Криминальная субкультура как фактор, обуславливающий преступность

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:00, контрольная работа

Описание работы

Криминальная субкультура, как и преступность имеет множество причин. Целостной концепции причин и условий ее возникновения и функционирования пока нет. Это в значительной степени связано с неизученностью социальных процессов в духовной сфере общества.

Содержание

1.Введение стр.3
2. Криминальная субкультура: понятие, уровни. стр.4
2.1.Функции криминальной субкультуры стр.7
2.2.Содержание криминальной субкультуры стр.9
3. Криминальная субкультура в современном мире стр.13
4.Заключение стр.26
5. Список использованной литературы стр.28

Работа содержит 1 файл

крим работа.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

5. Произошла деформация нравственного сознания людей, которое пронизывает все сферы жизни человека. Нравственность определяет рамки дозволенности любого вида поведения людей, устанавливает границы добра и зла. Сейчас эти границы размыты, а скоро будут стерты.

6. На трансформацию криминальной субкультуры повлиял ряд факторов: в различные времена в тюрьмы попадали многие деятели науки и культуры, которые облагораживали преступный мир. Это было и во времена царизма, это было и при Сталине, это было и позже. Надо сказать, что в тюрьмах всегда ценились люди знающие. Например, известный исследователь нравов царской каторги В.М. Дорошевич однажды встретился с известным, как сейчас сказали бы, преступным авторитетом Пазульским. Неожиданно Пазульский заявил, что будет говорить с Дорошевичем на английском языке. Беда была в том, что Пазульский учил язык самоучкой и никогда не слышал живого английского наречия. В руках Дорошевича оказалась судьба Пазульского, а вернее всего, его жизнь. Стоило сказать, что он не понимает, что ему говорит Пазульский, и каторга уничтожила бы своего кумира. Однако Дорошевич сумел что-то ответить Пазульскому, и, по словам Дорошевича, надо было видеть, с каким почтением каторжане слушали весь этот странный разговор на непонятном для них языке.

7. Тенденция криминальной субкультуры – упорядочение и систематизация. При этом в общей своей массе она остается аморфной структурой. Как только криминальная субкультура складывается в систему, найти ее первопричину становится невозможно. Она развивается по стихийным законам, и остановить ее растущее влияние и проникновение в общую культуру становится все труднее.

8. В криминальной субкультуре сложились свои эстетические вкусы, приоритеты и ценности. Это касается понятий красивой жизни, легко доступных девочек, дорогих автомобилей, возможности с шиком отдохнуть на дорогих экзотических курортах и т.п.

9. Все идеологические, правовые, эстетические и этические элементы криминальной субкультуры выступают в единстве и взаимосвязи.

10. Динамика криминальной субкультуры: ужесточение нравов вульгарных преступников и одновременно демократизация в группах профессиональных преступников. Вульгарная преступность потому и называется вульгарной, что сила и жестокость правят бал. Все это отражается на способах определения статуса личности, ее роли в преступной группе. Для профессиональной преступности характерны ум и холодный расчет. В такой преступной среде произошла демократизация, поэтому бандами в одиночку не руководят.

Следует более подробно остановиться на характеристике отдельных атрибутов криминальной субкультуры. При этом важно подчеркнуть, что многие атрибуты полифункциональны, – татуировка одновременно является знаковой системой общения, средством стигматизации и украшения, клички – словесной системой общения, гомосексуализм выступает как средство наказания, а самоповреждение как средство достижения личных моральных и материальных выгод.

Татуировки пришли из Океании вместе с матросами, открывавшими новые земли. До сих пор нанесение татуировок среди матросов наиболее распространено и, несомненно, является устоявшейся традицией. Существует несколько версий происхождения слова татуировка:

1) сиамского происхождения (Таиланд). Та – картинка. Ату – дух;

2) азиатского происхождения без уточнения страны. Та-татау – звукоподражание шуму, троекратному постукиванию по инструменту, с помощью которого наносится татуировка;

3) полинезийского происхождения. Бог полинезийцев “Тики” лично положил начало татуировкам. Сам процесс нанесения татуировки был религиозным обрядом;

4) корень слова “Тату” соответствует яванскому “тату”, что в переводе означает “рана”.

Татуировка – это нанесение на тело рисунков, надписей, цифр, знаков путем введения под кожу красящих веществ с помощью режущих и колющих инструментов. Распространены татуировки, выполненные путем образования шрамов на поверхности кожи режущими инструментами. Нанесение татуировок характерно для закрытых социальных систем. Татуировки являются для их носителей определенными ценностями. Они выполняют многочисленные социально-психологические функции и носят индивидуально-специфический характер. Для представителей преступного мира, особенно из числа молодежи, притягателен сам процесс нанесения татуировки как некая групповая деятельность, обставленная специфическими ритуалами. Татуировки выполняют разнообразные функции межличностного и межгруппового взаимодействия, компенсируют утраченные ценности в связи с физической и духовной изоляцией конкретных преступников от общества.

