Таможенные органы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Цель - определение концепции развития таможенных органов Российской Федерации.
Достижение указанной цели обеспечивается путем решения следующих задач:
во-первых определить цель, задачи и принципы развития таможенных органов Российской Федерации;
во - вторых направления развития таможенных органов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________________3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ____________5
1.1 Понятие, система и основные задачи таможенных органов______5
1.2 Основные экономические задачи и функции таможенных органов_7
2 РОЛЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА_______________________________15
2.1Анализ существующего положения________________________15
2.2 Существующие проблемы и перспективы развития таможенного дела в области решения экономических задач_________________________19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ-__________________________________________________25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ______________________26

Работа содержит 1 файл

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ.docx

— 47.98 Кб (Скачать)

  Продолжилось активное взаимодействие таможенных служб России, Беларуси, Казахстана. В 2012 году проведено 3 заседания Объединенной коллегии таможенных служб государств – членов Таможенного союза.

 В 2012 году продолжилось  укрепление интеграционных процессов  на пространстве СНГ, ЕврАзЭС. Динамично развиваются контакты между таможенными службами России и Украины. В 2012 году утвержден Порядок обмена между таможенными органами Российской Федерации и Украины информацией и документами о результатах таможенного контроля товаров и транспортных средств. В 2012 году укреплялось взаимодействие с таможенными службами государств Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего с Китаем, а также Индией, Монголией, Вьетнамом, Республикой Корея.

  Активизировались контакты с Польшей, Литвой, Эстонией. Подписан Протокол между Федеральной таможенной службой и Таможенной службой Республики Польша о концепции пилотного проекта «Зеленый коридор» в автомобильном пункте пропуска Мамоново – Гжехотки через российско-польскую государственную границу. Пилотный проект заметно улучшил пропускную способность в этих пунктах.

  В 2012 году продолжается оптимизация структуры таможенных органов. Сейчас в структуру ФТС России входит 8 региональных и 4 специализированных таможенных управлений, 100 таможен, 540 таможенных постов, 17 представительств в странах ближнего и дальнего зарубежья.

 

2.2 Существующие проблемы  и перспективы развития таможенного  дела в области решения экономических  задач

 

На современном этапе  можно выделить три финансово-экономические  проблемы, решаемые таможенными органами в ходе реализации таможенной политики государства.

- формирование состава  и товарной структуры потребительского  рынка РФ и создание конкурентной  среды.

- защита отечественных  производителей от экспансии  мирового рынка и доступа на  российский рынок дешевых, некачественных  товаров, прежде всего потребительских.

- обеспечение поступлений  средств от взимания таможенных  пошлин и налогов в доходную  часть федерального бюджета.

На первом месте стоит  проблема формирования потребительского рынка и создания конкурентной среды. Потребительский рынок в стране должен быть сформирован и государство должно принимать действенные меры по его развитию и совершенствованию. Рынок товаров и услуг формируется за счет двух источников:

- отечественное производство (реальный сектор экономики) и  материальные запасы и государственные  резервы.

- импорт продукции за счет функционирования мирового рынка.

Состояние потребительского рынка затрагивает интересы населения  страны, а поэтому федеральные  и региональные власти должны уделять  приоритетное внимание составу и  товарной структуре потребительского рынка. Насыщенность потребительского рынка по составу и структуре  ведет к созданию конкурентной среды, стабилизации и даже снижению оптовых  и розничных цен на потребительские  товары.

Основным инструментом федерального государственного регулирования внутреннего  рынка страны в процессе взаимодействия с мировым рынком является таможенный тариф, о котором было сказано  выше.

Однако, существуют и нетарифные меры внешнеэкономического регулирования, которые устанавливаются правительством и являются исключительными мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности, применяемыми в отношении ряда товаров. К ним относятся: лицензирование, квотирование, сертификация, о которых было сказано выше.

Вторая по приоритетности проблема решается таможенным комитетом, прежде всего, за счет своевременного пересмотра и уточнения уровня таможенных импортных пошлин. Уровень таможенных импортных пошлин должен быть таким, чтобы, во-первых, потребительский рынок  России был насыщен необходимыми для населения потребительскими товарами и продуктами. Во-вторых, конкуренция  импорта на российском рынке была нормальной, не позволяющей "забивать" отечественное производство, как  это случилось в 90-е годы с отечественными предприятиями легкой и текстильной промышленности.

