Прокурорский надзор за исполнением законов в стадии исполнения приговоров

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 22:43, реферат

Описание работы

§ 1. Сущность и задачи прокурорского надзора в стадии исполнения приговоров
§ 2. Надзор за законностью обращения к исполнению приговоров
§ 3. Надзор за законностью исполнения приговоров, связанных с лишением свободы
§ 4. Надзор за законностью исполнения приговоров, связанных с исправительными работами
§ 5. Надзор за законностью досрочного освобождения осужденных от отбывания наказания

Работа содержит 1 файл

Прокурорский надзор.docx

— 49.07 Кб (Скачать)

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В СТАДИИ ИСПОЛНЕНИЯ ПРИГОВОРОВ

§ 1. Сущность и задачи прокурорского надзора  в стадии исполнения приговоров

§ 2. Надзор за законностью  обращения к исполнению приговоров

§ 3. Надзор за законностью  исполнения приговоров, связанных с  лишением свободы

§ 4. Надзор за законностью  исполнения приговоров, связанных с  исправительными работами

§ 5. Надзор за законностью  досрочного освобождения осужденных от отбывания наказания 

§ 1. Сущность и задачи прокурорского надзора в стадии исполнения приговоров 

   Исполнение  приговоров - это завершающая стадия  уголовного процесса, в которой  происходит реализация вступивших  в законную силу приговоров, определений  и постановлений суда, а также  разрешение судом вопросов, возникающих  как при обращении приговора  к исполнению, так и в ходе  самого его исполнения. Когда  вступивший в законную силу  приговор будет обращен к исполнению  и исполнен, судопроизводство по  делу считается оконченным. В  стадии исполнения приговора  претворяется в жизнь решение,  вынесенное судом по уголовному  делу. Именно в этой стадии  осуществляется одна из главных  задач уголовного судопроизводства - исправлять осужденного, а также  предупреждать совершение преступлений  как им самим, так и со  стороны других неустойчивых  лиц. В борьбе с преступностью  важно, чтобы приговор был своевременно  и правильно обращен к исполнению  и исполнен, ибо только при  этом условии будет обеспечена  реальность неотвратимости наказания  за совершенное преступление. Своевременное  и надлежащее исполнение приговора  является одним из непременных  условий эффективности уголовного  наказания. И наоборот, несвоевременное  и ненадлежащее исполнение приговора  не только снижает эффективность  судебного приговора, но и отрицательно  сказывается на предупреждении  правонарушений.

   В судебной практике есть еще факты, когда приговоры судов несвоевременно обращаются к исполнению, в отдельных случаях суды не направляют в установленный срок в органы юстиции сообщений о вступлении приговора в законную силу, что на длительное время затягивает фактическое приведение приговора в исполнение, некоторые приговоры вовсе не исполняются и утрачивают свою законную силу по причине истечения срока давности уголовного преследования. Есть факты, когда осужденные к лишению свободы, но находящиеся длительное время на свободе, совершают новые, подчас более опасные преступления.

   Вступившие  в законную силу приговор, определение  и постановление суда обязательны  для всех государственных и  общественных организаций, должностных  лиц и граждан и подлежат  исполнению на всей территории  Российской Федерации (ст. 358 УПК). Это закрепленное в законе  положение способствует успешному  обращению к исполнению вступившего  в законную силу приговора  и устранению препятствий, которые  могут встретиться при реализации  предписаний суда, содержащихся  в постановленном им приговоре.  Однако само по себе это  положение, закрепленное в законе, без вмешательства государственных  органов, способствующих его фактическому  исполнению, не может гарантировать  успешное и своевременное исполнение  приговоров. Прокурорский надзор  за соблюдением законности в  стадии исполнения приговоров  является одним из тех процессуальных  средств, которые обеспечивают  реальное проведение этого закона  в жизнь. Прокурор осуществляет  надзор за тем, чтобы вступившие  в силу приговоры приводились  в исполнение, а не оставались  лишь провозглашенными, и само  исполнение производилось в полном  соответствии с требованиями  уголовного, уголовно-процессуального  и уголовно-исполнительного законодательства.

