Курс лекций по "Основы таможенного дела"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 11:32, курс лекций

Описание работы

История таможенного дела и таможенной политики России.

История: с зарождением товарного хозяйства и товарного обмена - III век до Н.Э. в городе ТАРИФА (чейчас Андализия) в провинции КАДИС (на юге Испании) господствовал КАЛФАГСИ.

Работа содержит 1 файл

Таможенное_дело.doc

— 214.50 Кб (Скачать)

       Главное организационно-инспекторское  управление, Главное финансово-экономическое  управление, Главное управление  тылового обеспечения, Главное  управление информационных технологий, Правовое управление, Управление таможенных исследований и дознания, Управление организации силового обеспечения, Управление таможенных инспекций, Контрольно-ревизионное управление, Управление собственной безопасности, Управление таможенной статистики и анализа, Управление валютного контроля, Управление таможенного сотрудничества, Управление кадров и  Управление делами.

       Федеральная таможенная служба  является юридическим лицом со  всеми присущими статусу юридического  лица признаками, имеет печать  с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также, счета, открываемые в  соответствии с законодательством РФ. Кроме того, ТФС России имеет геральдический знак -  эмблему, флаг и вымпел, утверждаемые в установленном порядке.

       Финансирование деятельности ФТС  России и подчиненных ему таможенных  органов осуществляется  за счет  средств федерального бюджета,  а также иных источников, установленных  законодательством Российской Федерации.  Место нахождение Федеральной таможенной службы - г. Москва.

 

      III. РЕГИОНАЛЬНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ.

     3.1 РЕГИОНАЛЬНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ЗВЕНО СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПРАВОВОЙ СТАТУС, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА.

     Региональное таможенное управление (РТУ) входит в единую систему таможенных органов Российской Федерации и осуществляет непосредственное руководство таможенным делом на территории подведомственного ему региона. В непосредственном подчинении РТУ находятся все расположенные на территории подведомственного ему региона таможенные органы за исключением, непосредственно подчиненных ФТС России. Кроме того, РТУ осуществляет оперативное руководство расположенными на территории подведомственного ему региона учреждениями системы таможенных органом (таможенными лабораториями, учебными заведениями и т.д.).

       Необходимость создания РТУ как  промежуточного звена в системе  управления таможенным делом  в стране обусловлена в первую  очередь огромными размерами  таможенной территории России.

     Руководить  таможнями и таможенными постами  из одного центра при такой огромной таможенной территории невозможно. В  связи с этим вся территория России поделена на таможенные регионы, в границах которых региональные таможенные управления осуществляют деятельность по руководству и координации работы нижестоящих звеньев таможенной системы. Границы таможенных регионов могут как совпадать, так и не совпадать с границами субъектов РФ административно-территориальных единиц.

     Правовой  статус РТУ был закреплен в  Общем положении о региональным таможенном управлении Российской Федерации, утвержденным Приказом ГТК России от 10 октября 2002г. № 10.

     Стоит, пожалуй, отметить, что по своей направленности функции РТУ, в основном, совпадают  с функциями ФТС России, но по содержанию они, безусловно, различны. Структура управления такова, что по мере движения сверху вниз по системе управления объект управления масштабно меняется, изменяется и субъект управления, а управленческие функции конкретизируются с учетом изменения объекта и субъекта управления.

     Для реализации возложенных на них функций  и решения поставленных перед  ними задач РТУ обладают рядом  прав, закрепленных Общим положением о РТУ РФ: по изданию в пределах своей компетенции правовых актов  по таможенному делу; по взаимодействию с органами государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями и гражданами; по контролю за деятельностью участников внешнеэкономической деятельности в подведомственном РТУ регионе; по внесению в ФТС России предложений по совершенствованию таможенного законодательства и практики его изменения; по организации борьбы с нарушениями таможенного законодательства; по контролю за деятельностью нижестоящих таможенных органов и др.

