Библия. Маргинал

Автор: Василиса Козина, 08 Декабря 2010 в 10:08, реферат

Описание работы

Религия евреев-иудаизм-одна из немногих национальных религий древнего мира. В общей истории религий иудаизм сыграл чрезвычайно большую роль, т.к. вошел весьма существенной частью в состав христианства и ислама - двух крупнейших современных мировых религий. Иудаизм называют также религией Моисея,Моисеевым законом по имени легендарного законодателя евреев.Огромно количество посвященных ей сочинений.Для верующих евреев и христиан,особенно для католического и православного духовенства, основная священная книга евреев -Библия остается отнюдь не историческим источником, а предметом веры и преклонения, непререкаемым авторитетом,книгой,написанной по вдохновению святого духа. Это не одно сочинение,а большое количество разных литературных призведений.Согласно традиции,они делятся на три большие группы.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………………..3
2. Происхождение и состав Библии. Отношение к Библии различных религиозных направлений……………………………………………………………………………5
3. Историческое содержание Библии…………………………………………………....6
4. Мифы и сказки в Библии………………………………………………………………7
5. Медицинские материалы………………………………………………………………7
6. Религиозные тексты и предписания…………………………………………………..8
7. Противоречия в Библии………………………………………………………………..9
8. Общеизвестны новозаветные противоречия…………………………………………9
9. Чудеса и пророчества в Библии……………………………………………………….10
10. Апостольские послания………………………………………………………………..12
11. Маргинал………………………………………………………………………………..13
12. Феномен маргинальности в культуре…………………………………………………14
13. Список литературы……………………………………………………………………..16

Работа содержит 1 файл

Библия.docx

— 42.81 Кб (Скачать)
">Историческое  содержание Библии

В Библии содержатся материалы исторические. Это книги  Иисуса На-вина (весьма относительно) и  Судей, книги Царств и Паралипоменон, частично книги пророков Исайи, Иеремии, Иезекииля, некоторых малых пророков, книги I Ездры, Неемии и три Маккавейские. Кое-что для истории дают и  некоторые другие книги — Пятикнижие, Псалмы и т. п. Но здесь везде следует  помнить, что все эти книги  не летописи, не исторические записи, а  многократные переработки исторических источников и преданий религиозными деятелями древних евреев - пророками  и жрецами, составленные с утилитарной целью закрепления и возвеличения определенных религиозных представлений. Отсюда пристрастность этих документов, явно фальсификаторские элементы в них, искажение исторической перспективы, анахронизмы и т. п.

Пример. Важными  историческими деятелями в истории  древних евреев были царь Саул, царь Иеровоам II и некоторые другие. Но они были политиками-реалистами и  не потакали жрецам культа Яхве. Поэтому  они всячески поносятся и принижаются. Цари Давид и Соломон не отличались чистоплотностью и моралью в  личной жизни, были свирепыми эксплуататорами  своих и окрестных народов, но всецело поддерживали религию и  культ Яхве, и потому Библия их представляет как образцы святости, величия  и благочестия.

Второй пример. Анализ I-III книг Царств показывает, что  культ Яхве в описываемую ими  эпоху только начал выделяться из древнееврейского генотеистического  политеизма племен, а Библия составлена так, что якобы евреи к описываемой  эпохе (X—IX вв. до н. э.) уже чуть ли не полтысячелетия были последовательными  монотеистами, поклонниками единого  бога Яхве.

Таким образом, при сравнительном изучении, привлекая  разные материалы, можно выделить историческое зерно из отдельных книг Библии. Библия тогда становится важным историческим документом.

Если к этим же материалам обращается заранее умиленный  их „божественным" происхождением рядовой неподготовленный человек  — верующий, эти книги и материалы  безнадежно запутают его и укрепят  в грубых суевериях и антиисторических представлениях.

