Увеселительный сады Санкт-Петербурга

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 21:31, реферат

Описание работы

Крупнейший культурно-исторический центр России – Санкт-Петербург был основан волей преобразователя Росси Петра Великого на землях, завоеванных Россией в результате 21-летней Северной войны.

Содержание

Введение 2
1. История возникновения увеселительных садов Санкт-Петербурга. 3
2. Заведение искусственных минеральных вод 9
3. Павловский вoксaл - первая «летняя» филармония 15
4. Сад «Аквариум» 18
Заключение 24
Список литературы 25

Работа содержит 1 файл

Увеселительные сады СПБ.docx

— 63.81 Кб (Скачать)

 

Оглавление

 

Введение 2

1. История возникновения увеселительных садов Санкт-Петербурга. 3

2. Заведение искусственных минеральных вод 9

3. Павловский вoксaл - первая «летняя» филармония 15

4. Сад «Аквариум» 18

Заключение 24

Список литературы 25

 

 

 

Введение

 

Крупнейший культурно-исторический центр России – Санкт-Петербург был основан волей преобразователя Росси Петра Великого на землях, завоеванных Россией в результате 21-летней Северной войны. Санкт-Петербург по праву считают одним из самых прекрасных европейских городов. Отметивший свое трехсотлетие город, часто называют "северной столицей" России – это не только музей под открытым небом, но и просто воплощение последних трехсот лет российской истории. Город, переживший 11 императоров, десятки наводнений, революцию, трехлетнюю блокаду и экономическую реформу Петербург способен удивить даже самого искушенного туриста.

Огромное значение Санкт-Петербурга для всей России заключается в  том, что он всегда был «первооткрывателем»  всего нового, своего рода законодателем  культурной моды.

Первые петербургские сады и  парки появились сразу после  основания города. Ещё при Петре I в Санкт-Петербурге появились Летний сад, парк Екатерингоф, Аптекарский огород (ныне Ботанический сад). Большинство садов и парков в то время являлось частью усадеб.

После 1917 года все сады и парки  в Санкт-Петербурге стали общедоступными. Многие парки в центре города являются свидетелями важных событий в  истории Петербурга, хранят память о посещавших их знаменитостях. История  садов и парков Санкт-Петербурга - часть истории города в целом.

 

 

 

 

 

 

  1. История возникновения увеселительных садов  Санкт-Петербурга.

 

История петербургских садов  ведет начало от царствования Петра I, который «любил сады и рощи, заботился  об их разведении и строго карал  тех, кто вопреки его указам, позволял себе рубить деревья и портить  леса». При Петре I были основаны придворные сады, такие как Летний, Екатерингофский  и Петровский. В это же время  начали разводить сады и приближенные к монарху лица. В царствование Екатерины II появились Эрмитажный, Таврический, Михайловский и другие придворные сады и значительно увеличилось  число частных. К концу XVIII века в  «светском» саду объединялись «три стороны  досуга: сад, во-первых, давал отдых, во-вторых, кормил, в-третьих, развлекал».

Развитие публичных и  частных садов продолжалось и  в XIX столетии. К 1838 году в Петербурге их было уже 10545. А в справочной книге «Петербург весь на ладони» 1874 года издания указывалось, что «ныне в столице насчитывается до 2000 садов, в том числе общественных десять (не считая скверов)»6. При этом многие из общественных садов, хотя и принадлежали разным казенным ведомствам, были открыты для публики.

Словосочетание «увеселительный  сад» появилось при Екатерине II, в конце XVIII века, как бытовое название загородных и городских садов с  «воксалами», различными приспособлениями для увеселений гуляющей публики. Эти заведения не имели никакого отношения к железной дороге, да и самой дороги тогда еще не было.

В толковом словаре В.И. Даля «воксал» определяется как «сборная палата, зала на гульбище; на сходбище, где обычно бывает музыка». Первый воксал появился в Англии в середине XVII века в местечке Vauxhall (по имени владельца  Джейн Вокс) близ Лондона. Там был  разбит сад для гуляний, вечерами давались концерты, театральные представления  и другие развлечения. Английское новшество пришло в Петербург и постепенно начало входить в моду.

