Таможенное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:41, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования служит таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности РФ в системе государственного управления внешнеэкономической деятельностью.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности и его существующие проблемы.
Задачи курсовой работы:
Классифицировать методы государственного регулирования ВЭД;
Определить цели и функции таможенного регулирования;
Рассмотреть законодательную и нормативную базу таможенного регулирования ВЭД;
Проанализировать органы государственной власти, осуществляющие таможенное регулирование ВЭД;
Выявить направления совершенствования таможенного регулирования ВЭД в РФ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1.Таможенное регулирование ВЭД
1.1 Классификация методов государственного регулирования ВЭД..…5
1.2 Цели и функции таможенного регулирования………………………8
1.3 Таможенное регулирование в свете вступления в ВТО…………....11
2. Современное состояние таможенного регулирования в РФ
2.1 Законодательная и нормативная база таможенного регулирования ВЭД…………………………………………………………………………….…13
2.2 Органы государственной власти, осуществляющие таможенное регулирование ВЭД……………………………………………………………15
3. Направления совершенствования таможенного регулирования ВЭД в РФ……………………………………………………………………………….…21
Заключение…………………………………………………………………25
Список использованной литературы……………………..………………27
Приложение

Работа содержит 1 файл

kursavaya_rabota.docx

— 155.46 Кб (Скачать)

Механизм регулирования  ВЭД разработан на законодательном  уровне применительно к внешней  торговле. В соответствии с Законом  Российской Федерации "О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности"6 предусмотрены таможенно-тарифные и нетарифные методы.

Структура органов и механизм управления ВЭД позволяют предприятию  оценить свои возможности при  выходе на внешний рынок. Однако для  реальных шагов необходимо провести огромную работу по маркетингу, определить свои конкурентные преимущества, оценить  возможность привлечения иностранных  инвесторов, размещения производства в свободной экономической или  оффшорной зоне, сделать технико-экономическое  обоснование проекта.

Для дальнейшего исследования важно понять цели и функции таможенного регулирования.

1.2 Цели и функции таможенного  регулирования

Основной целью таможенного  регулирования любого государства является обеспечение его экономических интересов, а именно:    - участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики;    - содействие проведению структурной перестройки;     - обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации и другие задачи экономической политики нашего государства;           - обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России;           - участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка;             - стимулирование развития национальной экономики;    - содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики России;         - иные цели, определяемые Президентом, Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации.        В соответствии с указанными целями на таможенные органы РФ возложены следующие основные функции: защита экономических интересов РФ; обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ; принятие средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений; взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей; осуществление контроля над вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов России материалов; проведение научно-исследовательских работ, консультирование в области таможенного регулирования, осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в этой области.     Предусмотрен блок функций международного характера: участие в разработке и выполнении международных договоров РФ; сотрудничество с таможенными и другими компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного регулирования.7          Таможенное регулирование в Российской Федерации составляют таможенная политика, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь. Конституция РФ относит таможенное регулирование к ведению Российской Федерации 8. Это означает исключительное право государства на выработку таможенной политики, инструментом практической реализации которой является таможенное дело, а также обеспечивает единство таможенной территории и централизацию таможенного дела в стране.    Единство таможенной территории и таможенного регулирования конкретизировано в ч. 1 ст. 74 Конституции РФ: «На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов, и каких либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств». Прил.2        Экономические цели таможенного регулирования достигаются посредством пополнения государственного бюджета путем взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.     Регулятивные цели достигаются посредством установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, а также путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и рядом иных мер.    Правоохранительные цели таможенного регулирования заключаются в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей общества; в охране животных, растений и окружающей природной среды; в обеспечении интересов российских потребителей; в борьбе с незаконным оборотом через таможенную границу Российской Федерации Наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и т. д.           Итак, можно сделать следующие выводы, что современное развитие мировой экономики характеризуется выраженной тенденцией интеграции национальных экономик в межстрановые региональные и единый мирохозяйственный комплексы, стремлением к созданию обширных зон свободной торговли, к повышению роли международных соглашений по обмену товарами и услугами, по движению финансовых ресурсов. Реформирование внешнеэкономических связей России выступает неотъемлемой частью рыночных реформ, проводимых в стране. Оно осуществляется в рамках реализации концепции либерализации внешнеэкономической деятельности. Все более настоятельной становится потребность в регулирующей роли государства во внешнеэкономической деятельности. Конечная цель государственного регулирования - способствовать росту эффективности функционирования национальной экономики, повышению уровня защиты экономической безопасности страны, пополнению ресурсов государственного бюджета непосредственно как за счет увеличения доходов от внешнеторговых операций, так и за счет взимания таможенных платежей, а также углублению интеграции России в мировое хозяйство.