Мифы  и сказки в Библии

Библия включает большое количество древних сказок и мифов. Сюда должны быть отнесены и первые 11 глав книги Бытия, и  мифы о родоначальниках еврейского народа -„патриархах" Аврааме, Исааке, Иакове и его 12 сыновьях, и мифы о  „законодателе" Моисее, пребывании евреев в Египте, в пустыне Синайской, и мифы о вторжении евреев в  Палестину и многие другие

Для ученого-исследователя  эти мифы, как и любые древние  памятники истории человеческого  общества, дают важные данные о связях евреев с окружающими народами. Ведь далеко не случайное обстоятельство, что космогония и антропогония евреев отчетливо восходят к халдейским мифам, сказания о потопе и столпотворении имеют корнем своим вавилонские  литературные памятники и историю  Мифы о патриархах рисуют картины  быта древнего родового строя. Миф об убийстве Каином Авеля рисует с позиций  кочевников-скотоводов возникновение  конфликтов между скотоводами и  земледельцами.

Медицинские материалы

Есть в Библии медицинские и санитарно-гигиенические  предписания древних лет, свидетельство  чисто человеческого характера  Библии. Они порождены не всеведением  небес, а соответствующим уровнем  человеческого развития.

Например, глава 13 книги Левит, говоря о проказе, болезни, которую и в наше время  редко медицина излечивает, указывает  на существование излечимой и  неизлечимой форм. На деле оказывается, что под термином "цараат" (проказа) Библия разумеет накожные болезни: от чесоток и экзем до сифилиса и собственно проказы. Подобно этому в народе говорили в свое время умер "от живота", тогда как медицина сегодня различает десятки желудочных заболеваний.

Откровенным колдовством  оборачивается медицинско-гигиеническое  предписание, гласящее, что должен делать священник с человеком, исцелившимся от проказы, точнее, от какого-нибудь накожного  заболевания. Жрец должен заколоть жертву (барана) и помазать ее кровью „край  правого уха очищаемого", и  „большой палец правой руки его", и "большой палец правой ноги его". Затем, налив себе обязательно "на левую свою ладонь" елея, покропить  им "с правого перста своего семь раз" пред алтарем, а затем, помазав  те же места, которые мазали кровью, остальной елей возложить "на голову очищаемого", чтобы "очистить его  пред лицем господа" (Лев., 14: 24-29).

Такие же колдовские предписания знает и Новый  завет. В Послании Иакова (гл. 5, ст. 14-15) говорится, что больных пресвитеры должны помазывать елеем. Именно это  место Библии породило в православии  „таинство" елеосвящения, или соборования, с колдовскими помазывания-ми семью  иереями, семью помазками, по семь раз, ряда определенных мест больного смесью вина и растительного масла.

Некоторые предписания  вполне понятны как требования народной, человеческой чистоплотности тех времен и правил общежития. Так, во Второзаконии предписывается от имени бога всем израильтянам иметь в походе лопатку  и зарывать ею свои испражнения, чтобы  не загаживать стан.

Религиозные тексты и предписания

Религиозные тексты и предписания, содержащиеся в Библии, говорят не о славе божией, не о духовности божества, а о политике жрецов, кормившихся от алтаря; о  древней магии и суеверных  представлениях.

Так, в книге  Левит (главы 1 -7; бог личным откровением  Моисею дает предписание, какие приносить  ему жертвы. Не забывает он ни мясного (тельца, козла, барана, птицы), ни хлебного (хлебы, лепешки, каши, мука) , ни жиров (елей), не забывает требования посолить эту  пищу. Соль тогда была дорогим деликатесом. Не забывает о десерте (плоды).

Бог обеспечивает лучшими кусками своих поваров - жрецов-жерт-воприносителей. При этом бог насыщается - он обоняет "приятное благоухание" (Лев., 1: 17; 2: 12; 3: 5 и т. д.).

В книге Левит (гл. 19, ст. 19) встречаются религиозные  предписания чисто колдовского, магического свойства типа запретов — табу: „скота твоего не своди с  иною породою; поля твоего не засевай  двумя родами семян; в одежду из разнородных  нитей, из шерсти и льна, не одевайся".

В той же главе  этой книга (23-25) запрещается касаться первых трех Урожаев плодовых деревьев, четвертый предлагается отдавать отцам  духовным и только с пятого урожая разрешается начинать пользоваться плодами своих трудов. Нелепость  этих предписаний в комментариях не нуждается.  

