Антиинфляционная политика в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Проблема инфляции издавна занимает важное место в науке и экономической политике государств. Инфляция, как известно, препятствует социально-экономическому развитию, так как подрывает конкурентоспособность участников рыночной экономики, ведет к перераспределению национального дохода в пользу предприятий-монополистов и государства, теневой экономики, к снижению реальной заработной платы, пенсий и других фиксированных доходов, усиливает имущественную дифференциацию общества. Поэтому для каждого государства наиболее актуальной проблемой на любом этапе развития является разработка и реализация эффективных и рациональных мероприятий по антиинфляционному регулированию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….5
1. Антиинфляционная политика и методы ее осуществления…………..7
1.1 Понятие антиинфляционной политики……………………………….7
1.2 Методы и инструменты антиинфляционной политики……………...9
2. Анализ антиинфляционной политики в Республике Беларусь……..15
2.1 Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь…15
2.2 Антиинфляционная политика в Республике Беларусь на современном этапе развития……………………………………………………………..19
3. Мировой опыт борьбы с инфляцией………………………………….23
Заключение……………………………………………….…………………31
Список использованных источников……………………………………...33
Приложения…………………………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

    Иногда проводится деноминация, которая представляет собой увеличение нарицательной стоимости обесценившихся денежных знаков без переименования денежной единицы и осуществляется с целью упрощения ценообразования, упорядочения денежного обращения, облегчения учета и расчетных операций, а также для придания большего веса национальной валюте по сравнению с иностранными. Старые денежные знаки обмениваются на новые в соответствии с коэффициентом укрупнения, по нему же одновременно пересчитываются действующие цены, тарифы, номинальная заработная плата и т.д.  [12,162] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2

  Анализ АНТИинфляционной политики 
в Республике Беларусь

2.1. Особенности инфляционных  процессов в Республике  Беларусь

       Исторически инфляция в экономике Беларуси возникла еще в 50-х – начале 60-х годов и связана с резким падением эффективности общественного производства. Однако она носила скрытый характер и проявлялась в товарном дефиците и значительном разрыве в ценах: низких на конечную продукцию и высоких на все виды сырья.

      Показателем инфляции, с помощью которого происходит ее количественная оценка, служит индекс цен. Индексом цен называют процентное соотношение суммы цен товаров одного периода и тех же товаров базового периода времени:

      Для измерения инфляции часто используют «потребительскую корзину», т.е. набор товаров и услуг, приобретаемых средним жителем страны за определенный период. Сложив цены всех составляющих этого набора, получим общую цену потребительской корзины. Процентная разница между стоимостью корзины на конец и начало определенного периода и составляет инфляционный прирост цен. [5, 124]

    Внешне благополучное, сбалансированное и стабильное социалистическое хозяйство (низкие цены, отсутствие безработных, гарантированные заработки) скрывали подавленную инфляцию и безработицу. С обретением в начале 90-х гг. ХХ в. Независимости Республика Беларусь получила возможность проведения собственной  макроэкономической политики. В то время экономика нуждалась в реструктуризации, реформировании отношений между экономическими субъектами. Наблюдалась ярко выраженная стагфляция – высокие темпы роста уровня цен сопровождались спадом реального объема национального производства. [4, 223]

   1991 год оказался рубежным: в Беларуси, как и в большинстве бывших союзных республик годовые темпы прироста цен составили от 3 до 5%.

    С 1994 года темпы инфляции стали измеряться десятками, сотнями и тысячами процентов в год. Но с 1999 года темпы роста индекса потребительских цен стали постепенно снижаться и в настоящее время заметна устойчивая тенденция к постоянному снижению уровня инфляции и приближению ее к допустимому уровню, что свидетельствует об определенных успехах государства в реализации мер антиинфляционной политики (табл. 1).