   В соответствии с требованиями Закона о прокуратуре (ст. 32), УПК (ст. 356-370) Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор в стадии исполнения приговоров с тем, чтобы: вступившие в законную силу приговоры своевременно и правильно обращались к исполнению; обращенные к исполнению приговоры приводились в исполнение в строгом соответствии с законом; содержание осужденных в местах лишения свободы производилось не иначе как по основаниям и в порядке, установленном законом; соблюдалось законодательство о порядке и условиях отбывания наказания, исправления и перевоспитания осужденных; обеспечивалось соблюдение установленных законом прав и обязанностей осужденных; исполнялось законодательство об условно-досрочном освобождении осужденных от отбывания наказания и досрочного освобождения осужденных по болезни.

   В понятие  исполнения приговоров включается  как деятельность суда, исправительных  учреждений (ИУ), общественных организаций,  призванных способствовать исправлению  и перевоспитанию осужденных, так  и надзор органов прокуратуры  за законностью деятельности  этих государственных органов  и общественных организаций. Прокурорский  надзор за законностью исполнения  приговоров является деятельностью  строго процессуальной и представляет  собой самостоятельную отрасль  прокурорского надзора. Эта отрасль  надзора существенно отличается  от других отраслей как по методам его осуществления, так и по полномочиям прокурора. Прокурор не только проверяет законность правовых актов, издаваемых администрацией ИУ, но и осуществляет надзор за исполнением законов в процессе всей деятельности администрации ИУ. В деятельности администрации ИУ нет ни одного участка, который бы оставался вне сферы прокурорского надзора. Органами прокуратуры последовательно осуществляются мероприятия по неуклонному повышению эффективности надзора за исполнением законов в ИУ.

   Существенно  активизировался надзор после  образования в 1985-1986 гг. специализированных  прокуратур по надзору за соблюдением  законов в ИУ. Прокуроры стали  чаще проверять законность деятельности  администрации ИУ, глубже вникать  в проблемы исправления осужденных, проявлять инициативу и настойчивость  в установлении и устранении  нарушений законности. Вместе с  тем состояние прокурорского  надзора в данном направлении  продолжает оставаться не всегда  удовлетворительным, отвечающим современным  требованиям. Обобщением, проведенным  Генеральной прокуратурой РФ, установлено  заметное ухудшение состояния  законности в ИУ. За последнее  время возросло количество преступлений, совершаемых в исправительных  колониях и тюрьмах. Ежегодно  в местах лишения свободы совершается  большое число убийств. Совершаются  нападения на лиц из состава  администрации ИУ. Нарушая порядок  отбывания наказания, некоторые  осужденные, в особенности из  числа неоднократно судимых, совершают опасные преступления, нередко с применением холодного и огнестрельного оружия. С каждым годом возрастает количество массовых беспорядков, нарушений режима содержания осужденных.

   Серьезную  угрозу установленному режиму  вызывает проникновение в ИУ  спиртных напитков, наркотиков, денег  в крупных суммах, в том числе  иностранной валюты, холодного и  огнестрельного оружия. Весьма характерно  то обстоятельство, что значительная  часть запрещенных предметов  изымается не в процессе их  доставки, а уже на территории  ИУ, что свидетельствует о слабой  работе оперативно-розыскных служб  и о сращивании этого контингента  с осужденными. Массовые беспорядки, проявления коллективного и индивидуального  неповиновения, объявление отказов  от приема пищи, побеги из мест  лишения свободы вызваны, главным  образом, неудовлетворительными  материально-бытовыми условиями,  отсутствием должных условий  содержания. Допускаются незаконные  ограничения прав и законных  интересов осужденных. Не искоренены  еще факты неправомерных действий  в отношении осужденных со  стороны администрации и военнослужащих  внутренних войск, что вызывает  справедливое возмущение и неповиновение  осужденных, доходящие в ряде  случаев до массовых беспорядков.  Неудовлетворительно организовано  профессиональное обучение осужденных.

   В ряде  ИУ, в особенности в колониях  строгого и особого режимов,  отсутствует элементарное медицинское  обслуживание. В итоге заболеваемость  туберкулезом легких среди осужденных  в 17 раз выше, чем в целом  по стране, а смертность среди  осужденных выше в 10 раз.

   В весьма  критическом состоянии находятся  следственные изоляторы и тюрьмы, 60% из которых построены до 1917 г., а некоторые из них - в  XVII-XVIII вв. Вместе с ростом преступности  заметно нарастает перелимит в следственных изоляторах, тюрьмах и в исправительных колониях.

   В существенной  степени обстановку в ИУ осложняет  то обстоятельство, что с годами  увеличивается число осужденных, не занятых общественно полезным  трудом. В условиях спада промышленного  производства, исключения предприятий  ИУ из сферы государственного  управления, разрыва хозяйственных  связей между предприятиями ИУ  и объединениями отраслевых министерств  резко обострилась проблема занятости  осужденных.

