Увеселительный сады Санкт-Петербурга

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 21:31, реферат

Описание работы

Крупнейший культурно-исторический центр России – Санкт-Петербург был основан волей преобразователя Росси Петра Великого на землях, завоеванных Россией в результате 21-летней Северной войны.

Содержание

Введение 2
1. История возникновения увеселительных садов Санкт-Петербурга. 3
2. Заведение искусственных минеральных вод 9
3. Павловский вoксaл - первая «летняя» филармония 15
4. Сад «Аквариум» 18
Заключение 24
Список литературы 25

Работа содержит 1 файл

Увеселительные сады СПБ.docx

— 63.81 Кб (Скачать)

«Сад Излера» — в просторечии «Минерашки» — стал вскоре целым «городом увеселений», необычайно разветвленным и изумительно организованным. В этот комплекс, входила и сеть буфетов (маленьких ресторанчиков), с кухней по высшему разряду и по 200  наименований блюд и напитков в каждом. Чистота и порядок в саду соблюдались идеальные. У Излера имелась собственная полиция. Но если Излер и был на редкость талантливым организатором, то главная его заслуга касалась организации концертных выступлений. Тут он проявил недюжинное чутье, удивительный вкус, оборотливость.

Бросается в глаза огромное количество гастролеров, какого не знала концертная жизнь Петербурга прежде. Изобретательным антрепренером был Иван Иванович Излер. Это уже был не прежний руководитель, владелец частной труппы, организующий ее выступления там и тут, часто сам являющийся артистом этой труппы. Таковыми были в XVIII — начале XIX веков Дж.Локателли, А.Фоссано, Й.Мире, Ж.Астаритта. Да и среди не связанных с творчеством предпринимателей, таких, как, скажем, владелец театра на Царицыном лугу, купец К.Книппер, а тем более среди «простых» арендаторов театральных зданий — среди всех них Излер резко выделяется масштабностью своей деятельности и разносторонностью интересов. Помимо того, что он стал зачинателем «концертной индустрии», какую мы знаем теперь, он явил впервые тип антрепренера-предпринимателя широкого размаха (теперь бы его назвали менеджер, импресарио, продюсер).

Иван Иванович Излер умел держать нос по ветру, прекрасно знал вкусы публики, тонко чувствовал перемены в этих вкусах и умел реагировать на эти перемены.На эстрадах и концертных площадках сада выступило у него такое количество знаменитых, первоклассных артистов, оркестров, гимнастов, акробатов, фокусников, певцов, театральных коллективов, что и сейчас смотришь на афиши Сада Излера с завистью: тут цыганские хоры (Ильи, потом Григория Соколовых, Шишкина и многих других), бальные оркестры братьев Гунгль и Цезаря Пуни. Постоянными сотрудниками были дирижер и композитор Константин Лядов (дирижер императорской оперной труппы и отец композитора А.Лядова) и театральный художник и музыкант Федор Вальц (отец театрального художника Карла Вальца). Перечисление знаменитостей займет много страниц. Любопытно проследить и «драматургию» жанров в Заведении Излера. Поначалу там царствовали разрозненные номера — цирковые, вокальные, танцевальные. Выступали танцевальные оркестры. Популярностью пользовались садовые аттракционы с участием фокусников, канатоходцев.

Позже появляются театрализованные представления, дивертисмент как род  небольшого оперно-театрального спектакля. Летом 1851 года у Излера давались две оперы-интермедии С.С.Гулак-Артемовского, имевшие оглушительный успех, — «Украинская свадьба» и «Ночь накануне Ивана Купала», оркестрованные К.Лядовым и уже поставленные чуть раньше в Александринке. Однако у Излера оперные интермедии получили новую окраску и новое «наполнение» — в них по ходу действия вставлялись номера — украинские песни, пляски. В спектакле, помимо певцов-солистов, участвовали также ансамбли бандуристов, плясуны донских казачьих столиц. Исполнитель главной партии, певец Степан Карпенко-Поливода, то и дело прерывал сюжет вставной песней «Спить жiнка, не чуэ» и другими, вызывая бурю восторга у публики. Это придавало, как сейчас бы сказали, «эстрадный» оттенок спектаклю. Давались и другие тематические дивертисменты — «Белая ночь у Финского залива», «Воскресный праздник в селе Рыбацком на Неве», «Олимп на берегах Невы». Это уже к истории театра имеет самое непосредственное отношение. Как и к истории нашей эстрады. В дивертисментах, даваемых у Излера, в концертных «ассорти» на его площадках и подиумах эстрада оформлялась как вид искусства, а эстрадное представление — как единый, цельный жанр. Это были только первые ростки, но такие бурные, что сейчас о 60 — 70-х годах XIX столетия историки говорят как о расцвете отечественной эстрады. Однако когда заводят разговор об истоках, про Ивана Ивановича Излера, как правило, забывают.

