Следственный эксперимент

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 10:32, доклад

Описание работы

В большинстве случаев для проведения следственного эксперимента необходим выезд в определенное место. Деятельность следователя по прибытии на место касается не только организационных и тактических вопросов.

Работа содержит 1 файл

Значение уголовной статистики для исследования преступности.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

Иной порядок (через посыльного, путем личного  вручения повестки, по телефону) допускается, если вызов через законных представителей может воспрепятствовать получению правдивых показаний или необходимо обеспечить немедленную явку несовершеннолетнего и т.п.

В ходе подготовки к допросу несовершеннолетнего  следователь обязан выполнить комплекс мероприятий, направленных на обеспечение оптимальных условий производства допроса.

1.         Решить вопрос о месте допроса несовершеннолетнего. По общему правилу несовершенно летние допрашиваются в месте производства следствия, а по усмотрению следователя — в месте нахождения несовершеннолетнего. Определяя место допроса несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего, следует исходить из того, что подросток в возрасте 14-16 лет может быть допрошен в кабинете следователя, так как официальная, деловая обстановка в сочетании с разъяснением следователя о необходимости рассказать все, что подростку известно по делу, подчеркивает важность

происходящего и настраивает на дачу полных и  правдивых показаний. Для допроса  малолетних свидетелей и потерпевших  следует избирать иное место, более ему привычное (школа, дом, дошкольное воспитательное учреждение). Иногда допрос целесообразно производить на месте, где подросток наблюдал событие (факт, явление), по поводу которого ему предстоит давать показания.

Несовершеннолетний  обвиняемый и подозреваемый допрашиваются в рабочем кабинете следователя либо в следственном изоляторе, если несовершеннолетний задержан или заключен под стражу. Допрос в официальной обстановке необходим для того, чтобы обвиняемый или подозреваемый не воспринял допрос как увещевательную беседу.

2.         Определить день и время допроса. Допрос несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего должен быть произведен как можно быстрее после восприятия им обстоятельств, связанных с событием преступления. Это обусловлено тем, что восприятие несовершеннолетнего, если наблюдаемое им событие (факт, явление) не имеет для него резкого эмоционального значения, поверхностно, и поэтому образы (представления), запечатленные в его памяти, быстро стираются под влиянием новых восприятий. Кроме того, актуальность своевременного допроса состоит в том, что несовершеннолетние (особенно малолетние) довольно легко поддаются преднамеренному и не преднамеренному внушению, в результате чего могут незаметно для себя подменить собственное восприятие высказываниями других лиц, с которыми они общались до допроса. Если в результате сильных переживаний от увиденного (услышанного) у несовершеннолетнего наступила психологи ческая затороможенность, то допрос следует отложить до тех пор, пока несовершеннолетний сможет давать показания.

Дата допроса  несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого определяется с  учетом сроков, установленных для  производства допроса.

Устанавливая  время явки несовершеннолетнего  свидетеля или потерпевшего на допрос, следователь должен учитывать особенность их психики и планировать свое рабочее время таким образом, чтобы подросток не ожидал в коридоре вызова на допрос. Следует также иметь в виду, что допрос не может длиться непрерывно более 4 часов (ч. 2 ст. 187 УПК РФ).

Время допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого необходимо планировать с учетом требований ч. 1 ст. 425 УПК РФ, согласно которой «допрос несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день».

3.         Получить информацию о личности несовершеннолетнего. Для установления психологического контакта и определения тактики допроса несовершеннолетнего необходимо выяснить: отнощение к сверстникам (чувство товарищества, чуткость, безразличие, неприязненные отношения и т.п.), черты характера (упрямство, лживость, конформизм и др.), круг интересов и увлечений, а также иные данные, относящиеся к социально-демографической и нравственно-психологической характеристикам несовершен-нолетнего. С этой целью необходимо тщательно изучить материалы

уголовного дела с точки зрения извлечения указанных  сведений, а также допросить законных пред ставителей несовершеннолетнего, педагогов и других лиц.

4.         Определить круг участников допроса. Согласно ч. 1 ст. 191 УПК РФ допрос потерпевшего или свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению следователя и допрос потерпевшего и свидетеля в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет проводятся с участием педагога.

При допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля вправе присутствовать его законный представитель.

С особой осторожностью  следует подходить к решению  вопроса об участии в допросе  несовершеннолетней потерпевшей по делу о половом преступлении ее родителей. Тяжелые переживания потерпевшей, связанные с насилием, усугубляются тем, что она вынуждена в присутствии родителей давать показания о совершенном насилии. Учитывая деликатность ситуации, следователь (желательно чтобы это была женщина) должен выяснить мнение потерпевшей относительно участия в допросе кого-либо из ее родителей.

В допросе несовершеннолетнего  подозреваемого и обвиняемого участвует  защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса  знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей (ч. 2 ст. 425 УПК РФ).

В допросе несовершеннолетнего  подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. Следователь обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса й делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе (ч. 3-5 ст. 425 УПК РФ).

Подход к приглашению  педагога для участия в допросе  несовершеннолетнего должен быть дифференцированным. Допрос малолетних целесообразно производить с участием педагога, работающего в дошкольном воспитательном учреждении, или преподавателя начальных классов, а допрос учащихся младших и старших классов — с участием педагогов, преподающих в соответствующих классах.