И, наконец, третья проблема решается таможенными органами с  помощью набора следующих таможенных инструментов (таможенных платежей): таможенная пошлина, НДС, акцизы, сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ и  возобновление действий лицензий, сборы  за выдачу квалификационного аттестата  специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата, таможенные сборы за таможенное оформление, плата за информирование и консультирование, плата за принятие предварительного решения, плата за участие в таможенных аукционах.

В целях развития отечественного потребительского рынка необходимо постоянно следить за составом и  структурой товарного импорта, чтобы  вовремя пересматривать отдельные  номенклатурные позиции и регулировать (увеличивать или уменьшать) импортные  таможенные пошлины. Например, рынок  России перенасыщен по алкогольным  напиткам, сигаретам, мебели, шоколадным изделиям, текстильной и трикотажной  одежде и др. По этим позициям следует  увеличивать таможенные пошлины. Это  будет способствовать развитию отечественного производства и реализации отечественных  товаров.

Таким образом, внешняя торговля, регулируемая таможенными органами, играет важную роль в формировании потребительского рынка Российской Федерации и его отдельных  сегментов, что является главной  экономической задачей на данный момент развития государства. А таможенная политика - сложный механизм деятельности государства, затрагивающий комплекс интересов страны, регионов, предпринимателей, населения, в том числе их материальные и финансовые интересы. Пользоваться этим механизмом надо обдуманно, тщательно  взвесив взаимосвязи интересов, тенденции их изменения. Главным  в таможенной политике является:

- установление оптимальных  размеров импортно-экспортных пошлин;

- своевременный пересмотр  установленных тарифов в связи  с изменением ситуации на внутреннем  и внешнем рынках;

- определение коэффициентов  увеличения или снижения уровня  таможенных тарифов по каждой  номенклатурной группе товаров;

- более активное использование  лицензирования, квотирования и  сертификации товаров.

Для решения задач и  проблем, стоящих перед таможенными  органами страны, необходимо:

- постоянно повышать квалификацию  специалистов таможенных органов,  особенно тех из них, кто  разрабатывает и обосновывает  проекты изменений ставок таможенных  пошлин, применяемых к товарам,  перемещаемым через таможенную  границу РФ;

- увеличить аппарат, занимающийся  научными исследованиями и разработкой  методических рекомендаций по  совершенствованию таможенной политики и повышению эффективности работы таможенной системы страны;

- усилить контакты (наладить  тесные связи) Государственного  таможенного комитета РФ с  Минфином РФ, другими заинтересованными  министерствами и ведомствами,  реальным сектором экономики,  регионами.

Необходимо также думать и долгосрочной перспективе таможенной дела. Важно обеспечить разумный баланс между тремя основными функциями  таможни - фискальной, регулирующей и  защитной.

Надо четко понять: от кого какие рынки защищать. Например, если в стране существует дефицит каких либо сырьевых ресурсов, то необходимо создавать условия для сохранения определенных отраслей промышленности. Впрочем, в ряде случаев только таможенными мерами нашу отечественную промышленность не защитить. Необходима конкурентоспособность продукции.

Внешняя торговля традиционно  играет важную роль в развитии экономики  любого государства. Один из основных рычагов, с помощью которого государство  влияет на внешнюю торговлю, это  таможенная политика. Ограничивая или  стимулируя ввоз и вывоз конкретных товаров, можно решать самые разные проблемы: наполнять доходную часть  государственного бюджета, поддерживать отечественных производителей, насыщать внутренний рынок определенными  товарами, создавать благоприятные  условия для экспорта отечественной  продукции, что является важнейшими экономическими задачами страны.

Действующее российское законодательство позволяет применять практически  все известные в мировой практике меры таможенного (тарифного и нетарифного) регулирования внешней торговли. Выбор же тех или иных мер зависит  от целей, которые ставит государство  перед таможенной службой.

Вопрос правильного определения  целей таможенной политики важен, конечно, для любого государства. Но для России он важен вдвойне. Это объясняется  и огромной общей протяженностью ее границ, и фактической "прозрачностью" границ со странами СНГ, и спецификой федеративного устройства страны, где  принцип единства таможенной территории надо сочетать с задачами развития хозяйственных комплексов отдельных  республик и областей.