Противоречия  в Библии

Для ученого  просто и понятно, что, написанная в  рабовладельческую эпоху, зафиксировавшая  мифы, документы и сказания общиннородового  строя, патриархальные и периода  восточных монархий-деспотий, Библия обязательно должна отражать и уровень  морали, этические нормы и представления  той эпохи, бытовые традиции и  т. п. Верующий же считает, что бог, как  источник морали, обязательно открывает  в Библии раз и навсегда одинаково  звучащие, вечные моральные принципы и законы.

Библия несет  в себе противоречия различных эпох и ошибки в отражении бытовых  и морально-этических норм, поскольку  создавалась она многими людьми и долгое время.

Приведем несколько  примеров библейских противоречий.

Мифы двух групп  еврейских племен — Яхвист и Элохист, которые легли в основу пяти первых книг Библии, - породили ряд противоречий в первых главах книги Бытие.

В одном месте (1:20-27) процесс творения жизни происходил в таком порядке: птицы и пресмыкающиеся, рыбы, животные, затем человек, причем мужчина и женщина одновременно.

А во второй главе (7-25) сначала был сотворен мужчина, затем животные и птицы и, наконец, женщина из ребра мужчины.

В одном варианте рассказа о всемирном потопе в  ковчег брали всякой твари по паре (7 : 14-16), а в другом варианте - нечистых по паре, а чистых по семи пар (7 : 1-3; 8:20).

Длительность  потопа также оценивалась по-разному: 40 суток (7:4, 11-12, 17; 8:6) и 150 суток (7:24).

В исторических книгах Библии (Судей, Царств, 1-2 Паралипоменон) встречается ряд подобных противоречий и ошибок. Так, длительность эпохи  судей на основании разных глав Библии определяется в 450 лет, 400 лет, 333 года. В  соответствии же с данными исторической науки, этот период длился около 200 лет.

Многочисленные  противоречия в моральных и бытовых  предписаниях объясняются различием  эпох, в которые они создавались.

Так, в Исходе (20: 5) сказано, что ответственность  за грехи (преступления) отцов несут  дети до третьего и четвертого рода. В другой книге (Иезскииль, 18: 20) за грехи  отвечает лишь душа согрешающая, она  умрет; сын не понесет вины отца.

Общеизвестны  новозаветные противоречия.

Какая родословная  Христа правильна?

У Матфея (1: 1-17) от Авраама 42 предка, а у Луки (3: 23-38) от Авраама 56 поколений предков и  в именах большие различия.

Где прошло детство  Христа?

Матфей (2: 20-23) называет Египет, куда родители Иисуса бежали сразу  из Вифлеема, где Христос родился, затем его семья вернулась  в Назарет.

Лука (2. 20-52) говорит  другое, первые 40 суток в Вифлееме, затем в Назарете, минимум до 12 лет.

Примеров противоречий и ошибок можно привести множество.

Чудеса  и пророчества  в Библии

В глазах верующего  самыми достоверными доказательствами "богодухновенности", божественной подоплеки Библии всегда были чудеса и пророчества "слова божия".

Историки и  этнографы прежде всего выделяют в Библии целую серию чудес, которые  следует отнести к странствующим  сюжетам, излюбленным темам древних  сказок и к типичным почти для  всех религий общечеловеческим типовым  мифам. Эго то, что Библия и творцы ее преданий вобрали и переняли из общечеловеческой сокровищницы сказок, мифов, легенд. Сюда, например, относятся  такие чудеса, как уничтожение  Илией Пророком посланных арестовать его отрядов при помощи молнии (4 Цар., 1). Сюда относится миф о  вошесении Илии на колеснице, запряженной  огненными конями (там же, 2). Эго  очень напоминает греческий миф  о боге солнца Гелиосе, разъезжающем по небу на колеснице.

Чудо пророка  Елисея с топором, упавшим в воду и всплывшим, когда Елисей бросил в реку щепку (4 Цар., 4), - это сюжет, известный в сказках десятков народов, в том числе и у  русских. Он родился, когда первые предметы из металла были большой ценностью, потеря их была чувствительным убытком, а люди в беде прибегали по невежеству своему к ведунам, знахарям, колдовским и магическим приемам, в данном случае к магии по сходству.