Известность Ивана Ивановича Излерабыла огромна. В 1855 году дается большой праздник уже в пользу Излера под названием «Излериада».

В конце 1840-х годов Сад Излера посетил сам император Николай I — единственный за всю историю таких садов случай. Такова была слава Излера. Царь посмотрел несколько номеров открытой эстрады, скромно присев на скамейку, потом поблагодарил Излера «за те удовольствия, кои он доставляет публике своей деятельностью», и подарил ему 3000 рублей. Счастливый Излер по этому случаю велел угостить шампанским всех бывших тогда в саду посетителей.

Однако к  1857 году закончился срок аренды сада у Заведения Минеральных вод, и делом стали заправлять другие арендаторы. Ушел Иван Иванович, а следом за ним покинули сад и перебрались в находившийся неподалеку, на Аптекарском острове, увеселительный сад «Вилла Боргезе»: маэстро Пуни, Й.Гунгль, песенники В.Жукова, цыганский хор Петра Соколова (брата Ильи Соколова). А в 1859 году афиши известили, что в заведении на Аптекарском острове появился в качестве эконома и сам Иван Иванович Излер, который без излишней скромности называл себя «основателем общественных развлечений». Излер навел порядок и на «Вилле Боргезе».

Но энергия Ивана Ивановича била через край: вместе со знаменитым кондитером Т.Беранже он взял «под покровительство» еще и сад на Петровском острове.

А вот бывший «Сад Излера» между тем потерял популярность, пришел в упадок. Спустя лишь три года, в 1861 году, газета «Голос» констатировала полное запустение: «Многие ставят в укор, и не без основания, оставление в крайнем упадке строений заведения у Новой деревни, которые все — с мостовой по набережной, поломанные перекладины заборика и заколоченными наглухо дверями включительно — являют весьма печальный, уныние наводящий, вид…».

В том же году Излер вернулся к своему детищу. И в который раз выказал себя человеком тонкого чутья, улавливающим малейшие колебания во вкусах публики.Как опытный ресторатор, он предложил петербургскому зрителю еще не знакомое ему новое «блюдо» — так называемый «каскадный жанр» (французский канкан и шансон). «Каскадное направление», как известно, захлестнуло в 1860 — 70-е годы эстрады Петербурга — увеселительных садов, садов-Буфф, театриков при ресторанах. Излеру с его уникальным по организации предприятием удалось снова счастливым образом обойти ограничения «монополии императорских театров». Дело в том, что в 1862 году «сценические представления в столицах с разговорами и пением» были запрещены уже официально, специальным указом. Разрешались представления только с благотворительной целью. Либо если в нем участвовали иностранные артисты… Вот это-то и учел Излер. И хлынул в Петербург поток иностранных певцов, танцоров, куплетистов, актеров (немцев, французов). С легкой руки Излера, кстати говоря, и русские артисты начали брать себе иностранные имена и смело выходить на эстраду.

В русле увеселительных садов смогла существовать в Петербурге и частная театральная антреприза. У самого Излера, например, в 1869 году была поставлена оперетта «Перикола» Ж.Оффенбаха (через несколько месяцев после ее написания). Оперетта стала основным жанром в петербургских увеселительных садах. Но хочу напомнить и про дивертисменты, которые нередко являли собой драматические пьесы, сопровождаемые музыкой. Излер начал охотно предоставлять свои помещения в аренду частным труппам и театрам (чаще, конечно, музыкальным, прежде всего опереточным). Это уж позже в увеселительных садах появились драматические театры, театры пародий и прочее.

В начале 1870-х публика стала охладевать к «Минерашкам» — мода капризна. Излер пытался удержать интерес публики, в 1875 году построил в саду каменный театр в мавританском стиле — «Альгамбра». Там шли оперетты, те же дивертисменты. А летом 1876 года в саду вдруг случился пожар. Сад неожиданно загорелся сразу с четырех сторон. Сад Излера сгорел дотла. Иван Иванович не пережил удара и через несколько месяцев умер. Но оставил неоценимое наследство в виде опыта и замечательной — причем воплощенной — идеи «зрелищной индустрии».

