Теория предупреждения преступности. Криминологическое прогнозирование и планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 22:27, контрольная работа

Описание работы

Еще на ранних этапах своего существования человечество осознало, что сдерживать преступность только с помощью наказания нельзя.
Возникло понимание, что рациональнее предупредить преступление, чтобы не быть вынужденным наказывать за него.

Содержание

Введение……………………………………………………….…………………..3
1. Теория предупреждения преступности. Понятие, цели и задачи……….…..6
2. Система предупреждения преступлений и ее функции………………….…..8
2.1. Объект профилактики преступности…….……………………………...…11
2.2. Субъекты профилактики преступности……………………….…..…...….13
2.3. Меры предупреждения преступности……………...…………………..….18
3. Криминологическое прогнозирование и планирование……………...…….22
Заключение……………………………………….…………………………....…25
Список литературы…………………………………………………………...….28

Работа содержит 1 файл

Контр. Кислякова.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

5.      Лица, в отношении которых   осуществляется контроль за   соблюдением установленных в соответствии с законодательством ограничений;

__________________________________________________________________

1 Криминология: учебник для ВУЗОВ, издание второе, переработанное и дополненное/под ред. В.Д. Малкова - ЗАО "Юстицинформ", 2006 – c. 15

6.      Лица, замышляющие совершение  преступления, осуществляющие   приготовление к нему и покушение на преступление;

7.      Лица, привлекаемые к ответственности за совершение преступлений;

8.      Лица с виктимным поведением.1   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

__________________________________________________________________

1 Криминология: учебник для ВУЗОВ, издание второе, переработанное и дополненное/под ред. В.Д. Малкова - ЗАО "Юстицинформ", 2006 – c. 62-63.

2.2. Субъекты профилактики преступности.

Классификация указанных субъектов профилактики преступлений может быть осуществлена по различным основаниям. Их можно разделить на три следующие группы. Первая – те субъекты, которые непосредственно ведут индивидуальную профилактику. Ко второй группе относятся субъекты, осуществляющие профилактику в ходе выполнения своих контрольных и правоохранительных функций. Третью группу составляют субъекты, занятые преимущественно руководством или координацией деятельности по предупреждению преступлений. Субъекты профилактики действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом.

Субъекты предупреждения преступлений обязаны действовать в рамках своей компетенции, установленной законом. Характер компетенции (наличие властных или рекомендательных полномочий, их специализация) также может служить основанием для классификации и структур субъектов профилактики преступлений. Их можно различать и по ведомственной принадлежности, профессиональной специализации, территориальным границам деятельности. Имея в виду все сказанное, рассмотрим характеристики субъектов по предложенным выше трем группам.1

1. Субъекты непосредственной профилактики преступлений.

Семья – первичная ячейка общества, в которой человек формируется как личность. Семья, особенно на ранних этапах развития личности (несовершеннолетние, молодежь), играет решающую роль в предупреждении преступлений. Семья – это своеобразное микрогосударство, где действует своя система воспитания, убеждения и наказания, предупреждения антиобщественных проступков. Общество должно быть заинтересовано в позитивном воздействии семьи на свое развитие, а не только вести борьбу с “

______________________________________________________________________________________

1 www.allpravo.ru

неблагополучными семьями”. Чем больше будет создаваться материальных, культурных и других возможностей для нормального функционирования семьи, тем выше будет уровень предупреждения преступлений.

Семья может эффективно предупреждать, а неблагополучная семья порождать преступность, хотя такое прямое сопоставление может содержать и исключения.

Почти половину пострадавших от насильственных преступлений составляют жертвы так называемой бытовой преступности.

Другим первичным звеном общества, в котором решаются его человеческие проблемы, являются трудовые и учебные коллективы. В них также может вестись непосредственная индивидуальная и специализированная профилактика, особенностью которой является использование особенностей трудового процесса как формы воспитания человека. Нельзя не отметить, что нынешняя идеология выбивания прибыли любой ценой значительно принижает роль труда как средства воспитания человека.

