Место и значение таможенного права в системе Российского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Таможенное дело осуществляться государством исключительно на четких и детально «прописанных» правовых основаниях. Инструменты реализации таможенной политики и средства осуществления таможенного дела непосредственно затрагивают интересы широкого круга самостоятельно хозяйствующих субъектов, связанных с экспортом и импортом товаров. Они содержат правила. непосредственно и однозначно определяющие поведение участников таможенных отношений, которые в подавляющем большинстве случаев не могут быть изменены или заменены по согласию сторон. По этой причине в последние годы в таможенной сфере разработана обширная система нормативных актов. В таможенное законодательство введены новые понятия, новые профессиональные термины, новые правовые институты.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3-4

1.Система российского права…………………………………………………..5-8
2.Таможенное право России как структурный элемент системы права…...9-24
1.Предмет таможенного права, таможенные правоотношения, субъекты таможенных правоотношений…………………………………………….9-13
2.Методы таможенного права………………………………………13-16
3.Источники таможенного права…………………………………...17-24
3.Место и значение таможенного права в системе российского права…..25-30
Заключение……………………………………………………………………..31-32

Список использованных источников…………………………………………33-34

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

     В свою очередь общественные отношения, регулируемые на основе  таможенно-правовых норм, в таможенном деле многообразны и сложны и в своей совокупности образуют предмет таможенного права.

     Предметом таможенного права являются общественные отношения, связанные с таможенной деятельностью и возникающие в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Употребление словосочетания «в процессе или по поводу» означает, что таможенные отношения могут быть связаны с фактическим пересечением таможенной границы и могут не зависеть от этого обстоятельства, быть длительными во времени.

     Таможенные  правоотношения – это отношения его участников, которые урегулированы и законодательно закреплены нормами таможенного права. [20] 
 
 
 

      Состав таможенного правоотношения включает:

     

     

       
 
 
 
 
 
 

     Рис. 1. Состав таможенных правоотношений [14]

     Субъекты  таможенных правоотношений в свою очередь  можно классифицировать по различным  основаниям:

     I. Исходя из содержания прав и обязанностей:

     1. Субъекты с государственными властными полномочиями:

     а) таможенные органы и их должностные  лица;

     б) иные государственные органы, уполномоченные осуществлять некоторые функции  в сфере таможенного дела, но не являющиеся таможенными органами (ЦБ РФ, Минфин РФ и т.п.).

     2. Субъекты, не имеющие властных  полномочий:

     Все прочие субъекты, которые вступают в правоотношения в качестве обязательной (подчиненной стороны):

     а) российские лица (физические и юридические);

     б) иностранные лица (физические и юридические).

     II. По национальной принадлежности:

  1. Российские лица;
  2. Иностранные лица.

     III. По гражданско-правовому статусу:

  1. Физические лица;
  2. Юридические лица.

     IV. По таможенно-правовому статусу в сфере таможенного дела:

  1. Декларанты;
  2. Лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела:

     а) таможенный брокер;

     б) таможенный перевозчик;

     в) владелец СВХ;

     г) владелец ТС;

     д) владелец свободного склада.

     3. Лица, опосредованно участвующие в отношениях, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу:

     а) банки и кредитные организации;

     б) поручители;

     в) залогодатели;

     г) страховые организации;

     д) эксперты;

     е) специалисты;

     ж) специалисты других государственных  органов;

     з) экспедиторы;

     и) другие.

     V. По наличию льгот и привилегий:

     1. Обладающие дипломатическими льготами  и привилегиями;

     2. Обладающие тарифными льготами и привилегиями;

     3. Обладающие таможенным льготами и привилегиями;

     4. Обладающие иными льготами;

     5. Не обладающие ничем. [13]

     Таможенный  Кодекс РФ в свою очередь в ст. 11 приводит и дает определения основному перечню субъектов таможенных правоотношений:

  1. лица – юридические и физические лица;
  2. российские и иностранные лица;
  3. юридические и физические лица;
  4. декларант – лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары; перевозчик – лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу и (или) перевозку товаров под таможенным контролем в пределах таможенной территории Российской Федерации или являющееся ответственным за использование транспортных средств; брокер – посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции;
  5. таможенный орган – федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, и подчиненные ей таможенные органы Российской Федерации. [3]

     Таким образом, обобщая вышеизложенное при определении предмета таможенного права необходимо учитывать:

      -Сферу таможенного дела, охватывающего любые действия, связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу;

      -Наличие в ней специальных  субъектов – таможенных органов,  поскольку последние несут функциональную  нагрузку по практической реализации  своих властных полномочий по обеспечению соблюдения таможенно-правовых норм или таможенного законодательства;

     -Наличие  в ней специфического объекта регулирования – это товары, т.е. любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства. [8]

     2.2 Методы таможенного права

     Нормы таможенного права регулируют таможенные правоотношения определенным образом, что позволяет установить метод  отрасли. Именно от метода зависит то, как, каким образом достигаются цели таможенного дела.

     В общетеоретическом плане под  методом права (или методом правового  регулирования) понимают совокупность приемов, способов и средств воздействия  права на определенную область общественных отношений.

     Набор этого метода достаточно широк и в зависимости от своего содержания они классифицируются на несколько видов.

