было бы незаконным, и все обнаруженные при этом доказательства должны были быть признаны в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 75 УПК РФ недопустимыми.

В настоящее время, прокурор не вправе давать согласие на возбуждение уголовного дела, данной прерогативы теперь у него нет, зато теперь четко определены функции всех субъектов досудебного производства и  прокурор выступает как субъект контроля за законностью.

Осуществление процессуального взаимодействия прокурора с дознавателем и следователем, со стороны прокурора является гарантом соблюдения законности, обеспечением процессуальной самостоятельности дознавателя.

Основные проблемы прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела:

      множество жалоб граждан РТ  на бездействие органов дознания о принятии, регистрации и разрешении сообщений о преступлении;

      незаконные отказы в возбуждении уголовного дела;

      незаконные действия должностных лиц предварительного расследования а также бездействие прокуратуры.

Прокурор, осуществляя процессуальный контроль и надзор, одновременно должен вырабатывать у дознавателей и следователей самостоятельность, профессионализм, умения принять верные решения на основе анализа следственной ситуации.

Таким образом, представляется, что прокурорский надзор и процессуальный ведомственный контроль в досудебном производстве еще не является достаточно эффективным, а поэтому требует дальнейшего совершенствования, в том числе и конкретизации его в ведомственных нормативных актах и законодательстве.

Положение дел в регионах страны, и в частности в Республике Татарстан показало, что при осуществлении прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела, должна быть создана эффективная организационно – практическая модель взаимодействия. Кроме того, роль прокурора должна быть не номинальной в защите прав и интересов граждан, а реальной, основанной исключительно на законных процессуальных действиях, не должно быть таких ситуаций, связанных, то с одной позицией прокурора, то с совершенно другой, он должен следовать букве закона.

Ситуация с обеспечением прав и интересов личности органами дознания достаточно сложная. Нарушения, возможно, исключить, при наличии сильной контролирующей функции, а это значит, не только наличие сильного процессуального, но и наличие сильного ведомственного контроля.

Считаем, что судебный контроль не нужен, нужно просто соблюдение закона в буквальном смысле слова, как органами дознания, так и прокурором, который надзирает за дознанием. Кроме того, перечень оснований для отказа в возбуждении уголовного дела и прекращения уголовного преследования необходимо расширить.

При определении дальнейшего реформирования уголовного судопроизводства, в рамках обеспечения прав и свобод граждан, необходимо создать такой порядок следствия и дознания, защиты интересов личности, судебного контроля и прокурорского надзора, который в полной мере отвечал бы потребностям современного российского государства, общества и отдельных личностей. Системность, логическая стройность, ясность, недопустимость двусмысленных и расплывчатых формулировок, единство терминологии уголовно-процессуального законодательства – условия успешного преобразования уголовного судопроизводства в интересах граждан.

 

 

 

 


Список использованной литературы

Нормативные акты

 

 

1.      Конституция Российской Федерации. – М., 2011. – 48 с.

2.      Федеральный закон от 20.08.2004 года № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»// Российская газета, 25 августа 2004 г.

3.      Федеральный закон «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 N 2202-1 //Российская газета1992 - № 39

4.      Федеральный закон Российской Федерации от 2 мая 2006 г. № 59- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»// Российская газета, 5 мая 2006 г.

5.      Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Официальный текст, действующая редакция. М., 2010.

6.      Федеральный закон от 05.06.2007 N 87-ФЗ  "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" // СЗ РФ 2007, N 24, ст. 2830

7.      Приказ Генерального прокурора РФ от 06.09.2007 № 136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия».
Приказ Генерального прокурора РФ от 06.09.2007 № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания».

8.      Приказ Генерального прокурора РФ от 10.09.2007 № 140 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия».

9.      Приказ Генерального прокурора РФ от 27.11.2007 г. № 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве».

10. Приказ Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».

11. Приказ Генерального прокурора РФ № 200 от 17.12.2007 «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации».

