Современное состояние и перспективы развития внешней торговли России древесиной и лесоматериалами

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ торгово-экономических отношений, а также экспорт древесины между Китаем и Россией. Для ее достижения необходимо, на мой взгляд, решить следующие задачи: провести сравнительный анализ современного состояния экономик двух стран, разобраться в особенностях российско-китайских отношений, определиться с перспективами их экономических отношений.

Содержание

Введение
Глава 1 Развитие внешнеэкономической деятельности и приграничного сотрудничества
1.1 Договорно-правовое и организационное обеспечение ВЭД России
1.2 Торгово-экономическое сотрудничество России и КНР
Выводы
Глава 2 Экспорт древесины и лесоматериалов из Забайкальского края в Китай
2.1 Возможные направления совершенствования структуры экономики Забайкальского края
2.2 Структура и объёмы экспорта лесоматериалов
Выводы
Глава 3 Проблемы и перспективы развития внешней торговли лесом
3.1 Таможенное оформление лесоматериалов и контроль за ними
3.2 Роль таможенных органов в регулировании внешнеторгового оборота
Выводы
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК -доработка.docx

— 158.91 Кб (Скачать)

Спрос на российскую древесину  в северо-восточной Азии будет  увеличиваться на протяжении следующих  десяти лет. Это объясняется тем, что, например, к 2025 г. Китай может  столкнуться с дефицитом древесины  равным 200 000 000 м3 в год. Следовательно, чтобы удовлетворить эти потребности, Китай обратил свое внимание на богатый лесом север России, который в настоящее время является единственным и самым крупным поставщиком круглого леса в Китай.

Защитники окружающей среды опасаются, что в планы Китая входит не только импорт больших объемов бревен из России для удовлетворения своих  собственных нужд, но и модернизация своей огромной лесоперерабатывающей промышленности на северо-востоке Китая  и дальнейший экспорт пиломатериалов, изготовленных из российских бревен в Японию, Тайвань и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Эти  опасения могут оправдаться, судя по числу новых деревоперерабатывающих предприятий в китайской провинции Хейлунцзян, среди которых Наха Вуд, Ланчиан Вуд, Муданцзян Форест Вуд, Сан Ган Линг и Цин Йан Вуд - все вместе они способны перерабатывать 600 000 м3 древесины ежегодно. За последние 5-6 лет появилось более 2 000 000 новых рабочих мест в перерабатывающей промышленности благодаря поставкам круглого леса из приграничных лесов Сибири и Дальнего Востока.

Граница между Китаем и Россией  составляет примерно 1 000 километров - с  юго-востока Приморского края на Дальнем Востоке до Забайкальского края, а также Алтайского края в Восточной Сибири. На всей ее протяженности существуют десятки путей для осуществления экспорта бревен в Китай железнодорожным транспортом и лесовозами.

Путь экспортной древесины в  Китай лежит, главным образом, по Китайской восточной дороге, которая  напрямую проходит через Манчжурию  от пункта на границе с Восточной  Сибирью - Забайкальска до Манжоули в Китае. Второй маршрут пролегает от пункта Наушки в республике Бурятия через Монголию до Эрлианхота. Третий маршрут проходит лишь в 100 км от Уссурийска, ставшего центром российско-китайской торговли, от Гродеково (город Пограничное) в Приморском крае до Китайского города Суйфенхе. Официальная статистика говорит, что по этому третьему маршруту проходит 55% всей международной торговли между провинцией Хейлонгйанг и Россией. Вместе эти маршруты обеспечивают доставку 95% всей официально экспортируемой из Китая в Россию древесины. Объемы, перевозимые по этим маршрутам, значительно увеличились в последние годы под влиянием китайской программы охраны своих лесов.

Падение объемов лесозаготовок  и  лесопереработки, отсутствие конкурентоспособных  производств, низкий уровень развития горнодобывающей  отрасли региона  не обеспечивают и, очевидно, в ближайшее  время не позволят поднять экспортный потенциал края.

В соответствии с прогнозом  социально-экономического развития Забайкальского края на 2011-2013 годы  ожидается дальнейшее снижение объема экспорта, обусловленное  снижением поставок  круглого леса и отсутствием экспортоориентированных  производств.

В среднесрочной перспективе  прогнозируется незначительный рост  объема импорта, в основном, за счет продовольственных товаров, металлов  и машинотехнической продукции  из Китая.

