Участие России в международном сотрудничестве в области таможенного дела

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 16:46, реферат

Описание работы

Таможенное дело тесно связано с международными отношениями.На сегодняшний день Россия активно участвует в международных торгово-таможенных организациях и международно-правовом регулировании таможенного дела.
В сферу меж¬дународно-правового таможенного регулирования входят вопросы стандартизации и сертификации продукции, меж¬дународные перевозки находящихся под таможенным кон¬тролем грузов, способы оценки товаров для таможенных целей и др.
Россия сотрудничает с такими международными организациями как:
ВТО — Всемирная торговая организация; Всемирная таможенная организация; Европейский союз (ЕС); ЕврАзЭс; Тройственный таможенный союз.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Всемирная таможенная организация………………………………...5
Всемирная торговая организация……………………………………11
Сотрудничество России со странами Западной Европы…………...15
Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)………………19
Тройственный таможенный союз……………………………………27

Заключение……………………………………………………………………...29

Список используемой литературы…………………………………………….32

Работа содержит 1 файл

УЧАСТИЕ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА.docx

— 66.83 Кб (Скачать)

     6 октября 2007 года в Душанбе в  ходе заседания Межгоссовета  ЕврАзЭС генеральным секретарем  Сообщества был назначен Таир  Мансуров.

     Место нахождения Секретариата - город Алма-Ата (Казахстан) и город Москва (Россия).

       Межпарламентская ассамблея — орган парламентского сотрудничества в рамках ЕврАзЭС, рассматривающий вопросы гармонизации (сближения, унификации) национального законодательства и приведения его в соответствие с договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС, в целях реализации задач Сообщества.

     Межпарламентская  ассамблея формируется из парламентариев, делегируемых парламентами стран Сообщества.

     В её состав входят:

      от России — 28 парламентариев 

      от Беларуси — 14 парламентариев 

      от Казахстана — 14 парламентариев 

      от Киргизии — 7 парламентариев 

      от Таджикистана — 7 парламентариев 

      от Узбекистана — 7 парламентариев 

     Секретариат Межпарламентской ассамблеи размещается  в Санкт-Петербурге (Россия).

     Суд Сообщества обеспечивает единообразное  применение договаривающимися сторонами  Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества и других действующих в рамках Сообщества договоров и принимаемых органами ЕврАзЭС решений. Суд Сообщества рассматривает также споры экономического характера, возникающие между членами  ЕврАзЭС по вопросам реализации решений  органов ЕврАзЭС и положений  договоров, действующих в рамках Сообщества, даёт по ним разъяснения  и заключения. 

5. Тройственный таможенный союз.

     Таможенный союз представляет собой единую таможенную территорию с единой таможенной границей и тарифами, его создание облегчит условия торговли между странами и будет способствовать развитию экономик.

     Процесс создания ТС оказался непрост — он идет с середины 2000х годов. 27 ноября 2009 года в Минске было подписано Соглашение о создании тройственного Таможенного союза, участниками которого являются Беларусь, Казахстан, Россия, и который начинает функционировать с 1-го января 2010 года. Тогда же вступает в силу единый таможенный тариф. Однако в течение переходного периода для каждой из стран останутся т.н. «чувствительные позиции», по которым она сохранит свой особый порядок ввоза до момента окончания переходного периода.

     С 1 июля 2010 года в силу должен вступить Таможенный кодекс. Одновременно с этим должны будут исчезнуть таможни между Россией и Беларусью. К 1 июля 2011 года таможни должны исчезнуть между Россией и Казахстаном. На союзном уровне создана комиссия (комиссия Таможенного союза), в которой 57% принадлежит российской стороне и по 21,5% - Беларуси и Казахстану. Можно предположить, что у Минска, равно как и у Астаны, будет немного возможностей влиять на таможенную политику, поскольку центр принятия решений будет находиться в Москве.

       К моменту подписания Соглашения о создании Таможенного союза Казахстан, Беларусь и Россия согласовали тарифы по более чем 11 тысячам товаров. В 90% случаев за основу взяли пошлины, действующие в России. Однако на декабрь 2009 года существовало около 400 проблемных позиций, по которым стороны не могут договориться.

     По  оценке Министерства экономического развития России, введение с 2010 г. единого таможенного  тарифа приведет к снижению средневзвешенной пошлины на импорт в Россию примерно на 1%, но по ключевым позициям товаров  изменений в российских пошлинах не будет.

