Увеселительный сады Санкт-Петербурга

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 21:31, реферат

Описание работы

Крупнейший культурно-исторический центр России – Санкт-Петербург был основан волей преобразователя Росси Петра Великого на землях, завоеванных Россией в результате 21-летней Северной войны.

Содержание

Введение 2
1. История возникновения увеселительных садов Санкт-Петербурга. 3
2. Заведение искусственных минеральных вод 9
3. Павловский вoксaл - первая «летняя» филармония 15
4. Сад «Аквариум» 18
Заключение 24
Список литературы 25

Работа содержит 1 файл

Увеселительные сады СПБ.docx

— 63.81 Кб (Скачать)

В Петербург пришла мода катания на коньках, и уже в  январе 1888 года в концертном зале был  устроен каток, где ежедневно  с семи часов вечера все желающие могли покататься на коньках под звуки музыки, исполняемой военным оркестромА 14 января этого же года новая диковина – обозрение ледяного дома на территории сада, такого же, как описан в романе Лажечникова. Построил его однофамилец Александрова – московский антрепренер А. И. Александров. В течение месяца ледяной дом посетили 16 тысяч 733 человека, и этому не помешала немалая плата за вход – 1 рубль.

В поисках новых голосов  и талантов Александров колесил  по городам России, выписывал артистов из-за границы. Оркестр под управлением  Ф. Энгеля разросся и теперь состоял  из 65 первоклассных музыкантов. Помимо исполнения оркестровых сочинений, в «Аквариуме» все чаще устраивались оперные вечера, в которых принимали участие артисты частных оперных театров: Карпова, Мансветова, Шакуло. Кроме русского репертуара звучали произведения итальянских и французских композиторов. В саду выступали знаменитая капелла Д. А. Славянского и хор московских цыган под управлением Н. И. Шишкина. Посетители «Аквариума» могли увидеть выступления гимнастов и фокусников, магов и чародеев, эквилибристов на проволоке и даже полеты на воздушном шаре известной воздухоплавательницы ЛеоныДарь. А на открытой веранде ежегодно проходила благотворительная лотерея в пользу того или иного общества.

В 1889 году архитектор А. В. Малов  строит новый каменный театр, получивший название «Театр Александрова». По своим размерам это было грандиозное сооружение, считавшееся среди театров самым пожаробезопасным: длина театрального зала 53 м, ширина 28 м, высота около16 м, общая вместимость 2500 мест. Торжественное открытие театра состоялось 23 ноября 1891 года. Петербуржцы еще не успели забыть восторгов от ледяного дома, как 18 января 1890 года состоялось торжественное открытие сделанной изо льда и укрепленной на деревянном каркасе уменьшенной копии Эйфелевой башни. Высота ее достигала 35,5 м. У подножия башни был сооружен ледяной дом в русском стиле, с мебелью, посудой и ледяной печью. Вечерами все это утопало в разноцветных огнях. С 1890 года театр и зимний сад «Аквариум» стали приглашать петербуржцев на встречу Нового года: устанавливали елку, играли два оркестра, пели цыгане, выступали популярные певцы и музыканты, и при этом вход и сюрпризы были бесплатными.

Предприятие уже давно  встало на ноги, пользовалось успехом, его посещал весь Петербург, о  нем писали российские газеты.Несмотря на запрет Дирекции выступать на частных сценах, здесь всеми правдами и неправдами появлялись и артисты императорских театров. Сюда заходил Петр Ильич Чайковский.И в это время, в конце 90-х годов XIX столетия, в Петербург начинает проникать новое, неизвестное прежде развлечение – кабаре, с его неудержимым весельем и пестротой. На смену серьезной музыке пришли развлекательные жанры. Но от этого сад не утратил своей популярности. Изменившись вместе со временем, он приобрел громкую славу самого европейского увеселительного заведения.

В 1904 году на участке дома № 12 по Каменноостровскому проспекту им открывается Центральный рынок, спроектированный и построенный архитектором П. М. Мульхановым. Это было нарядное двухэтажное здание с высокой стеклянной крышей, большими витринными окнами. Надпись на фасаде – «Пассаж» – не случайно напоминала о большом универсальном магазине. Около 180 торговых помещений размещались на территории между Каменноостровским проспектом и Кронверкской улицей. Здесь можно было приобрести все, начиная от свежих овощей, привозимых с Аптекарского острова, молочных и мясных продуктов, чая и табака и заканчивая обувью, посудой и галантерейными товарами. Посетители могли не только сделать покупку, но и отдохнуть или выпить чашечку чаю (на всех этажах располагались уютные буфеты).Театральный механизм, основанный Александровым, работал, как часы, и даже русско-японская война не смогла помешать ему. Все те же неутомимые итальянцы, цыгане, синематограф с изображением военных событий. В 1905 году Георгий Александрович передает дело сыновьям, Василию и Александру, которые достойно продолжили начатое отцом предприятие. Сад, театр, ресторан ежедневно принимали многочисленную публику, жаждущую разнообразных развлечений. В Железном театре обаятельные француженки распевали шансонетки, на открытой сцене выступали артисты чуть ли не со всего света: зажигательные испанские танцоры, фокусники-китайцы, американские куплетисты. На сцене Каменного театра танцуют Анна Павлова и Тамара Карсавина, поют Николай и Медея Фигнеры, Шаляпин, Собинов. Александровы хорошо платили, а артисты считали, что выступления в летнее время на частных сценах не роняют их артистического достоинства.