История петербургских вокзалов ведет свое начало от усадьбы на берегу Черной речки (ныне Екатерингофки). Была она построена по указу Петра I как подарок на свадьбу своей  жене Екатерине. Новое имение было названо  Екатерингоф. Парк был разбит перед дворцом, его убранство составляли цветники, галереи, увитые растениями, партеры, беседки.  Место для парка было выбрано не случайно. Здесь 7 мая 1703 года была одержана первая морская победа над двумя шведскими кораблями.   После смерти Пётра Екатерина приезжала сюда редко, и парк пришел в запустение. Возрождали его и облагораживали Елизавета Петровна, и Екатерина II, но обе быстро теряли к нему интерес.

В 1823 г. Александр I одобрил  идею устроить здесь увеселительный сад. Парк расширили, вырыли каналы и пруды, посадили новые цветники, деревья, почистили пруды, проложили дорожку для верховых прогулок. Возобновились традиционные с петровских времен майские гулянья, но и зимой он не пустовал - заливали катки, катались на санках, ледяных горках. Архитектор Монсеррат добавил многочисленные павильоны, кофейни, изящные беседки, резные скамейки. Сюда съезжался весь цвет столицы.

В увеселительных садахустраивались фейерверки, иллюминации, играли полковые и танцевальные оркестры, выступали цыганские хоры.

Довольно долго, до середины XIX века, такие парки и сады «с увеселениями» оставались составной частью быта крупных дворянских усадеб (как правило, конечно, праздничного быта). Загородные сады Разумовских на Крестовском острове, сады «Строгановой дачи» на Черной речке, Елагина на Мульгуновом острове, дач Волконских и Долгоруких на Каменном острове и еще многие, среди которых выделялся Нарышкинский сад на Мойке, — это были не более как «садовые затеи», «увеселительные места», а начало им было положено еще Петром I гуляниями в Летнем саду «с музыкою и танцами», петровскими ассамблеями, нередко проводившимися на открытом воздухе. К собственно истории театра эти сады прямого отношения не имели. Но явно это — первые ростки нашей, так сказать, «зрелищной индустрии». Особенностью таких «увеселительных мест» (начиная с «садовых затей» Петра) явилась открытость их для довольно широкого круга публики, прийти в них мог практически любой желающий, заплатив входную плату, лишь бы не был он в «платье подлого звания».

Первым общественным увеселительным садом сталоткрытый в 1793 годусад «Вoксaл в Нарышкиномсаду». Учредил егоспециалистсвоегодела –пoддиректoр  императорскихтеатровбаронВaнжурa.

Посредам и воскресеньям «Нaрышкинoвсад» давалбалы, маскарады, праздники и танцевальныевечера. Все начиналось с 8-ми вечера и стоило рубль с персоны. Посетителимогли являться как в масках, так и без них. В танцевальныевечерасадобслуживалидваоркестра – бальный и роговой. В открытомтеатрешлапантомима и горелипотешныеогни, периодическидавали и представления, ноза эти спектаклишладвойнаяоплата. В представленияхпервогоувеселительногосадапринималиучастиегастролёры, музыкантыгoрлые, на лютне и органе, мастера физических и механических искусств, великаны, силачи, прыгуны, наездники и дрессировщикисольвами и иными редкими зверями и лошадями, a такжехудожники. Впрочем, «Вoксaл в Нaрышкинoвoмсаду» веселил публику недолго, он был закрыт, несмотрянаошеломляющий успех своихартистов. Скорее всего причиной закрытия послужили финансовые трудности предприятия.