 

  1. Павловский вoксaл - первая «летняя» филармония

 

Как известно, музыка в северной столице «лилась рекой» - во дворцах, в салонах, в гостиных, в аристократических  и купеческих домах.Однако не всегда этамузыка былаобщедоступной, причем, даже для привилегированных сословий.

С открытиемПавловскоговоксала – начинаетсяэпохаоткрытых «филармоний», так,вовсякомслучае,может быть охарактеризованозначениеПавловскакакцентрарусскоймузыкальной культуры.

Именно в Павловскмогпоехатьпростоиобывательза 85 копеекподжелезнойдороге и слушатьтам музыку целый день. Причем, Павловскийвоксалславился еще и гастрольнымиконцертамиевропейскихзнаменитостей, которыекроме элитных выступлений в императорскихдворцах и княжеских салонах и усадьбахдаваликонцерты для широкой публики и здесь.

Интересно, что в столицеглавнымконцертнымсезоном были пять недель строгогоВеликогопоста. Поскольку в эти дни не работалитеатры, не давалисьбалы (разве что благотворительные), не гремели музыкой танцевальные площадки,только приезжие знаменитости не давализаскучать петербургским меломанам в эти недели. Случалось, чтоколичествоконцертовдоходилодовосьмидесяти.

В январе 1835 годаНиколай I получаетзапискуотчешскогоинженерафонГерстнера, в которойрасписываютсянесомненныевыгодыгосударстваотпостроенияжелезнойдороги между столицей, ЦарскимСелом и Павловском. Крометого, в своейзаписке чех указывал, чтокромеэкономическихрезоновэтотпроектстанет «предприятием полезным для здоровья жителей столицы, будущей прогулкой всех, имеющих нужду в отдыхе.… В концедорогиустроитсяновоеТиволи, прекрасныйВоксал: онлетом и зимою будет служить сборнымпунктом для столичных жителей».

Специалисты – историки считают, что у этого чеха были далеко идущие планы по обустройству России железнодорожным сообщением, однако его замыслы не были полностью воплощены. Дал и этотпроект – Санкт-Петербург - ЦарскоеСело – Павловск- воспринималсяболеекакзабава и аттракцион, которыйможет принести быстрый доход. По идее – весь проект был даньюмоде.

Вначале сам воксал состоял  из нескольких помещений: круглая прихожая, обеденный зал, залы для балов  и концертов, два зимних сада и  два флигеля с 40 номерами для приезжих. Вокругвоксалабылакруглаягалерея «для потребления в летнее время».

Центральныйзал был отведёнподресторан, которымвладел известный предпринимательКулон, позжеонстанетхозяином «Европейской» гостиницы.Время обедасопровождалосьвоенныморкестром, он же обслуживал вечерние танцы. Самвход в воксал был бесплатным, нопосещениетанцевобходилось в 5 рублей.Военныйоркестрисполнялтогдашний шлягер «ПароваямузыкаЛокомотив», нотыкоторого были раскупленымгновенно для личногопотребления.«Севернаяпчела» такжевключилась в рекламупроекта, превознося и кухню, и вино, и прелести вальса. В Павловске гремели праздничные фейерверки, давалисьбалы «без особойплатызавход», все мероприятия были изящно и торжественноиллюминированы. Ноглавнымбыла, конечно, музыка.К организациипрограммподходили уже грамотнее – легкие пьесы чередовались с серьезными произведениями, хотяправлениепостоянноискалоименноновыеразвлечения. Так, были приглашенымосковскиегости – именитый хорцыган, тирольскийхор, пиренейские горцы; из Европы – венский бальныйоркестрподуправлениемдирижёраИ.Германа.Ставканагромкиеимена, несомненно, делаласвоюработу, публикавалила в Павловск, a газеты трубили славу.