Недавно среди законопослушных граждан татуировок было немного. В последнее время заметна тенденция к усилению этого процесса. Самое широкое распространение татуировки получили там, где есть исправительные учреждения. Влияние западной массовой культуры в этом вопросе еще более наглядно и заметно. Стоит какой-нибудь знаменитости сделать татуировку, начинается процесс подражания. Асоциальная среда в лице проституток дала мощный импульс развитию татуировок среди девушек.

В асоциальной среде чаще встречаются татуировки аморальные:

а) 70% − тюремная, сигнальная татуировка, тюремный юмор;

б) 13% - эротико-сексуальные татуировки;

в) 10% - рисунки и надписи аналогичного содержания, но претендующие на художественность.

Зная содержание татуировки, можно дать определенную социально-психологическую, возрастную и нравственную характеристики правонарушителю. В 61% случаев нанесение татуировок является семейной традицией. Особенно склонны к нанесению татуировок лица в возрасте от 12 до 15 лет. До 60% людей расписывают свое тело в несколько этапов:

а) при вхождении в криминальную или асоциальную группировку;

б) попадая в места заключения.

Существует множество классификаций татуировок. Приведу следующую, по которой татуировки подразделяются на:

а) сигнально-обособительные, которые служат средством обособления, являются опознавательными знаками;

б) личностно-установительные, раскрывающие биографию, отражающие принципы и установки, которым следует индивид;

в) стратификационно-информационные, которые выполняют функции фиксации положения носителя в иерархической структуре криминальной группы;

г) мифологические (культовые), свидетельствующие о психической патологии владельца или выполняющие функцию устрашения; г) антирелигиозные (при том, что их владельцы в действительности являются людьми набожными);

д) тюремные (воровские), свидетельствующие о пребывании их владельца в СИЗО либо в исправительном учреждении;

е) сексуально-эротические, в которых раскрывается сексуальная ориентация, иногда в целях личной безопасности, чтобы не было притязаний на насильственное мужеложство;

ж) художественно-декоративные;

з) юмористические;

и) сентиментальные (памятные);

к) профессиональные.

Мотивы нанесения татуировок:

1) подражание − 31,6%;

2) от нечего делать − 30%;

3) чтобы понравиться другим и в целях украшения соперников − 21,7%;

4) показать причастность к уголовному миру − 10,7%;

5) выделиться из толпы − 4,5% (получается наоборот);

6) завоевать авторитет в исправительном учреждении − 4,5%;

7) прочие − 7%.

Мотивы выведения:

1) демаскирующий элемент − 24,4%;

2) недовольство качеством − 20%;

3) недовольство содержанием − 13,3%;

4) убедился в аморальности татуировок − 10,6%;

5) насмешки со стороны окружающих − 8,9%;

6) прочие − 22,8%.

Уголовный жаргон запечатлевает преступный стиль мышления. Характерно, что менее половины, пользующихся уголовным жаргоном, знают реальный смысл употребляемых ими выражений. Постановщики известного отечественного фильма “Джентльмены удачи”, иронизируя над преступным миром, половину уголовного жаргона взяли из жизни, а половину просто выдумали. Например, “редиска” − это только овощ, но никак не “нехороший человек”. Каково же было их удивление, когда они узнали, что спустя всего несколько месяцев после выхода фильма в исправительных учреждениях многие осужденные совершенно серьезно ругались друг на друга – “редиска”. Юмора никто не оценил. В основе уголовного жаргона лежит язык офенский. Офени – это мелкие торговцы, ходебщики, каньчужники, коробейники, прасолы – все мелкие торговцы, ходившие по деревням с иконами, лубочными изделиями. Многие выражения, которые употребляли торговцы в качестве своего профессионального сленга, дошли до наших дней. Например, хилять – гулять, клевый – хороший, хилый – плохой, лох – мужик. Уголовный жаргон вобрал в себя слова из профессионального языка моряков, людей других профессий, представители которых жили достаточно замкнутой группой.

Почему так распространен уголовный жаргон? Во-первых, он эмоционален, во-вторых, ироничен, в-третьих, экспрессивен, в-четвертых, дает точные и емкие определения, в-пятых, деперсонализирует личность, в-шестых, облагораживает неблаговидные поступки, в-седьмых, придает динамизм речи, в-восьмых, позволяет достичь двоемыслия, в-девятых, укорачивает, упрощает речь, придает ей шаблонность.