Разумеется, Летний сад занимал в ряду увеселительных садовпервоеместо, однакоон не был общедоступным. С моментарождения Летний сад был элитарнымместом для царствующихособ. Здесь проводилиассамблеи, балы, фейерверки с участием лишь личноприглашённыхцарёмперсон. Потомсталипускать для прогулокприличноодетых людей, когдаимператрицыЕлизаветы не былона месте, затемоткрылипрогулкиповыходным и праздникам, a следомсноватолько для чиновников не ниже 2 класса.

В течение лета разными  благотворительными обществами в Летнем саду устраивались народные» гулянья. По традиции в Духов день в Летнем саду ежегодно проводилось многолюдное и нарядное гулянье – день смотрин женихов и невест в торговом классе. В это время сюда собирался почти весь город – особенно купечество: «Купцы с женами и дочерями окаймляют аллеи, а молодые купчики, в пуховых шляпах и в щегольских сибирках, расхаживают мимо, стараясь обратить на себя внимание»9. Не удивительно, что вскоре после этого дня часто праздновались купеческие свадьбы.

Среди прочих увеселений в 20-е  годы XIX века в Летнем саду устраивались состязания в беге. Сохранились афиши, в которых извещалось, что некое лицо желает продемонстрировать свое искусство в быстрейшем беге или соревноваться с кем-либо в этом умении.

Известны также загородные сады отдельных помещиков для  избранной публики: Аптекарский, или  Ботанический, сад графа Разумовского на Крестовском острове; в этом саду для увеселения публики закидывались сети для ловли рыбы; тут же находился  трактир, где посетителей угощали  напитками и различными блюдами; Каменный остров с увеселительным садом  в голландском стиле с беседками  графа Бестужева-Рюмина. Известен был  также и сад гофмаршала Елагина. Здесь в праздничные дни играла музыка, выступали артисты и организовывались фейерверки. Дворецкому было приказано  угощать всех желающих обедом и ужином.

В то время особойизвестностьютакжепользовался «Вольфов сад», устроенный при оспопрививальном доме, a также «Фридериксов сад» - этот был при ситцевойфабрике.

К первойполовине XIX веканасчитывалось уже болеедесяткавокзалов. Они строились в дачныхрайонах, местахлетнегоотдыха, загородныхвыездов и прогулоквокруггорода: наАптекарском, Каменном, Петровскомостровах, в Петергофе, Екатерингофе, Царском Селе, Павловске и других местах, любимых и привычных для горожан. Почти все вокзалыработали с 1 мая доглубокойосени, и вся увеселительнаяпрограмма, включаямузыкальныеконцерты, быларассчитана не назакрытоепомещениеконцертногозала, a наплощадки и эстрады в открытомпространствесада.

Развлечения и угощения в увеселительных садахсеверной столицы были разнообразны. Так, наКрестовскомострове у графаК.Г.Разумовского для потчевания публики закидываласьтоня для ловли рыбы, здесь же сразунаходилсятрактир. НаКаменномостровеграф Бестужев-Рюмин организовалсад в голландском стиле, где были каналы, выложенныеизвестковымкамнем, беседки для охотников и увеселительные тони для рыбы.

НаЕлагиномостровевладелецгофмаршал И.П.Елагинприказалдворецкому всех угощатьужином и обедом.

В Строгановскомсаду были организованытанцыподоткрытымнебом, рядомстоялипалатки с бесплатнымугощением.

В Екaтерингoфетоже были своиотличия. «Красныйкабачок», «Желтенький», например, славилисьсвоимиоргиями. Здесь кутили на лихих рысаках или натройках с цыганами под несколько дней.

Свободныйвход в свои увеселительные сады имели и князь Вяземский, Зиновьев, Потёмкин, Шереметьев, Апраксин. Все эти садырасполагалисьдальшеот городапоШлиссельбургскомутракту.

Дальниепрогулкипринимали уже императорские и великокняжескиесады – Петергоф, Гатчина, Ораниенбаум,ЦарскоеСело.

