Таможенный контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 18:00, курсовая работа

Описание работы

Таможенный контроль стал развиваться в связи с увеличением объёма деятельности в таможенной сфере, товаро- и пассажирообмена, расширения внешнеэкономических связей России.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4



Глава I. Органы таможенного контроля: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

§1. Понятие таможенного контроля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

§2. Правовой статус органов таможенного контроля. . . . . . . . . . . . . . . . 8



Глава II Формы таможенного контроля: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . 12

§1. Проверка документов и сведений, необходимых для

таможенных целей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

§2. Таможенный досмотр и его разновидности: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

2.1 Таможенный досмотр товаров и транспортных средств . . . . 15

2.2 Личный досмотр как исключительная форма

таможенного досмотра. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

2.3. Повторный таможенный досмотр. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

§3. Учёт товаров и транспортных средств. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

§4. Устный опрос должностных и физических лиц. . . . . . . . . . . . . . . . . 24

§5. Проверка системы учёта и отчётности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

§6. Осмотр территорий и помещений, складов временного

хранения, таможенных складов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

§7. Иные формы таможенного контроля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27



Глава III Документы и сведения, необходимые для таможенного

контроля: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30

§1. Документы, применяемые в качестве таможенных

деклараций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30

§2. Сведения, указываемые в таможенных декларациях. . . . . . . . . . . .. 33

§3. Сертификат и иные разрешительные документы

государственных органов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35



Глава IV Ответственность за нарушения правил таможенного

контроля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43

§1. Уголовная ответственность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43

§2. Административная ответственность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52

§3. Гражданско-правовая ответственность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61

§4. Дисциплинарная ответственность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62



Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 64

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66

Приложение №1. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70

Приложение №2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71

Приложение №3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72

Приложение №4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73

Приложение №5 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74

Приложение №6 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75

Приложение №7 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76

Приложение №8 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77

Приложение №9 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78

Приложение №10 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 79

Работа содержит 1 файл

курсовая ОТК.docx

— 106.74 Кб (Скачать)

Эти вопросы регулируются указами Президента России и постановлениями  Правительства РФ1 .

В качестве примера можно  привести порядок вывоза товаров  и технологий двойного  назначения,  осуществляемый  в соответствии с Указом Президента РФ №1268 от 26.08.96 г.2  и постановлением Правительства РФ №1172  от  07.10.96 г.3 Экспорт данных товаров производится под контролем, проводимым в нескольких направлениях. Он предусматривает согласование проектов международных  договоров РФ, регламентирующих передачу товаров и технологий двойного назначения, подготовку и выдачу заключения о возможности вывоза таких  товаров,  лицензирование.

Проекты международных договоров  РФ подлежат обязательному  согласованию с  комиссией по экспортному контролю РФ при Правительстве РФ,  МВЭС и МИД.

         Экспорт товаров и технологий двойного производства осуществляется по разовым лицензиям, выдаваемым МВЭС РФ. Основанием для оформления лицензии является заключение комиссии по экспортному контролю о возможности экспорта этих товаров.  Срок действия лицензии устанавливается исходя из условий  конкретной сделки.

Вывоз товаров и технологий двойного  назначения,  являющихся  носителями сведений,  составляющих  государственную  тайну,  осуществляется  в соответствии с российским законодательством  о государственной тайне.

Имеются особенности порядка  контроля за ввозом и вывозом лицензированных товаров.  Лицензирование является одной из форм нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.  Перечни лицензируемых товаров (работ, услуг) устанавливаются законодательством РФ.

Действующий порядок  лицензирования определён Положением о порядке  лицензирования экспорта  и  импорта  в  РФ,  утверждённого  Постановлением Правительства РФ  №1299  от  31.10.96 г.1 и иными правовыми актами Российской Федерации.

Лицензия выдаётся  участнику  внешнеэкономической  деятельности  в одном экземпляре, подлежит регистрации  в установленном порядке в  таможне по месту его  нахождения,  его юридическому адресу,  до фактического перемещения через таможенную границу  РФ и является документом.  необходимым  для  таможенных целей  при таможенном оформлении товаров,  перемещаемых через таможенную границу РФ в соответствии с таможенным режимом,  помещение под  которые допускается только при условии предоставления лицензии МВЭС России .

Лицензирование является ограничением на  ввоз  в  Россию,  предусмотренным статьёй  21  Таможенного  кодекса  РФ.  Частью второй указанной  статьи предусмотрено, что если такие  ограничения установлены,  то таможенными  органами осуществляется выпуск товаров,  попадающих под ограничение,  при  условии выполнения определённых требований, то есть при предоставлении лицензии.

Таможенными органами,  расположенными  в месте ввоза товаров в  Россию, проводится контроль за перемещением товаров через таможенную границу.