     I От степени общности регулирования общественных отношений:

     1. Нормативно-правовое регулирование,  юридическим содержанием которого  является разработка и принятие  нормативно-правовых актов в установленной  сфере деятельности – таможенной. В силу существующей компетенции этот метод может применяться Федеральным Собранием, Президентом, Правительством, ФТС РФ.

     2. Индивидуально-правовое регулирование,  юридическим содержанием которого  является принятие конкретных  правовых решений и совершение  юридически значимых действий на основе и во исполнении норм права. Поскольку в зависимости от социально-юридического характера поведения оно может быть правомерным и неправомерным, то индивидуально-правовое регулирование подразделяют на:

     А) регулятивное (правоприменительное), юридическим содержанием которого является деятельность таможенных органов, связанная с исполнением ими функций исполнительно-распорядительного, контрольного и надзорного характера, осуществляемых таможенными органами в качестве органов исполнительной ветви государственной власти;

     Б) правоохранительное (тоже правоприменительное), юридическим содержанием которого являются юрисдикционные процессы, связанные с расследованием административных и уголовных дел и привлечением лиц к административной или уголовной ответственности. Этот метод может применяться всеми таможенными органами, входящими в систему таможенных органов в зависимости от компетенции каждого таможенного органа. (ОРД)

     II От степени концентрации правомочий по осуществлению правового регулирования:

     1. Децентрализованное. Распространен в отношении субъектов, удовлетворяющих свои частноправовые интересы и характерен, как правило, для гражданско-правовых отношений (купля-продажа, обмен, дарение),

     2. Централизованное. Применяется, как  правило, в отношениях, где приоритетным является общесоциальный интерес (публичный) и распространен этот метод в публичных отраслях права. В области таможенного дела превалирует централизованный метод, поскольку он осуществляется в рамках государства и преследует национально-государственные интересы страны.

     III От характера отношений между сторонами правоотношений:

  1. Субординация;
  2. Координация.

     Методы  различаются в характере отношений  сторон, которые, выполняя свои социальные роли, вступают в отношения с другими  субъектами, в данном случае это будут лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу РФ, лица, занимающиеся таможенной деятельностью, таможенные и иные государственные органы.

     IV От степени категоричности правовых предписаний:

     1. Императивный метод (метод властных предписаний). Исторически характерен административному праву и в качестве синонима иногда называется административно-правовым. Основан на неравенстве сторон, т.е. отношение власти и подчинения (субординация) и односторонности волеизъявления, на разрешительном типе правового регулирования – наличие общего запрета с конкретными дозволениями в качестве изъятий из запрещенных норм, формула: все запрещено, за исключением того, что прямо разрешено, основные способы правового регулирования – обязывание (предписание) и запрет.

     Обязательные  предписания в таможенной сфере  – это возложение прямой юридической  обязанности совершить те или  иные действия в условиях, предусмотренных  таможенно-правовой нормой. Доля предписаний  в таможенном праве занимает значительное место, что связано с целенаправленной организацией таможенного дела, требующего властных указаний, предписаний к совершению определенных действий и т.д.

     Установление  запретов в таможенном праве связано  с соображениями государственной  безопасности, необходимостью защиты: общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, интересов потребителей, права собственности (в том числе на объекты интеллектуальной собственности), животных и растений, а также охраны окружающей природной среды. Запреты – это предписания, возлагающие юридическую обязанность не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных таможенно-правовой нормой. Исполнение запретов обеспечивается установлением уголовной ответственности физических лиц и административной ответственности физических и юридических лиц за их нарушения.

     2. Диспозитивный метод (метод координации). Исторически характерен гражданскому  праву и в качестве синонима  называется гражданско-правовым. Основан  на равноправии сторон (координация), на общедозволительном типе правового регулирования – наличие общего дозволения с конкретными запретами в качестве изъятий из управомочивающих норм, формула: все разрешено, за исключением того, что прямо запрещено, основной способ правового регулирования – дозволение. Этим способом субъектам предоставляется возможность согласования отдельных условий реализации своих прав в таможенных правоотношениях.

     Для таможенного права основным и  доминирующим методом является императивный. Лицо при осуществлении внешнеэкономической деятельности обязательно вступает в определенные отношения с государственными (прежде всего – таможенными) органами, которые диктуют ему правила поведения в данной области. Например, выполнение таможенных процедур включает в себя заполнение и подачу декларации, уплату таможенных платежей, представление груза для таможенного контроля. При этом субъект внешнеэкономической деятельности не имеет альтернативы обращения к другим органам исполнительной власти и обязан выполнять все требования, не противоречащие таможенному законодательству. Альтернатива действий лиц, перемещающих товары через таможенную границу, допускается в строго определенных законодательством параметрах. Эти альтернативные действия и дают возможность регулировать их с помощью диспозитивного метода, например:

     - при определении возможности  выбора одного из вариантов  поведения - вида таможенного  режима (ст. 156 ТК РФ), вида валюты  платежа (ст. 331 ТК РФ), формы таможенного  контроля (ст. 358 ТК РФ),

     - при определении возможности согласия отдельных условий реализации своих прав – места и времени таможенного оформления (ст. 406-407 ТК РФ), консультации с таможенным органом по выбору метода определения таможенной стоимости (ст. 323 ТК РФ).

Информация о работе Место и значение таможенного права в системе Российского права