Прокурорский надзор за исполнением законов в стадии исполнения приговоров

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 22:43, реферат

Описание работы

§ 1. Сущность и задачи прокурорского надзора в стадии исполнения приговоров
§ 2. Надзор за законностью обращения к исполнению приговоров
§ 3. Надзор за законностью исполнения приговоров, связанных с лишением свободы
§ 4. Надзор за законностью исполнения приговоров, связанных с исправительными работами
§ 5. Надзор за законностью досрочного освобождения осужденных от отбывания наказания

Работа содержит 1 файл

Прокурорский надзор.docx

— 49.07 Кб (Скачать)

   В соответствии  с приказом Генерального прокурора  РФ № 8 от 26 февраля 1997 г. "О  совершенствовании прокурорского  надзора за соблюдением законов  при исполнении уголовных наказаний  и в следственных изоляторах" прокуроры обязаны осуществлять  надзор за законностью рассмотрения  этих материалов. Прокурор, участвуя  в суде, выступает с заключением  после объяснений лиц, участвующих  в заседании. Заключение прокурора  в стадии исполнения приговора,  так же, как его заключение  в предшествующих стадиях уголовного  судопроизводства, должно быть обоснованным, объективным и основанным на  законе и опираться на точно  установленные факты. В случае  вынесения судьей незаконного  или необоснованного постановления  прокурор, руководствуясь ст. 331 УПК,  приносит частный протест на  предмет отмены такого постановления.

   В силу  требований, содержащихся в ст. 312-317 УПК, приговор суда должен быть  не только законным и обоснованным, но и не вызывающим сомнений  при его исполнении, составленным  в ясных и понятных выражениях. В порядке обращения приговора  к исполнению и в ходе самого  исполнения могут возникать различного  рода сомнения и неясности,  которые затрудняют или препятствуют  обращению приговора к исполнению  и самому его исполнению. Эти  вопросы решаются судьей в  судебном заседании с обязательным  участием прокурора. Разрешая  сомнения и неясности в порядке,  установленном законом (ст. 368 УПК), судья в своем постановлении  не вправе корректировать приговор. Нарушением закона считается,  когда в приговор вносятся  исправления, касающиеся назначения  наказания по совокупности преступлений, определения испытательного срока  при условном осуждении, изменения  меры пресечения до вступления  приговора в законную силу. Иногда  затрагиваются вопросы, связанные  с юридической оценкой преступления, мерой наказания или с суммой  причиненного ущерба. Эти вопросы  могут быть разрешены только  в кассационном или надзорном  порядке. Все уточнения и изменения,  вносимые судом в порядке исполнения  приговора, не должны касаться  его существа.

   В соответствии  с постановлением Пленума Верховного  Суда СССР от 22 декабря 1964 г.  № 18 "О некоторых процессуальных  вопросах, возникающих в судебной  практике при исполнении приговора"  применение ст. 368 УПК возможно  в случаях:

   - применения  акта об амнистии, если суд  при постановлении приговора  не входил в обсуждение этого  вопроса;

   - отмены меры  пресечения при постановлении  судом оправдательного приговора  или при освобождении осужденного  от отбывания наказания;

   - зачета предварительного  заключения в срок отбывания  наказания;

   - зачета отбытого  наказания при назначении наказания  по совокупности приговоров;

   - определения  судьбы вещественных доказательств;

   - освобождения  описанного имущества от ареста;

   - устранения  ошибок в написании фамилии,  имени, отчества или иных биографических  данных осужденного. 

§ 3. Надзор за законностью  исполнения приговоров, связанных с  лишением свободы 

   Надзор за  исполнением законов в местах  лишения свободы представляет  собой наиболее трудный участок  в деятельности прокуроров. Это  определяется прежде всего сложностью контингента отбывающих наказание, в особенности в тюрьмах и исправительных колониях строгого и особого режимов. В местах лишения свободы отбывает наказание одновременно около миллиона осужденных. Осуществляя надзор за исполнением законов в исправительной или в воспитательной колониях для несовершеннолетних, прокурор прежде всего проверяет законность и обоснованность водворения осужденного в колонию определенного режима, избранного судом или судьей при постановлении приговора. Прокурор делает это путем ознакомления с судебным приговором.