      Таблица 1 – Индексы цен по отдельным  отраслям экономики  (декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах)

  1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Индекс  потреби-

тельских  цен

344,0 207,5 146,1 134,8 125,4 114,4 108,0 106,6 112,1 113,3 110,1
Индекс  цен производителей промышленной продукции 221,8 268,0 139,1 142,6 128,1 118,8 110,0 109,0 116,8 116,4 111,1
Индекс  цен производителей на реализованную

сельско-

хозяйственную продукцию

649 210 150 120 124 122 111 109 132 121,1 100,6
Индекс  тарифов на грузовые перевозки 291,0 420,0 145,2 125,3 121,7 108,8 106,4 112,3 108,8 130,9 118,6

Приложение –  Источник: [http://belstat.gov.by]

  

     Как показывает таблица, в начале указанного периода существовала гиперинфляция. Лишь к 2000 году эта тенденция была переломлена: хотя темпы инфляции остались очень высокими, появился экономический рост. В среднем за 1996 – 2000 гг. прирост реального ВВП составил 6,3 %.

     Прирост индекса потребительских  цен в декабре 2009 года по сравнению с декабрем 2008 года составил 10,1 % (или о,8 % в среднем за месяц) против 13,3 % годом ранее (или 1 %  в среднем за месяц). По результатам проведенного БелаПАН анализа данных Национального статистического комитета о ежемесячном изменении цен на потребительском рынке, рост потребительских цен в январе 2009 года на 4,1% стал самым высоким за последние шесть лет. Более высокий показатель был зафиксирован в январе 2003 года — 4,3%. После этого самым инфляционным был январь 2008 года (2,5%). В декабре 2008 года цены выросли на 1,2%.  
     Инфляционные процессы в 2009 году протекали неоднородно. В начале года они были инициированы высокими инфляционными и девальвационными ожиданиями, обусловленными проведенной корректировкой обменного курса белорусского рубля к основным иностранным валютам и административным повышением тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства, а также в определенной мере предпринятыми в конце 2008 года мерами по либерализации ценообразования. Также произошло очередное повышение цен на импортируемые из Российской Федерации энергоносители. Последующая стабилизация инфляционных и девальвационных ожиданий, падение внутреннего и внешнего спроса на продукцию отечественных предприятий, снижение уровня цен на мировых рынках как на импортируемые промежуточные товары, так и на готовую продукцию способствовали замедлению инфляционных процессов в стране. 

     Рассмотрим  индексы цен и тарифов в 2009 году (табл. 2).  

Таблица 2 – Индексы цен и тарифов (в  процентах)

Наименование  показателя Декабрь 2009 г. к 2009 г.  к 2008 г.
ноябрю 2009 г. декабрю 2008 г.
Индекс  цен на продовольственные товары 102,3 109,4 114,0
Индекс  цен на непродовольственные товары 100,4 110,1 110,4
Индекс  тарифов на платные услуги 100,6 111,9 113,9
Индекс  базовой инфляции 100,4 108,7 112,6
Индекс  цен на промышленную продукцию 101,2 111,3 114,5
Индекс  цен на строительно-монтажные работы 100,6 104,1 111,4
Индекс  тарифов на грузовые перевозки 103,7 118,6 134,0

   Приложение – Источник: [http://belstat.gov.by]

  Прирост индекса цен на продовольственные товары в декабре 2009 года по сравнению с декабрем 2008 г. составил 9,4 % (годом ранее – 15,9 %). В наибольшей степени росли цены тех товаров, уровень которых зависит от ситуации на внешних рынках, динамики обменного курса белорусского рубля к основным иностранным валютам, а также товаров, цены на которые подвержены сезонным колебаниям. Так, наиболее существенно подорожали картофель (на 39,8 %), чай (на 30,3 %), плодовоовощная продукция (на 19,5 %), алкогольные напитки (на 14,7 %) и др. (Приложение 1).

     Прирост индекса цен на непроизводственные товары в декабре 2009 г. по сравнению с декабрем 2008 г. составил 10,1 % (годом ранее – 6,8 %). В наибольшей степени подорожали медикаменты (на 24,2 %), парфюмерно-косметические товары (на 23,1 %), синтетические моющие средства (на 17 %), чулочно-носочные и табачные изделия (на 17 %) и др. (Приложение 2).