       Создание Таможенного союза в целом для экономик трех стран — это выгодное решение, и оно будет способствовать тому, что товарооборот внутри трех государств, а также с внешним миром значительно будет увеличен в ближайшие годы.

     Положительным для субъектов хозяйствования, по оценке чиновников, является то, что  производителям не придется получать сертификат происхождения. Сегодня в Россию можно свободно поставлять только те товары, доля местных комплектующих в которых превышает 50%. После 1 июля 2010 года любой товар, произведенный на территории Беларуси и Казахстана, сможет беспрепятственно, без всяких сертификатов получить доступ на рынок России.

     Официальными  лицами озвучиваются различные причины  создания таможенного союза. Чаще всего  звучат:  
- подготовка для создания единого экономического пространства;

-упрощение вступление в ВТО стран – участниц.

Но среди  специалистов преобладают другие мнения.

     «Эксперт  Казахстан» озвучивает точку зрения, что создание Таможенного союза  России, Казахстана и Белоруссии выгодно, прежде всего, монополистам, действующим  на национальных рынках: теперь вступление в ВТО и связанное с этим усиление конкуренции с импортом из дальнего зарубежья откладывается надолго.

     Журнал  «Эксперт» неоднократно отмечал, что таможенный союз очерчивает те экономические рубежи, на которые отступает Россия в своих попытках сохранить доминирование на постсоветском пространстве.  
«Эксперт» пишет: «В теории,
таможенный союз призван оказать стимулирующее воздействие на торговлю между его участниками. Но сегодня, как показывают дискуссии о вступлении в ВТО, оборонительные возможности ТС оказались более востребованными, чем наступательные. Россия видит в нем инструмент для защиты национальных интересов в переговорах с Западом. Казахстан проявляет заинтересованность в создании этой оборонительной системы не меньшую, чем Россия, хотя и пытается строить ее с учетом своих собственных интересов, не всегда и не во всем совпадающих с российскими.

     Причем  для Казахстана это оборона не только от ВТО, но и от китайской  экономической экспансии – как  на двустороннем уровне, так и в  рамках Шанхайской организации сотрудничества. Напомним, что вступление Казахстана в ВТО откроет рынок Казахстана в первую очередь для китайских товаров. И именно Китай продвигает идею создания в рамках ШОС зоны свободной торговли. И стремление Киргизии присоединиться к Таможенному союзу укладывается в рамки оборонительной миссии ТС, но вызывает серьезные сомнения в его жизнеспособности.»

       Необходимо добавить, что создание Таможенного союза сделало довольно бессмысленными предыдущие переговоры о вступлении стран-участниц во Всемирную торговую организацию. Переговоры о вступлении РФ в ВТО ведутся уже более 10 лет и летом 2009 года, казалось, были как никогда близки к успешному завершению: глава Минэкономики РФ Эльвира Набиуллина сообщала, что у Москвы есть все шансы завершить переговоры по присоединению к ВТО до конца 2009 года.

     С июля 1995 года состоялось более 20 встреч российских переговорщиков с представителями  ВТО. Двусторонние переговоры завершены  с 60 странами-партнерами. Переговоры Казахстана по присоединению к ВТО начались 26 февраля 1996 года. За это время удалось договориться с 22 странами из 153. Беларусь двусторонние переговоры завершила с 10 странами. Ближе всех к вступлению в ВТО подошла Россия.

     Если  Казахстан, по оценке главного российского  переговорщика с ВТО Максима Медведкова, прошел 70% пути к ВТО, а Белоруссия — половину, то Россия завершила процесс согласований на 95%. Но планы по объединению в ТС изменили ситуацию — теперь участники союза будут вести совместные переговоры о вступлении в ВТО, а, возможно, вообще решат вступать всем союзом. Случай в истории Всемирной торговой организации беспрецедентный. Вероятнее всего, союз станет, по сути, еще одним способом затянуть присоединение стран-участниц к ВТО, невыгодное для монополистов.

     По  мнению вице-премьера Беларуси Владимира  Семашко, вступление стран Cоюза в ВТО может затянуться на 10—12 лет.

     Одним из самых спорных вопросов, для  участников Таможенного союза, является схема распределения таможенных платежей в национальные бюджеты, которые  будут поступать за перемещенные товары на единую таможенную территорию. На переговорах обсуждаются два  варианта.

