Место и значение таможенного права в системе Российского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Таможенное дело осуществляться государством исключительно на четких и детально «прописанных» правовых основаниях. Инструменты реализации таможенной политики и средства осуществления таможенного дела непосредственно затрагивают интересы широкого круга самостоятельно хозяйствующих субъектов, связанных с экспортом и импортом товаров. Они содержат правила. непосредственно и однозначно определяющие поведение участников таможенных отношений, которые в подавляющем большинстве случаев не могут быть изменены или заменены по согласию сторон. По этой причине в последние годы в таможенной сфере разработана обширная система нормативных актов. В таможенное законодательство введены новые понятия, новые профессиональные термины, новые правовые институты.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3-4

1.Система российского права…………………………………………………..5-8
2.Таможенное право России как структурный элемент системы права…...9-24
1.Предмет таможенного права, таможенные правоотношения, субъекты таможенных правоотношений…………………………………………….9-13
2.Методы таможенного права………………………………………13-16
3.Источники таможенного права…………………………………...17-24
3.Место и значение таможенного права в системе российского права…..25-30
Заключение……………………………………………………………………..31-32

Список использованных источников…………………………………………33-34

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

     ФТС России издает также многочисленные юридические документы, не содержащие норм права и не являющиеся источниками  таможенного права.

     Наряду  с законодательством вспомогательным  источником таможенного права признается обычай. Под обычаем понимается сложившееся и применяемое в таможенной сфере правило поведения, не предусмотренное законодательством. В некоторых случаях в нормативных правовых актах содержатся прямые указания о применении обычая, если отношения сторон не урегулированы законодательно. Например, в РФ публиковались сборники обычаев морских портов и обычаев в области внешней торговли. В таможенной сфере используются обычаи морских портов, с помощью которых решаются вопросы очередности пропуска судов на таможенный досмотр, процедура уплаты некоторых видов портовых сборов и др. Обычай, сложившийся в международной торговле, признается одним из возможных способов определения таможенной стоимости, установленных Законом РФ «О таможенном тарифе».

     Поскольку обычаи, как правило, не зафиксированы  в документах, участники таможенных отношений имеют право доказывать наличие  обычая или оспаривать его существование, используя весь арсенал доказательств, предусмотренных правом.

     Разъяснения по вопросам административной и судебной практики в таможенной сфере, которые дают высшие административные (исполнительные) и судебные органы, не являются источниками таможенного права, хотя и оказывают большое влияние на правовое регулирование таможенных отношений.

     В результате изучения и обобщения  практики применения таможенного законодательства ФТС России, Высший Арбитражный Суд РФ направляют информационные письма, обзоры, рекомендации и другие документы. Такого рода документы выявляют условия правильного применения таможенного законодательства, способствуют уяснению смысла таможенных норм и тем самым существенно влияют на осуществление таможенной деятельности и реализацию таможенного законодательства. [13, 20]  
 
 

3. Место и значение таможенного права в системе российского права

     До  настоящего времени ученые не пришли к единому мнению относительно места таможенного права в системе российского права.

     К.К. Сандровский  и Л.Л. Марков определяют таможенное право как подотрасль административного права. [18]

     Д.Н. Бахрах делает «однозначный вывод: таможенное право – это  институт административного права». [9, 10]

     Основания отнесения таможенного права  к тому или иному элементу системы  права происходит, как правило, по двум критериям: наличие собственного предмета и метода. Под предметом  правового регулирования понимается совокупность общественных отношений, требующих правового воздействия и подвергающихся ему. [15] Метод правового регулирования - обусловленный предметом регулирования способ воздействия права на общественные отношения. Поскольку право – это правила поведения людей, оно, прежде всего, воздействует на человеческие поступки, а уже через них - на общественные отношения. Поэтому метод правового регулирования можно определить и как способ воздействия права на поведение людей - субъектов общественных отношений. Здесь целесообразно отметить о недопустимости противопоставления предмета правового регулирования его методу и, наоборот, метода правового регулирования его предмету, поскольку метод определяется предметом и потому представляет собой не что иное, как юридическое выражение его (предмета) особенностей.