У таможенной политики есть три ключевые функции - фискальная, регулирующая и защитная. В принципе все они одинаково важны для  экономики. Но на практике предпочтение сегодня, к сожалению, отдается лишь одной функции - фискальной. По сути дела, в последние годы таможня  рассматривается почти исключительно  как фискальный инструмент, а вся  таможенная политика строится на ужесточении  таможенного контроля и усложнении таможенных процедур.

Таким образом, фискальный перекос  приводит к парадоксальной ситуации. Таможня, которая, по идее, должна защищать отечественного производителя, сегодня непосредственно заинтересована в росте импорта, как главного источника налогообложения. Следствием такой политики может стать полное прекращение производства многих товаров отечественных производителей и превращение страны исключительно в производителя энергоресурсов.

Основная задача государства  заключается в разработке программы  постепенного импортного замещения  путем восстановления и развития отечественных производств. Причем сейчас в защите государства нуждаются  не только конкретные предприятия, но даже само желание отечественных промышленников что-либо производить.

Действующее таможенное законодательство содержит довольно большое количество практически не работающих норм, которые  могут широко использоваться для  развития различных отраслей промышленности.

Превращение таможенной политики в действенный механизм невозможно без создания инструментов контроля за обращением импортных товаров на внутреннем рынке. Необходимо провести унификацию таможенных и налоговых документов для того, чтобы иметь возможность привлекать к ответственности лиц, приобретающих контрабандные товары уже после их поступления на внутренний рынок.

Мировой опыт показывает, что  применение высоких ставок таможенных пошлин приносит определенный эффект только в том случае, когда государство  вводит жесткий протекционистский  режим и дополняет таможенную политику административными мерами по контролю за рынком. Если же этого  нет, то установление высоких ставок приводит либо к свертыванию торговых операций, либо к массовым уклонениям от уплаты платежей.

Итак, в последние годы ФТС регулярно перевыполняет  плановые задания по таможенным выплатам в Федеральный бюджет РФ. Это свидетельствует  о правильном курсе проводимых таможенных реформ.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таможенные органы действуют  под общим руководством Президента РФ и Правительства РФ и обладают строго определенной компетенцией в  сфере таможенного дела.

Задача таможенной системы  состоит в том, чтобы состыковать  новую экономическую систему  России с системой мирохозяйственных  связей и за счет этого дать импульс  развитию внешнеэкономических связей. Одним из условий, для выполнения этой задачи является соответствующее постановка таможенного дела. И как следствие развитие правовой базы всего таможенного дела, унификации таможенных процедур на основе передового мирового опыта.

Россия, будучи евроазиатской  страной, имеет исключительно благоприятные  перспективы интеграции в международную  таможенную систему.

Таким образом, на основании  изложенного представляется возможным сделать ряд выводов относительно системы таможенных органов. Прежде всего, следует отметить, что совокупность  таможенных органов представляет собой именно систему, построение которой обусловлено теми целями и задачами, которые стоят перед таможенными органами, и, с другой стороны, тем, что таможенные органы представляют собой органы исполнительной власти. В связи с этим система таможенных органов подчинена в своей деятельности ряду системообразующих факторов, позволяющих говорит о ней как о совокупности элементов, подчиненных единым целям и задачам. Эти цели и задачи, кроме того, определяют и основные направления деятельности таможенных органов, таможенные органы есть их функции. Функции таможенных органов закреплены непосредственно в Таможенном кодексе Таможенного союза и достаточно многообразны.

Так же были проанализированы особенности и специфические  моменты, характерные для статуса  и функционирования каждой из составных  частей, входящих в единую систему  таможенных органов Российской Федерации. Естественно, что с развитием  таможенного дела будут появляться, создаваться новые таможенные структуры  и звенья, соответствующие изменяющимся, динамичным потребностям и задачам  в сфере таможенного дела. В  связи с изложенным можно утверждать, что в настоящее время система таможенных органов является системой органов, деятельность которых направлена на обеспечения экономической безопасности РФ, а так же на обеспечение законности и правопорядка в сфере таможенного дела.

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Таможенные органы