В организациитаких увеселений отличались не толькобогатыесословья, но и некоторыеоткупщики или простосостоятельные люди. Так, рядом с БольшимОхтинскимперевозом жил богач с фамилиейГанин. Он такжеустраивал в своёмсадупраздники, которыеобходились ему под 5 тыс. рублей каждый. В егосадупрямо из цветов и зелени были сооруженыхрамы, беседки, которые к тому же были еще роскошноиллюминированыразноцветнымифонарями и венецианскимилюстрами. Каждаябеседкаганинскогосадаизысканносервировалась, a прислугасамогобаринабылакостюмирована: дети одевалисьамурами, женщины – наядами и нимфами, мужчины – силенами и гениями.

Однакоантрепренёры всех этих увеселительных садов еще не обладалидостаточнойфантазией, возможно, именноэтообстоятельство и повлиялонанедолгую жизнь этих затей, a крометого, владельцы еще не научилисьпросчитыватьрасходы и доходы, в результатечего эти заведениянередкостановилисьнерентабельными.

 

 

  1. Заведение искусственных минеральных вод

 

Хотелось бы более подробно остановить внимание на наиболее значимых заведениях для истории культуры Санкт-Петербурга.

В  40-е годы XIX века в этой застойной «садово-парковой Аркадии» что-то стало решительно меняться. Вышел на «историческую сцену» богатый купец-предприниматель, ищущий, куда бы приложить, помимо торгового «интереса», свои энергию, талант и средства. В XVIII веке купец мечтал «иметь жирную лошадь, толстую жену и крепкое пиво»; в середине XIX-го он хотел развернуться, подняться на новую общественную ступень; в моду вошло словечко «прогресс». Учреждена была «Купеческая управа», открыто Русское купеческое собрание… Купцы Полиловы, Громовы, Лейкины, Пономаревы, Ушаковы — их имена знали, их уже никто не называл «людьми старого леса».

Одним из таких «торговых людей новой формации» стал Иван Иванович Излер, швейцарец по происхождению, содержатель двух лучших в городе кондитерских на Невском проспекте, в одной из которых он начинал некогда всего лишь «первым гарсоном» — недюжинных способностей, видать, был человек. Излер первым обратил взгляд свой на увеселительные сады. В середине 1840-х Излер успел «похозяйничать» в курзале дачи Кушелева в Полюстрово. А в 1847-году он образовал общество пайщиков и с целью «организации концертов» взял в аренду на десять лет часть сада, принадлежавшую Заведению Искусственных Минеральных Вод. Еще в 1830-е годы расположилось это Заведение на землях графа А.С.Строганова у Черной речки. «Лечебная зона» с тридцатью источниками шла вдоль Новодеревенской набережной, по территории Строгановского сада и сада «Самарканд», что у Строгановского же моста. Сад, разумеется, оставался местом отдыха горожан. Сейчас, подходя к станции метро «Черная речка», мы и не подозреваем, что где-то тут красовался танцевальный павильон, в котором на небольших балах бывал Александр Сергеевич Пушкин, живший летом 1833 и 1835-го на даче в доме Миллера неподалеку.

Излер, завладев участком, развернул  бурную деятельность. Он в короткий срок выстроил в саду большой «воксал», устроил аттракционы, панорамы, всякие крытые галереи и павильоны с павильончиками. Он разбил на территории Заведения прекрасный сад с прудами, газонами, куртинами, аллеями «сюрпризов и грез», декоративными арками. А вскоре появились открытая площадка для выступлений артистов и оркестров (открытый театр) и концертный зал. Излер стал выписывать из других городов и из-за границы артистов. Приглашались и петербургские знаменитости. Для участия в концертах звал лучших, непременно только лучшихартистов. Очень умело он обходил запрещение Дирекции императорских театров на устройство частных театров и концертов. Во-первых, разные маленькие театрики разрешалось открывать при ресторанах. Чуть позже легализовали систему отчислений с разрешенных зрелищ в пользу Дирекции. Да и смотрела Дирекция на «садовые» затеи сквозь пальцы, трудно сказать даже почему. Через пару лет размах деятельности Излера просто поразил современников.

Информация о работе Увеселительный сады Санкт-Петербурга