Обязанности непосредственного предупреждения в пределах их компетенции возлагаются и на правоохранительные органы.

Особенно это относится к работникам милиции, которым чаще других приходится сталкиваться с лицами, ведущими антиобщественный образ жизни. Органы милиции обязаны не только пресекать подобное поведение, но и не допускать перерастания его в преступление. Непосредственная профилактика преступлений – первейшая обязанность органов милиции. По степени выполнения указанной обязанности можно судить об эффективности ее работы.

 2. Субъекты, осуществляющие профилактику преступлений при выполнении правоохранительных функции.

.

К системе правоохранительных органов, в первую очередь, относятся: суд, прокуратура, органы внутренних дел.

Суд. По уголовным делам суд в соответствии со своими задачами и процедурами, установленными уголовно-процессуальным законом, обязан не только постановить приговор и решить судьбу дела, но и выяснить причины преступления, условия, способствующие его совершению, и принять меры к их устранению. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 118) правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Прокуратура. Суть правоохранительной деятельности прокуратуры состоит: в осуществлении надзора за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов; принятии мер, направленных на устранение их нарушений и привлечение виновных к ответственности; в осуществлении уголовного преследования.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности прокуратура осуществляет надзор: за исполнением законов местными представительными органами, органами исполнительной власти, управления и контроля, юридическими лицами, общественными объединениями, должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; за исполнением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, за исполнением законов органами военного управления, воинскими частями и учреждениями. В свою очередь охрана прав граждан становится особо важной функцией прокуратуры в условиях стремления к правовому государству. Осуществляя эти функции, прокуратура обязана восстанавливать нарушенную законность, опротестовывать незаконные решения, возбуждать в отношении нарушителей законности дисциплинарное, административное, материальное или уголовное производство. Эти задачи могут быть полностью выполнены только тогда, когда прокуратура установит причины нарушения законности и примет меры к их устранению. Особенность надзорной деятельности прокуратуры выражается и в том, что она не только сама осуществляет профилактические меры, но и побуждает другие государственные и общественные структуры к ведению предупредительной деятельности.

Органы внутренних дел. Ведут большую по объему, многообразную по своей направленности и функциональному назначению деятельность. Они сохраняют общественный порядок, выполняют оперативно-розыскные функции по обнаружению, предупреждению и раскрытию преступлений, осуществляют производство дознания, предварительного следствия, а также организуют исполнение наказания. На них возложено осуществление как индивидуальной, так и специализированной криминологической профилактики.

В структуре органов внутренних дел восстанавливаются подразделения, занятые непосредственно профилактикой преступлений (соответствующие отделы, инспекции по делам несовершеннолетних и др.), а также структуры, ведущие профилактику преступлений в ходе выполнения ими правоохранительных или административных функций. Но пока они на перепутье, так как решительно изменяются социально-экономические отношения в стране, а новых норм работы органов внутренних дел не найдено. Ведутся поиски реформы органов внутренних дел.

Для выполнения своих функций органы МВД используют административные, оперативно-розыскные, уголовно-процессуальные и другие средства.

3. Субъекты, осуществляющие руководство профилактикой преступлений. В течение длительного периода руководством и координацией профилактики преступлений занимались партийные органы и, в меньшей степени, хотя это должно было быть одной из основных сфер их деятельности, Советы народных депутатов. Координация предупредительной деятельности возлагалась на прокуратуру.

В настоящее время эта система разрушена. Правоохранительные органы остались, образно говоря, один на один с преступностью, да еще в условиях острейших политических и социальных противоречий, разрушения законности, пренебрежения правовыми принципами и правового нигилизма.

Но при всем этом очевидно, что организацией профилактики преступлений обязаны заниматься местные органы власти и самоуправления. Так или иначе, они придут к этому.