     Создание, реорганизацию и ликвидацию региональных таможенных управлений осуществляет Правительство РФ по согласованию с ФТС России. Деление территории Российской Федерации на таможенные региона осуществляется в соответствии с ее делением на федеральные округа.

     Типовая организационная структура и предельная штатная численность региональных таможенных управлений утверждаются ФТС России.

     Возглавляет РТУ начальник, назначаемый и  освобождаемый от должности Руководителем  ФТС России.

     Так же как и ФТС России, в РТУ  создается коллегия, которая состоит из начальника управления (председатель коллегии), заместителя начальника управления по должности, иных руководящих работников управления и нижестоящих таможенных органов. При этом член коллегии РТУ, кроме лиц,

     входящих  в нее по должности, утверждается ФТС России по представлению начальника РТУ.

     Регламент работы РТУ также утверждается ФТС  России.

     РТУ РФ является органом федеральной  исполнительной власти, обладает статусом юридического лица и финансируется  из средств бюджета.

 

      IV. ТАМОЖНЯ И ТАМОЖЕННЫЕ ПОСТЫ.

         4.1 Таможни и таможенные  посты как звенья  системы таможенных  органов: правовой  статус, основные  функции и организационная  структура.

     Таможни и таможенные посты составляют организационный  фундамент системы таможенных органов России. Именно они непосредственно решают основную часть задач  в сфере таможенного дела.

     Таможня входит в единую систему таможенных органов России и осуществляет свою деятельность под общим руководством ФТС России и непосредственным руководством РТУ, в состав которого она входит. В ряде случаев таможни подчиняются непосредственно ФТС России (в частности Шереметьевская, Домодедовская, Внуковская).

     Таможни создаются, как правило, по территориальному принципу и осуществляют свою деятельность на территории подведомственного региона. Территория подведомственного таможне региона определяются ФТС России с учетом мнения РТУ и может как совпадать, так и не совпадать с административными границами субъектов федерации, на территории которых они создаются. Так, например, юрисдикцию Архангельской таможни распространяется на всю территорию Архангельской области, юрисдикция Ростовской таможни далеко не на всю территорию Ростовской области, а вот Воронежская таможня обладает юрисдикцией на территории тех областей: Воронежской, Липецкой и Тамбовской.

     Таможни подразделяются, на так называемые «пограничные и внутренние». Первые располагаются преимущественно  в приграничной зоне в районе транспортных узлов: портов, аэропортов и железнодорожных  станций. А вторые  - в глубине  таможенной территории страны в местах концентрации участников внешнеэкономической деятельности.

     Таможня является юридическим лицом со всеми  присущими юридическому лицу атрибутами.

     Таможенный  пост РФ согласно действующему законодательству также входит в единую систему таможенных органов России, является первичным звеном в этой системы и осуществляет свою деятельность под непосредственным руководством таможни, в состав которой он входит. В ряде случаев таможенные посты могут быть подчинены напрямую РТУ.

     Таможенные посты могут различаться по своему юридическому статусу. В соответствии с законодательством решением ФТС России, к компетенции которого отнесено создание, реорганизация и ликвидация таможенных постов, таможенному посту может быть предоставлен статус юридического лица. Таможенные посты, обладающие статусом юридического лица, наделены большими полномочиями по сравнению с таможенными постами, такового статуса не имеющими.

     Штатная численность таможенных постов определяется исходя из грузо- и пассажиропотока, проходящего через каждый конкретный и таможенный пост и может колебаться от нескольких человек до ста и более. Размещение таможенных постов, также как и таможен, строится по территориальному принципу: непосредственно вблизи пунктов пропуска через Государственную границу РФ или внутри таможенной территории страны на крупных промышленных объектах, занимающихся экспортно-импортными операциями, и иных местах сосредоточения участников внешнеэкономической деятельности.

     Функции и полномочия таможен и таможенных постов, закрепленных в Общих положениях о таможне и таможенном посте во многом схожи. Основной их функцией является непосредственное осуществление таможенного дела на территории подведомственного региона.