         Нормативными актами  ГТК  России  могут  быть оговорены конкретные случаи, в которых требуется безусловное предоставление в таможенном органе  в месте ввоза  товаров  на  таможенную границу РФ копий зарегистрированных лицензий как,  например,  в случаях,  предусмотренных требованиями  приказа  ГТК России №46 от 06.02.97 г.  “О мерах по упорядочению ввоза на таможенную территорию РФ спирта этилового и водки”1.  При регистрации оригинала лицензии отделом нетарифного  и экспортного контроля таможни владельцу лицензии для этих целей необходимо выдать её копию на основании  его  письменного  заявления,  в количестве, равном числу таможен,  расположенных в местах ввоза товаров в РФ, сведения о которых должны быть указаны в  заявлении.  На лицевой  и  оборотной сторонах каждой из таких копий, в правом верхнем углу делается отметка “Копия в таможню для пограничного контроля”,  заверяемая подписью и личной номерной печатью должностного лица отдела нетарифного и экспортного контроля.

В случае внесения изменений  на лицевой или оборотной стороне  лицензии таможня,  выдавшая лицензию, информирует о внесённых изменениях таможни, в которые были направлены копии лицензии,  в том числе  и для пограничного контроля. В  целях оперативности и во избежание необоснованных простоев внешнеторговых грузов в пунктах приёма на границе допускается передача  такой  информации, а  также  информации  о выданных копиях лицензии для пограничного контроля, по оперативным каналам связи.

         Также, на основании Таможенного кодекса, для проведения таможенного контроля, таможенные органы вправе получать от банков и иных  кредитных  учреждений сведения об операциях и состоянии отчётов лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу РФ .

         Другие правоохранительные органы по собственной инициативе,  либо по запросу, информируют об имеющихся сведениях,  необходимых  для  таможенного контроля. Документы, необходимые для таможенного контроля, должны храниться лицами не менее трёх лет.

 

Рассмотренные выше вопросы  о документах и сведениях,  которые  необходимы для  таможенного  контроля,  а также о специальных разрешительных документах Государственных органов  РФ,  является одним из важнейших  в  практической работе  должностных  лиц таможенного органа при перемещении  товаров и транспортных средств  через таможенную границу Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

Глава IV. Ответственность за нарушение

правил таможенного  контроля.

 

         Юридическая ответственность  -  это  важная  мера  защиты  интересов личности, общества и государства.  Она наступает в результате нарушения  предписания правовых  норм  и  проявляется в форме применения к правонарушителю мер государственного принуждения1 .

 

 

§1. Уголовная ответственность.

 

Таможенные органы,  наряду с обеспечением порядка перемещения  товаров через таможенную границу, таможенных режимов, таможенного оформления и таможенного контроля,  осуществляют непосредственную борьбу с контрабандой и иными преступлениями в сфере  таможенного дела,  защищая государственную  безопасность страны,  жизнь и  здоровье людей, интересы российских потребителей, пресекают незаконный оборот товаров,  изъятых из  гражданского  оборота.  В качестве правоохранительного,  таможенный орган выступает лишь с момента получения сообщения о совершённом преступлении, либо нарушении таможенных правил. При производстве  и рассмотрении  дел о нарушении таможенных правил должностные лица таможенного органа руководствуются положениями Таможенного кодекса РФ,  установившего, по существу, процессуальный порядок расследования и рассмотрения таможенных правонарушений,  а также нормами Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. При обнаружении и расследовании преступлений, отнесённых к их компетентности,  они руководствуются нормами уголовного и процессуального кодекса,  законом “Об оперативно-розыскной деятельности” и другими нормативными актами  РФ.  Правоохранительную  деятельность могут осуществлять только органы,  специально уполномоченные на это государством.

         Руководство деятельностью по пресечению правонарушений возложено на управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил ГТК РФ. Расследование правонарушений осуществляют отделы организации дознания региональных таможенных управлений и таможен.

Как правило,  таможенные  правонарушения обнаруживаются при  производстве таможенного оформления и проведении  таможенного  контроля.  Прежде всего с ними сталкиваются таможенные посты. Меры взыскания, которые налагают таможенные органы за нарушения таможенных правил,  относятся к мерам государственного принуждения. Например, нарушение порядка таможенного контроля влечёт предупреждение,  либо наложение штрафа (статья 256 Таможенного кодекса).

При наложении взыскания  требуется строгое соответствие  его  предписаниям закона.  Таможенный орган не может вместо указанных  выше видов взыскания применять  к лицу, нарушившему порядок таможенного  контроля, конфискацию транспортного  средства, которое отправилось без  разрешения таможенного органа, поскольку  мера не предусмотрена санкцией статьи 256 Таможенного  кодекса РФ.  Подобные  отступления  от требований закона служат основанием для обжалования  постановления о наложении взыскания  и его отмене.

Законные и  обоснованные  решения правоохранительных органов  подлежат выполнению любыми должностными лицами и гражданами.  Невыполнение их влечёт за собой дополнительные санкции для правонарушителей.