«Расширение количества экспортируемых товарных групп». В 2009 году в структуре  экспорта появились две новые  товарные позиции и составили: продукция  химической промышленности – 39,4%, уголь  бурый – 3,0%.

Увеличению разнообразия экспортных позиций может способствовать только развитие экспортоориентированных  производств с конкурентоспособной  на внешнем рынке продукцией. На начало 2010 года в структуре экспорта  остались  три значимых позиции: минеральные продукты(  концентрат Ново-широкинского рудника в Казахстан) – 29,4%, древесина -61,0%, лом черных металлов – 6,8%.31

Значения показателей  на среднесрочную перспективу определяются исходя из экономической потребности  региона (обеспечение внешнеторговых операций в необходимом объеме с  учетом роста внешнеторгового оборота, обеспечения поставок по инвестиционным проектам) и России в целом (в случае с международными автомобильным  и железнодорожным пунктами пропуска  в  Забайкальске).

 

Глава 3 Проблемы и перспективы развития внешней  торговли лесом

3.1 Таможенное оформление лесоматериалов и контроль за ними

Итоги работы Читинской  таможни за I квартал 2011 г.  в зеркале статистики: Читинские таможенники в I квартале текущего года справились с одной из главных задач, стоящей перед таможенными органами – пополнение доходной части  федерального бюджета. В федеральный бюджет перечислено 497 миллионов 290 тысяч рублей. Плановое задание выполнено на 103,5%.

В первом квартале 2011 г. в  регионе деятельности Читинской  таможни таможенное  оформление осуществлял 201 участник внешнеэкономической деятельности (ВЭД), что на 11,3% больше чем  в 2010 году.  

 Внешнеторговый товарооборот  составил 74,12 млн. долларов США  и по отношению к I кварталу  прошлого  года вырос на 44,7%.  Объем экспортных поставок составил 30,1 млн.долларов, что на 8,2% больше, чем в 2010 году. Объем импорта составил 44 млн. долларов, это на 87,9% больше,   чем в 2010 году.  Грузооборот в I квартале 2011 года составил 195,5 тысяч тонн, при этом  вес экспорта – 140,6 тысяч тонн, вес импорта 54,9 тысяч тонн.32

Основными экспортными  видами из России в Китай являются два вида хвойных пород: лиственница (по китайской классификации larix) и  сосна монгольская обыкновенная, а также ряд видов сосны (включая  сосну корейскую, высокоценный вид  Дальнего Востока, рубка которого ограничена по закону). Из лиственных пород дуб и береза (beech - в китайской транскрипции) являются главными официальными породами, которые Китай импортирует из России. Они имеют идентификационный номер международной таможенной кодовой системы. К сожалению, по этой системе ясень помещен в разряд «другие лиственные», что значительно осложняет анализ, тем более, что ясень является самым популярным объектом для заготовителей, ведущих незаконные рубки.

Экспорт российского леса в Китай через пункт пропуска Забайкальск – Маньчжурия в январе 2011 года по сравнению с январём 2010 года вырос на 50,6% - до 130 миллионов  долларов.

«Причинами роста импорта  в Китай российской древесины  стали природные бедствия в Китае, такие как засуха и наводнения в различных районах страны, реализация «Программы по охране экологической  среды и осуществлению перехода к новому экономическому механизму  в лесных районах Большой и  Малый Хинган», а также рост цен  на древесину, как внутри страны, так  и за рубежом» - говорится в сообщении.33

Поставки в стоимостном выражении  уменьшились на 25,9%, или до 1 млрд. 173,81 млн. долл., а в физическом  выражении уменьшились на 21,3%, или  до 9,14 млн. куб. м (52,35% всего импорта  древесины Китая в объеме 17,46 млн. куб. м, (-12,26%) - против 58,35% в январе-июне 2008 г.; в стоимостном выражении 42,03% всего импорта на сумму 2 млрд. 793,32 млн. долл.(-27,39%) против 41,22% в январе-июне 2008 г. 

