Таможенное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:41, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования служит таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности РФ в системе государственного управления внешнеэкономической деятельностью.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности и его существующие проблемы.
Задачи курсовой работы:
Классифицировать методы государственного регулирования ВЭД;
Определить цели и функции таможенного регулирования;
Рассмотреть законодательную и нормативную базу таможенного регулирования ВЭД;
Проанализировать органы государственной власти, осуществляющие таможенное регулирование ВЭД;
Выявить направления совершенствования таможенного регулирования ВЭД в РФ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1.Таможенное регулирование ВЭД
1.1 Классификация методов государственного регулирования ВЭД..…5
1.2 Цели и функции таможенного регулирования………………………8
1.3 Таможенное регулирование в свете вступления в ВТО…………....11
2. Современное состояние таможенного регулирования в РФ
2.1 Законодательная и нормативная база таможенного регулирования ВЭД…………………………………………………………………………….…13
2.2 Органы государственной власти, осуществляющие таможенное регулирование ВЭД……………………………………………………………15
3. Направления совершенствования таможенного регулирования ВЭД в РФ……………………………………………………………………………….…21
Заключение…………………………………………………………………25
Список использованной литературы……………………..………………27
Приложение

Работа содержит 1 файл

kursavaya_rabota.docx

— 155.46 Кб (Скачать)

Закономерный процесс интеграции и интернационализации мирового хозяйства требует нового уровня таможенного регулирования многосторонних экономических взаимоотношений. На современном этапе развития мирового хозяйства ни одна страна не способна развиваться изолированно. Усиление интеграционных процессов объясняется  возросшей взаимозависимостью экономик отдельных стран. В России ведется  непрерывная работа по совершенствованию  таможенного законодательства, проводится административная реформа, существенно  расширились связи России по таможенному  сотрудничеству со странами ближнего и дальнего зарубежья. Однако на современном  этапе развития мировой экономики  происходит быстрое расширение экономических  отношений, углубление интеграционных процессов, расширение форм и методов  сотрудничества. Эти процессы требуют  адекватного уровня развития таможенного  дела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Направления  совершенствования таможенного  регулирования ВЭД в РФ

В настоящее время Россия активно предпринимает попытки  интегрироваться в мировое сообщество, что подразумевает под собой  заключение двусторонних соглашений с  таможенными администрациями стран − торговых партнеров (электронного информирования о товарных партиях, сопряжение транзитных систем, расширение применение технологии «Зеленый коридор»), а также – обустройство пунктов пропуска и развитие таможенной инфраструктуры. Это значительно усиливает влияние таможенного регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности15.

Вступление в силу с 1 января 2004 г. Таможенного кодекса Российской Федерации создало необходимые  предпосылки для формирования практически  новой, соответствующей мировым  стандартам, правовой базы таможенного дела и условия для определения приоритетов развития таможенных органов РФ. Однако остаются нерешенными отдельные проблемы, связанные с их деятельностью. Для решения этих проблем в приоритетном порядке планируется использовать: возможности таможенных режимов, предварительное информирование и электронное декларирование, систему управления рисками (СУР), единую межведомственную автоматизированную систему сбора, хранения и обработки информации при осуществлении всех видов государственного контроля и другие мероприятия.

Одной из основных продолжает оставаться проблема недостоверного декларирования, то есть занижения таможенной стоимости товаров, веса, и других ключевых показателей, влияющих на величину взимаемой таможенной пошлины, что напрямую влияет на собираемость федеральных платежей. Важная роль в работе таможенных оформителей грузов как представителей участника ВЭД отводится определению таможенной стоимости, поскольку основная проблема заключается в занижения таможенной стоимости. Для решения этой проблемы российские таможенные органы должны активно использовать систему управления рисками, основанную на многофакторном анализе сведений о внешнеторговой сделке и представляющую собой комплексный механизм воздействия на процессы таможенного контроля посредством минимизации рисков, которая в таможенном законодательстве официально закреплена как

инструмент выбора объектов таможенного контроля. Таможенные органы проводят аналитическую работу и выявляют определенные критерии (индикаторы риска) для определения случаев, когда необходимо ужесточение таможенного контроля путем проведения досмотра, дополнительной проверки документов и т. п. Однако на практике они зачастую используют слишком упрощенные индикаторы риска. Это, в свою очередь, приводит к тому, что снижается экономическая эффективность от использования СУР.

