Борьба с преступностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 23:48, контрольная работа

Описание работы

Проблема борьбы с преступностью является на сегодняшний день очень актуальной. За прошедшие годы уровень преступности в нашей стране заметно вырос. По данным Организации объединённых нации во всём мировом сообществе масштабы преступности возрастают, она становится всё более изощрённой. Профессор В.В.Лунеев в своём исследовании также отмечает: «Прогноз преступности в мире, его отдельных регионах и странах к началу третьего тысячелетия неблагоприятен. Общая результирующая преступности в мире продолжает идти вверх. Средний прирост её может находится в пределах 2-5% и более в год».

Содержание

Введение 2
1. Понятие, значение и принципы борьбы с преступностью 5
2. Общая организация борьбы с преступностью 10
3. Классификация мер воздействия на преступность 17
4. Субъекты борьбы с преступностью 21
Заключение 23
Список использованной литературы 24 

Работа содержит 1 файл

Контрольная по криминологии.docx

— 57.81 Кб (Скачать)

    Принцип дифференциации и  индивидуализации предупредительной деятельности означает соотнесение характера и интенсивности намечаемых мер с конкретными задачами воздействия, с учётом статуса и особенностей личностей, условий их жизнедеятельности и динамики поведения.

    Для того, чтобы деятельность по предупреждению преступности осуществлялась не вслепую, не методом проб и ошибок, она должна основываться на принципе научности. В настоящее время криминологической наукой накоплен огромный багаж знаний в этом направлении, разработаны научные рекомендации и методики по предупреждению отдельных видов преступности. Принцип научности даёт возможность учитывать преобладающие тенденции развития преступности, изменение её состояния, структуры и динамики.

    Комплексное применение рассмотренных принципов  является необходимым условием эффективности  предупреждения преступности.

 

     2. Общая организация борьбы с преступностью  

    Борьба  с преступностью представляет собой  органическое единство трех направлений: 1) общей организации борьбы, 2) предупреждения преступности, 3) право хранительной деятельности.

    Общая организация борьбы с преступностью  включает:

    1. Информационно-аналитическую  деятельность по регистрации проявлений преступности, изучению этих проявлений, их причинности и детерминации, результатов борьбы с преступностью на предшествующих этапах и оценке соответствующих данных. Это осуществляется путем создания систем учетов преступности, статистической отчетности; текущей аналитической деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью; развития криминологических исследований, использования теоретических обобщений получаемых сведений.

    В России сейчас наиболее актуальны четыре направления совершенствования  такой деятельности.

    Во-первых, создание единого Федерального банка  данных о преступности на основе документов первичного учета и устранение такого положения, при котором обработка  этих документов происходит только на уровне субъектов Федерации, а затем  идет простое суммирование обобщенных региональных сведений.

    Во-вторых, обеспечение информационно-аналитической  деятельности на вневедомственной основе в целях исключения влияния на оценку преступности ведомственных  интересов правоохранительных органов  по представлению своей работы как  эффективной, а также анализа  преступности во всех ее проявлениях (общеуголовной, экономической, государственной, воинской, налоговой и т. п.).

    В-третьих, более полное отражение данных о  жертвах и иных последствиях преступности, о мотивации преступного поведения, его причинах и условиях.

    В-четвертых, обеспечение сквозного учета  движения данных о преступном поведении, начиная с регистрации сообщения, заявления о признаках преступления и кончая завершением исполнения наказания и иного судебного  решения (об иске и т. п.). Сейчас такой  учет носит дискретный характер: отдельно учитываются заявления и сообщения  о преступлениях, данные о преступных деяниях и их субъектах в стадии предварительного расследования; сведения о движении уголовных дел в  судах и т. д.

    2. Криминологическое  прогнозирование.

    Криминологический прогноз - это оценка будущего состояния  преступности и иных криминологически значимых последствий тех или иных управленческих решений. Прогнозирование основано на познании закономерностей преступности, ее детерминации, причинности, реагировании на различные меры борьбы с ней.