 

    1. ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СВЕТЕ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО

       В условиях глобализации мировой экономики, решения задачи присоединения России к ВТО, признания России как страны с рыночной экономикой возрастает роль и значение таможенного регулирования внешнеторговой деятельности. Принятие нового Таможенного кодекса (1 января 2004 г.) РФ заложило правовую основу для формирования соответствующей мировым стандартам системы таможенного контроля, основанной на управлении рисками. Таможенная служба РФ становится одним из важнейших инструментов улучшения эффективности внешней торговли, макроэкономической ситуации в целом. При этом фискальная функция таможенной службы РФ отодвигается в ряд прочих приоритетов.

Правильное построение эффективной  таможенной системы, использующей упрощенные процедуры, будет способствовать не только повышению конкурентной способности страны, но и содействовать притоку инвестиций в экономику, вовлечению в международную торговлю малых и средних предприятий. Принципиальные изменения в таможенном регулировании, предусмотренные Таможенным кодексом РФ, обуславливают необходимость проведения работы по обеспечению единообразного применения таможенного законодательства РФ должностными лицами таможенных органов и участниками внешнеэкономической деятельности на всей территории России.

Отказ от избыточного таможенного администрирования является важнейшим фактором формирования нормального делового климата в России для создания благоприятных условий в области внешнеэкономической деятельности.

Достижение положительных  результатов в этом направлении невозможно без системы анализа эффективности применяемых таможенных процедур, использования современных автоматизированных систем и новейших информационных таможенных технологий.

       Ключевым звеном в этой работе является переход на новую систему организации таможенного контроля и таможенного оформления, применение которой позволит снизить затраты времени на проведение таможенного контроля, повысить его эффективность и осуществлять максимально быстро таможенное оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ.

      Взаимодействие таможенных органов РФ с деловыми кругами будет осуществляться в форме официальных консультаций, в том числе с использованием механизма Консультативного совета по таможенной политике при ГТК.

       Необходимость обеспечения национальной безопасности и соблюдение международных обязательств обуславливают необходимость повышения эффективности экспортного контроля товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ и контроля их соответствия техническим регламентам.

       Совершенствование валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок позволит в условиях изменения таможенного законодательства РФ осуществлять должный контроль за поступлением экспортной выручки и за обоснованностью платежей за импортируемые товары, а также снизить уровень не поступления выручки от экспорта товаров по сделкам, на которые в настоящее время не распространяется действие технологий таможенно-банковского валютного контроля.

      Большое значение имеет таможенно-тарифная политика, которая призвана обеспечить регулирование внешнеэкономической деятельности путем применения таможенных пошлин. Должен быть сформирован такой таможенный тариф, который стал бы интегрированной частью налоговой системы государства, способной адекватно выполнять регулятивную, протекционистскую и фискальную функции.

      Основными ориентирами работы с тарифом на импортные товары станут:

  • повышение степени эффективности таможенного тарифа за счет его дифференциации по степени обработки товаров с учетом нынешней и оптимальной структуры российской экономики;
  • привлечение инвестиций в отдельные отрасли промышленности за счет установления достаточно высоких ввозных таможенных пошлин на переходный период на импортные товары, являющиеся аналогами продукции, производимой этими отраслями;
  • сохранение необходимого уровня тарифных мер защиты неконкурентоспособных отраслей;
  • поэтапная либерализация ввоза товаров тех отраслей, которые находятся в стадии модернизации;
  • либерализация тарифа на импортные товары, аналоги которых в России не производятся или производятся в недостаточном количестве, которые необходимы для модернизации экономики и снижения экономических издержек.

Кроме традиционных тарифных мер защиты отечественных производителей активнее будут использоваться особые виды пошлин: специальные, антидемпинговые, компенсационные. В соответствии со взятыми Россией обязательствами к 1 января 2007 года ТН ВЭД СНГ и ТН ВЭД России должны быть приведены в соответствие четвертому изданию Гармонизированной системы описания и кодирования товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Современное  состояние таможенного регулирования  в РФ

2.1 Законодательная и нормативная база таможенного регулирования ВЭД

Таможенное регулирование  – важная часть политики нашего государства. Таможенное законодательство – это определенный свод законов, которые регулируют порядок ввоза и вывоза товаров и транспортных средств с (на) территории(ю) России, взимание таможенных платежей, установление запретов экономического характера, а также предоставление льгот.