     Прирост тарифов на платные  услуги в декабре 2009 г. по сравнению с декабрем предыдущего года составил 11,9 % (в 2008 г. – 16,2 %). При этом наиболее существенно выросли тарифы на услуги железнодорожного пассажирского транспорта международного сообщения и воздушного пассажирского транспорта (на 39,9 % и 33,7 % соответственно), тарифы на туристические и экскурсионные услуги (на 24,4 %), санаторно-оздоровительные услуги (на 17,7 %), а также услуги жилищно-коммунального хозяйства (на 17,3 %).(Приложение 3).

     Базовая инфляция (инфляция за исключением влияния изменения цен на товары и услуги, регулируемые государством напрямую, и цен, подверженных сезонным колебаниям) в декабре 2009 г. составила 0,4 процента к ноябрю. За 2009 год прирост цен на группу товаров и услуг, используемых при расчете базового индекса цен, составил 8,7 % (в 2008 году – 11,8 %).

    В 2009 году прирост индекса потребительских цен на 57,1 % был обусловлен ростом базовой инфляции (годом ранее – на 58,9 %), на 35,6 % – прямым административным повышением цен и тарифов на товары и услуги (годом ранее – на 38,3 %), на 7,3 % – ростом цен на плодовоовощную продукцию (годом ранее – на 2,8 %).

    За 2009 год цены производителей промышленной продукции возросли на 11,3 % против 16,4 % за 2008 год. При этом цены на средства производства увеличились на 6,2 %, на промежуточные товары – на 14,3 %, цены на потребительские товары – на 8,8 %. В наибольшей степени цены возросли в медицинской промышленности (на 26,9 %), электроэнергетике (на 25,3 %), черной металлургии (на 23,4 %), табачно-махорочной промышленности (на 22,5 %) и микробиологической промышленности (на 21,7 %).(Приложение 4).

    Основной причиной роста цен производителей промышленной продукции явился рост издержек производства, прежде всего материальных затрат, что было обусловлено девальвацией обменного курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам, а также повышением цен на импортируемые энергоносители.

    Индекс цен на строительно-монтажные работы в декабре 2009 г. по сравнению с декабрем 2008 г. увеличился на 4,1 % (в 2008 г. – на 21,6 %). Индекс тарифов на грузовые перевозки увеличился на 18,6 % (в 2008 г. – на 30,9 %).

  Оценивая перспективы снижения инфляции и связанного с ней экономического роста в Беларуси, следует помнить, что в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Беларуси на 2009 год среднемесячный рост потребительских цен – 0,8 – 1 %.

    Необходимо подчеркнуть, что темпы снижения инфляции на современном этапе развития Республики Беларусь свидетельствуют о качественном изменении белорусской экономики в лучшую сторону. 

2.2 Антиинфляционная  политика в Республике  Беларусь  на современном этапе развития

     Антиинфляционная  политика является важнейшей составляющей экономической стратегии в большинстве  стран мира.

    Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции: бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др. Таким образом, задача полностью ликвидировать инфляцию нереальна. Поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.

    Динамику инфляции в Республике Беларусь можно проследить в рамках четырех периодов.

    Первый период (1991 – 1994 гг.). Это был самый трудный период, связанный с углублением экономического кризиса из-за разрыва хозяйственных связей с республиками бывшего СССР, разрушением единой рублевой зоны, переходом на национальную денежную систему, построением институтов белорусской государственности. Эти процессы обусловили гиперинфляции в 1993 – 1994 гг., когда цены вырастали в год более чем в 20 раз. Реальные процентные ставки на кредитно-депозитном рынке были отрицательными.

    Второй период (ноябрь 1994 – 1996 гг.). В результате осуществления комплекса антиинфляционных мер монетарной политики была достигнута определенная финансовая стабилизация на макроэкономическом уровне. Изменение ситуации было связано с переходом к жесткой денежно-кредитной политике, которая выразилась в ограничении темпов роста денежной массы путем сокращения объемов прямого централизованного кредитования коммерческих банков, увеличения доли аукционного размещения кредитных ресурсов по рыночным ставкам, в политике положительных реальных процентных ставок.

Информация о работе Антиинфляционная политика в Республике Беларусь