Однако «роковой» успех пришел, когда в Павловск был приглашёнтогдашнийкорольвальсов – ИоганнШтраус. Интересно, чтомаэстро был приглашёнвначаленаодинсезон, но в итогепровёл в России 10 лет.«Реформам», которыеосуществил здесь Штраус, Павловск и обязансвоимзванием «летней филармонии». Маэстросразу же «ввел запрет» наисполнениесвоей музыки заободом. Эту миссию теперь осуществлялитольковоенныеоркестры. Такимобразом, из привычногоресторанаШтрауспостепеннопревращалэтотвоксал в музыкальныйзал. ДалееМаэстростал «скармливать публике» наряду с легковеснымжанромпроизведенияклассическихавторов. Для концертовИ.Штраусабылаоборудованаэстрада перед зданиемвоксала.

В 1860 годуПавловскстрадаетотпожара, нопосле, именностараниямиМаэстро, зданиеперестраивают с уже отделённымизалами – ресторана и концертнойплощадки. Теперь зал для музыки вмещаетоколо 2 тысяч слушателей, a в программывходятпроизведениясимфоническогонаправлениязападноевропейской музыки. И.Штраусвводиттакже «глинковскую» традицию, здесь организовываютвечера, посвящённыевыдающемусярусскомуавтору.

МаэстроподнимаетуровеньмузыкантовПавловскогооркестранавысокийпрофессиональныйуровень - теперь онимогут уже самидаватьгастроли. После И. Штрауса Павловский воксал придерживался этих традиций, сюда приглашались именитые дирижеры, и соблюдалась филармоническая традиция репертуара.

Разумеется, лёгкаямузыка и танцы с фейерверками, цыгане, маскарады и прочие утехи не были забыты. Сборныепрограммытакогородатакжеприсутствовали «в ассортименте» Павловска. Все эторазнообразиеполучалосьдержать в гармонии, Павловский вoксaл имел своёколоритноелицоистиннопетербургского и столичногозаведения. Большетого, этомувоксалуудалосьсформироватьдажесвою публику и сыгратьзначительнуюрольво всей музыкальной культуре Санкт-Петербурга.

 

  1. Сад «Аквариум»

 

Популярнейший развлекательный  центр Петербургской стороны XIX –  начала XX века – сад «Аквариум.

В 1883 году Георгий Александров (крестьянин, приехавший некогда на заработки в Петербург) покупает обширный участок земли по Каменноостровскому проспекту, вдающийся вглубь квартала вплоть до Кронверкской улицы. В 1885 году там, где находились лишь огороды да небольшие деревянные строения, архитектор А. В. Малов начинает строительство ресторана, названного немного позднее «Аквариум». Он был торжественно открыт 31 мая 1886 года.

Первоначально это было двухэтажное  здание с куполообразной стеклянной крышей. Небольшой, но очень красивый вестибюль был вымощен голландским кирпичом. Отделка буфетной, столовой и кабинетов с обилием лепнины и позолоты должна была, по мнению хозяина, напоминать роскошь царских дворцов. На нижнем этаже находился отдел речных рыб – аквариум, в котором можно было увидеть все, от невской корюшки до огромных стерлядей и осетров. Золотые японские рыбки, лягушки, шесть огромных аллигаторов были специально приобретены Александровым в Гамбурге. В верхнем помещении «Аквариума» – террариум с ящерицами и саламандрами, эффектно смотревшимися на фоне морского дна, выложенного жемчужными раковинами, моллюсками и кораллами. Всюду клетки с разноцветными птичками, попугаями, обезьянами. В общем, маленький, но довольно милый и уютный зоосад.

Помимо кухни, большой  популярностью у посетителей  пользовался струнный оркестр под  управлением Ф. Энгеля, исполнявшийс большим чувством произведения Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова, Шумана. В июле этого же года Александров пригласил знаменитую капеллу под управлением Александра Андреевича Архангельского, знатока хорового пения, композитора и дирижера. Программа капеллы, наряду с русской народной песней, включала в себя хоровую классику и старинную церковную музыку. Александров перестроил ротонду, где играл оркестр, в обширный и очень удобный зал, защищавший зрителей от холода и сквозняков. Александров приглашал новых исполнителей – известных скрипачей Крюгераи Бриндиса, семейство мандолинистов Арманини. Но особой приманкой для посетителей стал скрипач Смит, виртуозный исполнитель произведений Паганини. Публика была чрезвычайно довольна новым загородным садом. Дела шли великолепно, «Аквариум» давал хорошие сборы, но Георгий Александрович, как опытный антрепренер, понимал – чем больше новинок и разнообразия, тем больше горожан захотят посетить его сад и потратить там свои деньги.

Информация о работе Увеселительный сады Санкт-Петербурга