Место и значение таможенного права в системе Российского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Таможенное дело осуществляться государством исключительно на четких и детально «прописанных» правовых основаниях. Инструменты реализации таможенной политики и средства осуществления таможенного дела непосредственно затрагивают интересы широкого круга самостоятельно хозяйствующих субъектов, связанных с экспортом и импортом товаров. Они содержат правила. непосредственно и однозначно определяющие поведение участников таможенных отношений, которые в подавляющем большинстве случаев не могут быть изменены или заменены по согласию сторон. По этой причине в последние годы в таможенной сфере разработана обширная система нормативных актов. В таможенное законодательство введены новые понятия, новые профессиональные термины, новые правовые институты.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3-4

1.Система российского права…………………………………………………..5-8
2.Таможенное право России как структурный элемент системы права…...9-24
1.Предмет таможенного права, таможенные правоотношения, субъекты таможенных правоотношений…………………………………………….9-13
2.Методы таможенного права………………………………………13-16
3.Источники таможенного права…………………………………...17-24
3.Место и значение таможенного права в системе российского права…..25-30
Заключение……………………………………………………………………..31-32

Список использованных источников…………………………………………33-34

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО  ТРАНСПОРТА 

     СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ  СООБЩЕНИЯ 

     ФАКУЛЬТЕТ МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА  И ПРАВО 

     КАФЕДРА  «Таможенное дело» 
 

     МЕСТО И ЗНАЧЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО  ПРАВА В СИСТЕМЕ  РОССИЙСКОГО ПРАВА

     Курсовой  проект 
 

     По дисциплине «Административное и таможенное право» 
 
 

     Выполнила студентка ТД-411

     Богачева  Н.В. 

                                                                                      Научный руководитель:

                                                                                   канд. юрид. наук,

                                                                     Витюк В.В. 
 
 
 
 

     НОВОСИБИРСК

     2009

     Содержание 

     Введение…………………………………………………………………………..3-4

  1. Система российского права…………………………………………………..5-8
  2. Таможенное право России как структурный элемент системы права…...9-24
    1. Предмет таможенного права, таможенные правоотношения, субъекты таможенных правоотношений…………………………………………….9-13
    2. Методы таможенного права………………………………………13-16
    3. Источники таможенного права…………………………………...17-24
  3. Место и значение таможенного права в системе российского права…..25-30

     Заключение……………………………………………………………………..31-32

     Список  использованных источников…………………………………………33-34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Вопрос  о месте таможенного права  в системе российского права является спорным. Существуют, по меньшей мере, три точки зрения на данную проблему. С учетом возрастающей роли таможенного дела в стране отнесение таможенного права к тому или иному элементу системы права является актуальным и значимым явлением.

     Кроме того, по моему мнению, нельзя не учесть экономические преобразования в нашем обществе, определяющие необходимость реструктуризации и совершенствования тех или иных и правовых ее элементов, в том числе регулирующих сферу внешнеэкономической деятельности, внешней торговли.

     Существовавшая  долгое время монополия государства  на внешнеэкономическую деятельность отменена. Никто не может быть лишен  права или ограничен в праве  на ввоз в Российскую Федерацию или  вывоз из нее товаров и транспортных средств, за исключением случаев,  установленных законом.

     Либерализация внешнеэкономической деятельности гигантски расширила круг предприятий, организаций и учреждений (юридических лиц) и отдельных предпринимателей (граждан), получивших право непосредственного выхода на внешний рынок. Сообразно этому существенно возросла роль целенаправленной деятельности государства по регулированию предпринимательства в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).

     Государство устанавливает соответствующие  таможенные режимы перемещения товаров  и транспортных средств через  таможенную границу, взимает таможенные платежи, утверждает таможенные правила, осуществляет многочисленные другие виды управленческой деятельности и регулирования, охватываемые понятиями таможенного дела и таможенной политики.

     Таможенное  дело осуществляться государством исключительно  на четких и детально «прописанных»  правовых основаниях. Инструменты реализации таможенной политики и средства осуществления таможенного дела непосредственно затрагивают интересы широкого круга самостоятельно хозяйствующих субъектов, связанных с экспортом и импортом товаров. Они содержат правила. непосредственно и однозначно определяющие поведение участников таможенных отношений, которые в подавляющем большинстве случаев не могут быть изменены или заменены по согласию сторон. По этой причине в последние годы в таможенной сфере разработана обширная система нормативных актов. В таможенное законодательство введены новые понятия, новые профессиональные термины, новые правовые институты.

     В связи с изложенным является необходимым  определиться с позицией и расставить приоритеты относительно места и  его значения таможенного права в системе российского права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Система российского права

     Система права, под которой в теории понимается исторически сложившееся единство юридических норм, подразделяющихся по правовым общностям и отраслям, представляет собой совокупность правовых общностей и отраслей, которые дифференцированы на основе присущих им особенностей, соответствующих специфике системы общественных отношений данного исторического периода.