12. Приказ Генерального прокурора РФ № 212 от 27.12.2007 «О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры. Российской Федерации сообщений о преступлениях».

13. Инструкция о едином порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (утв. приказом Следственного комитета при прокуратуре от 7 сентября 2007 г. № 14)

14. Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях (утв. приказом МВД России от 1 декабря 2005 г. № 985)

15. Инструкция о порядке организации приема, регистрации и проверки в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ сообщений о преступлениях (утв. приказом ФСКН России от 9 марта 2006 г. № 75)

16. Инструкция по организации в органах федеральной службы безопасности приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности (утв. приказом ФСБ Рос­сии от 16 мая 2006 г. № 205)

17. Инструкция о порядке приема, регистрации и проверки в таможенных органах Российской Федерации сообщений о пре­ступлениях (утв. приказом ФТС России от 12 января 2007 г. № 23), приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 27 декабря 2007г. № 212 «О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях».

18. Послание Президента России Медведева Д.А. Федеральному Собранию Российской Федерации. // Российская газета, 2008. 06 ноября. - № 230 (4787).

 

 

Материалы судебной и иной практики и статистики

 

19. Прокуратура Республики провела анализ результатов рассмотрения обращений, поступивших в 2010 году // [Электронный ресурс]: http://www.prokrt.ru/

20. Прокурор Московского района Казани нарушил закон // [Электронный ресурс]: http://news.chelni.ru/index.php?id=11761

21. Обзор судебной практики Верховного Суда РТ за 4 квартал 2007 года по уголовным делам  // [Электронный ресурс]: http://vs.tat.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=72

22. Обзор судебной практики по уголовным делам за 3 квартал 2011 года по уголовным делам // [Электронный ресурс]: http://vs.tat.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=128

23. Постановление судьи Центрального суда г.Новосибирска Г.Г.Бракара от 12 октября 2009 г.  // [Электронный ресурс]: http://sudiy-petrova.blog.ru/?page=2

 

 

 

Литература

 

 

24. Александров А.С. Вопросы взаимодействия прокурора, руководителя следственного органа и следователя в ходе досудебного производства по уголовному делу // Вестник МВД. – 2009. – № 1. – С. 52-59

25. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма,  2007. – 800 с.

26. Багаутдинов Ф. Возбуждение уголовного дела по УПК РФ // Законность. 2002. N 7. С. 27

27. Бандурин С.Г. Некоторые проблемы реализации принципа публичности в стадии возбуждения уголовного дела // Следователь. 2003. N 11. С. 27.

28. Басков В.И. История прокуратуры российской империи // Вестник Московского Государственного Университета 1997 - № 2. С. 12-15

29. Баранов A.M. Законность в досудебном производстве по уголовным делам: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. - Омск, 2006. – 28 с.

30. Бессарабов, В. Г. Постсоветская российская прокуратура // Журнал российского права. - 2003. - N. 3. - С.153-157.

31. Беркович Е.Ф. Актуальные проблемы прокурорского надзора // Государственная власть и местное самоуправление.– 2007. – № 9. С. 20-21

32. Веретенников Н.В. Обеспечение прокурором законности в стадии возбуждения уголовного дела // Дисс. на соискание ученой степени к.ю.н. – Ростов – на Дону, 2009. – 121 с.

33. Власова Н.А. Сущность дознания: сравнительно – правовой аспект и современные проблемы // [Электронный ресурс ]: http://www.znat.ru/data/news/76-vlasova-n.a.-sushhnost-doznanija-sravnitelno.html

34. Бирюков Ю. Новое уголовно-процессуальное законодательство и практика прокурорского надзора // Российская юстиция. 2003. N 6. С. 44 – 45

35. Быков В.М. Проблемы стадии возбуждения уголовного дела. // Журнал российского права 2006 - № 7 С. 52-66

36. Быков В.М., Березина Л.В. О согласии прокурора на возбуждение уголовного дела // Закон и право. 2003. N 11. С. 27 – 29

37. Власов А. Возбуждение уголовного дела // Законность. 2004. N 2. С. 31.

