Взаимодействие органов следствия, дознания и экспертно-криминалистических подразделений в процессе расследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 17:19, дипломная работа

Описание работы

В соответствии со ст.127 УПК РСФСР (далее УПК РФ)4 следователь, по расследуемым им делам, вправе давать органам дознания поручения и указания, обязательные для исполнения. Следовательно, при проведении неотложных следственных действий осуществляемых непосредственно после совершения преступления следователю необходимо составить план, в котором будут чётко и конкретно расписаны первые шаги не только самого следователя, но и всех членов входящих в оперативно-следственную группу. Именно от того, как грамотно следователь распределит обязанности, и будет во многом зависеть успех в раскрытии преступления.

В данной работе предпринята попытка рассмотреть все основные тактические особенности взаимодействия следователей, органов дознания и экспертно-криминалистических подразделений при проведении наиболее типичных для предварительного расследования следственных действий: осмотра места происшествия, назначении и проведении экспертизы.

Содержание

Введение 3-6


Глава1 Вопросы процессуального положения следователя, органов дознания и экспертно-криминалистичестических подразделений при расследовании уголовных дел и общая характеристика их взаимодействия.


Параграф 1. Процессуальное положение следователя при 7-18

производстве предварительного расследования.


Параграф 2. Процессуальное положение дознавателя и его

взаимодействие со следователем по делам, по которым 19-30

обязательно предварительное следствие.


Параграф 3. Процессуальное положение специалиста и

эксперта и его взаимодействие со следователем на стадии 31-43

предварительного расследования.


Глава2 Вопросы взаимодействия органов предварительного следствия, органов дознания и экспертно-криминалистических органов при проведении следственных действий.


Параграф 1. Виды оперативно-следственных групп и 44-54

взаимодействие в их составе.


Параграф 2. Взаимодействие следователя и специалиста при 55-65

осмотре места происшествия.


Параграф 3. Взаимодействие следователя и эксперта при 66-74

назначении и производстве экспертизы.


Заключение 75-77


Список используемой литературы 78-81

Работа содержит 1 файл

Мой диплом.doc

— 304.50 Кб (Скачать)

       — передать материал в установленном  порядке в следственное подразделение для принятия решения по существу: для возбуждения уголовного дела, направления по подследственности или по территориальности или для вынесения решения об отказе в возбуждении уголовного дела.22

    Уголовно-процессуальная деятельность сотрудников органа дознания не ограничивается рамками этапа дознания. После передачи уголовного дела следователю они привлекаются для оказания последнему помощи. Следователь свои поручения (указания) дает органу дознания. Однако исполняет их конкретное лицо, которое в литературе иногда называется лицом, производящим дознание. Он выступает в таком качестве, несмотря на то, что деятельность им осуществляется на предварительном следствии, а дознание завершено. Но одинаков ли статус лица, производящего дознание, и лица, исполняющего поручения, указания следователя?

    У последнего, несомненно, нет многих полномочий лица, производящего дознание, а значит, несмотря на связь его полномочий с компетенцией лица, производящего дознание, он обладает иным процессуальным статусом.

    Согласно  действующему закону поручения следователя должны даваться в письменном виде. В силу этого требования сотрудник органа дознания будет обладать такими полномочиями с момента получения им письменного поручения следователя с резолюцией на нем начальника учреждения, названного в ст. 117 УПК РФ.

Однако  иногда следователь дает устные поручения. В этих случаях сотрудник органа дознания свои отношения со следователем должен строить, учитывая следующие моменты. Не получив письменного поручения, он не имеет под своей деятельностью уголовно-процессуальной базы. Доказательственная сила протоколов проведенных им следственных действий на суде может быть поставлена под сомнение. В деле будет отсутствовать документ, подтверждающий, что в момент их оформления сотрудник органа дознания действовал по поручению следователя, в порядке ст. 119 УПК.23 Поэтому в зависимости от значимости закрепленных в протоколах сведений такое обстоятельство может повлечь отрицательные последствия процессуального характера, вплоть до возвращения уголовного дела для дополнительного расследования. 24Поручения даются органу дознания, а значит, начальник соответствующего учреждения их исполнение может поручить любому сотруднику, который обязан осуществлять функцию органа дознания. Вместе с тем предпочтительно осуществление указанных в поручении действий сотрудником, который ранее производил предварительную проверку либо неотложные следственные действия по делу.