     Структурными  элементами системы права являются:

     а) норма права;

     б) отрасль права;

     в) подотрасль права;

     г) институт права;

     д) субинститут.

     Все элементы непротиворечивы, внутренне  согласованы, взаимосвязаны, что придает  целостность и единство системы, она обусловлена социально-экономическими, политическими, религиозными, культурными, историческими факторами.

     Правовая  норма - первичный элемент системы права. Это общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование общественных отношений. Норма права является самостоятельной частью системы права, но в своей совокупности по принадлежности к регулированию какой-либо качественно однородной сферы общественных отношений объединяется, образуя отрасль права.

     Отрасль права представляет собой обособившуюся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений своим особым методом (методом правового регулирования). Объективная необходимость предрешает выделение отрасли права. Законодатель лишь осознает и оформляет («протоколирует») эту потребность.

     Институт  права - это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Институт - составная часть, блок, звено отрасли. В каждой отрасли их множество. Они обладают относительной автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов. Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни, например, в уголовном праве - институт необходимой обороны, институт крайней необходимости, невменяемости; в гражданском праве - институт исковой давности, институт дарения, сделки, купли-продажи; в государственном праве - институт гражданства; в административном - институт должностного лица; в семейном праве - институт брака. [19, 22]

     Более крупное объединение, входящее в  состав отрасли - подотрасль права. Она складывается из родственных институтов, изучающих и регулирующих группы близких отношений определенного вида.

     Таким образом, система права представляет собой сложное, полиструктурное  динамическое образование, в котором  четко выделяются четыре ступени:

     1) структура отдельного нормативного  предписания; 

     2) структура правового института; 

     3) структура правовой отрасли;

     4) структура права в целом. 

     Все эти уровни субординированы, и в  своей совокупности они образуют достаточно сложную конструкцию. [21]

     Система права современного общества объединяет следующие основные отрасли:

     Государственное (конституционное) право - это отрасль права, закрепляющая основы общественного и государственного устройства страны, основы правового положения граждан, систему органов государства и их основные полномочия.

     Административное  право - регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительно распорядительной деятельности органов государства.

     Финансовое  право - представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения  в сфере финансовой деятельности.

     Земельное право - регулирует общественные отношения в области использования и охраны земли, ее недр, вод, лесов, что является материальной основой жизнеобеспечения человеческого общества.

     Гражданское право - наиболее объемная отрасль системы  права, которая регулирует разнообразные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

     Трудовое  право - это отрасль права, регулирующая общественные отношения в процессе трудовой деятельности человека.

     Семейное  право - отрасль права, которая регулирует брачно-семейные отношения.

     Гражданско-процессуальное право - регулирует отношения, возникающие  в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров.

     Уголовное право - представляет собой комплекс норм, которые устанавливают, какое  общественно опасное поведение является преступным и какое наказание за его совершение применяется.

     Уголовно-процессуальное право - объединяет нормы, определяющие порядок производства по уголовным  делам.

     Конечно же, такая структура системы права  существовала не всегда и, как и общественная жизнь, находится в постоянном изменении и развитии, пополняется новыми нормами, институтами, отраслями, становится более совершенной и эффективной.

     Подводя итоги, можно выделить следующие свойства системы права:

     1. Система права - объективное качество права, действующего в данном обществе. Ее не строят, не конструируют по заранее намеченному плану, а открывают подобно тому, как естествознание открывает законы природы.

     2. Система права в целом соответствует структуре общества, т.е. той системе общественных отношений, которые закрепляются и регулируются правом.

     3. Система права исторически изменчива; она эволюционирует вместе с развитием общества.

     4. Предмет правового регулирования и, как правило, его метод, будучи решающими дифференцирующими признаками системы права, образуют единство.

     5. Особенность системы права состоит в том, что входящие в ее состав отрасли, будучи взаимосвязанными, в то же время не дублируют, а, наоборот, взаимно исключают друг друга. Объясняется это тем, что одна и та же норма не может одновременно регулировать два различных вида общественных отношений, заключать в себе два различных метода правового регулирования. Именно поэтому одна и та же норма не может находиться одновременно в двух структурных единицах правовой системы. [15,22] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Таможенное право России как составная часть системы права

     2.1 Предмет таможенного права, таможенные  правоотношения, субъекты таможенных  правоотношений

     Таможенное  право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих широкий круг разнообразных общественных отношений в таможенной сфере.

     В первой главе мы определили, что  такое норма права. Адаптированная к таможенной сфере она будет  носить название таможенно-правовой нормы и заключать в себе следующий смысл: общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование общественных отношений, связанных с таможенной деятельностью и возникающих в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. [13]

Информация о работе Место и значение таможенного права в системе Российского права