Прокурорский надзор за исполнением законов в стадии исполнения приговоров

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 22:43, реферат

Описание работы

§ 1. Сущность и задачи прокурорского надзора в стадии исполнения приговоров
§ 2. Надзор за законностью обращения к исполнению приговоров
§ 3. Надзор за законностью исполнения приговоров, связанных с лишением свободы
§ 4. Надзор за законностью исполнения приговоров, связанных с исправительными работами
§ 5. Надзор за законностью досрочного освобождения осужденных от отбывания наказания

Работа содержит 1 файл

Прокурорский надзор.docx

— 49.07 Кб (Скачать)

   4. Прокурор  определяет наличие критериев  исправления осужденного, при  которых может быть применено  условно-досрочное освобождение. Условно-досрочное  освобождение применяется к осужденному  лишь в том случае, если он  доказал свое исправление честным  отношением' к труду и примерным  поведением. Между тем важно четко  представлять, какие факторы определяют  честное отношение к труду  и примерное поведение осужденного  и как это должно быть отражено  в процессуальных документах. Честное  отношение к труду - это постоянное  выполнение осужденным установленных  норм выработки, с хорошим качеством  работы, строгое соблюдение трудовой  дисциплины, а также овладение  более сложной специальностью  или получение более высокого  разряда. Примерное поведение  выражается в безусловном и  образцовом выполнении осужденным  требований установленного режима, повышении своего общеобразовательного  уровня, участии в самодеятельных  организациях.

   Вывод об  исправлении осужденных делается  на основании данных об их  поведении за весь период отбывания  наказания, а не за время,  непосредственно предшествующее  внесению представления об их  условно-досрочном освобождении.

   5. Участие  прокурора в рассмотрении судом  материалов об условно-досрочном  освобождении осужденных является  одним из условий, обеспечивающих  вынесение судьей законных и  обоснованных постановлений. В обязанности прокурора входит осуществление надзора за соблюдением требований закона о том, что судья только в судебном заседании, по рассмотрении представленных материалов, объяснений осужденного, представителей администрации ИУ, выслушав заключение прокурора, в условиях гласности и устности судебного рассмотрения выносит постановление об отказе в применении закона об условно-досрочном освобождении осужденного от отбывания наказания. Из практики судов должны быть исключены такие нарушения, когда отдельные судьи, не вынося материал на судебное рассмотрение, отказывают в применении условно-досрочного освобождения. Такие постановления судей, как противоречащие закону, подлежат опротестованию и отмене.

   Прокурор  следит за тем, чтобы судебные  заседания проводились при строгом  соблюдении процессуальных норм  и, как правило, непосредственно  в местах лишения свободы в  присутствии других осужденных. Он обращает внимание суда  также на необходимость участия  в заседании должностного лица  из администрации как представителя  органа, ведающего исполнением приговора  (ст. 369 УПК). При рассмотрении материалов  о досрочном освобождении несовершеннолетних  целесообразно вызывать помимо  лиц, указанных в ст. 369 УПК,  также мастеров, бригадиров производственного  обучения, классных руководителей,  представителей общественных организаций.  Суд обязан во всех случаях  известить о месте и времени  рассмотрения представления об  условно-досрочном освобождении  состав наблюдательной комиссии  или комиссии по делам несовершеннолетних.

   Прокурор  обязан решительно выступать  против упрощенчества при рассмотрении  судами материалов об условно-досрочном  освобождении. Отдельные суды в  одном заседании рассматривают  по двадцать - тридцать, а то и  более материалов, что лишает  их возможности тщательно разобраться  в обоснованности представлений  о досрочном освобождении осужденного  от отбывания наказания.

   6. Давая заключение  в судебном заседании, прокурор  в каждом случае выясняет: соблюдено  ли требование закона об истечении  установленного срока, необходимого  для представления осужденного к условно-досрочному освобождению; есть ли подтверждение примерного поведения и честного отношения к труду.

   7. Прокурор  при обсуждении вопроса о применении  условно-досрочного освобождения  учитывает имеющиеся в представленных  материалах сведения об избранном  осужденным месте жительства, возможности  его трудоустройства. Если таких  сведений в материалах не оказалось  или они недостаточны, то прокурор  вправе заявить ходатайство об  отложении рассмотрения материалов, либо о возвращении их органу, исполняющему наказание. В своем  заключении прокурор, исходя из  требований ст. 175 УИК РФ, высказывает  свое мнение об организации  воспитательной работы с лицом,  освобожденным условно-досрочно.

   8. Прокурор  обязан проверить законность  и обоснованность каждого постановления  судьи об условно-досрочном освобождении. Если он признает, что постановление  не соответствует или противоречит  закону, то приносит протест для  его отмены. Принесение прокурором  протеста приостанавливает исполнение  такого постановления (ст. 357 УПК).

   Осуществляя  надзор за законностью выносимых  судьей постановлений, прокурор  следит за тем, чтобы судьи  в отношении условно освобождаемых  осужденных правильно устанавливали  испытательный срок, исходя из  того, что испытательным сроком  во всех случаях служит неотбытая часть наказания. Этот срок нельзя ни сократить, ни увеличить.

   При решении вопросов, связанных с досрочным освобождением осужденных по болезни, прокурор исходит из того, что такое освобождение может наступить лишь в случаях, когда осужденный после совершения преступления заболел психическим расстройством, лишающим его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, или иной тяжелой болезнью во время отбывания наказания (ст. 81 УК РФ, ст. 362 УПК РСФСР).

   Материал  о досрочном освобождении по  болезни представляется начальником  органа, ведающего исполнением наказания,  на основании заключения врачебной  комиссии. В отдельных случаях  прокуроры и судьи предлагают  проводить судебно-медицинскую экспертизу. Такие требования не основаны  на законе. Судебно-медицинская экспертиза  может быть назначена и проведена  лишь в тех случаях, когда  у судьи и прокурора возникают  сомнения в обоснованности заключения  врачебной комиссии. Рассмотрение  материалов о досрочном освобождении  по болезни производится судьей  с обязательным участием прокурора.  При решении судом вопроса  об освобождении от дальнейшего  отбывания наказания лиц, заболевших  тяжелой болезнью, прокурор, давая  заключение, должен учитывать тяжесть  совершенного преступления и  данные о личности осужденного.  На практике может оказаться,  что осужденный заболел тяжелой  болезнью (рак и т.п.), но судом  в его действиях установлен  особо опасный рецидив (ст. 18 УК), а потому осужденный представляет  повышенную социальную опасность.  По освобождении он может совершить, а некоторые и совершают, опасные преступления. В этих случаях прокуроры должны давать заключение об отказе в досрочном освобождении. Если судья вопреки заключению прокурора примет решение об освобождении осужденного по болезни, прокурор в соответствии со ст. 331 УПК приносит частный протест для отмены этого постановления. При этом принесение протеста прокурором приостанавливает исполнение постановления судьи.

   Однако при  решении вопроса об освобождении  от отбывания наказания осужденного,  заболевшего психическим расстройством,  лишающим его возможности осознавать  фактический характер и общественную  опасность своих действий (бездействия)  либо руководить ими, указанные  выше условия (тяжесть преступления  и данные о личности осужденного)  в расчет не принимаются: освобождение  от отбывания наказания осуществляется  во всех случаях. При этом  судья вправе применить принудительные  меры медицинского характера  или передать осужденного на  попечение органов здравоохранения.

Информация о работе Прокурорский надзор за исполнением законов в стадии исполнения приговоров