Местные органы власти призваны разрабатывать и организовывать исполнение комплексных планов предупреждения преступлений, а исполнительные и распорядительные органы – осуществлять непосредственное руководство деятельностью государственных органов и общественных организаций по борьбе с преступностью на своей территории. На каждом депутате местных представительных органов власти в соответствии с законодательством о его статусе лежит обязанность активно участвовать в предупреждении правонарушений.1

 

 

 

 

_______________________________________________________________________________________________________

1   www.pravoznavec.com.ua

2.3. Меры предупреждения преступности.

Система мер предупреждения преступности, как и понятийный аппарат, является не менее разнообразной, хотя по своей природе все многообразие мер воздействия можно свести к двум методам – стимулирования и ограничения.

В зависимости от оснований и целей исследования, меры предупреждения могут быть классифицированы следующим (но не исчерпывающим) образом:

1. По уровню: общесоциальные, специально-криминологические, индивидуальные;

2. По масштабу: общегосударственные, региональные (на отдельном объекте), в отношении группы лиц:

3. По содержанию: политические, экономические, социальные, культурно-воспитательные, организационно-управленческие, технические, правовые и т.д.;

4. По механизму воздействия: меры стимулирования, меры наказания, меры восстановления и меры защиты (безопасности);

5. По субъекту воздействия: меры, осуществляемые органами всех отраслей власти; меры, реализуемые отдельными органами, организациями, учреждениями; меры, осуществляемые отдельными гражданами;

6. По объекту: меры предупреждения корыстной, насильственной, экономической, профессиональной, организованной преступности, преступности несовершеннолетних, женщин и т.д.;

7. По отрасли законодательства, регламентирующего меры предупреждения: конституционно-, административно-, гражданско-, уголовно-правовые, а также гражданско-, административно-, уголовно-процессуальные.

Социальные меры предупреждения преступности характеризуются как меры, направленные на искоренение причин преступности и склонности людей к правонарушениям. Они могут быть адресованы населению в целом либо отдельным его категориям, составляющим группы риска. В руководстве также были выделены шесть наиболее важных направлений социальной политики, влияющих на состояние преступности в обществе:

– политика планирования городских и сельских районов и, в частности, политика ликвидации трущоб, управления размещением; проблема бездомности; проектирование, предусматривающее места общественного пользования и торговли; взаимосвязь между предоставлением жилья, местом работы и наличия транспорта;

– политика занятости и, в частности, политика, связанная с ликвидацией безработицы и созданием рабочих мест;

– политика в области образования, включая детей дошкольного возраста;

– семейная политика;

– молодежная политика, включая создание условий для отдыха, проведения досуга и занятия культурой;

– политика в области здравоохранения и, в частности, борьбы с наркоманией и алкоголизмом.1

__________________________________________________________________

1 Прогнозирование и планирование борьбы с преступностью / Есберген Алауханов. Криминология. Учебник. – Алматы. 2008./ www.allpravo.ru
 

 

Внутри системы специально-криминологического предупреждения преступлений отчетливо просматриваются различия между мерами неперсонифицированного характера, направленными на устранение криминогенных факторов, и индивидуализированными мерами, адресованными конкретным лицам. В связи с этим совершенно обоснованной представляется дифференциация специально-криминологического предупреждения преступлений на общее и индивидуальное.

Общее предупреждение - это деятельность, направленная на выявление и устранение объективных внешних причин, порождающих преступления, и условий, способствующих их совершению. Она реализуется при активном использовании социальных, экономических, политических, правовых и других антикриминогенных факторов.

Индивидуальное предупреждение преступлений (индивидуальная профилактика) - это деятельность государственных и негосударственных органов, организаций и их представителей по выявлению лиц, от которых, судя по их поведению, можно ожидать совершения преступления, оказанию воздействия на них и окружающую их среду с целью позитивной коррекции поведения этих лиц, ликвидации либо нейтрализации криминогенных факторов, действующих в данной среде.1

Информация о работе Теория предупреждения преступности. Криминологическое прогнозирование и планирование