    Так как поручение дается органу дознания, то и ответственность за некачественное и с превышением срока выполнение всех отмеченных в нем мероприятий несет как исполнитель, так и руководитель учреждения. Сопроводительное письмо, с которым материал исполненного поручения направляется следователю, готовится лицом, производящим дознание, а подписывается от имени всего учреждения его начальником.

  Таким образом, у лица, исполняющего поручения (указания) следователя, имеются полномочия производить в пределах установленных сроков и компетенции органа дознания следственные действия и розыскные мероприятия, вытекающие из содержания поручения (указания), т.е. полномочия носят строго ограниченные пределы.

  В настоящий момент лицо, исполняющее  поручение следователя, вправе самостоятельно (если того требует следователь) производить:

   - любые виды осмотра,

   - выемки,

   - обыска;

   - допрос подозреваемых, потерпевших  и свидетелей;

    Нецелесообразно ограничивать круг следственных действий лишь вышеперечисленными.

      Будет разумно, если в законодательном  порядке расширить полномочия лиц, производящих дознание, наделить их дополнительными правами. По аналогии со ст. 127 УПК РФ в одной из частей данной нормы разумно  отразить следующее: "Лицо, производящее дознание, вправе самостоятельно производить все неотложные следственные действия, а также давать другим органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий, требовать от них содействия при производстве отдельных следственных действий. Поручения и указания лица, производящего дознание, даются в письменной форме и являются для исполнителя обязательными".

    Также нуждается в более полной проработке вопрос о допустимости в качестве доказательств таких документов, как, например справка эксперта, составленная до возбуждения уголовного дела. Так  на практике часто встречаются случаи, когда  в органы внутренних дел поступают материалы из ГИБДД по подозрению в незаконном изменении идентификационных номеров автотранспортных средств. Без проведения экспертизы данный вопрос не может быть разрешен, но по действующему УПК такая экспертиза запрещена. И органы дознания  вынуждены нарушать требования законодательства и проводить экспертные исследования, оформляя результат справкой эксперта, что с нашей точки зрения понижает её значение. И лишь только на основании этой справки принимают решение об  отказе в возбуждении уголовного дела. 25 

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 Параграф 3. 

            Процессуальное  положение специалиста и эксперта и его взаимодействие со следователем на стадии предварительного расследования. 

    Для получения полной и объективной информации по расследуемому делу следователю необходимо иметь познания во всех областях знаний, которые доступны нашей цивилизации. Но понятно, что человек не может быть профессионалом во всех отраслях  науки. Поэтому для получения всего объёма информации следователь должен прибегать к помощи специалистов в какой либо области научных или технических знаний.   Научно-технический прогресс,  чьим  основным принципом является служение на благо всех людей, предоставил свои достижения и в  руки тех,  кто совершает противоправные деяния. И для того, чтобы эффективно бороться со злоупотреблениями, совершаемыми  с  использование   специальных знаний им необходимо противопоставить специальные знания, находящиеся на службе уголовного судопроизводства.

    В российском уголовном процессе такими   субъектами являются эксперты и специалисты. Именно к ним обращается следователь за помощью в решении вопросов, в которых не компетентен сам.

    Так как же трактуется понятие эксперта и специалиста в российской юридической науке?

ЭКСПЕРТ  — лицо, обладающее спец. знаниями и привлекаемое органами расследования, судом и иными государственными и общественными  органами для проведения экспертизы.26

    В РФ деятельность эксперта регулируется процессуальным законодательством и положениями об экспертных учреждениях. Экспертами могут быть сотрудники экспертного учреждения, занимающие штатную должность, работники к.л. др. учреждений (предприятий, орг-ций), привлеченные для производства экспертизы по конкретному уголовному или гражданскому делу, или иные сведущие лица, не заинтересованные в исходе дела.

По поводу толкования понятия «специалист» в  научной  литературе можно встретить  различные мнения. Одна точка зрения такова,  что специалист является участником процесса, который привлекается для содействия в осуществлении процессуальных действий.27

Другие  авторы считают, что  специалист выступает  в роли консультанта, либо технического исполнителя и его деятельность  проходит под руководством лица, производящего следственное действия, способствуя лишь обнаружению и изъятию доказательств по делу.28

    Нам представляется более правильной вторая точка зрения т.к. специалист поступает в полное распоряжение и подчинение следователя, и именно следователь планирует проведение следственного действия, советуясь со специалистом лишь в технической стороне вопроса.