На долю российского экспорта круглого леса (7,67 млн. куб.м.,-27,6%, на сумму 885,31 млн. долл., -36,1%) пришлось 57,72% (против 64,74% в январе-июне 2008 г.) совокупного импорта Китаем круглого леса (13,29 млн. куб.м., -18,7%), или 48,95% (против 49,45% в январе-июне 2008 г.) в стоимостном выражении 1 млрд. 808,87 млн. долл., -35,5%. На круглый лес в российском экспорте древесины приходится 83,92% (против 91,22% в январе-июне 2008 г.).

Средняя цена 1 куб. м круглого леса из России в июне 2009 г. составила 118,54 долл. (+0,86% относительно мая 2009 г., или -9,42% относительно июня 2008 г.) против средней цены китайского импорта за июнь 2009 г. на уровне в 136,95 долл. (+2,75% к маю 2009 г., или -23,76% к июню 2008 г.) - на сегодняшний день

Минеральные продукты горной добычи Забайкальского края составили  более трети в общем объёме экспорта Забайкальского края за первую половину 2010 года, лесоматериалы —  более половины. 
 
Как сообщается в бюллетене таможенной статистики внешней торговли Забайкальского края, профилирующими группами товаров в экспорте региона в первой половине 2010 года являлись, лесоматериалы необработанные и обработанные – 54,2%, минеральные продукты – 32,4%, металлы и изделия из них – 9,7%. Эти три группы товаров обеспечили 96,3% экспорта края. 
 
По сравнению с январем-июнем 2009 года стоимостной объём экспорта лесоматериалов уменьшился на 42,9%, металлов и изделий из них – на 28,8%, в то время как экспорт минеральных продуктов увеличился в 4,4 раза. 
 
В товарной структуре экспорта со странами Дальнего Зарубежья по-прежнему преобладали лесоматериалы – 80,3%, металлы и изделия из них – 14,4%. По сравнению с январем-июнем прошлого года экспорт лесоматериалов и металлов и изделий из них уменьшился на 42,9% и 27,2% соответственно.
34

Анализ процессов  организации таможенного оформления и таможенного контроля экспортируемых товаров указывает на необходимость  законодательного ограничения мест убытия отдельных видов товаров  с таможенной территории Российской Федерации в целях обеспечения  их надлежащего таможенного контроля. 
Перед таможенными органами продолжает остро стоять вопрос, связанный с обеспечением требований контроля вывозимых лесоматериалов.

В регионах деятельности таможенных органов, производящих таможенное оформление леса и лесоматериалов, в силу удаленности мест отгрузки от мест расположения таможенных органов, разбросанности и многочисленности мест отгрузки, которые зачастую не приспособлены для проведения таможенного  контроля, осуществлять эффективный  контроль за отгружаемой на экспорт  древесиной не представляется возможным. Фактически этот контроль проводится в таможенных органах, расположенных  в пунктах пропуска через Государственную  границу Российской Федерации, многие из которых работают с полной загрузкой.

Не менее  важной и трудно решаемой проблемой  является ограниченная возможность  большинства пунктов пропуска по проведению таможенного досмотра (осмотра) леса и лесоматериалов, загружаемых в транспортные средства, убывающие с таможенной территории Российской Федерации, а также контролю качественных характеристик экспортируемых лесоматериалов с целью исключения их подмены. Учитывая специфичность данной категории товаров, пункты пропуска не располагают необходимым материально-техническим оснащением для проведения их надлежащего контроля в установленные временные нормативы.

Для осуществления  требований таможенного контроля и  проверки качества вывозимых леса и  лесоматериалов необходимо определить конкретные пункты пропуска для их вывоза с таможенной территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 69 Кодекса Правительство  Российской Федерации наделено правом устанавливать пункты пропуска через  Государственную границу Российской Федерации только для прибытия на таможенную территорию Российской Федерации  отдельных видов товаров.

В целях решения  данной проблемы предлагается внести изменение в статью 119 Таможенного  кодекса Российской Федерации и  наделить Правительство Российской Федерации правом определять пункты пропуска через Государственную  границу Российской Федерации и  для убытия с таможенной территории отдельных видов товаров. Одновременно в целях единства терминологии предлагается внести изменения в статью 69 Кодекса  и устранить неоднозначность  в трактовке термина "установление" применительно к пунктам пропуска через Государственную границу  Российской Федерации (имея в виду законодательство Российской Федерации о Государственной  границе Российской Федерации), заменив  его термином "определение".

Информация о работе Современное состояние и перспективы развития внешней торговли России древесиной и лесоматериалами