В 1907 – 1914 годах «Аквариум», благодаря своим рождественским и масленичным балам художников, стал украшением светских сезонов. Афиши, программы, пригласительные билеты для таких балов выполняли студенты Императорской Академии художеств.Первый конкурс красоты – «Осенняя выставка красавиц» – тоже состоялся в «Аквариуме» в 1907 году. Призы победительницам и победителю присуждала сама публика; наградами были бриллиантовые ожерелье, браслет и кольцо.15 августа 1909 года в пользу общества «Детская помощь» давалась веселая пьеса с танцами «Все мы жаждем любви» с участием Варламова, Ходотова, Давыдова, Стрельской, Вяльцевойи Петипа. На открытой сцене выступали акробаты на проволоке и кольцах, велосипедисты, дрессированные животные, кинематограф Дранкова «Зеркало дня», в фойе Каменного театра была устроена выставка картин молодых художников.В августе 1910 года в «Аквариум» была приглашена знаменитая австралийская танцовщица Сахарет, приехавшая брать уроки хореографии у Михаила Фокина.

«Аквариум» изо всех сил  пытался поддерживать репутацию  первоклассного кафешантана, представляя  на различных площадках артистов всех рас и национальностей, новейшие аттракционы, одноактные оперетты и маленькие балеты в декадентском стиле. Сад и Железный театр были переполнены – петербуржцы считали своим долгом посещать открытие сезона в различных садах и театрах, это давно уже вошло в традицию. Александр Блок, так любивший слушать пение цыган, тоже бывал гостем «Аквариума».Представления проходили с неизменным аншлагом. Не в первый раз появилась французская «этуаль» ЖерменаФабиани, прославившаяся исполнением игривых песенок, но теперь с лирическим репертуаром; музыкальное обозрение «Афродизия» приводило всех в общий восторг, а выступление полуобнаженных танцовщиц никого из публики не шокировало – аквариумные посетители видали и не такие виды.

Но внезапно мирное течение  жизни было прервано убийством эрцгерцога Фердинанда в Сараево. Началась Первая мировая война. Теперь посетителей интересовали гораздо больше, вывешиваемые администрацией сада на доске при входе в зал.Уехали французские артисты, призванные на войну, осталась только женская труппа. Выступали, в основном, русские исполнители с патриотическим репертуаром. Вместо ужинов публика посещала обеды на веранде, там же выставлялась карта военных действий. В октябре 1914 года сад закрылся, а в Каменном театре разместился лазарет. Жизнь «Аквариума» как увеселительного заведения замерла, и лишь в сезоне 1915 года там некоторое время работал небольшой летний театр комедии.

 

 

 

Заключение

 

Парки Санкт-Петербурга – зелёные островки на карте каменного города, так необходимые любому мегаполису. Именно сюда спешат усталые путники после изнуряющей прогулки под магазинам. Именно здесь, на свежем воздухе и в тени деревьев, можно весело посидеть с друзьями, обсуждая последние события. Именно на эти дорожки стремятся молодые любители роликов, велосипедов и скейтбордов. Вот почему парки Петербурга – незаменимая и весьма приятная часть жизни гостей и горожан Северной столицы всех возрастов.

У каждого парка, сада или сквера в Санкт-Петербурге, будь он велик или мал, есть своя история, своя особенность, свои стиль и своя атмосфера. Где-то проводятся общественные мероприятия и народные гуляния, где-то под уютным затенённым лавочкам прячутся от чужих глаз влюблённые пары.

Так было и на протяжении уже более, чем трёхсотлетней  истории города. Каждый житель города находил в увеселительных садах развлечение по вкусу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. В. П. Иванова «Сады и парки Ленинграда». 1981 г. Изд. Лениздат
  2. Н. Б. Букштынович «Сады и парки Санкт-Петербурга». 2004 г. Изд. Центрполиграф, МиМ-Дельта
  3. Д. А. Кючарианц, А. Г. Раскин «Сады и парки дворцовых ансамблей Санкт-Петербурга и пригородов». 2009 г. Изд. Паритет
  4. Л. Ю Сапрыгина «Сад «Аквариум» и его владельцы Александровы» 2003 г.
  5. Алянский Ю. Увеселительные заведения старого Петербурга. СПб., 1996.
  6. От «Аквариума» до «Ленфильма»: 1896 – 1996. СПб., 1996.
  7. Петербург как феномен культуры. СПб., 1994.
  8. Успенский Л.В. Записки старого петербуржца. Л., 1970.
  9. Стеклова И.А. Феномен увеселительных садов в формировании культурной среды Петербурга-Петрограда: Автореферат диссертации. – М., 1991.
  10. В. Шварц. Пригороды Ленинграда. — Л.-М.: Искусство, 1967.

Информация о работе Увеселительный сады Санкт-Петербурга