     В первом администратором-распределителем  платежей становилось Казначейство РФ. Второй план, который изложила казахстанская  сторона (и его поддержали белорусы), предполагал делить в определенной пропорции между странами-участницами таможенные платежи и другие сборы независимо от того, на территории какого государства они уплачены.

       По данным журнала «РР», на декабрь 2009г. нет договоренности, как делить таможенные деньги. «Механизм распределения платежей находится в острой фазе обсуждения», — признал недавно директор департамента Минэкономразвития России Алексей Лихачев. Россия претендует более чем на 90% взимаемых пошлин и обосновывает это пропорциями потребительских рынков трех стран. Беларусь и Казахстан такому дележу предсказуемо сопротивляются.

     Кроме того, 2-го января 2010 года стало известно, что переговоры Минска и Москвы об отмене российских пошлин на экспорт  нефти зашли в тупик.

     «Interfax»  пишет: «Представитель органов госуправления  Белоруссии, близкий к белорусско-российским нефтяным переговорам, заявил агентству "Интерфакс-Запад", что в белорусских  правительственных кругах считают  бессмысленным участие Белоруссии в таможенном союзе (ТС) "тройки" (Белоруссия, Россия и Казахстан) в  случае сохранения российских экспортных пошлин на нефть для республики. "Вывод торговли нефтью за пределы  конфигурации таможенного союза  создает опасный прецедент. За этим может последовать желание аналогичным  образом поступить с газом, электроэнергией, а, возможно, и с другими, уже не сырьевыми, товарами" , - считает представитель  органов госуправления.

       Белорусская сторона обвинила российскую в оказании давления и нарушении принципиальных договоренностей в рамках Таможенного союза Белоруссии, России и Казахстана, который вступил в силу с 1 января 2010 года в части единых таможенных тарифов и правил нетаможенного регулирования для трех государств.

     Между тем, пресс-служба правительства России сообщила, что в связи с неудавшимися переговорами по условиям поставки нефти  в Белоруссию, российская сторона  будет продавать нефть Белоруссии с 1 января 2010 года, включая в цену поставок 100% стандартной экспортной пошлины на нефть. В 2009 году при поставках  нефти в Белоруссию к этой пошлине  применялся понижающий коэффициент 0,356. Необходимо отметить, что ситуация, которая развивается вокруг пошлин на нефть, может быть использована Минском  для отказа от дальнейшего участия  и выхода, в еще не заработавшем таможенном союзе.

     Казахстан, так же сталкивается с проблемами в связи с вступлением в  таможенный союз. Вице-министр индустрии  и торговли Республики Казахстан  Занар Айтжанова утверждает, что  по тем товарным позициям, которые  наиболее чувствительны для экономики Казахстана и зависимы от импорта, предусмотрены переходные периоды. «Прежде всего, речь идет о медицинских препаратах.

     На  сегодняшний день отечественное  производство составляет 12% от потребности  нашего внутреннего рынка, поэтому  мы зарезервировали пятилетний период для того, чтобы наладить собственное  производство»,- говорит госпожа  Айтжанова. В течение трех-пяти лет  пошлина на многие импортные товары будет нулевой, в частности на лекарства, медицинское оборудование, железнодорожные вагоны и нефтехимию - всего около 400 наименований. Трехлетний переходный период будет введен по производству вагонов и четырехлетний  период по производству сырья для  нефтехимического производства.

       Нужно отметить, что иностранные предприниматели встревожены образованием Таможенного союза. Так, к примеру, ассоциация европейских предпринимателей (BUSINESSEUROPE) обеспокоена, в частности, тем, что пошлины в рамках единого таможенного тарифа будут выше ранее применяемых. Квалифицируя единый таможенный тариф в качестве протекционистской меры, BUSINESSEUROPE предупреждает, что он нанесет урон также самому Таможенному союзу и инвестиционному климату в странах-участницах.

     Опасения  относительно вхождения в Таможенный союз высказывают и предприниматели из Казахстана в связи с ожидаемым ростом таможенных пошлин. Согласованные с Россией и Беларусью единые импортные пошлины в отношении третьих стран выше, чем те, которые действуют в Казахстане в настоящее время (декабрь 2009 года). Министерство экономики Казахстана прогнозирует рост потребительских цен с 1 января 2010 г.

Информация о работе Участие России в международном сотрудничестве в области таможенного дела