Криминальная субкультура как фактор, обуславливающий преступность

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:00, контрольная работа

Описание работы

Криминальная субкультура, как и преступность имеет множество причин. Целостной концепции причин и условий ее возникновения и функционирования пока нет. Это в значительной степени связано с неизученностью социальных процессов в духовной сфере общества.

Содержание

1.Введение стр.3
2. Криминальная субкультура: понятие, уровни. стр.4
2.1.Функции криминальной субкультуры стр.7
2.2.Содержание криминальной субкультуры стр.9
3. Криминальная субкультура в современном мире стр.13
4.Заключение стр.26
5. Список использованной литературы стр.28

Работа содержит 1 файл

крим работа.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

 

 

2.1.Функции криминальной субкультуры.

 

 

I. Главное в том, что криминальная субкультура выступает в качестве связующего звена предпреступного и преступного поведения, проводника в формах:

1) «прошедшие» через уголовный процесс (в качестве подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, свидетелей, потерпевших), побывавшие в следственных изоляторах, изоляторах временного содержания, освобожденные и осужденные при возвращении в свою среду несут в себе и на себе отпечатки криминального мира, их обычаев, традиций;

2) несовершеннолетние, лица молодежного возраста, большей частью находящиеся в криминогенной ситуации безнадзорности, да и взрослые, испытывают на себе воздействие ранее судимых лиц через приобщение их к «романтике уголовной жизни» рассказами, анекдотами, «благородными» формами проявления своего поведения, иногда искусственно провоцируемыми, а затем через вовлечение в различные формы предпреступного, девиантного и преступного поведения;

3) лица, находящиеся в благополучных семьях, приобщаются к криминальной субкультуре через средства массовой информации (демонстрацией художественных и документальных фильмов о жизни осужденных, криминальных авторитетов; выступлений на телевидении, в газетах, журналах популярных политических лидеров, речь которых изобилует жаргонизмами, и т.п.); посредством воздействия «золотого тельца» через повседневную жизнь, рыночную экономику; никем и нигде не скрываемую мораль успеха «новых воров» в законе, авторитетов преступного мира, ныне удачных коммерсантов, политических деятелей.

II. Регулятивная функция заключается в том, чтобы отлаживать, упорядочивать взаимоотношения и поведение представителей криминального сообщества.

1. Такие нормы ― важнейший элемент криминальной субкультуры, регулирующий социальный статус, отношение к правовым учреждениям, деятельности правоохранительных органов, к администрации исправительных учреждений, к правовой науке, юридическому образованию.

2. Настройка поведения в местах лишения свободы и в быту, отношение к труду.

3. Регулируют порядок разрешения межличностных конфликтов.

4. Разрабатывают и поддерживают ритуалы приема новых членов («прописку»).

5. Применение системы санкций по отношению к лицам, допускающим

их нарушение.

Это и простое порицание за незначительные и неосознанные отступления от предписаний, и понижение в статусе (например, могут «опустить» за неоправданную жестокость «к своим»), физическое воздействие (например, сломать руку «крысятнику», совершившему кражу у «своих») и даже лишение жизни (за сотрудничество с органами уголовной юстиции). Поэтому мотивом соблюдения криминогенных норм выступают не только внутренние убеждения, но и страх наказания со стороны авторитетов криминогенных групп.

III. Криминальная субкультура служит в качестве механизмов самоутверждения, интеграции, психологической защиты. Криминальная субкультура — это все же культура меньшинства. Она вступает в противоречие с общечеловеческой культурой. Общество отторгает преступников, изолирует их в специальных учреждениях и тюрьмах. Для того чтобы чувствовать себя комфортно, восстановить ценность своей личности, не ощущать себя отторгнутым, изгоем, люди криминальной направленности объединяются в общности подобных себе, вырабатывают свою идеологию, противопоставляют себя законопослушному обществу («мы» — «они»).

IV. Функция криминальной субкультуры состоит и в том, что она:

1) искажает общественное сознание, расшатывает добропорядочность населения;

2) трансформирует, транслирует, сохраняет и передает преступный опыт

из поколения в поколение;

3) блокирует процесс социализации молодежи, настраивает его в криминальном направлении, приобщая к преступной деятельности; проявляется не только среди членов преступных группировок, в местах лишения свободы (здесь она имеет наиболее ярко выраженный характер), но и в других социальных общностях, например, в профессиональных училищах (лицеях, колледжах) и даже в общеобразовательной школе, где есть свои авторитеты и «изгои»; является основным механизмом криминализации подростковых общностей[5];

4) создает положительный имидж некоторым категориям преступников и, наоборот, осуждает граждан, способствующих правоприменительным органам в их задержании;

5) формирует общественное мнение о целесообразности нарушения определенных правовых норм, настраивает на это различные слои населения разными методами.