   Прокурорам, осуществляющим надзор в исправительных  учреждениях, надлежит иметь в  виду, что в связи с постановлением  Верховного Совета Российской  Федерации от 21 января 1993 г. "О  временных следственных изоляторах, расположенных на территории  исправительно-трудовых колоний,  для содержания осужденных, в  отношении которых приговоры  не вступили в законную силу", в исправительных учреждениях  наряду с осужденными, приговоры в отношении которых вступили в законную силу и обращены к исполнению, могут содержаться лица, приговоры в отношении которых находятся в стадии кассационного производства.

   В исправительные  колонии направляются осужденные, содержащиеся в наиболее переполненных  следственных изоляторах. Из установившейся  практики должны быть исключены  случаи, когда в ИУ направляются  лица, находящиеся под следствием, причем перевод этих лиц из  следственных изоляторов не согласовывается  со следователем; в ряде случаев  переведенные в ИУ осужденные  размещаются совместно с осужденными,  приговоры в отношении которых находятся в стадии исполнения; некоторые осужденные размещаются в колониях особого режима, что категорически запрещено постановлением Верховного Совета от 21 января 1993 г.; в отдельных случаях перевод осужденных в ИУ производится без согласия на это самого осужденного, приговор в отношении которого находится в стадии кассационного рассмотрения. Согласие осужденного - непременное условие выполнения этого процессуального действия. Прокурор осуществляет надзор за тем, чтобы начальник следственного изолятора направлял осужденных только в ИУ тех регионов, перечень которых указан Верховным Советом Российской Федерации в приложении к его постановлению от 21 января 1993 г.

   Весьма целесообразно,  чтобы осужденные в ожидании  кассационной проверки приговора  направлялись в ИУ того режима, который был определен судом  в приговоре: общего режима - в  колонию общего режима, усиленного - в колонию усиленного режима  и т. д. Это не вызовет  необходимости дальнейшего этапирования осужденного в другую колонию, он может отбывать наказание в той колонии, в Которую направлен в ожидании вступления приговора в законную силу. Следует иметь в виду, что срок кассационного производства по крупным, групповым и многоэпизодным делам занимает в ряде случаев значительное время - от двух до шести месяцев.

   Прокурор  проверяет, чтобы эта категория  осужденных не имела контактов  с лицами, отбывающими наказание:  может случиться так, что в  кассационном порядке дело будет  прекращено производством, изменена  юридическая оценка преступления  или снижена мера наказания  с освобождением осужденного  из-под стражи.

   В случаях,  когда прокурор признает, что  перевод осужденного в ИУ является  незаконным или необоснованным, он в порядке, установленном  ст. 32 Закона о прокуратуре, своим  постановлением возвращает осужденного  в следственный изолятор.

   В предмет  прокурорского надзора включается  соблюдение режима, установленного  в ИУ. В местах лишения свободы  должны быть созданы такие  условия, чтобы они могли обеспечить: обязательную охрану и изоляцию  всех осужденных, в особенности  в колониях особого режима  камерного типа; постоянный надзор  и контроль за осужденными как в рабочей, так и в жилой зонах; раздельное содержание осужденных как по полу, так и по характеру совершенных преступлений; приобщение осужденных к труду, а несовершеннолетних и к получению образования, строгое исполнение ими своих обязанностей; участие осужденных в общественной жизни колонии.

   Прокурор  обращает особое внимание на  то, чтобы перевод осужденных  из одной колонии в другую, а также из колонии в тюрьму  и наоборот производился в  строгом соответствии с законом.  В обязанности прокурора входит  проверка законности расконвоирования отдельных осужденных, чтобы это не было одним из видов привилегий и поблажек некоторым осужденным.

   В случае  обнаружения лиц, незаконно содержащихся  под стражей, прокурор своим  постановлением освобождает их (ст. 33 Закона о прокуратуре). Незаконно  содержащимися под стражей являются  лица, которые: а) подлежали освобождению  по окончании срока наказания,  помилованию или амнистии, но  не были по каким-то причинам  освобождены; б) должны быть  освобождены в связи с пересмотром  приговора в порядке надзора  со снижением наказания, но  продолжают содержаться в колонии;  в) были условно-досрочно или  по болезни судом освобождены,  но по каким-либо причинам были  задержаны в колонии.

   Когда из  судебных документов и личной  беседы с осужденным прокурор  приходит к выводу о незаконности  или необоснованности приговора  (недоказанность совершенного преступления, неправильная юридическая оценка  преступления, несправедливость наказания  и т. д.), он ставит вопрос  перед соответствующим прокурором (ст. 371 УПК) о пересмотре приговора  в порядке надзора.