    Реализация  этой функции требует сочетания  оперативного анализа преступности с фундаментальными исследованиями ее закономерностей. Поэтому необходимо создание и функционирование специальной  криминологической службы как на федеральном уровне, так и в субъектах Федерации.

    В основе прогнозов всегда лежат глубокие криминологические исследования, обязательно включающие фундаментальные наряду с прикладными, выявление закономерностей преступности, ее детерминации и причинности в определенный исторический период. При этом учитывается реагирование преступности на принимаемые меры борьбы.

    Специфический метод криминологического прогнозирования  – коллективное изложение взглядов на изменения преступности специалистами-криминологами, собирающимися на свои форумы для  обсуждения конкретных аспектов преступности, ее детерминации и причин. Криминологическое  прогнозирование – пока одно из наименее разработанных направлений  в криминологии. Между тем это  крайне сложная проблема, требующая системно-структурного подхода, рассмотрения тенденций преступности в контексте изменений общества и ее самой.

    3. Определение стратегии  борьбы, с преступностью

    На  основе оценок криминологической ситуации (т. е. преступности, ее причинности, детерминации, состояния борьбы с ней), прогноза и рекомендаций специалистов по дальнейшей борьбе с преступностью государство, как основной субъект организации  этой борьбы, определяет ее стратегию.

    Содержание стратегии в криминологии близко к ее воинскому пониманию. Стратегия выступает как искусство ведения борьбы с преступностью, она определяет направление основного удара с тем, чтобы выиграть эту борьбу.

    Необходимо  также с соблюдением системно-структурного подхода выявление в преступности того ядра, удар по которому положительно скажется на разных проявлениях преступности. Исследования показывают, что такое  положение занимают преступность несовершеннолетних, организованная и профессиональная преступность. Они частично накладываются  друг на друга и, кроме того, тесно  взаимосвязаны с рецидивной преступностью, общеуголовной, экономической, коррупцией и другими видами.

    В рамках стратегии разрабатывается  тактика борьбы с преступностью, включающая определение конкретных целей и оптимальных методов  их достижения в конкретных условиях. Тактика, как известно, – часть  стратегии. Тактическое решение  вопросов всегда должно учитывать ограниченность кадров, материального обеспечения, финансирования в целом борьбы с  преступностью и, соответственно, ориентироваться  на реальное положение дел. Стратегия  и тактика воплощаются в программах борьбы с преступностью.

    4. Программирование  борьбы с преступностью

    Встречается долгосрочное программирование, максимально  отражающее стратегию борьбы с преступностью, среднесрочное (как правило, на 2 года) и краткосрочное (на квартал, полугодие).

    Программирование (ранее – планирование) увязывается  с программированием экономического, социального и политического  развития общества и государства. Сейчас можно сказать и иначе: борьба с преступностью должна быть органической частью политики в обществе: как  государственной, так и политики деятельности различных негосударственных  структур, институтов гражданского общества.

    Программирование  должно носить целевой характер, то есть сначала следует формулировать  конкретные цели, затем – средства их достижения, указывать исполнителей, сроки, характер ресурсного обеспечения  этих средств (кадровое, финансовое, материально-техническое  обеспечение и т. п.).

    В отличие от программ (или разделов программ), касающихся только предупреждения преступности, программы борьбы с преступностью должны предусматривать, например, достижение и таких целей, как совершенствование информационно-аналитической деятельности, полное и последовательное применение нового закона или новой правовой нормы.

    5. Законотворчество  в сфере борьбы  с преступностью

    С программированием борьбы с преступностью  тесно связана законотворческая работа. Если действующий закон не обеспечивает борьбу с новыми характеристиками криминальной и криминогенной ситуации в стране, требуется серьезная и целенаправленная работа по изменению, дополнению законов или созданию принципиально новых правовых актов.