Законодательной базой таможенной оценки в России является Закон РФ «О таможенном тарифе». Следуя нормам ГАТТ/ВТО, этот закон устанавливает, что основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами. При применении данного метода таможенная стоимость определяется на основе цены сделки, фактически уплаченной или подлежащей уплате за товары, т.е. на основе инвойсной (контрактной) стоимости товаров. Остальные методы таможенной оценки применяются только в том случае, если основной метод не применим, что должно происходить крайне редко. В этой связи необходимо отметить, что «в развитых странах таможенная стоимость определяется на основе цены сделки более чем в 95 % случаев». Однако недостаток указанного подхода к таможенной оценке заключается в том, что в целях уклонения от уплаты полной суммы таможенных платежей импортеры могут умышленно искажать сведения о цене сделки путем ее занижения. При этом отрицательный эффект от подобного рода действий заключается не только в том, что определение таможенной стоимости на основе сфальсифицированной цены сделки наносит удар по федеральному бюджету. Умышленное искажение сведений о цене сделки также препятствует выполнению защитной и регулирующей функций таможенного тарифа и нарушает конкурентное равновесие на рынке. Для большей объективности проводимого анализа надо признать и тот факт, что, как показывает практика, импортеры часто сами допускают ошибки как в процедуре декларирования таможенной стоимости, так и в вопросах выбора тактики работы с таможенными органами. Зачастую именно это дает таможенным органам правовые основания для корректировки таможенной стоимости. Типичные ошибки, совершаемые импортерами, могут быть классифицированы следующим образом:

− документальное оформление претензий: при невозможности представить  запрошенные таможней дополнительные документы импортеры, не направляют письменное объяснение причин, по которым такие документы не могут быть представлены;

− устранение осложнений: импортеры  отказываются от применения метода по цене сделки при заявлении таможенной стоимости и «подгоняют» ее под некий «контрольный» уровень;

− подчинение требованию таможни: импортеры самостоятельно корректируют первоначально заявленную таможенную стоимость товаров;

− упрощение процедур: при  осуществлении поставок напрямую от производителей импортеры не пытаются воспользоваться процедурами, построенными на принципах «зеленого коридора»;

− предоставление досрочного обеспечения: импортеры предоставляют обеспечение уплаты и (или) дополнительно уплачивают таможенные платежи без получения правильно оформленного решения таможенных органов.

В рамках проводимого исследования невозможно дать исчерпывающих рекомендаций по противодействию описанным выше действиям таможенных органов. Очевидным  направлением может являться обжалование таких действий в судебном порядке, что требует значительных затрат времени и финансов со стороны участников ВЭД. Для целей эффективного таможенного контроля необходимо, с одной стороны, максимально возможное расширение источников поступления достоверной информации, с другой стороны – обеспечение автоматизированного анализа всей поступающей информации. Как видно, эффективность таможенного контроля напрямую зависит от успеха автоматизации основных компонентов СУР. Проведение мероприятий по совершенствованию автоматизированных систем выявления рисков позволит решить следующие задачи:

− оптимизация принятия решения при осуществлении таможенного  оформления и таможенного контроля, снижение субъективного фактора;

− достижение оптимального соотношения между временем, затрачиваемым  на проведение таможенного контроля, и эффективностью его проведения;

− единообразное применение таможенного законодательства Российской Федерации;

− укрепление законности и  правопорядка в сфере внешнеэкономической  деятельности;

− качественно новый уровень  информатизации таможенных органов. Необходима разработка модели прогнозирования  рисков и недостоверного декларирования с оценкой воздействия принимаемых  мер регулирования ВЭД, разработка программных средств, обеспечивающих функционирование эконометрической торговой модели, затем внедрение программных  средств, обеспечивающих функционирование эконометрической торговой модели.