38. Гаянов И,Д. Механизм реализации мер уголовно – процессуального принуждения // Автореферат на соискание ученой степени к.ю.н. М., 2010 – 26 с.

39. Гриненко А. Обеспечение права на защиту в стадии возбуждения уголовного дела // Уголовное право. 2001. N 1. С. 48 - 49.

40. Григорьев В.Н., Калинин В.Н., Победкин А.В., Яшин В.Н. Прокурорский надзор – М.: Эксмо, 2009.  – 544 с.

41. Григорьев В.Н. Прокурорский надзор.: Учебник, - М.: Эксмо, 2010 – 544 с. 

42. Гуляев А. Разговор о новом УПК России, или процесс, который пошел // Профессионал. 2002. N 1(45). С. 8

43. Деришев Ю.В. Концепция уголовного досудебного производства в правовой доктрине современной России. Омск, 2004.  – 256 с.

44. Деришев Ю.В. Уголовное досудебное производство: концепция процедурного и функционально-правового построения: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Омск, 2005. – 28 с.

45. Дубривный, В. А. Процессуальное руководство прокурора следователем // Вестник СГАП. - 2000. - № 2.С. 30

46. Ефимичев С., Ефимичев П. Обеспечение законности при расследовании // Законность. – 2007. – № 12. С. 29

47. Звягинцев А.Г., Орлов Ю.Г. Российские прокуроры – М.: Росспэн, 1999 – 509 с.

48. Зеленецкий В.С. Возбуждение уголовного дела. Харьков, 1998. С. 29 - 43

49. Жариков Ю.С. Уголовно-правовое регулирование и механизм его реализации – М.: Юриспруденция, 2009. – 216 с.

50. Жеребятьев И.В., Сиваев В.С. Возбуждение уголовных дел частного обвинения // Уголовный процесс. 2005. N 11. С. 33.

51. Квачевский А.А. Об уголовном преследовании, дознании и предварительном исследовании по судебным уставам 1864 г.-  СПб., 1866 – 70 с.

52. Казанцев С.М. Судебная реформа 1864 года и реорганизация прокуратуры // Государственное управление и право. Л., 1984. – 125 с.

53. Казанцев С.М. Дореволюционные юристы о прокуратуре. Сборник статей. – СПб, 2001 – 287 с.

54. Карагодин В.Н., Шадрина Ю.В. К дискуссии об адвокатском расследовании // Пятьдесят лет кафедре уголовного процесса урГЮА (СЮИ): Материалы международной научно - практической конференции, Екатеринбург, 27–28 января 2005 г.: В 2 ч. Екатеринбург, 2005. Ч.1. С.407–410.

55. Кириллова Н.П. Процессуальные функции профессиональных участников состязательного судебного разбирательства уголовных дел – СПб: СПБГУ, 2007. – 165 с.

56. Костенко Н.И. Место прокуратуры в государственном механизме // Государство и право. -- 1995. - № 11. - С. 14.

57. Крюков В.Ф. Полномочия прокурора в досудебном производстве по уголовным делам: современность и перспективы// Журнал российского права. – 2007. – № 10. С. 61-70

58. Куликов В. Бонус за раскаяние // Российская газета. 2009. 17 июня. С. 3

59. Ларкина Е.В. Вправе ли дознаватель возобновить производство дознания? // Вестник СПб университета МВД России 2009 - № 1. С. 240-241

60. Луковская Д.И. Понятие прав человека: многообразие подходов, проблема универсальности прав человека. // История государства и права 2007. - № 12. С. 33

61. Лукашевич В.З. Гарантии прав обвиняемого в стадии предания суду. – Л., 1966 – 216 с.

Информация о работе Прокурорский надзор