    Для более чёткого понимания статуса  специалиста необходимо остановиться на его правах и обязанностях.

   
 

При  проведении следственных действий /в первую очередь  осмотра места происшествия/  он  обязан:    

     - явиться по вызову лица, производящего  расследование;

     - ознакомиться   с   обстановкой   и  задачами  проводимого        следственного действия;

     - выполнить все законные требования  следователя или старшего в  следственной группе по обнаружению, фиксации и изъятию вещественных доказательств;

     - описать все изъятые следы  и способы их фиксации для   занесения  данных  сведений  в  протокол  следственного   действия;

     - провести предварительное исследование  изымаемых следов в целях принятия неотложных мер к раскрытию преступления;

     - давать пояснения по поводу  выполняемых им действий.

         При этом специалист  вправе,  во-первых,  делать подлежащие  занесению в протокол заявления,  связанные с обнаружением, закреплением и изъятием доказательств и, во-вторых, самостоятельно определять технические особенности фото- и видеосъемки /дистанция, ракурс съемки, вид освещения и т.д./, а тактические особенности съемки /выбор объектов, способ, последовательность/ определяются по согласованию со следователем.

Специалист,  участвуя  в следственном действия,  предупреждается об ответственности лишь за отказ или уклонение от выполнение своих обязанностей,  здесь не говорится о том, что специалист предупреждается о даче заведомо ложных справок,  уточнений и т.п.,  так как эти формы деятельности специалиста  не  играют  такой  роли,  как заключение эксперта, а имеют значение только для  осуществления  оперативно-розыскной деятельности.

       Как отмечалось выше,  не следует  забывать и то, что специалист при осуществлении своей деятельности,  в основном оказывается в подчинении у следователя; он не вправе без разрешения следователя совершать какие-либо действия,  направленные  на  изменение обстановки,  на оперирование вещественными  доказательствами  и  т.п.  В   этом смысле специалист   -  лицо  процессуально вспомогательное,  а эксперт - процессуально самостоятельное /так как эксперт проводит исследование  представленных  в  его  распоряжение  доказательств самостоятельно и лишь поставлен в  рамки  заданных  ему вопросов/.

    Остановимся  на правовом статусе эксперта, а  также рассмотрим его положение  при производстве предварительного следствия и для начала определить задачи,  которые должны   выполнять экспертно-криминалистические учреждения.

      Основными задачами, стоящими перед  экспертно-криминалистическими подразделениями  являются:

     1.Применение криминалистических  средств и методов по заданиям следственных и оперативных аппаратов подразделений дознания органов внутренних дел для обнаружения, фиксации, изъятия и исследования следов и других вещественных доказательств;

      2.Внедрение в работу органов  внутренних дел и прокуратуры  криминалистических средств и методов, обеспечение их активного использования в выявлении, предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений;

3. Организационное и методическое руководство нижестоящими экспертно-криминалистическими подразделениями органов внутренних дел.29 

    Для сравнения положения эксперта и  специалиста необходимо рассмотреть права и обязанности эксперта, которые закреплены в   ст. 82 УПК.

 Эксперт  при проведении исследовании  и даче  заключений  по материалам, поступающим на экспертизы, обязан:

     - явиться по вызову лица,  производящего  расследование,  и дать объективное  заключение  по  поставленным перед ним  вопросам.

        Если экспертиза  проводится  в  экспертном учреждении,  то эксперт обязан:

  • принять к производству экспертизу,  поручаемую ему руководителем экспертного подразделения;

     - применить все рекомендованные  методики и имеющиеся в его        распоряжении технические средства для правильного и  научно  обоснованного  разрешения  поставленных  перед ним        вопросов;

     - сообщать  органу,  назначившему  экспертизу,  о невозможности  дать заключение, если поставленные  вопросы выходят за пределы его специальных знаний или представленные ему  материалы недостаточны для дачи заключения;

     - выявлять по материалам экспертиз  условия, способствующие        совершению преступлений и предоставить  в  установленном порядке свои предложения по их устранению.

Информация о работе Взаимодействие органов следствия, дознания и экспертно-криминалистических подразделений в процессе расследования