Разработка и внедрение  программного средства анализа информации, содержащейся в базах данных ФТС  России, позволит выявлять скрытые  закономерности и взаимосвязи индикаторов  риска при перемещении товаров  через таможенную границу Российской Федерации. Необходимо разработать методики комплексной оценки индикаторов риска на основе представленных документов и предварительной информации с целью определения степени риска при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации и модели информационного взаимодействия с международными транспортно-экспедиционными и инспекционными организациями, обладающими информацией о товарах, транспортных средствах и лицах, перемещающих их через таможенную границу Российской Федерации, постепенно внедрить программное обеспечение комплексной оценки индикаторов риска, разработать программные средства, обеспечивающие информационное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации. Внедрение программного средства анализа и выявления информации о лицах, перемещающих товары, позволит быстро и с большой долей вероятности определять организации имеющие признаки фирм-однодневок. Чем больше и быстрее поступает информация для ее анализа, тем более актуальными и эффективными будут решения, принимаемые при применении СУР. В современных условиях обеспечить

поступление своевременной  актуальной информации в таможенные органы невозможно без использования  соответствующих каналов связи  и программного обеспечения.

Естественно, все эти мероприятия, направленные на улучшение таможенного  дела в РФ, не могут выполняться быстро, и не надо торопиться, при разработке этих решений необходимо изучить наиболее глубоко все проблемы и принять наиболее правильное решение все эти процессы будут проходить не один год, но ожидаемые результаты того стоят.

Подводя итог главы можно  отменить, что  последнее время  со стороны таможенных органов сделан целый ряд шагов по усилению взаимодействия с экспортерами и импортерами (заключены  соглашения с крупными участниками  ВЭД и таможенными брокерами  в части таможенного оформления, уплаты таможенных платежей, определение  таможенной стоимости и др.), которые  учитывают систему рисков, но не в полной мере. Кроме того, и при обосновании новых конкретных направлений взаимодействия с участниками ВЭД (расчеты посредством таможенной карты, реализация соглашений о разделе продукции, механизм возмещения налога на добавленную стоимость при экспорте и др.) необходимо более тщательно и скрупулезно анализировать и оценивать возможность появления рисков и успешно управлять ими.

Одним из важнейших направлений  в решении проблемы совершенствования  таможенного регулирования  является более эффективное использование  таможенного механизма как элемента системы государственного регулирования  ВЭД. От того, как четко отлажена система таможенного администрирования, насколько точно настроен таможенный механизм на анализ, оценку рисков и  управление ими, зависит результативность экспортных и импортных операций. При этом должны соблюдаться основные принципы таможенного администрирования: формирование благоприятной правовой и экономической среды для  участников ВЭД; соблюдение баланса  интересов участников ВЭД и государства; обеспечение поступлений таможенных платежей в доходную часть бюджета; адаптация к международным нормам и правилам в области таможенных процедур.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Исторически динамика государственного регулирования степени открытости или закрытости экономики (таможенная политика) движется от свободной торговли к протекционизму и наоборот. Однако, как известно, протекционистские  барьеры эффективны в краткосрочном  периоде, они создают временный  эффект, приводящий затем к существенным провалам, будь то таможенная политика, экспорт и импорт товаров, инвестиции.    В настоящее время сложилось несколько форм протекционизма:   - селективный протекционизм – направлен против отдельных стран или товаров;              - отраслевой протекционизм – защищает определенные отрасли (например, автомобилестроение);          - коллективный протекционизм – проводится союзами некоторых государств в отношении стран, в них не входящих;      -  скрытый протекционизм – осуществляется методами внутренней экономической политики.           Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные (основаны на использовании тарифов) и нетарифные (все остальные методы). Нетарифные методы государственного регулирования выключают количественные методы и методы скрытого протекционизма.             В роли институционального обеспечения таможенной политики выступает Государственный таможенный комитет: именно им осуществляется протекционистская политика поощрения отечественного производства через льготные пошлины; меры тарифного и нетарифного регулирования.   Целями таможенной политики являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории РФ, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулирование развития национальной экономики, содействие проведению структурной перестройки и других задач экономической политики.   В целях совершенствования фискальной и регулирующей функций таможенной системы необходимо: последовательно снижать средневзвешенную и максимальную импортную пошлину; максимально укрупнить товарные группы; отказаться от прямых и косвенных форм квотирования экспорта и импорта; ликвидировать все существующие льготы в максимально короткие сроки; исключить регулятивные функции из компетенции таможенных органов. Принятая в июне 1998 года новая редакция Киотской конвенции (полное название - Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур) поставила перед таможенными службами мира задачу в полной мере соответствовать требованиям современной международной торговли. Это подразумевает внедрение новейших технологий таможенного оформления и таможенного контроля, стандартизацию и упрощение таможенных процедур, а также установление партнерских отношений с деловыми кругами.  Российская Федерация предпринимает активные усилия, чтобы стать членом ВТО и соответственно подводит свои стандарты таможенной политики к общепринятым международным стандартам.   Таможенные пошлины и платежи в 2000-х годах стали выполнять более серьезную роль,  чем они делали это с начала 90-х. Роль пошлин возросла в связи со стабилизацией структуры импорта и экспорта, а также их объемом. Россия, преодолевая экономический кризис, выходит на качественно новый уровень в таможенных отношениях. Вступление Российской Федерации в ВТО уже можно считать почти свершившимся событием. Следовательно, сильно изменятся  многие  параметры таможенной политики. Вступление в ВТО предусматривает снижение общего уровня таможенных пошлин и платежей. На мой взгляд, российская экономика потерпит  некоторый  ущерб  от этого, но все же это необходимо России для полноценного выхода на международный рынок. Снижение таможенных пошлин приведет к падению доходов на 12-15%, что составит 2-3% от совокупных доходов Федерального бюджета. Тем не менее, Россия получит дивиденды от снижения пошлин странами импортерами нашей продукции. Конечно, первое время это не будет полностью компенсировать наши потери, но в будущем это принесет России значительную выгоду. Стратегической целью для России должен стать приоритет экспорта  не сырьевых ресурсов, а продукции несырьевого производства. И на достижение этой цели должна быть направлена таможенная и экономическая политика государства. 