    С изложенным тесно связан вопрос о криминализации и декриминализации деяний, криминологической обусловленности закона. Декриминализация (исключение деяния из числа уголовно наказуемых) имеет место в двух распространенных случаях. Во-первых, когда деяние перестало представлять значительную общественную опасность. Во-вторых, декриминализация может быть связана не с фактическим устранением высокой общественной опасности деяния, а с другими соображениями: крайней распространенностью деяния и отсутствием реальных возможностей применять ко всем виновным уголовно-правовые меры. Тогда вводится, например, вместо уголовной административная ответственность.

    6. Реализация программ борьбы с преступностью, их корректировка и координация деятельности по борьбе с преступностью

    Непосредственное  обеспечение реализации программ борьбы с преступностью носит многоаспектный характер. Оно включает управленческую деятельность, контроль, подбор кадров, их подготовку, оптимальную расстановку, организацию повышения их квалификации, их переподготовку с учетом новых  криминологических и более широких  социальных реалий, разработку новой  техники, ресурсное обеспечение  борьбы с преступностью, анализ эффективности  принимаемых мер и корректировку  программ.

    При этом различаются: а) эффективность  механизма деятельности по борьбе с  преступностью, б) социальная эффективность  борьбы с преступностью. В первом случае оценивается, сколько лекций на правовые темы прочитано, сколько  человек повысили свою квалификацию, высока ли раскры-ваемость преступлений и т. п., т. е. как работает "механизм". Во втором случае, произошло ли снижение преступности и ее общественной опасности, достигнуты ли поставленные в программе цели.

    Координация борьбы с преступностью остро  необходима в силу большого числа  субъектов этой борьбы. В ней участвуют  государство, институты гражданского общества (общественные организации, фонды  и т. п. ), разные юридические и физические лица. Причем не только граждане данной страны, но и проживающие в ней лица без гражданства, иностранцы. Практически все население в разных формах участвует в такой борьбе. Например, в роли свидетелей, понятых.

    Координацию деятельности правоохранительных органов  по борьбе с преступностью осуществляют в России Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему  прокуроры.

    Перспективно  создание на федеральном уровне и  в субъектах Федерации при  органах исполнительной власти подразделения  единой Криминологической службы. Данная служба могла бы в сквозном порядке  организовывать борьбу с преступностью  во всех ее аспектах, исключая те, которые  законом возложены на другие органы.

    7. Организация и  развитие научных  исследований борьбы  с преступностью

    Речь  идет и о развитии сети научно-исследовательских  учреждений, и о подготовке научных  кадров, совершенствовании методики исследований, о внедрении результатов  достижений науки в практику. Наряду с криминологическими существенно развертывание междисциплинарных и комплексных исследований, о чем говорилось в главе второй.

    Внедрение научных исследований в практику – это двусторонний процесс, который  зависит как от результативности криминологических исследований, качества научных рекомендаций, так и от готовности, умения практических работников их воспринять и применить. Таковы некоторые  черты общей организации борьбы с преступностью. Вопросы предупреждения преступности разрабатываются только криминологами, а потому их подробному изложению посвящены две последующие  главы.

    8. Правоохранительная  деятельность

    Применительно к преступности она включает применение предусмотренных законом мер  к лицам, совершающим преступления, и мер по восстановлению нарушенных преступлениями прав и законных интересов  жертв этих преступлений, возмещению причиненного вреда.-Соответственно в правоохранительной деятельности выделяются две стороны:

    1) действия по выявлению, пресечению, раскрытию преступлений, применению  мер уголовной ответственности  и наказания к лицам, совершившим преступление, либо заменяющих их предусмотренных законом мер (условно здесь можно применять термин "карающая деятельность");

    2) деятельность по восстановлению  нарушенных преступлением прав  и законных интересов, возмещению  ущерба или правовосстановительная деятельность.

    Правоохранительная  деятельность осуществляется в многообразных  формах применительно к преступности: оперативно-розыскная, уголовно-процессуальная, уголовно-исполнительная деятельность, а также гражданско-, административно-процессуальная, производство по делам о дисциплинарных правонарушениях. Последние формы значимы при возмещении вреда, восстановлении прав и законных интересов жертв преступлений.

Информация о работе Борьба с преступностью