 

    4.2 Специализированные таможенные органы

     Специализированные РТУ — это региональные таможенные управления, регионом деятельности которых является вся таможенная территория Российской Федерации, созданные для организации и непосредственного руководства теми или иными направлениями деятельности таможенных органов (например, реализацией задач обеспечения радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры и противодействия техническому проникновению на них, осуществление специальных операций и пр.).

     Первое  специализированное РТУ (Региональное таможенное управление по борьбе с таможенными правонарушениями) было создано в 1995г. В целях организации в таможенных органах эффективной работы по выявлению, предупреждению, пресечению и расследованию  таможенных правонарушений. В последствии на его базе было создано Главное управление по борьбе с контрабандой ГТК России (в последствии — ФТС России).

     Специализированные  таможни и таможенные посты —  это таможни и таможенные посты, специализирующиеся на регулировании  таможенно-правовых отношений при  определенных обстоятельствах. Так, например, Чкаловская таможня специализируется на таможенном оформлении и таможенном контроле военно-транспортной авиации Московской области, Центральная энергетическая таможня — на таможенном контроле за перемещением энергоносителей через таможенную границу Российской Федерации, так называемые «оперативные таможни», существующие в каждом таможенном регионе, - на борьбу с контрабандой и иными таможенными правонарушениями, акцизные таможенные посты, также существующие в каждом таможенном регионе, - на таможенном оформлении и таможенном контроле продаж акцизных товаров.. И таких примеров еще много. 

    4.3 Учреждения системы таможенных органов

     В соответствии с ч. 4 ст. 402 ТК РФ в единую федеральную централизованную систему  таможенных органов России помимо таможенных органов входят также не являющиеся правоохранительными органами учреждения, учреждающиеся ФТС России служат для обеспечения деятельности таможенных органов при выполнении ими своих задач и функций.

     Для проведения экспертиз и исследований товаров в таможенных целях в системе таможенной службы действует целый ряд таможенных лабораторий во главе с главной таможенной лабораторией (ГТЛ).

     1) ГТЛ является головной экспертно-исследовательской  организацией таможенной службы, непосредственно подчиняется ФТС России и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с его структурными подразделениями. Она является юридическим лицом имеет самостоятельный баланс, печать с изображением герба Российской Федерации и своим наименованием, иные печати и штампы, счета (в том числе и валютные) в банках и иных кредитных организациях. Имущество, находящееся в оперативном управлении ГТЛ, является Федеральной собственностью.

     Основными задачами ГТЛ являются: организация  и совершенствование экспертного  обеспечения в сфере таможенного дела; ведение экспертиз и исследований товаров в таможенных целях; руководство, обеспечение, координация и контроль за деятельностью таможенных лабораторий; совершенствование правового регулирования и методического обеспечения деятельности таможенных лабораторий; обеспечение таможенных лабораторий лабораторным химико-аналитическим оборудованием; организация проведения прикладных научных исследований и разработок по проблемам экспертного, методического и технического обеспечения таможенного дела.

     Для проведения научно-исследовательских  работ в области таможенного  дела и повышения эффективности  работы таможенных органов путем  создания, внедрения и эксплуатации Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможенных органов в  структуре ФТС России создан ГНИВЦ.

     2) Главный научно-информационный вычислительный  центр (ГНИВЦ) — государственное  учреждение, действующие на основе  соответствующего устава о нем.  В этом учреждении в известной  мере сочетаются черты научно-информационного  учреждения и вычислительного центра.

     Основными задачами и функциями ГНИВЦ являются: создание, внедрение и эксплуатация ЕАИС таможенных органов, а также  обеспечение ее жизнедеятельности, в частности, сбор и автоматизированная обработка исходной информации ведения таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики; внедрение и машинное ведение системы классификации и кодирования товаров, таможенного тарифа, общероссийских и отраслевых классификаторов.

Информация о работе Курс лекций по "Основы таможенного дела"