Уголовный жаргон часто отождествляли с воровским. Видимо, так оно и было, когда он зарождался и служил языком конспирации и профессионального общения. Уголовный жаргон чрезвычайно легко распространяется в молодежной среде. Негативным эффектом упомянутого мной фильма “Джентльмены удачи” стало широкое распространение жаргона даже в детских садах. Уголовный жаргон сходен с молодежным сленгом и также чрезвычайно распространен. Многие журналисты и политики разговаривают на нем, сами того не замечая. Уголовный жаргон – это условный язык, который используется для того, чтобы:

1) выделиться;

2) в целях конспирации;

3) проводить иерархическую диагностику;

4) обслуживать преступную деятельность;

5) сохранять традиции криминальной субкультуры социальной общности;

6) в дальнейшем осуществлять криминальную профессионализацию.

По его распространению можно изучить развитие преступности. Кроме того, уголовный жаргон является важным средством изучения личности и групп преступников.

Структура уголовного жаргона:

1) выражения и термины одновременно употребляются в молодежном и уголовном жаргонах;

2) выражения, употребляемые несколькими криминальными группами (воры-карманники, рэкетиры, проститутки);

3) военно-уголовный жаргон;

4) жаргон тюрем и зон;

5) элитарная преступная среда – язык мафиози и коррумпированных элементов.

В.Н. Кудрявцев правильно утверждает, что “преступная субкультура – не экзотический элемент современных нравов, а опасное социально-психологическое явление, способное самым отрицательным образом воздействовать на многие стороны общественной жизни”[21]. Усилия криминологов должны быть направлены, в том числе, на разрушение основ криминальной субкультуры. Как правильно говорил знаменитый сыщик В.Ф. Чванов, “трудным мальчикам надо знать, что «воровской дружбы» не существует, что «воровской романтики» нет. Пусть знают ребята, что наступает время, когда самые отпетые преступники разочаровываются в этой лжеромантике”[22].

Таким образом, криминальная субкультура не является частью общей культуры, а является ее антиподом, паразитирует на ее достижениях, превращая действительно культурные ценности и достижения человечества в их суррогат. Более правильно криминальную субкультуру следует называть девиантной субкультурой. Девиантная субкультура развивается параллельно официальным правилам и нормам, она является как бы тенью официальной культуры. Следовательно, сама постановка вопроса о криминальной субкультуре является не более чем попыткой заретушировать действительную проблему проникновения криминального образа жизни в повседневную действительность. Я называю это ползучей криминальной девиантной культурной революцией.

Сама криминальная субкультура нередко преподносится как образец честного отношения к людям, в отличие от официальной культуры, которая пронизана духом цинизма и лицемерия. При этом упускается из виду тот важный факт, что в уголовном мире понятие честности не существует. Честность может быть применима преступниками только к самим себе, в том смысле, что они знают, что нарушают закон. Сама честность как некая абстрактная категория понимается в криминальном мире как способ выжить в конкретной ситуации. Криминальная субкультура паразитирует на общечеловеческих нормах: чувство гражданского долга подменяется понятием долга воровского, товарищество – круговой порукой, дружба – преданностью воровской группе.

Криминальная субкультура рассматривается как обработанная преступным миром под себя система человеческих ценностей, духовных, интеллектуальных, материальных, эстетических, противопоставляемая общечеловеческим сокровищам и оценкам. Выделяется многоуровневый состав криминального правосознания: нигилизм, негативизм, легкомыслие, небрежность, позитивизм, безразличие, пренебрежение. Существуют уровни криминальной субкультуры ― общества, социальной группы, индивида. Функции криминальной субкультуры: связующее звено предпреступного и преступного поведения; регулятивная; механизмы самоутверждения, интеграции, психологической защиты; искажения общественного сознания, расшатывания добропорядочности населения; транслирования преступного опыта из поколения в поколение; блокирования процесса социализации молодежи, настроя его в криминальном направлении; создания положительного имиджа некоторым категориям преступников; формирования общественного мнения. Содержание криминальной субкультуры: «законы» криминального мира, стратификация профессиональных преступников, осужденных; средства коммуникации: жаргон, криминальные клички, татуировки, тайнопись, фольклор,жесты, граффити, символы, язык одежды, игры. Причины и условия, как внутренние, так и внешние, относительно мест лишения свободы ― те факторы, которые действуют внутри системы изоляции, являются внутренними причинами, если они порождают, питают криминальную субкультуру, или внутренними условиями, если они создают благоприятную почву или, наоборот, препятствуют действию внутренних причин; внешние причины относятся к факторам, функционирующим вне мест лишения свободы и на них влияющим, причем порождающим, подпитывающим криминальную субкультуру, являющимися ее источниками, а те обстоятельства, которые извне им содействуют или замедляют, снижают эффективность, относятся к внешним условиям.

 

 

 

Заключение.

Информация о работе Криминальная субкультура как фактор, обуславливающий преступность