   Проверяя  в ИУ соблюдение законов о  труде, прокурор принимает меры  к тому, чтобы все осужденные  были заняты общественно полезным  трудом, с учетом их состояния  здоровья и квалификации. Проверяется  также исполнение правил, регулирующих  условия труда, продолжительность  рабочего дня, порядок оплаты  их труда, соблюдение правил  охраны труда и техники безопасности. Проверяя соблюдение законов  об охране труда и техники  безопасности, прокурор знакомится  с актами о несчастных случаях  с людьми и материалами их  служебного расследования. При  этом выясняются причины и  условия происшедших несчастных  случаев, устанавливаются виновные  в этом должностные лица, определяется  степень тяжести причиненных  увечий и т. д. Если несчастный  случай повлек за собою смерть  осужденного или причинение тяжких  увечий, прокурор возбуждает уголовное  дело, поручая его расследование  следователю органов прокуратуры.

   Один из  вопросов, который привлекает внимание  прокуроров, - это правильность удержаний  из начисленного осужденным заработка.  В соответствии с ч. 4 ст. 99 и  ст. 107 УИК РФ администрацией ИУ  должна строго соблюдаться последовательность  и правильность удержаний. С  заработанной платы, пенсий и  иных доходов осужденных в  первую очередь удерживаются  алименты на несовершеннолетних  детей. Затем удерживается подоходный  налог, отчисления в Пенсионный  фонд РФ и иные обязательные  отчисления, затем удерживается  стоимость питания и одежды, кроме  стоимости спецодежды, в целом  стоимость содержания осужденного  в исправительной колонии. После  этого производятся взыскания  в погашение материального ущерба, причиненного преступлением, по  исполнительным листам и иным  исполнительным документам. После  всех удержаний на лицевой  счет осужденного должно быть  начислено не менее 25% начисленной  зарплаты, пенсий или иных доходов.  Не менее 50% должно начисляться  мужчинам старше 60 лет, женщинам  старше 55 лет, инвалидам 1-й и  II-й группы, несовершеннолетним, беременным  женщинам и женщинам, имеющим  детей в домах ребенка ИУ.

   Прокурор  проверяет законность и обоснованность  приказов, инструкций, распоряжений  и иных правовых актов, издаваемых  администрацией ИУ. В случае установления  правовых актов, противоречащих  закону, он приостанавливает их  действие, а затем приносит протест  для их отмены или приведения  в соответствие с законом. -

   При установлении  нарушений закона сотрудниками  администрации ИУ прокурор вправе  возбудить уголовное дело, а также  поставить вопрос о применении  к ним административной, дисциплинарной  или материальной ответственности.

   Если ранее, до принятия в 1992 г. Закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор при установлении незаконного или необоснованного дисциплинарного взыскания, наложенного на осужденного администрацией исправительного учреждения, вправе был лишь опротестовать этот приказ или внести соответствующее представление об его отмене, то отныне прокурор полномочен своим постановлением отменить дисциплинарное взыскание, наложенное в нарушение закона на осужденного, немедленно освободить лиц, содержащихся в штрафном изоляторе, помещении камерного типа, в дисциплинарном изоляторе воспитательной колонии.

   Особое внимание  прокурор уделяет законности  применения к осужденным наручников, смирительной рубашки и оружия. Прокурор проверяет не только  наличие оснований для применения  этих мер воздействия, но и  соблюдение порядка их применения. С этой целью он проверяет  обоснованность составляемых актов  о применении этих мер, может  опросить осужденного, должностных  лиц, применивших эти меры дисциплинарного  воздействия. Каждый случай применения  оружия должен быть предметом  специальной прокурорской проверки. Прокурор во всех случаях должен  быть уведомлен о применении  оружия. Он проверяет обоснованность  сообщения об этом. Если при  применении оружия кто-либо был  убит или тяжело ранен, прокурор  обязан выехать в ИУ и на  месте проверить законность и  обоснованность применения оружия. В случае незаконного применения  оружия прокурор возбуждает дело  об уголовном или дисциплинарном  преследовании виновных в этом  лиц.

   В случае  привлечения осужденного к уголовной  ответственности за совершение  в период отбывания наказания  нового преступления прокурор  следит за тем, чтобы в отношении  этого лица была избрана мера  пресечения в виде содержания  под стражей и он содержался в штрафном изоляторе ИУ или в дисциплинарном изоляторе ВК для несовершеннолетних.

Информация о работе Прокурорский надзор за исполнением законов в стадии исполнения приговоров