К этой же категории  чудес относятся многочисленные хождения по воде, как по суху, того же Илии (1 Цар., 2), Елисея (там же), Христа (Мф., 14, Мк., 6 и др.). Это сказочные  выражения мечты людей древности  о господстве над стихиями, о торжестве  человека над природой. Они имеют  бесчисленные параллели в мифах  и сказках самых разных народов. Сказки о насыщении Елисеем сотни (4 Цар., 4), а Христом тысяч людей  несколькими хлебами (Мк., 6 и др.), о чудесах с умножением продуктов  у людей, которым покровительствовали  пророки Илия (3 Цар., 17) и Елисей (4 Цар., 4), - родственны мечтам людей о  сытости, о „скатерти-самобранке". Характерно, что такие чудеса в  Библии приписываются всегда мифическим персонажам (Илия, Елисей, Христос), а  не заведомо историческим, реальным личностям. Там, где говорят летописи, чудеса отступают.

К странствующим  сюжетам относятся в легендах о Христе мифы о непорочном его  зачатии (благовещении) (Лк., 1) и вознесении (Лк., 24, и Деян., 1).

Мифы Ближнего Востока, греко-римской, индуистской  и буддийской религий пестрят  таинственными зачатиями богов  и героев и восхождениями богов  на небеса. Это все наивные мечты  древних людей об общении с  могучими „небожителями". Ведь если пути между небом и землей уже  проложены, можно надеяться, что  они откроются и для других.

Второй очень  типичной для Библии категорией чудес  являются чудеса естественные, как  их иногда называют. Здесь чуда, по существу, не было, а было естественное явление, поразившее в свое время воображение  людей, к тому же людей малопросвещенных. Полные изумления рассказы о нем  затем обрастали преувеличениями, попадали в песни, где гиперболизировались, приобретали форму абсолютно  сверхъестественных явлений.

Как установлено  наукой, в целом евреи никогда  не были в Египте и никогда из него не „исходили". Легенды об исходе и странствованиях по пустыням, по-видимому, влились в народную память из рассказов  небольшой группы евреев, которые  вместе с кочевыми племенами, известными под общим названием гиксо-сы („владыки чужеземных стран"), пришли в Египет; во время изгнания гиксосов попали к египтянам в плен, а  затем бежали. С этими воспоминаниями связаны рассказы о ряде "чудес". Египет, лежащий вдоль Нила, среди  пустынь, зависит от реки и пустыни. Здесь бывают различные стихийные  беды: дует хамсин - ветер, несущий пыль пустыни, когда днем становится темно  и „тьма" эта скрипит на зубах; бывают нашествия паразитов, саранчи, градобои, бывают эпидемии и эпизоотии, бывает зацветание воды, которая становится похожей на кровь и непригодной  для питья. Ее приходится фильтровать  землей, вырывая ямки вдоль берега недалеки от воды. Рассказывая об угнетениях и своих бедах в Египте, беглые евреи добавляли: „Ну и египтян  зато бог или боги не миловали" — и рассказывали, каких только бед на Египет не обрушивается. Переходя из уст в уста, эти рассказы оформлялись  в связную легенду о систематических  „казнях", которые посылал на угнетателей бог (см. Исх., 7-10). Случай фабрикации чуда из нсчуда находим  в книге Иисуса Навина (10). Евреи, деги пустынь и степей, плохи были в осаде городов, не хватало навыков  и техники. И вот, на их счастье, цари пяти ханаанских городов-царств вступили в коалицию и решили дать евреям сражение. Это степняков устраивало. Им надо было разбить и уничтожить врага в полевых условиях, чтобы  обескровленные города затем попали в их руки без большого сопротивления. Но битвы тогда прекращались ночью. И вот евреи страстно мечтали, чтобы им хватило времени Для  полной победы И времени на уничтожение  живой силы противника хватило. Отсюда пошли легенды, что бог удовлетворил мольбы и остановил солнце в его  дневном движении.

Информация о работе Библия. Маргинал