В каждом конкретном случае следователь должен решить вопрос о том, какого педагога — знакомого или незнакомого допрашиваемому, следует пригласить для участия в допросе. Если между несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым и преподавателями учебного заведения, где он обучался или обучается, сложились неприязненные отношения, то участие кого-либо из них в допросе может привести к осложнениям в установлении психологического контакта с допрашиваемым. Поэтому до начала допроса целесообразно разъяснить подозреваемому или обвиняемому порядок допроса и выяснить, в присутствии какого педагога— знакомого или незнакомого— он предпочитает давать показания.

По делам о  половых преступлениях следователь  должен принять меры к тому, чтобы в допросе принимал участие педагог того же пола, что и допрашиваемый. Стеснение, которое испытывают несовершеннолетние в ходе такого допроса в присутствии лиц другого пола, может не только отрицательно отразиться на полноте показаний, но и причинить им моральную травму.

В соответствии со ст. 426 УПК РФ законные представители  несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого допускаются к  участию в уголовном деле на основании  постановления следователя с  момента первого допроса несовершеннолетнего  в качестве подозреваемого или обвиняемого. При допуске к участию в уголовном деле им разъясняются права, предусмотренные ч. 2 ст. 426 УПК РФ. Таким образом, до начала допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого следователь обязан решить вопрос о том, кто из числа лиц, указанных в п. 12 ст. 5 УПК РФ, должен быть допущен к участию в уголовном деле в качестве законного представителя. Принятое решение излагается в постановлении, содержание которого установлено Приложением 59 к УПК РФ.

В постановлении  должны быть указаны, в частности, основания допуска к участию в уголовном деле законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) и кто конкретно (с указанием фамилии, имени, отчества и даты рождения) допускается в качестве законного представителя.

Постановление под расписку объявляется лицу, допущенному  к участию в д«ле в качестве законного представителя.

Одновременно  законному представителю разъясняется, что он вправе:

знать, в чем  подозревается или обвиняется несовершеннолетний;

присутствовать при предъявлении обвинения;

участвовать в  допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, а также с разрешения следователя — в иных следственных действиях, производимых с его участием и участием защитника;

знакомиться с  протоколами следственных действий, в которых он принимал участие, и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в них записей;    :

заявлять ходатайства  и отводы, приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора;

представлять  доказательства;

по окончании  предварительного расследования знакомиться  со всеми материалами уголовного дела, выписывать из него любые сведения и в любом объеме (ч. 2 ст. 426 УПК  РФ).

В последующем  законный представитель может быть отстранен от участия в уголовном деле, если имеются основания полагать, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Об этом следователь выносит постановление. В этом случае к участию в уголовном деле допускается другой законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого (ч. 4 ст. 426 УПК РФ).

5.         Побеседовать с участниками предстоящего допроса.  В  ходе беседы  целесообразно:

а)         разъяснить участникам допроса их роль в  допросе  и  предусмотренные  законом  права;

б)         выяснить особенности психологии допрашиваемого; в) выяснить характер взаимоотношений не

совершеннолетнего с другими участниками производства по уголовному делу; г) предупредить участников допроса о недопустимости постановки допрашиваемому наводящих вопросов и высказывания в адрес допрашиваемого нравоучений и критических замечаний по поводу его поведения и содержания показаний, пререканий между собой и других действий, которые могут осложнить обстановку на допросе.

При наличии  данных о том, что несовершеннолетний (малолетний) свидетель или потерпевший  неконтактен с посторонними, его  родителям или педагогу можно  поручить постановку определенных вопросов в присутствии следователя.

Составить план беседы с допрашиваемым в подготовительной стадии допроса. Следователь должен очень серьезно относиться к подготовительной стадии допроса, так как в ней берет начало психологический контакт между ним и допрашиваемым. При всей своей неопытности несовершеннолетние тем не менее тонко чувствуют фальшь. С учетом этого следователь в ходе подготовки к допросу должен определить круг интересов и увлечений несовершеннолетнего и проявить к ним искренний интерес с тем, чтобы беседа не оказалась вымученной, тягостной и потому не способствующей установлению психологического контакта.

Составить тан  допроса несовершеннолетнего. При  составлении плана допроса необходимо тщательно продумать формулировки вопросов, которые предстоит задать допрашиваемому. Вопросы должны быть понятны и недвусмысленны. Недопустима постановка наводящих вопросов. Для того чтобы интересующие следователя вопросы не оказали на допрашиваемого внушающего воз действия, их не следует выделять среди «нейтральных» вопросов изменением интонации, повышением или понижением тона, сопровождением вопроса жестами и т.п.

Подготовить средства фиксации показаний. Для фиксации показаний, помимо бланков протокола допроса, могут применяться технические средства фиксации. До начала допроса следует проверить не только их наличие, но и готовность к фиксации показаний, для того чтобы не пришлось приводить в рабочее состояние во время допроса.

Процессуальный  порядок допроса несовершеннолетних в основном не отличается от порядка допроса взрослых, за исключением того, что свидетели и потерпевшие, не достигшие 16-летнего возраста, не предупреждаются об уголовной ответственности за отказ от отдачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. При разъяснении процессуальных прав несовершеннолетнему свидетелю и потерпевшему следователь указывает им на необходимость говорить правду (ч. 2 ст. 191 УПК РФ).

Личность допрашиваемого удостоверятся путем предъявления документов лично допрашиваемым, либо это делают участвующие в допросе законные представители, которые сообщают следователю необходимые анкетные данные и дают пояснения о взаимоотношениях несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего с подозреваемым или обвиняемым.

На подготовительной стадии допроса, как уже отмечалось, следователь должен установить психологический контакт с допрашиваемым.

Информация о работе Следственный эксперимент