Действия правоохранительных органов могут быть обжалованы  в  административном или  судебном  порядке.  Это  положение чрезвычайно  важно,  поскольку деятельность таких  органов связана с преступлениями и  иными  правонарушениями, принимаемые  ими  решения  существенно  влияют  на право свободы граждан, ограничивая  его. Специальный раздел Таможенного  кодекса РФ посвящён обжалованию  и рассмотрению решений действий или бездействия таможенных органов  и должностных лиц.

В зависимости  от  характера  совершённых правонарушений в сфере  таможенного контроля различают  дисциплинарную,  административную,  гражданско-правовую и  уголовную  ответственность.  Наиболее жёсткими мерами воздействия определяется уголовная  ответственность,  которая применяется  в  судебном порядке к лицу, виновному  в совершении преступления.

Таможенный кодекс  сформулировал  три состава правонарушений,  которые по степени общественной опасности должны быть отнесены к  преступлениям:

  • контрабанда,  статья 219 Таможенного кодекса РФ;
  • уклонение от уплаты таможенных платежей,  статья 220 Таможенного кодекса РФ;
  • незаконные валютные операции и иные действия с валютными ценностями, статья 221 Таможенного кодекса РФ. 

Одним из  самых опасных  преступлений в сфере таможенного  дела,  отнесённого к таможенному  контролю,  является контрабанда,  за совершение которой лица привлекаются к уголовной ответственности.

         Уголовным кодексом РФ1 ,  вступившим в действие с 01.01.97 г.,  выделен специальный раздел о преступлениях в сфере экономики. Среди них - пять составов, условно называемых “таможенные преступления”, один из них - о контрабанде (статья 188 УК РФ).  В соответствии с этой статьёй, контрабандой признаётся перемещение в крупном размере через таможенную границу РФ товаров или иных предметов,  скрытых от таможенного контроля, либо с обманным  использованием  документов  или средств таможенной идентификации, либо  сопряжённое с недекларированием или недостоверным декларированием, статья 188 УК часть 1.  Таким образом,  для того,  чтобы привлечь лицо к уголовной ответственности за контрабанду, требуется установить, что она совершена в крупном размере и теми способами,  которые перечислены в части 1 статьи 188 УК. 

Определение крупного размера  контрабанды содержится в  примечании к статье 188 УК.  Таковым признаётся перемещение контрабандным способом товаров, если стоимость их превышает  двести минимальных размеров оплат  труда, установленных действующим  законодательством  на  момент  совершения преступления. Перемещение  товаров,  помимо таможенного контроля,  охватывает любые действия по ввозу  или вывозу товаров,  минуя определённые таможенным органом места,  в которых,  прежде, чем товары будут допущены к пересечению таможенной границы должен быть проведён таможенный контроль,  в местах таможен, таможенных постов.

         Сокрытие от  таможенного  контроля  представляет собой любой способ утаивания товаров, использование тайников, специальных хранилищ, придание одним товарам вида других товаров. Обманное использование документов представляет самостоятельный способ совершения контрабанды.

         Желая незаконным  путём  провести  товар  через таможенную границу, лицо может предъявить таможенному контролю заведомо подложные  документы, либо недействительные или содержащие недостоверные сведения документы.

Примером может служить  дело о контрабандном  перемещении  крупной партии товаров народного  потребления, расследованное таможенниками  и контрразведчиками Управления ФСБ РФ по Ульяновской области. Закупив  в Китае товар на сумму 422 тысячи рублей (цены на октябрь 1998 года),  предпринимательница  Ш., сопровождала груз на  арендованной  машине  до  Троицкого  таможенного  поста Магнитогорской таможни.  В  день прибытия таможенное оформление не производилось, был выходной день,  и,  не желая ждать следующего дня, Ш. решила переместить товар,  минуя пост и не составляя таможенную декларацию, а также, уклонившись от уплаты таможенных платежей,  Ш.  взяла документы у водителя на его КамАЗ,  предъявила их сотрудникам таможни и получила удостоверение ввоза транспортного средства на этот автомобиль,  скрыв наличие в нём груза. Убедившись, что на территории поста никого нет и её действия остаются незамеченными, Ш. заявила водителю, что ею оформлены все таможенные документы на товар и на машину и им разрешён въезд на территорию России. Но через три дня, в момент разгрузки товара в Ульяновске,  предпринимательница была задержана сотрудниками УФСБ и Ульяновской таможни, а транспортное средство и товар изъяты. 

Состав контрабанды образует  обманное  использование  средств  таможенной идентификации, пломб, печатей, идентификационных знаков и т.д. Недекларированные или недостоверное декларирование  означает  несообщение при таможенном оформлении сведений, либо заявление ложных сведений о перемещаемых товарах. 

Информация о работе Таможенный контроль