Уровни криминального правосознания: нигилизм, негативизм, легкомыслие, небрежность, позитивизм, безразличие, пренебрежение.

Функции криминальной субкультуры: связующее звено предпреступного и преступного поведения; регулятивная; механизмы самоутверждения, интеграции; психологической защиты, транслирует, сохраняет и передает преступный опыт; искажает общественное сознание; блокирует процесс социализации; имидж преступникам; формирует общественное мнение.

 

 

3. Содержание криминальной субкультуры.

 

 

В содержании криминальной субкультуры следует выделять три основных элемента: I. «законы»; II. стратификацию; III. средства коммуникации.

Рассмотрим их подробнее. Итак, первым элементом содержания криминальной субкультуры являются:

I. Нормы, «законы» криминального мира, которые создаются профессиональными уголовниками (до революции их называли «законники», а с 30-х гг. XX в. ― «воры в законе»), которые их всячески оберегают.

Эти нормы содержат в себе:

а) обычаи уголовников, т.е. правила поведения в криминальной среде, ставшие привычными, принятые там, на основе которых они живут[6];

б) ритуалы (от лат. ritualis — обрядовый):

1) выработанный исторически или установленный административно порядок совершения чего-либо, например, встреча или проводы криминальных авторитетов в «зоне», которые могут отличаться по нюансам, «прописка» ― проверка новичка, попадающего в камеру, совокупность обрядов, сопровождающих акт священнодействия и составляющих его внешнее оформление, в частности, обряд приема в «воры в законе» и др.;

2) в торжественных случаях то же, что церемония (от лат. caerimonialis

— обрядовый, культовый), т.е. предписанная последовательность действий, торжественный порядок, к примеру, сбор «сходки» «воров в законе» для принятия решения о наказании кого-либо смертью;

3) упорядоченная совокупность сигнальных поведенческих актов, в частности, система жестов преступников, предупреждающих об опасности, нападении, смерти;

в) уголовные традиции (от лат. traditi on — передача, повествование): элементы социального, культурного, субкультурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в криминальных сообществах в течение длительного времени, например, антиобщественные установления, криминальные нормы поведения, ценности, идеи, действующие в любом обществе и во всех сферах общественной и анти-

социальной жизни[7].

II. И выделяют еще в криминальной субкультуре стратификацию (от лат. stratum — слой + лат. facio — делаю) профессиональных преступников, осужденных, их расслоение на различные когорты, категории, виды.

III. Рассмотрим выделяемые в криминальной субкультуре средства коммуникации (от лат. communicati on, communico — делаю общим, связываю, общаюсь) ― сообщение, путь сообщения или связь одного места с другим; а также общение, передача информации от человека человеку, а у животных ― сигнальные способы связи, также массовая коммуникация как передача информации при помощи технических средств[8].

К средствам коммуникации относятся:

а) жаргон (от фр. jargon — речь, слово, выражение) ― речь какой-либо социальной группы, объединенной общими интересами, ответвляющаяся от литературного языка, не имеющая своего грамматического строя, т.е. правил построения и основного словарного фонда, заключающаяся в употреблении специфических выражений, воспринимаемых только в этой среде, и ведущая нередко к переоценке ценностей у людей, примыкающих к этой группе, или арго (от фр. argot) ― изначально воровской язык, а затем диалект социальной группы с целью языкового обособления, отличается от нормы узкопрофессиональной или оригинально, необычно усвоенной общеупотребительной речи;

б) криминальные клички ― термин используется как имя домашнего животного или конспиративное имя, шутливое прозвище[9], есть и другое понятие — погоняло ― кличка, прозвище[10]; а также распространены в молодежной и криминальной среде кликуха, кличуха ― воровская кличка[11], или крикливая женщина[12];

в) татуировки (от фр. tatouer, англ. tatt oo, полинез. tatu) ― нанесение рисунка накалыванием и втиранием под кожу краски; наколотые особой краской узоры на теле[13]; трактуется обычно как обычай примитивных народов, заимствованный моряками, уголовниками, поп-музыкантами, подростками[14];