     Таким образом, природа общественных отношений  определяет метод правового воздействия  на них. Однако общественные отношения  как таковые - теоретическая абстракция. В реальной жизни существуют конкретные отношения того или иного вида. Но тогда, логично предположить, и метод правового регулирования как таковой также представляет собой лишь теоретическую абстракцию, и в реальной жизни должно существовать столько методов, сколько существует видов общественных отношений, подвергающихся юридическому воздействию. И теория права, являющаяся обобщенным отражением объективных процессов общественного и, в частности, правового развития, свидетельствует, что в принципе дело обстоит именно так. Как правило, специфика отдельных видов общественных отношений обусловливает специфику методов юридического воздействия на них, а следовательно, и особенности правовых норм. В результате последние, группируясь по неодинаковым признакам, оказываются распределенными по разным классам, каждый из которых объединяет лишь нормы с общими свойствами. Теория называет такой класс отраслью права, понимая под ней совокупность юридических норм, регулирующих один и тот же вид общественных отношений при помощи определяемого им метода. [19]

     Ученые, которые утверждают, что таможенное право не является самостоятельной отраслью права, исходят из следующих доводов. В таможенном праве господствует административно-правовой метод регулирования общественных отношений. Гражданско-правовому методу регулирования в таможенном праве практически нет места. А раз метод регулирования – административно-правовой, значит, и место таможенному праву в административном праве. [9, 10]

     Авторы, относящие таможенное право к  отрасли административного права, должны, по логике вещей, именовать  эту подотрасль или институт «административным правом в таможенной сфере». Но они этого не делают. И не случайно. С изложенной позицией нельзя согласиться по многим основаниям.

     Ю.А. Воробьев, Б.Н. Габричидзе и др. обосновывают возможность выделения таможенного права в самостоятельную комплексную отрасль права по следующим основаниям:

     1) таможенное право имеет свой предмет регулирования – широкий круг общественных отношений в таможенной сфере. Будучи разнородными по своему составу, все эти отношения интегрированы в определенную специфическую общность – таможенные отношения – одним систематизирующим признаком: перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Поэтому таможенные отношения, являясь комплексным образованием, тем не менее составляют единое целое и выделяют в качестве самостоятельного предмета комплексной отрасли таможенного права.

     2) у таможенного права есть свой круг субъектов регулирования. Участниками регулируемых таможенным правом общественных отношений является широкий круг лиц, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ: таможенные органы, лица, перемещающие товары – их собственники, покупатели, владельцы либо выступающие в ином качестве, достаточном для совершения действий по ввозу или вывозу товаров, декларанты, брокеры, владельцы складов временного хранения, перевозчики и др.

     3) таможенное право имеет свой круг объектов регулирования – товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу;

     4) для таможенного права характерен комплексный метод регулирования, сочетающий административно-правовой и гражданско-правовой методы. Поскольку таможенные отношения имеют комплексный характер, постольку объективно нет потребности в особом, единственном методе правового регулирования. Для каждого вида общественных отношений, охватываемых понятием таможенных, применяются свойственные им способы воздействия. Комплексному характеру таможенных отношений соответствует «комплексный метод» таможенного права – комбинационное применение правовых способов воздействия на субъекты в аспекте обеспечения таможенных режимов и реализации других средств таможенной политики РФ. Администартивно-правовой и гражданско-правовой методы в их различных формах выражения содержательно выражают все наиболее существенные отношения в таможенной сфере.

     5) у таможенного права имеются свои источники регулирования, которыми являются прежде всего Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (ТК РФ), Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-I «О таможенном тарифе», а также подзаконные нормативные правовые акты. Все множество правовых норм различной правовой принадлежности, регулирующих разные виды таможенных отношений, ТК РФ интегрирует в единую функционально взаимосвязанную, юридически взаимообусловленную и логически согласованную систему норм таможенного права. Таким образом, ТК РФ выступает в качестве важнейшего фактора, обусловливающего выделение таможенного права в самостоятельную отрасль в правовой системе РФ. Именно в силу этого правовые нормы разной правоотраслевой принадлежности, будучи включенными в ТК РФ, навсегда остаются в таможенном праве и в своей совокупности образуют особую юридическую общность – таможенное право как комплексную отрасль. Кодификация таможенного права подчеркивает значимость данной отрасли для государства. [8, 12, 16, 17, 20]