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Федеральный закон о таможенном регулировании в РФ// http://base.consultant.ru
  3. Бахрах Д.Н., Кивалов С.В. Таможенное право России. - М., 2009 г
  4. Габричидзе Б.Н., Черниховский А.Г. «Таможенное право»
  5. Евмененко Т.О. Налогообложение экспортных услуг / Бухучет.2008.
  6. Ершов А.Д. Основы управления и организации в таможенном деле: Учебное пособие. - Спб., 2009.
  7. Киреева А.П. Международная экономика. Учебное пособие для Вузов. ― М., 2009.
  8. Рубинштейн Т.Б. «ВТО: Практический аспект», М. «Гелиос АРС» 2004г.
  9. Свинухов В. Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость – М.: Экономист, 2005.
  10. Стровской Л.Е.: Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Основы: Учебник для вузов.- М.:2009
  11. Тарасов В.И., Свинухов В.Г., Сухов С.М. Нетарифные меры защиты агропродовольственного рынка. – М.: ГНУ ВНИИЭСХ, 2005.
  12. Теория, методология и практика таможенного дела: Сборник научных трудов. / Под ред. Н.М. Блинова. М., 2009
  13. Федотов Б.Г. актуальные вопросы таможенно-тарифной политики// Финансы, 2009, №3.
  14. Фомин С.В. «Международные экономические отношения», М. «Юркнига» 2004…
  15. Основы внешнеэкономических знаний / под ред. И.П. Фаминского.- 2-е изд.
  16. Основы внешнеэкономических знаний / под ред. И.П. Фаминского.- 2-е изд.2009
  17. Шапошников Н.Н. «Таможенная политика России». 2009г..
  18. URL: http://www.sts-customs.net

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 

 

Методы государственного регулирования

 внешнеэкономической  деятельности



 

Тарифные

 

Нетарифные


 

 

Система

таможенных

 пошлин,

применяемых

 в данном 

государстве

 

Прямые (количественные)

- квотирование

- лицензирование

- добровольное ограничение  экспорта

- антидемпинговые пошлины

- компенсационные пошлины  и сборы

 

Косвенные

(не количественные)

Скрытые

- стандарты (технические,  санитарные, ветеринарные)

- административные и таможенные  формальности

Финансовые

- импортные депозиты

- субсидирование экспорта

- кредитование экспорта

Информация о работе Таможенное регулирование