г) тайнопись ― условное тайное письмо, криптография (др.-греч. κρυπττός — тайный, скрытый + др.-греч. γράφω — пишу, черчу), способ записи с целью сделать текст непонятным для непосвященных лиц;

д) уголовный фольклор (англ. folklore)[15] ― художественное коллективное творчество криминальной части народа, включающее в себя:

1) песни на криминальную тематику, получившие наименование «шансон»;

2) былины, как песни, прославляющие «подвиги» уголовников, героические сказания;

3) криминальные сказки как повествовательные произведения о вымышленных лицах и событиях, часто с участием волшебных, фантастических сил, помогающих совершать преступления и избежать ответственности;

4) пословицы, присказки и поговорки уголовников, часто с применением нецензурных выражений, которые сливаются с криминальным жаргоном;

5) криминальные загадки-«приколы», которыми развлекаются осужденные в камерах;

6) театрализованные обряды как искусство изображения на сцене путем диалогов остроконфликтных, но не безысходных (трагедийных) отношений с обществом или с собой, разрешающихся часто криминально, и т.д.;

е) жесты (фр. geste)[16] ― телодвижения, имеющие какое-либо криминальное значение, например, показывающие, что пора давать взятку или надо «удирать», либо сопровождающие речь для усиления ее выразительности, причем воздействующие так, чтобы вызвать страх, почтение, гнев или другие сильные эмоции, которые можно использовать в своих целях;

ж) граффити (итал. graffi ti — нацарапанные):

1) исторически древние и средневековые посвятительные, магические, бытовые надписи, нацарапанные на стенах зданий, сосудов и т.д.;

2) любые надписи, рисунки и знаки, процарапываемые или наносимые краской на стены; могут быть магическими заклинаниями, тай-

ными символами религиозных сект, могут носить чисто бытовой характер, вплоть до надписей в общественных туалетах;

3) направление в авангардизме последней четверти XX в., ориентирующееся на самодеятельные уличные росписи молодежных «тусовок»;

4) кричаще яркие рисунки, обычно исполненные спреем (англ. To spray — распылять) в манере красочной психоделики (др.-греч ψυχιός — душевный + delos — ясный) ― стилистические черты, сложившиеся в западной молодежной контркультуре середины XX в. и оказавшие влияние на музыку, моду, декоративный дизайн и проч.; выделяются ярким, радужным колоритом, имитирующим состояние наркотического транса, и прихотливыми орнаментами и аранжировками[17], причем психоделика ― направление девиантной, даже, более того, криминальной субкультуры;

5) криминальные граффити ― нацарапанные, распыленные надписи и рисунки на стенах домов и обычно каменных заборах, свидетельствующие, что:

– это место, регион принадлежит какой-либо криминальной группировке;

– характеризующие или призывающие к какому-либо направлению криминальной деятельности;

– применяются также в уголовном мире как карикатура на кого-, что-либо, какую-либо группировку, тип людей;

– используются как знак памяти;

– как «речевка», передающая информацию, шифровку;

– символы (др.-греч. σύμβολον — знак, примета, признак):

1) исторически у древних греков условный вещественный опознавательный знак для членов определенной общественной группы, тайного общества и т.п.;

2) вещественный или условный (графический, звуковой и т.д.) знак, обозначающий или напоминающий какое-либо понятие; образ, воплощающий какую-либо идею; в отличие от аллегории, смысл символа неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания;

3) символ веры ― краткое изложение христианских догматов, безусловное признание которых православная и католическая церкви предписывают каждому христианину;

4) в символизме отражение «потустороннего» в искусстве и др.;

5) криминальные символы — образные, многозначные, опознавательные изображения, которые могут свидетельствовать о принадлежности к какой-либо преступной группе, секте, группировке (например, символы якудза, сатанистов);

и) язык одежды обозначает принадлежность к какой-либо криминальной группировке (особый тип шляпы, перчаток, например, с отрезанными пальцами, трость), особой группе (спортивные брюки Аdidas и кожаная куртка в 1990-е гг. означали принадлежность к какой-то банде, рэкетирам; малиновый пиджак свидетельствовал, что это уже не вор, а преуспевающий бизнесмен);

к) игры: в карты («очко», «свара», «шило», «сика», «тринька», «струна»), кости, домино, наперстки («чермушник»), в спички («коротеньход»), на номерах денежных купюр («шмена»), в бильярд на деньги («жук») и др.

Информация о работе Криминальная субкультура как фактор, обуславливающий преступность