     Тот факт, что некоторые нормы ТК РФ одновременно входят в состав других отраслей права, нисколько не колеблет вывода об их неизменной принадлежности таможенному праву. Нормы с «двойным гражданством» по тому же предмету, по тем же способам воздействия входят в другие отрасли и одновременно, а не вторично, функционально объединяются в системе таможенного права. Чтобы убедиться в обоснованности такого вывода, достаточно сравнить, например, нормы ТК РФ об ответственности за административное правонарушение в таможенном деле и о производстве по этим правонарушениям (разд. X) с нормами КоАП об ответственности за нарушения таможенных правил (ст. 186, 187) и о производстве по делам об административных правонарушениях (разд. IV). Сравнение показывает, что ТК РФ содержит самостоятельное нормативное регулирование, более полное, детальное и четкое, как составов административных правонарушений в таможенной сфере (таможенные проступки), так и производства по ним (таможенный процесс). [2]

     Вообще  в системе отраслей таможенное право  по своему содержанию тесно связано с другими отраслями, но в то же время ограничивается от них в связи со спецификой предмета правового регулирования.

     Конституционное право выступает, бесспорно, базовой, ведущей отраслью в системе права. Учитывая, что таможенное право преследует публично-правовые интересы, основы государственных отношений, изучаемых конституционным правом, представляют собой фундамент для всего таможенного механизма. Конституционные положения, содержащие нормы, относящиеся к области таможенного дела, развиваются далее в отрасли таможенного права.

     Административное  право нередко называют управленческим правом, акцентируя внимание на предмете его правового регулирования. Таможенные органы, как и другие органы исполнительной власти, функционируют с ними на единых принципах. Как и административному праву, таможенному праву присущ императивный метод регулирования. Кроме того, нарушение таможенных правил представляют собой административных правонарушений, поэтому, осуществляя правоохранительную деятельность, служащие таможенных органов обращаются к нормам Кодекса РФ об административных правонарушениях. [11]

     Финансовое  право изучает общественные отношения, составляющие содержание финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Таможенные органы наряду с правоохранительной осуществляют и финансовую деятельность. Прежде всего, такая деятельность выражается в формировании доходной части государственного бюджета.  Доходы от внешнеторговой деятельности – немалая составляющая казны Российской Федерации. Финансово-правовые аспекты таможенных отношений регулируются путем использования положений, установленных в нормах важнейших источников финансового права: Налогового кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ, других федеральных законов.

     Уголовное право включает в себя нормы, характеризующие  общественно опасные деяния, именуемые  преступлениями, а также основы и  условия привлечения к ответственности  данного рода. Основной источник данной отрасли – Уголовный кодекс РФ содержит гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности». В ней изложены составы неправомерных деяний, совершаемых в области таможенного дела (контрабанда и др.). Сотрудники таможенных органов, осуществляя предварительное расследование по данным преступлениям, руководствуются нормами уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

     Гражданское право, являющееся одной из профилирующих  отраслей права, регулирует обширную область  имущественных и личных неимущественных  отношений. В области таможенного дела субъекты внешнеэкономической деятельности используют и нормы гражданского законодательства. Договоры об оказании услуг, о перевозке грузов, о хранении товара, залоговые обязательства – все это сфера регулирования гражданского права. Таможенное законодательство содержит бланкетные нормы, отсылающие лиц к области цивилистики.

     Кроме того, нельзя не заметить, что государство  серьезно заинтересовано в создании таможенного права как самостоятельной  отрасли права. Его интерес заключается в системном, стабильном определении правовых, экономических и организационных основ таможенного дела. Без создания всеобъемлющей системы таможенного регулирования всего комплекса таможенных отношений невозможно обеспечить защиту таможенного суверенитета и экономической безопасности страны, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, защиту прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов, а также соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела. [8, 13]

Информация о работе Место и значение таможенного права в системе Российского права