Вся конкретика в основном содержится в многочисленных подзаконных  нормативных актах, которые также  входят в таможенное законодательство.

Подзаконные акты, пополняющие  собой законодательство, бывают следующих  видов:

Указы Президента Российской Федерации;

Постановления Правительства  Российской Федерации. Этими подзаконными актами регламентируют ключевые моменты  таможенного регулирования;

Акты, принятые Федеральной Таможенной Службой РФ. Как устанавливает ТК РФ, нормативные акты ФТС РФ, связанные с таможенным регулированием, в обязательном порядке должны выполняться всеми таможенными органами, а также другими государственными органами, компаниями, предприятиями, организациями, гражданами и должностными лицами.  Такие подзаконные акты в большинстве случаев вступают в действие спустя 30 дней после их опубликования.

Акты, которые были приняты  двумя или больше государственными органами.

Также к таможенному законодательству можно отнести инструкции ФТС и нормативные приказы, нормы которых комитет разъясняет таможенным органам в указаниях и письмах.

Таможенный кодекс РФ в  первом разделе устанавливает соотношения  между внутренним таможенным законодательством  и международными договорами. В нем  говорится, что в тех случаях, когда международные договоры с  участием России устанавливают правила, отличающиеся от тех, которые регламентирует таможенное законодательство, то должны использоваться правила международного договора. Таким образом, установлена главенствующая роль решений, принятых на международном уровне.

Ввиду вышесказанного необходимо помнить, что если внутреннее таможенное законодательство противоречит международным  договорам, то любой участник ВЭД  может доказать свое право, правда, только в суде.

При перевозке грузов и  транспортных средств через таможенную территорию необходимо иметь в виду, что законодательство применяется  в том объеме, каким оно было на момент подачи декларации или других документов, необходимых для прохождения  процедуры таможенного оформления. Но при этом таможенный кодекс подразумевает, некоторые отхождения от данного правила в отдельных случаях – они в нем описаны.

Внутреннее таможенное законодательство действует только на таможенной территории. Согласно таможенному кодексу РФ, под таможенной территорией понимается вся Россия – сухопутная ее часть, прилегающие воды и воздушное  пространство.  При этом в таможенную территорию не входят таможенные зоны и зоны, на которых расположены  свободные склады. Они рассматриваются  при прохождении таможенного  оформления как находящиеся «вне территории», если не обговорены дополнительно  в таможенном законодательстве.

Таможенный кодекс РФ вводит такое понятие, как таможенные режимы для товаров и транспортных средств. В зависимости от выбранного для  конкретного товара или транспортного  средства режима, к нему применяются  различные правила таможенного  оформления. При этом режимы прохождения  таможенного оформления выбирают сами декларанты. Таможенные органы, согласно кодексу, могут лишь разрешить или  запретить применение того или иного  таможенного режима к перевозимому товару. Запретить они могут в  тех случаях, если выбранный таможенный режим не соответствует ряду критериев, которым он должен соответствовать. К таким критериям относятся  – цель перевоза товара или транспортного  средства, их тип и многие другие9.

Кроме того, любой участник ВЭД может изменить таможенный режим, выбрав другой, в большей степени  его устраивающий. Прил.3

Самыми распространенными, с помощью которых ввозится на территорию РФ большинство товаров  для свободной реализации, являются основные режимы. Более гибкими в процессе таможенного оформления выступают экономические режимы. Их основное предназначение – способствовать развитию внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Для выбора экономического таможенного режима необходимо соблюдение нескольких условий, в частности – наличие макроэкономического значения, которое должно быть обосновано, вполне конкретных целей, соответствие некоторым специфичным ситуациям.

Завершающие режимы характеризуются  тем, что в большинстве случаев  ими завершается процесс таможенного  оформления.

Рассмотрим законодательный  метод таможенного регулирования  в виде таможенного кодекса РФ.

Сегодня таможенное законодательство – один из самых больших блоков в российском законодательстве, оно  состоит из множества нормативных  актов, принятых различными органами государственной  власти.

Таможенный кодекс РФ –  основной федеральный документ, регулирующий деятельность таможни России и содержащий конституционные положения таможенного  регулирования10. Вступил в действие 1 января 2004 года. До него действовал кодекс от 18 июня 1993 года, который по некоторым параметрам не соответствовал современным реалиям развития нашего государства.

Информация о работе Таможенное регулирование