   Как показали  социологические исследования, проведенные  учеными-юристами, в целом труд  осужденных малоэффективен, вследствие  этого зарплата осужденных весьма  низкая. Десятки тысяч осужденных  имеют настолько низкие заработки,  что неспособны возмещать не  только материальный ущерб, причиненный  совершенными преступлениями, но  и расходы по их содержанию  в ИУ, не говоря уже о взыскании  алиментов на детей. При организации  труда нет творческого подхода,  осужденные редко используются  по имеющейся у них специальности.

   Немало отступлений  от требований закона допускают  администрация ИУ, прокуроры и  суды при применении закона  об условно-досрочном освобождении  осужденных от отбывания наказания,  не выработано четкой системы  трудового и бытового устройства  освобожденных из мест лишения  свободы.

   Указанные  негативные обстоятельства в  существенной степени осложняют  деятельность органов прокуратуры  по надзору за исполнением  законов в ИУ. В то же время  необходимо отметить, что заметно  эффективнее стала действовать  система специализированных прокуратур  по надзору за соблюдением  законности в ИУ. С созданием  этих прокуратур - в Российской  Федерации их свыше 120 - прокурорский  надзор заметно приближен к  ИУ и оказывает заметное влияние  на соблюдение законности в  этих учреждениях. Прокурорами  территориальных и специализированных  прокуратур ежегодно проводится  свыше 6 тыс. проверок соблюдения  законности в ИУ, в ходе которых  выявляются многочисленные нарушения  законности. За нарушение законности, установление неслужебных связей  органами прокуратуры привлекается  к уголовной, административной  и дисциплинарной ответственности  значительное число должностных  лиц, военнослужащих и вольнонаемных.

   Вместе с  тем состояние и самого прокурорского  надзора еще недостаточно эффективно, в этой работе органов прокуратуры  немало ошибок, просчетов и упущений.

   В целях  успешного устранения нарушений  закона как территориальным прокурорам, так и прокурорам специализированных прокуратур следует систематически проверять соблюдение законов в ИУ; осуществлять постоянный контроль за безотлагательным устранением администрацией учреждений нарушений закона; шире использовать право вынесения обязательных к исполнению представлений, постановлений и предложений относительно соблюдения правил отбывания наказания и соблюдения режима. От прокуроров требуется, чтобы они проводили мероприятия по профилактике преступных проявлений в исправительных и воспитательных учреждениях и добивались их полного искоренения. Каждый случай совершения преступления в местах лишения свободы должен рассматриваться как чрезвычайное происшествие. При этом расследуется не только совершенное преступление с привлечением виновного к уголовной ответственности, но и рассматривается вопрос об ответственности должностных лиц, по вине которых совершение преступления стало возможным.

   Действующее  законодательство наделяет прокуроров  весьма существенными полномочиями, применение которых позволяет  вовремя выявить и устранить  установленные нарушения закона. Эти полномочия содержатся в  ст. 33 Закона о прокуратуре, а  также в Уголовно-процессуальном  кодексе РСФСР и Уголовно-исполнительном  кодексе РФ.

   Осуществляя надзор за исполнением законов в местах лишения свободы, а также при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы, и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, прокурор в пределах своей компетенции имеет право: 1) в целях проверки исполнения законов посещать систематически и в любое время места лишения свободы и иные учреждения по применению мер принудительного характера, назначаемых судом; 2) знакомиться с документами, на основании которых лица отбывают наказание в виде лишения свободы и иных мер наказания или подвергнуть мерам принудительного характера; 3) немедленно освобождать лицо, которое незаконно содержится в местах лишения свободы или в нарушение закона подвергнуто применению мер принудительного характера; 4) отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, дисциплинарного изолятора; 5) производить опрос осужденных и лиц, подвергнутых применению мер принудительного характера; 6) проверять соответствие приказов, распоряжений и постановлений администрации ИУ законам, регулирующим порядок и условия исполнения наказания; приостанавливать исполнение таких актов и опротестовывать их в случае противоречия закону; 7) давать заключение в суде о законности и обоснованности представления осужденного к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания; 8) участвовать в судебном заседании при рассмотрении вопросов, связанных с устранением сомнений и неясностей, возникающих при исполнении приговоров.

Информация о работе Прокурорский надзор за исполнением законов в стадии исполнения приговоров